Лучшие тактические игры

Согласно военной науке, в противовес стратегии, решающей задачи в масштабах всей войны, тактика – дисциплина о теории и практике подготовки и ведения отдельного сражения, от одного бойца до целых частей и соединений. Так что при желании «тактической» можно назвать практически любую игру, где есть бой, независимо от жанра, будь то шутер (при этом есть отдельный поджанр тактических шутеров с особым вниманием к реалистичности передвижения, стрельбы и взаимодействия), стратегия (действительно стратегические решения приходится принимать разве что в 4X-гигантах типа Civilization, Europa Universalis или Imperator: Rome; резиновая рамочка с двумя десятками танков – это тактика) или RPG.

Но в игровом мире уже сложился определенный стереотип, в соответствии с которым тактическая игра предполагает управление небольшим подразделением из нескольких бойцов, часто уделяя внимание параметрам и снаряжению каждого из них. Именно его мы и будем придерживаться, чтобы не пытаться объять необъятное. Кроме того, в этой статье не будут рассматриваться японские тактические RPG вроде Disgaea и Fire Emblem, так как это бесспорно прекрасный, но совершенно отдельный поджанр. Вот наш выбор лучших тактических игр, от бессмертной классики до интересных новинок.

Классика военного искусства

Серия Jagged Alliance

Эта игровая серия во многом определила облик тактических игр: небольшой отряд бойцов с различными навыками (снайперы, медики, подрывники, штурмовики) и возможностью их прокачки, кастомизация оружия и снаряжения, пошаговые сражения с перехватом хода. В первой игре серии, разработанной студией MadLabs и изданной Sir-Tech Software в 1994 году, игрок во главе подразделения наемников из организации A.I.M. должен был освободить от злобного диктатора остров Метавира, где после ядерных испытаний стали расти уникальные деревья, из сока которых можно производить лекарство от рака.

Присутствовал здесь и элемент менеджмента – мы не только управляли бойцами в бою, но и формировали себе команду, нанимали сборщиков сока для получения доходов, ополченцев для удержания уже освобожденных секторов и распределяли своих бойцов, отправляя израненных ветеранов подлечиться в тылу и заменяя их свежим пополнением. Не забыли и о повреждении снаряжения, ранениях и усталости, а мир игры был в некотором роде открытым, позволяя захватывать сектора острова в любом порядке. Отдельной фишкой стали уникальные личности наемников (любимец всех постсоветских игроков Иван Долвич даже в оригинальной версии говорил по-русски), а также их взаимоотношения (некоторых бойцов можно было нанять лишь вместе, а кто-то наоборот, отказывался идти в одну команду с недругом).

Игра была очень тепло принята игроками и критиками, и в 1995 году выло дополнение Jagged Alliance: Deadly Games с отдельными миссиями и ограниченным числом ходов, но без экономической составляющей, а в 1999 – полноценная вторая часть, великолепно локализованная компанией «Бука» под названием «Агония власти». В ней нам снова предстояло свергнуть диктатора (вернее, диктаторшу), на этот раз в вымышленном латиноамериканском государстве Арулько.

Игра сохранила все удачные идеи предшественницы, значительно дополнив и улучшив их. Проекция стала изометрической, бойцы получили возможность бегать, ползать, прятаться и лазить по крышам. Появилось большое количество нового оружия, в том числе автоматического и тяжелого, транспорт у нас и бронетехника у врагов. Никуда не делся и менеджмент, но на этот раз доход мы получали от шахт с полезными ископаемыми, а различные стратегические объекты типа больницы, аэропортов и баз ПВО помогали в управлении, снабжении и поддержании жизнедеятельности. Иван остался с нами и даже привел племянника Игоря, а игрок мог создать свое альтер-это, пройдя забавный тест. Вторая часть была не менее успешной, чем первая, и многие до сих пор считают ее лучшей тактической игрой в истории. Спустя два года для нее также вышло дополнение Unfinished Business («Цена свободы»).

Дальнейшая судьба серии сложилась не очень – Википедия говорит аж о пятой части, но все, что вышло после «Цены свободы», делалось уже другими разработчиками и не добилось даже малой доли успеха первых двух частей. Внимания заслуживают разве что порт первой игры на Nintendo DS 2009 года и фанатские модификации для Jagged Alliance 2 (одна из которых, Wildfire, получила лицензию разработчиков).

КУПИТЬ (PC)

Серия X-Com

X-Com – еще одна классическая серия, но ей, в отличие от Jagged Alliance, удалось гораздо более достойно дожить до наших дней и получить ремейк для современных систем. Франшиза X-Com имеет очень долгую историю: три части классической серии, множество спин-оффов и уже две игры в серии современных ремейков.

Основа геймплея неизменна с самой первой части – игрок берет на себя роль главы международной организации X-Com, призванной спасти Землю от инопланетной угрозы. Решать придется вопросы всех уровней: размещение и строительство баз, отчетность перед финансирующими правительствами и взаимоотношения с фракциями, найм персонала и выбор направления научных исследований, а также покупка буквально каждому бойцу оружия и боеприпасов и командование подразделениями на поле боя. Игры этой серии очень многоплановые, а из стратегического режима с фирменным глобусом (или огромным городом в случае с X-Com 3: Apocalypse), подчеркивающим масштабность наших дел, можно было вообще сделать отдельную игру.

Но по всеобщему признанию именно тактическая составляющая является квинтэссенцией серии X-Com. В пошаговых сражениях нам предстоит пройти путь от вооруженных примитивным огнестрельным оружием «партизан» на местах крушения и посадки небольших кораблей пришельцев до штурмующих базы врага на Земле и за ее пределами грозных бойцов с мощными пушками и броней, созданными на основе изученных вражеских технологий.

Огромное количество оружия и гаджетов (роботы, сканеры, даже средства подавления воли и подчинения) обеспечивают невероятную тактическую гибкость, а в новой серии все стало еще разнообразнее благодаря появлению системы укрытий, нескольким видам брони с различными дополнительными функциями, а также более продвинутой системе развития бойцов с индивидуальными способностями. Об этой серии можно рассказывать довольно долго, но это выходит за рамки данной статьи. Более подробно с ней познакомиться вы можете в нашем обзоре

КУПИТЬ КЛАССИЧЕСКУЮ СЕРИЮ (PC)

КУПИТЬ (PC) КУПИТЬ (PS) КУПИТЬ (XBO)

Серия Commandos

Серия Commandos, первая часть которой вышла в 1998 году, может быть, и не совершила в жанре революцию, но стала одной из наиболее знаковых и уникальных. В лучших традициях жанра игрок командовал небольшим отрядом элитных бойцов времен Второй Мировой, засылаемых в немецкий тыл для выполнения самых разнообразных задач. Здесь нет никакой экономической составляющей, подбора снаряжения и прокачки параметров – только тактика в чистом виде.

Основной фишкой стали различные классы бойцов с уникальными способностями: зеленый берет мог ставить приманки и бесшумно снимать часовых ножом, снайпер – тихо убивать врагов с дальнего расстояния, шпион – переодеваться во вражескую форму, моряк – плавать под водой, водитель – управлять любой техникой, от грузовика до танка, а сапер – работать со взрывчаткой. Состав отряда на каждую миссию был жестко задан, и для успешного прохождения требовалось умело использовать и сочетать способности имеющихся бойцов, чем-то напоминая шахматы. Но в отличие от шахмат и большинства тактических игр тех лет все действия велись в реальном времени. Это здорово добавляло игре драйва и не раз становилось причиной многократных сохранений и загрузок. Игра была задумана главным образом как стелс-тактика, но существовали методы прохождения некоторых миссий с огнем из всех стволов.

Дальнейшие игры серии оставались верны заданному первой частью стандарту, слегка меняя состав бойцов, миссии и визуальную стилистику. Последняя игра (шутер Strike Force относится к серии довольно условно) вышла в далеком 2003 году, но в 2018 году было объявлено о планах выпустить HD-ремастеры всей классической серии и полноценную новую игру, а на E3 2019 ремейк второй части был официально анонсирован для всех платформ, включая смартфоны и планшеты. Мы с нетерпением ждем его выхода, тем более что ни до, ни после серии ничего подобного создано не было.

КУПИТЬ (PC)

Fallout Tactics: Brotherhood of Steel

Fallout Tactics – это спин-офф легендарной серии RPG, сосредоточенный на действиях и тактике группы бойцов. Изменения пришлись по душе не всем фанатам серии, но в целом это великолепная тактическая RPG, заслужившая себе место в рядах классики жанра.

Brotherhood of Steel отказывается от привычного сеттинга западного побережья США и отправляет нас в окрестности Чикаго. Это позволяет нам раскрыть еще один кусочек головоломки о ситуации в Америке после ядерной войны. Мы играем за нового рекрута заглавного Братства Стали, который вместе со своей команды пытается найти что-то оставшееся от довоенной цивилизации.

В Fallout Tactics мы можем сражаться с врагами в режиме реального времени, что выливается в гораздо более динамичный по сравнению с первыми двумя Fallout геймплей. На смену длинным диалогам пришли бои с превосходящими силами врага. Благодаря этим изменениям игра выделяется из основной серии и является отличной тактической RPG.

КУПИТЬ (PC)

Incubation: Time Is Running out

Incubation: Time Is Running out – часть несколько подзабытой серии Battle Isle от Blue Byte Software. В 1997 году игра завоевала любовь множества геймеров и до сих пор остается одной из лучших тактических RPG на ПК.

Это четвертая часть серии игр Battle Isle, посвященной судьбе жителей планеты Кромос, очень похожей на Землю будущего из научной фантастики. В центре сюжета – миссия отряда космодесантников, который должен выяснить, что случилось в заброшенной колонии. Как оказалось, в исчезновении колонистов виноват таинственный вирус, превративший мирных прежде инопланетян и часть местной фауны в кровожадных монстров. Нам предстоит выжить и решить проблему, защитив от уничтожения свой собственный мир.

Incubation запомнилась дизайном миссий – задачи построены как головоломки. Необдуманная лобовая атака приведет только к смерти наших бойцов. Залог успеха – просчитывать все на несколько ходов вперед. Это позволит справиться даже с самыми сильными врагами.

По мере получения очков опыта наши солдаты приобретают новые способности и специализации. Это привязывает к ним как к семье, заставляя загружаться после смерти каждого бойца.

КУПИТЬ (PC)

Горький-17/18 (Odium)

Gorky-17, известная также как Odium, показала миру качество работы польских игроделов задолго до выхода «Ведьмака», причем в жанре, который ранее считался эксклюзивом Японии. В итоге получилась прекрасная комбинация тактической RPG и survival-horror, определенно заслуживающая места в нашем списке.

В центре сюжета игры – последствия таинственных экспериментов на заброшенной секретной советской военной базе где-то в Польше. Группа солдат НАТО, отправленная туда для выяснения ситуации, пропала, и на ее поиски отправляется новое подразделение из трех человек, которое и предстоит возглавить игроку.

Сочетание элементов survival-horror, пошаговых сражений и других прелестей тактических RPG показало себя великолепно. Мрачная атмосфера города также идеально соответствует классической боевой системе. Отдельной похвалы заслуживают русские локализации – их вышло сразу две, и они стали не просто переводом, а настоящей творческой переработкой, затронувшей имена, истории персонажей, диалоги и сюжет. В «Горьком-17» от Snowball группа натовских солдат становится отрядом МЧС России, а «Горький-18» – совершенно фантастическая авторская локализация в переводе небезызвестного Гоблина, щедро приправленная безбашенным армейским юмором, где наши бойцы стали спецназовцами ГРУ.

КУПИТЬ (PC)

Серия Бригада Е5/7.62

Старались не отставать от польских коллег и отечественные разработчики, на волне популярности серии Jagged Alliance решившие расширить и углубить ее концепцию. Начавшись как чуть ли не любительский проект на ныне почивших форумах «Вольного стрелка» на сайте Absolute Games, «Бригада» была замечена компанией 1С, что позволило найти необходимые ресурсы для разработки и в итоге вылилось в серию из трех игр: «Бригада Е5: Новый Альянс» (2005), «7.62» (2007) и «7.62: Перезарядка» (2007).

К ним было достаточно много вопросов в техническом плане, главным образом из-за багов и вылетов, с которыми удалось справиться только к третьей части, и то не окончательно. Но многие амбициозные идеи, направленные на повышение реализма и вариативности геймплея, были реализованы на вполне достойном уровне. Сражения велись в реальном времени с активной паузой, оружие нужно было чистить и обслуживать, а магазины покупались отдельно от патронов и впоследствии снаряжались. Про кастомизацию оружия и скрытность также не забыли. Игры серии были удостоены высоких оценок и нескольких наград в номинации «Лучшая тактическая игра» от отечественных изданий, но слабый сюжет и технические недостатки не позволили им добиться значительного успеха на мировом рынке. Тем не менее, это отличные тактические игры, особенно если вы хотите лучше прочувствовать рутинную жизнь наемников и увидеть более целостное и реалистичное отражение работы с оружием.

Достойные наследники

Серия Shadowrun Returns

Shadowrun – культовая настольная ролевая система, вдохновившая за последнюю четверть века не одну хорошую игру. Пожалуй, лучшие из них были выпущены в серии Shadowrun Returns разработки студии Harebrained Schemes – собственно, Shadowrun Returns, Shadowrun: Dragonfall и Shadowrun: Hong Kong. В ней необычный футуристический сеттинг идеально сочетается с великолепным геймплеем.

Уникальность вселенной Shadowrun – в сочетании киберпанка с магией и фэнтези. Мир будущего в духе «Бегущего по лезвию» населен троллями, орками и эльфами. Именно в этом движущая сила серии Shadowrun Returns. Ее оригинальный и сложный мир берет все лучшее из фэнтези и научной фантастики, объединяя в один качественный продукт.

Серии Shadowrun прекрасно удается объединить классическую RPG с тактическими сражениями. В зависимости от части игроки могут более или менее свободно путешествовать по миру и брать разнообразные миссии и квесты. При столкновении с врагом игра переходит в пошаговый тактический режим, где нужно управлять протагонистом и его компаньонами. Особого упоминания заслуживает представление взлома компьютерных систем в виде боя, где в стилизованном киберпространстве аватар персонажа использует атакующие и оборонительные программы как оружие и способности.

КУПИТЬ (PC)

Серия Valkyria Chronicles

Некоторые тактические игры размывают границы жанра и вносят в него новые элементы. Наилучшим образом это удалось серии Valkyria Chronicles, уникальной комбинации тактической RPG и шутера от третьего лица.

Сюжет этой серии отправляет нас в самую гущу конфликта в альтернативной Европе 1930-х годов. Одна из стран атакована злобным соседом – императором Максимилианом. В главной роли – сын генерала, унаследовавший от отца тактические таланты и… танк. Благодаря этому он сразу же возглавил небольшой отряд, ставший последнем рубежом обороны. Возможно, это в какой-то степени банально, но сочетание вымысла с отсылками к реальной истории сделано прекрасно.

В плане геймплея Valkyria Chronicles – одна из наиболее интересных игр нашего списка. Это очень самобытная стратегия с чертами RPG, объединяющая пошаговые сражения с непосредственным управлением из игр от третьего лица. У нас есть определенное количество очков действия, которые позволяют выбрать бойца, после чего игра переходит в пошаговый режим, где мы управляем персонажем напрямую.

Серия Valkyria Chronicles показала, что объединение жанров может быть великолепной идеей. Это не самые простые игры, но попробовать не помешает. Вторая и третья части вышли только на PSP, но в 2016 году был выпущен ремастер первой игры, а в 2018 Valkyria Chronicles 4 снова вышла на всех основных платформах.

КУПИТЬ (PC) КУПИТЬ (PS) КУПИТЬ (XBO) КУПИТЬ (SWITCH)

Battletech

С какой стороны ни посмотреть, Battletech, созданная теми же разработчиками, которые подарили нам уже упомянутую серию Shadowrun, – колоссальная и долгожданная игра. Сочный, продуманный пошаговый симулятор сражений мехов, верный своим настольным корням от FASA настолько, насколько это необходимо для воссоздания сложной, объемной игры с миниатюрами в цифровой форме. Ее охват и глубина стали итогом более чем трех десятков лет создания лора и игр.

Эта игра требует полного погружения, заставляя осознать, что сражение боевых роботов может быть каким угодно, но не коротким. На тактическом уровне на бой влияет огромное множество взаимосвязанных факторов, от выбора оружия и отслеживания перегрева до влияния окружающей среды и позиции. Мехи великолепно детализированы, в нужной пропорции сочетая стиль старых миниатюр с приятной модернизацией визуального стиля MechWarrior Online.

Более высокие ранги командования расширяют поле боя до межзвездных масштабов, предоставляя игроку возможность в должной степени подробности развивать своих товарищей по оружию и технику. Вселенная красиво изображена и прекрасно детализирована. Игре не хватает разве что DLC – первым из них был Flashpoint, заточенный главным образом на игроков, уже прошедших игру, а вторым – Urban Warfare, довольно хороший, но немного ограниченный в плане контента.

КУПИТЬ (PC)

Phantom Doctrine

Phantom Doctrine была принята довольно неоднозначно, но вряд ли кто-либо станет отрицать амбициозность этого буйства тактики в стиле «X-Com во времена Холодной войны», которая и обеспечила игре место в нашем списке. Несмотря на вопросы к технической реализации, это одна из наиболее впечатляющих тактических игр с элементами стелса за недавнее время. Механика пошаговых сражений проста в освоении и легко узнаваема всеми фанатами жанра. Игрок управляет своими агентами на разлинованной сеткой карте, распоряжаясь очками действия и способностями.

Многоплановое сочетание стандартной тактики, скрытности, менеджмента и предварительного планирования миссий (не говоря уже о расследованиях и лоре), возвышает Phantom Doctrine над границами и правилами жанра. Игра не идеальна, и мы не говорим, что здесь все успешно реализовано, но если воспринимать ее как основу, для дальнейших разработок, то у нее великолепное будущее, и мы с нетерпением ждем, когда оно наступит.

КУПИТЬ (PC) КУПИТЬ (PS4) КУПИТЬ (XBO) КУПИТЬ (SWITCH)

Hard West

До создания «X-Com про шпионов» в виде Phantom Doctrine студия Creative Forge разработала «X-Com про ковбоев» под названием Hard West – и она стала одной из лучших игр жанра.

Сюжет Hard West охватывает восемь сценариев с целым рядом различных персонажей, объединенных Смертью – в персонифицированном смысле. Таинственный сверхъестественный незнакомец, который может быть самим Дьяволом (а может и не быть), дает вам шанс отомстить за убийство вашей семьи целым множеством специальных способностей. Для каждого из персонажей они уникальны, от простого увеличения здоровья до поистине неземных способностей типа предвидения будущего или воскрешения.

На глобальной карте вы можете свободно путешествовать по миру, покупая предметы, посещая города, добывая золото и принимая спорные решения, последствия которых аукнутся вам в будущем. Бой очень похож на XCOM: Enemy Unknown, с интересными нововведениями типа «шкалы удачи», определяющей, можно ли по вам попасть и способностей замечать и атаковать скрытых врагов по теням. Это очень продуманная и увлекательная игра в наполненном своеобразной романтикой сеттинге Дикого Запада.

КУПИТЬ (PC) КУПИТЬ (SWITCH)

Into the Breach

Into the Breach – вторая игра студии Subset Game, дебютом которой стала FTL: Faster Than Light 2012 года. Ее действие происходит в далеком будущем, когда человечество сражается с армией монстров, известных в целом как Век.

Несколько неточно называемая «микростратегией» (о различиях между стратегией и тактикой мы говорили в самом начале статьи), эта тактическая игра заимствует все преимущества своих более крупных собратьев и выделяет из них самую суть. В пошаговых сражениях вы одновременно управляете максимум тремя юнитами, каждому из которых доступна лишь пара действий. Юниты представляют собой пилотируемых людьми мехов, которых можно оборудовать различным оружием и броней. Подобно FTL, игра разделена на ряд наборов миссий с процедурно генерируемыми сценариями на нескольких островах.

Применения тактических талантов потребуют разнообразные типы врагов и опасные факторы окружающей среды. Кроме того, в Into the Breach присутствует ряд элементов roguelike, значительно повышающих реиграбельность. Все заработанные бонусы можно использовать в следующих попытках, поэтому наказание за провал не столь сурово. Добавьте к этому великолепное оформление в стилистике пиксель-арт и отличный саундтрек, и вы поймете, что маленькая игра иногда может дать очень много.

КУПИТЬ (PC) КУПИТЬ (XBO) КУПИТЬ (SWITCH)

Mutant Year Zero: Road To Eden

Как и серия Shadowrun, Mutant Year Zero: Road to Eden – компьютерная адаптация одноименной настольной RPG из Швеции. Действие игры происходит в постапокалиптическом будущем, где большая часть населения Земли погибла в ядерной войне, а оставшиеся превратились в мутантов. Вам предстоит возглавить небольшой отряд исследователей – Сталкеров, состоящий из антропоморфных утки и кабана, а также девушки с древесными генами.

Геймплей разделен между исследованием в реальном времени, где вы можете разыскивать припасы и располагать своих бойцов перед сражением, и пошаговый бой. Особое значение имеет фактор скрытности и внезапного нападения на противника, реализованные через круг обнаружения. Присутствует здесь и развитие персонажей, основанное на получении новых способностей через мутации с тратой запаса соответствующих очков. Специфический сеттинг не обделен юмором, вроде забавных описаний предметов (чего стоит одна только красная шляпа, названная «короной плодовитости для привлечения партнера») и болтовни между персонажами. Наиболее существенным недостатком игры часто называли достаточно короткую одиночную кампанию, но и это стало не так актуально после выхода дополнения Seed of Evil, которое помимо нескольких часов геймплея, новых локаций и противников включает нового играбельного бойца – антропоморфного лося Хана.

КУПИТЬ (PC) КУПИТЬ (PS4) КУПИТЬ (XBO) КУПИТЬ (SWITCH)


На этом наша подборка завершается. Жанр тактических игр поистине безграничен, и довольно сложно уместить даже лучшие из них в одной статье. Но если вы все же считаете, что какие-то игры особенно незаслуженно обделены вниманием, или наоборот, недостойны места в этом списке, обязательно делитесь своим мнением в комментариях!

Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.

cubadmin
Хотите получить новенький геймпад DualShock 4 в эксклюзивной расцветке? Поучаствуйте в нашем конкурсе!
Holler Box