Обзор Fell Seal: Arbiter’s Mark – дешево не значит плохо

30 апреля 2019 года состоялся релиз пошаговой тактической РПГ Fell Seal: Arbiter’s Mark в фэнтезийно-стимпанковом сеттинге от инди-студии 6 Eyes Studio, состоящей всего из двух человек – семейной пары Пьера и Кристины Леклерков.

  • Разработчик: 6 Eyes Studio
  • Издатель: 1C Entertainment
  • Дата выхода: 30 апреля 2019 года

Разработкой игры супруги занимались сначала в свободное от основной работы время (Пьер и Кристина долгое время трудились в составе Studio Archcraft, известной по проекту Black Sigil: Blade of the Exiled). Лишь через год после начала работы над игрой, когда Studio Archcraft закрылась, они решились на создание собственной студии. Работа над игрой «на полную ставку» заняла у пары еще 2 с половиной года.

Разработчики не скрывают, что черпали вдохновение у таких признанных шедевров тактических РПГ, как Final Fantasy Tactics и Tactics Ogre. Так что нам стало интересно, насколько небольшой инди-студии с ограниченным бюджетом удалось приблизиться к планке, заданной самой Square Enix.

Сюжет

С самого начала нам показывают короткий ролик с историей игрового мира под названием Теора. Давным-давно на Теору обрушилось Зло, справиться с которым смогли лишь семь величайших героев Эпохи. За свой подвиг они получили в награду бессмертие и создали Совет Бессмертных, чтобы защищать мир (и управлять им). Быстро выяснилось, что даже самые мудрые и великие герои не могут самостоятельно решать проблемы всего мира, поэтому в помощь себе Бессмертные создали Орден Вершителей, которые имели абсолютную власть над остальным населением и могли единолично плодить правосудие.

А вот и Бессмертные в полном составе

Наш первый персонаж – Вершительница по имени Кайри, которая со своей помощницей Анадин и еще несколькими подчиненными отправляется в провинциальный город Геллиг. На месте Кайри сразу же сталкивается с произволом аристократии и отправляется в путешествие, чтобы обеспечить злодею по имени Альфонс суд в городе Илластар, где тот не обладает таким же влиянием, как в Геллинге.

Вроде бы разобравшись с преступником, героиня отправляется на Совет Бессмертных, где оказывается, что Бессмертие не равно вечной молодости, поэтому члены Совета иногда уходят в отставку, а их место занимают более молодые правители. В этот раз свои полномочия сложил последний из семи первоначальных Бессмертных. А чтобы выбрать ему замену, семь выбранных членами Совета достойных кандидатов отправляются в Паломничество Отмеченных, где должны проявить свои умения. И на удивление, один из членов Совета выбрал в качестве кандидата как раз того самого аристократа-беспредельщика, которого мы с таким трудом привели в город. А Отмеченные во время Паломничества становятся выше Закона и избегают ответственности за любые преступления.

Не в силах смириться с таким безобразием, наша героиня решает следовать за Отмеченным по пятам. Именно с этого и начинаются грандиозные приключения Кайри в огромном мире, за благополучным фасадом которого таятся коррупция, преступления и даже силы Тьмы. Мир получился по-настоящему живым и атмосферным, а сюжетные персонажи в большинстве своем имеют собственный характер и мотивацию.

К сожалению, развитие личности персонажей происходит почти без нашего участия – все диалоги строго безальтернативны в традициях классических JRPG. Наша роль в судьбе участников отряда сводится лишь к опциональному участию в связанных с ними событиях, которые позволяют поближе познакомиться с характером наших подчиненных.

Геймплей

Бои здесь проходят в пошаговом режиме, который будет очень хорошо знаком всем любителям серии Final Fantasy. Ваши и вражеские персонажи ходят по очереди в зависимости от положения на шкале инициативы, которая отображается вверху экрана и позволяет тщательно планировать действия своей команды. Интересно, что на некоторых картах еще и происходят различные влияющие на ход боя события, о которых персонажи обычно предупреждают в начале или по ходу боя в своих диалогах. Время наступления событий также указывается на шкале инициативы.

Когда ход дойдет до обведенных красным часиков, люк справа откроется и выпустит на нас новую порцию врагов. А вот если на него наступить…

В течение своего хода можно переместиться по полю на зависящее от скорости (и прыгучести) персонажа количество клеток а затем применить обычную атаку, классовую способность (которые обычно потребляют ману) или расходник. Кстати, расходники здесь работают примерно как в Dragon Age: Inqusition и автоматически восстанавливаются после каждого сражения, так что можно активно применять их и не бояться однажды остаться без зелий здоровья.

Боевая система достаточно продуманная и учитывает не только параметры атаки, защиты и уклонения, но и взаимное расположение атакующего и его жертвы – атаки во фланг эффективнее фронтальных, а атаки с тыла наносят больше всего урона. Так что будьте готовы к постоянным перемещениям по карте и учитесь правильно расставлять своих героев, чтобы защитить хрупких магов и хилеров от вражеских клинков и клыков. Только не нужно ставить их совсем уж впритык – многие вражины обучены атакам, которые могут навредить не только цели, но и стоящему прямо за ней союзнику. В конце каждого хода предстоит еще и развернуть своего персонажа так, чтобы он стоял к большинству врагов лицом.

И именно при развороте чаров всплывает первый серьезный недостаток боевки – поле разбито на равные прямоугольники, а у персонажей всего 4 возможных положения, поэтому и удары ближнего боя «наискосок» наносить не получится – только прямо перед собой.

Дальность действия абилок ограничена. Чуть-чуть не хватило, чтобы достать всех…

Опыт (называемый здесь Очками Способностей или ОС) начисляется сразу же за каждое конкретное действие, имевшее успех, а именно нанесение урона врагам и помощь союзникам. При этом за обычные действия для мультиклассовых чаров ОС начисляются понемногу всем подклассам, а вот за применение классовых абилок ОС идут только в зачет соответствующего им класса. Лут также в основном добывается сразу же после убийства соперника, с которого он обычно падает.

Немножко опыта и лута капает и после боя

Дополнительные расходники и предметы снаряжения можно приобрести в городских магазинах или скрафтить самостоятельно, добыв перед этим все нужные ингредиенты.

Ласты или кроссовки? Все-таки нет, сапоги, жабья кожа в этом сезоне в тренде

Потратить заработанные ОС можно на привале, выучив доступные в дереве навыков каждого персонажа умения.

Потихоньку Кайри становится сильнее

Классы здесь можно менять неограниченное количество раз, только бы хватало ОС. При этом новые более мощные классы открываются по мере прокачки предыдущих – так, Наемники могут стать Рыцарями, а Плуты – Следопытами. Общее количество классов в игре составляет 20 (плюс парочка секретных). В бою при этом будут доступны только способности вашего класса и еще один набор способностей от субклассов, который настраивается отдельно. Такая система позволяет создавать уникальных гибридных персонажей, что заметно разнообразит ролевую систему и повышает реплейабилити игры.

Рейнер строит карьеру

Новыми участниками отряда можно разжиться по сюжету или нанять в Гильдиях, которые находятся в городах. При найме настраивается класс, имя, внешность и даже стартовый уровень новобранца. Конечно, ни о какой личности и диалогах в данном случае речь не идет – общаться между собой умеют только сюжетные члены вашего отряда.

Отдельный шик – попробовать подобрать костюм к портрету

Между локациями мы перемещаемся с помощью глобальной карты, разбитой на отдельные ноды. Даже однажды зачищенные от врагов места можно патрулировать, чтобы нагриндить немного ОС и лута или добраться до спрятанных на ней сундуков.

Синие кружочки – города, зеленые – уже посещенные локации, красные – новые открытые по сюжету места

Радует тонкая настройка сложности игры – кроме предустановленных режимов (от «Зрителя», который позволяет пробежать игру на одном дыхании без особых проблем до «Героя», когда каждая стычка может привести к фатальным последствиям), существует возможность настроить отдельные аспекты геймплея – например, выбрать одну из четырех существующих систем травм (травмы снижают скорость персонажей, снижают характеристики на 5 % на 1 бой или навсегда либо же вообще накапливаются до 5, после чего следуют смерть) или настроить особенности экипировки и поведения противников.

Ползунками можно накрутить себе сложность чуть ли не в 2 раза выше «Геройской»

Графика

В целом, для жанра пошаговых РПГ графика никогда не была основным критерием качества. Но даже с очень скромным бюджетом разработчики Fell Seal: Arbiter’s Mark смогли сделать свою игру по-настоящему яркой и красочной. Пусть качество картинки заметно уступает современным тайтлам от мейнстримовых студий, зато видно, что игру делали с любовью. Отдельного внимания заслуживают модели персонажей – хоть большинство из них и выполнено в стандартно-анимешной стилистике, но иногда здесь встречаются и своеобразные чары.

Только посмотрите, какие милашки!

Интерфейс поначалу выглядит слегка перегруженным, но в целом не содержит ничего лишнего, а подсказки горячих клавиш не закрывают на экране ничего важного. Радует внимание разработчиков к деталям – в руках персонажи в боевых сценах держат именно те предметы, которыми экипированы.

Даже дропнутое масло не поленились нарисовать – лежит на траве в центре скрина

А вот качество анимации оставляет желать лучшего, особенно в катсценах. Персонажи в них часто не удосуживаются правильно повернуть корпус, в результате чего некоторые из них передвигаются боком, что пусть и выглядит забавно, но заметно портит атмосферу. Да и смерть противников в боях анимируется так себе – они просто сначала превращаются в тень, а потом исчезают.

Звук

Как и положено любой серьезной фэнтезийной РПГ, Arbiter’s Mark радует нас в меру пафосными симфоническими аранжировками, которые способствуют погружению в созданный Пьером и Кристиной волшебный мир. Музыка меняет темп и напряженность в зависимости от поворотов сюжета, что создает великолепную атмосферу. Звуковые эффекты от заклинаний, атак и прочих игровых событий здесь тоже присутствуют – пусть и не на таком высоком уровне, как в ААА-проектах.

А вот локализация совсем подкачала. Мало того, что большинство диалогов не озвучено в принципе – так еще и сюжетные ролики сопровождаются исключительно английской озвучкой даже в русской версии игры. С учетом того, что игру делали всего два человека, это было бы простительно – но ведь издателем проекта выступила российская компания 1C Entertainment. Неужели так сложно было нанять парочку актеров озвучки для родных геймеров?

Основные недостатки

Упомянутые чуть выше проблемы с локализаций, к сожалению, не ограничиваются одними лишь видео. Имена персонажей в диалогах так и остались на латинице, что создает впечатление, что играешь в пиратскую копию, а не лицензионный продукт.

А локализатор должен уметь локализировать…

Что касается технической составляющей, то игра мало того, что совсем неприхотлива и запускается на достаточно старых ПК, так еще и работает очень стабильно. Никаких багов, вылетов или утечек памяти мы не заметили, что говорит об отличном уровне тестирования и оптимизации (что редкость для инди-игр всего через 4 месяца после релиза).

Резюме

Несмотря на то, что над Fell Seal: Arbiter’s Mark трудилось всего два человека, в итоге получилась симпатичная и атмосферная тактическая РПГ с интересным сюжетом, живыми персонажами, продуманной боевкой и крутой ролевой системой. Основные недостатки игры, а именно линейность диалогов и кривая локализация, во многом являются следствием ее ограниченного бюджета и ни в коей мере не должны заставить вас пройти мимо этой качественной и по-настоящему уникальной игры. Тем более, что стоит это маленькое чудо меньше 950 рублей.

Купить

Аватар

LurelnLey

Игры и книги - мой способ прожить несколько жизней за одну. Мое детство пришлось на время, когда свет увидели проекты, уже ставшие бессмертной классикой: Heroes of Might and Magic, Diablo, Warcraft и прочие. С тех пор и появился интерес к индустрии, который вряд ли когда-нибудь угаснет.

1 комментарий

  • Какая милота сел-шейдерная! Люр плохого не посоветует 🙂 Вот во что я буду играть на своем старичке, пока коплю на Switch 🙂 Теп более если Grimshade и Pathfinder он не осилит :)))

Следуйте за нами

Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.