Cubiq.ru

Серия игр X-COM

За 26 лет, прошедшие со дня выхода первой игры серии X-Com, мы успели навидаться всякого. Были во франшизе и удачные примеры, и неудачные, шутеры от третьего лица и космосим. Даже выкидыш в виде игры по e-mail! Тем не менее по сию пору X-Com остается именно тем, за что мы его любим: умной пошаговой стратегией про борьбу с захватчиками-пришельцами.

Транспорт садится у разбитой «тарелки». От исхода этого задания зависит, продолжит ли государство финансировать X-COM или мы распишемся в полной своей бесполезности и Земле придет конец. Туман рассеивается, я вижу пришельцев. Слишком поздно, я уже сделал свой ход. Один из моих солдат гибнет, но остальным удается уцелеть в мясорубке и успешно выполнить задание. Горечь победы. Откинувшись в кресле, я оцениваю свои запасы ресурсов и понимаю, что дело швах. По крайней мере, этой победой я добыл себе несколько дней спокойствия, за которые мне придется доработать свою стратегию и быть готовым к следующему визиту инопланетных захватчиков.

Вот как-то так я помню свой первый опыт игры в оригинальный X-Com в далеком 1993, который продавался у нас и в Европе как UFO: Enemy Unknown. Прошло два с половиной десятка лет, но та игра для меня до сих пор остается одной из лучших.

Когда несколько лет назад я услышал о том, что в работу запущен ремейк легендарного тайтла, то задумался, а стоит ли? Несмотря на ностальгию и розовые очки, первая часть франшизы была отличной игрой, которую не так просто переплюнуть. К счастью, Enemy Unknown 2012 года оказался отличной игрой. Если уж совсем начистоту, то даже лучшей, чем нежно любимый мной оригинал. Жаль, что не все игры серии такие, в ней хватает паршивых овец.

В итоге я составил список всех игр серии X-Com, расположив их в порядке выхода в свет и не заморачиваясь с рейтингами популярности. Но мы и так знаем, какие из них прекрасны, а какие заслуживают забвения, правда?

X-COM: UFO Defence (UFO: Enemy Unknown)

Год выхода: 1993

Оригинал. Легенда, с которой все началось. И знаете, она неплохо смотрится в свои годы. А знаете, что еще в ней есть прекрасного? На самом деле в UFO целых две игры, что в те времена было большой редкостью (напомню, восьмидесятые на тот момент всего три года как миновали).

Первое: режим Geoscape, арт и механики которого сильно опередили свое время. Да, на сегодняшний день он выглядит не лучшим образом, однако работает по-прежнему отлично. Пожалуй, тактики в этом менеджменте побольше, чем ремейке 2012 года.

Разместить свою первую базу в Северной Америке – это совсем не то же самое, что в Европе. Однако, чтобы понять причину, нужно прочитать мануал к игре, так что вперед, гуглить его! Суть в том, что неудачный старт способен разрушить вам всю игру ближе к середине, что станет для вас очень неприятным сюрпризом.

Представьте, что вы, как и я когда-то, играете в нее в доинтернетную эру. Если вы застряли в каком-нибудь месте, нельзя просто взять и нагуглить решение. Нет, вам придется написать письмо (на бумаге!) в один из многочисленных игровых журналов и ждать месяц свежего выпуска, надеясь, что вам ответят. Или подождать несколько лет до изобретения поисковиков.

И это еще ДО того, как вы посылали транспорт к сбитому НЛО, где и начиналось самое веселье. Если вы, к примеру, забывали зарядить оружие своих бойцов, то можно было сразу эвакуироваться. С пустыми пушками много не навоюешь.

Вы, конечно, можете начать свое знакомство с серией прямо с ремейка 2012 года, однако я все же рекомендую, при возможности, попробовать эту классическую игру. Несмотря на почтенный возраст, она способна подарить вам немало приятных часов.

Купить

X-COM: TERROR FROM THE DEEP

Год выхода: 1995

Terror From The Deep был той же самой UFO, только подводной и значительно более сложной. И я лишь недавно понял почему: слишком многие поклонники первой части жаловались на недостаточно высокую сложность. А потом стало уже поздно.

Вторая игра франшизы выглядела красивее, однако под новой картинкой скрывался тот же ИИ и те же враги, получившие рескин. Это вполне объясняет тот факт, что гранаты под водой летели на то же расстояние, что и на поверхности. Игра получилась более атмосферной, мрачной и… тесной. Логично, ведь действие происходит на морском дне. И это все еще 2 в 1, где Geoscape и тактическая часть все так же чудо как хороши.

Купить

X-COM: Apocalypse

Год выхода: 1997

— А давайте сделаем X-COM не в масштабах планеты, а в городе? А режим менеджмента назовем Cityscape. Город назовем Mega Primus, это же все-таки будущее! Как вам?

— Круто! Давайте так и сделаем, только еще добавим сражения в реальном времени!

И ведь они так и поступили.

Третья игра на долгие годы стала последней хорошей в серии. Бои в реальном времени добавили Apocalypse индивидуальности и удачно освежили франшизу. Причем у игроков была выбор сражаться пошагово или в новом режиме с возможность поставить паузу и раздать приказы своим бойцам. Появилась целая новая раса пришельцев, а попытки удержать в узде городские полукриминальные фракции были сущим кошмаром.

Следовало учитывать и сопутствующий ущерб, который вы причиняли городу во время боевых действий. Если вы будете доставлять большие неудобства одной из фракций, то они не просто перестанут вас финансировать, а, в конце концов, придут по вашу душу. И хорошо, если потребуют лишь вернуть свои деньги. В противном случае придется драться с ними, как с чертовыми пришельцами.

С точки зрения менеджмента Apocalypse походила на остальные игры серии X-COM, отличаясь, разве что, режимом реального времени. Выглядела для своего времени она хорошо и, несмотря на некоторые странности в экономических отношениях с бандами и торговцами оружием, стал почти откровением в жанре.

Купить

X-COM: Interceptor

Год выхода: 1998

Хватит выпрашивать деньги у разных стран, отправляемся в космос. Стратегическая составляющая на месте, но она сильно упрощена и перестала быть пошаговой. Вместо этого вы пилотируете космический истребитель, как в Wing Commander или X-Wing vs Tie Fighter. Жаль только, что Interceptor ни то, ни другое.

Признаться, я очень ждал эту игру. По-своему она была очень инновационной, однако задания очень быстро скатывались в рутину, а пропустить их не было никакой возможности. Приходилось вылетать на одни и те же миссии снова, и снова, и снова, и снова… Мультиплеер тоже вызывал вопросы, поскольку сражаться можно было только против других игроков.

У Interceptor были свои положительные черты, однако в целом она вызывала разочарование и досаду. Досаду от того, что мы не увидели отличную игру, которой она могла стать. Прекрасный потенциал, который мог вылиться в целое отдельное направление франшизы, был безвозвратно загублен. Жаль.

Купить

X-COM: First Alien Invasion

Год выхода: 1999

Если вы никогда не слышали об этой игре, то вы не одиноки. Я сильно сомневаюсь, что вы бы стали играть в нее, даже появись у вас такая возможность. Самому мне не довелось ее попробовать, но, судя по тому, что я читал о First Alien Invasion, мне повезло.

Да, это X-COM. И да, в него нужно было играть по e-mail. Подумайте только, по электронной почте! Даже в 1999 году идея была так себе. Впрочем, это все равно лучше, чем фильмы Уве Болла.

Что сделать вывод о качестве игры, достаточно знать простой факт: не так уже просто найти нормальный скриншот для статьи о ней.

Игра отсутствует в цифровых сервисах для ПК

X-COM: ENFORCER

Год выхода: 2001

Тот момент, когда разработчики (или издатель) захотели шутер от третьего лица во вселенной X-COM. Игралось это как безмозглая, прошу прощения, консольная аркада, которую поленились не то что отполировать, даже протестировать должным образом. Представьте себе шутер, в котором вы каждый (каждый!) раз автоматически переключаетесь на подобранное с земли оружие. Хотите вы того или нет.

Не то, чтобы игра была очень плоха, нет. Скорее, она была никакой. В ней нет ничего, что заслуживает вашего внимания. Если вы захотите чего-то драйвового в ретро-стиле, лучше купите себе PS1.

Купить

XCOM: Enemy unknown

Год выхода: 2012

Олдфаги могут сколько угодно спорить о том, что в этой игре микроменеджмент ничто против олдскульного UFO, но факт остается фактом: это игра для геймера 21 века, и она отлично передает дух оригинала. Мне очень нравится реализация управления базой, процесс сложного выбора между финансированием исследований или тратой денег на оружие и экипировку, но именно сражения делают Enemy Unknown шикарной игрой.

XCOM до этого никогда не выглядел и не игрался так хорошо. Графика смотрится отлично, а разрушаемость локаций выше всяких похвал. А ведь здесь еще есть и мультиплеер, стремительный и яростный, в отличие от многих других стратегий. Вам нужно собрать отряд на определенную сумму очков (как в играх Total War), а потом постараться уничтожить противника. Когда я выхожу в онлайн, то обычно с треском проигрываю, но это настолько весело, что результат меня чаще всего даже не расстраивает.

Это именно та игра, которую мы ждали после «Апокалипсиса» 1997 года, и она того стоила.

Купить

XCOM: Enemy Within (дополнение)

Год выхода: 2013

Поиграв в Enemy Unknown, перед покупкой Enemy Within я не испытывал ни малейших колебаний. Новые механики – просто великолепны. Если вы никогда не устраивали на поле боя ад для пришельцев при помощи своих генетически улучшенных солдат, обязательно попробуйте.

Приятным нововведением стала тайная человеческая группировка EXALT, преследующая свои цели, идущие вразрез как с планами XCOM, так и с намерениями захватчиков. Порой, знаете ли, приятно бывает пристрелить своего собрата вместо очередного зеленокровного гуманоида.

В отношении мультиплеера Enemy Within пошла еще дальше, добавив 40 (сорок!) новых красивых карт с грамотной трехмерной планировкой. В этом, собственно, и суть дополнения: больше карт, больше адреналина, больше смертей.

Купить

The Bureau: XCOM Declassified

Год выхода: 2013

Bureau очень похожа на американские фильмы категории B 60-х годов. Она прекрасно выглядит и играется, анимации плавные и четкие, а стрелять в ней достаточно приятно. Вот только есть подвох: уберите из названия «XCOM», и она быстро превратится в посредственный шутер от третьего лица.

ИИ-напарники, которые должны выполнять ваши приказы и действовать сообща, порой действуют подобно слабоумным, пытаясь погибнуть геройской смертью. Между перестрелками игрок бродит по своему штабу, болтая с персонажами, пытающимися придать глубину здешнему менеджменту, но только лишний раз раздражающими своей навязчивостью. В игре найдутся и первоклассные моменты, но между ними, к несчастью, расположились огромные такие куски не самого увлекательного геймплея.

Купить

XCOM 2

Год выхода: 2016

Вот уже 20 лет Землей правят пришельцы, уничтожая всех несогласных и выстраивая одним им ведомое «светлое будущее». Бывшие агенты XCOM пытаются возродить свою организацию и дать бой захватчикам, изгнав их с родной планеты.

XCOM в очередной раз изменилась, оставшись при этом собой. Вторая часть ремейка привнесла множество нововведений в дизайне и механиках, превратив игрока из командующего крупной официальной организацией в партизанского лидера со всеми вытекающими из этого последствиями.

В течение года после выхода игра обзавелась сразу двумя крупными дополнениями, Shen’s Last Gift и War of the Chosen, еще больше разнообразившими игровой процесс и подтвердившими гордое звание «Игра года» и «Лучшая стратегия».

Купить

Источник: gamersdecide.com

Рекомендуем

В центре внимания

Аватар
Следите за новостями в нашем Telegram-канале
Holler Box