Фэнтези миры и кто в них обитает

Фэнтези игры всегда собирали и продолжают собирать многомиллионную аудиторию. Попробуем разобраться, как же им удалось стать столь надежным и вместительным убежищем для тех, кто устал от реальности.

У фэнтези уже давно нет правил и канонов, поэтому ничто не мешало жанру обрасти поджанрами, открывающими новые грани человеческой фантазии, создающими новые удивительные миры, на которые многие бы с радостью променяли реальность.

Когда речь заходит о фэнтези, воображение сразу рисует эльфа с идеальной укладкой, бородатого гнома, юркого хоббита и почти обычного человека, и эта пестрая компания идет куда-то очень далеко, преследуя великую цель и встречая много опасностей на своем пути. Такие ассоциации у большинства возникают наверняка благодаря незабвенному Толкину.

Ривенделл – обитель эльфов

Действительно, во многом именно благодаря его неистощимой фантазии жанр стал таким, каким мы его знаем сегодня. Хотя на самом деле человечество придумывало другие миры и пыталось дополнить собственный задолго до Толкина. Так появились мифы, своим возникновением обязанные попыткам древнего человека понять окружающий мир, объяснить, каким законам он подчиняется и как в нем правильно жить.

И жанр Fantasy тоже не появился сам собой с легкой руки какого-нибудь мечтателя. Расы и существа, населяющие вымышленные миры, пришли к нам прямиком из древних мифов и легенд, и, в той или иной мере трансформировавшись, зажили новой жизнью в книгах, кино и играх. Да и истории вымышленных миров во многом похожи – обязательно кто-то с кем-то воюет, истоки конфликта часто лежат глубоко в древности, мир идет к катастрофе (или уже ее пережил и пытается оправиться).

Карта Средиземья

Квесты в фэнтезийных играх – дело совершенно обычное, но и у этой составляющей древние корни. Так же, как современные эльфы и гномы идут к какой-то цели, как Фродо шел к Ородруину, чтобы уничтожить кольцо, так и Галахад шел за Святым Граалем, аргонавты – за Золотым Руном, а Гильгамеш – за цветком бессмертия.

Мифологическая составляющая представлений об окружающем мире в какой-то степени жива и по сей день, но чем быстрее и шире шагает научный и технический прогресс, тем меньше места остается для магии и сверхъестественного. Возможно, именно поэтому разработчики игр никогда не оставят фэнтезийный сеттинг в покое.

Немного о жанрах

Говоря об RPG, вспомнить игру не в фэнтезийном сеттинге может быть сложно. А все потому, что изначально действие настолок, которые и стали основой для видеоигр, разворачивались именно в фэнтези-мирах. Оттуда к нам пришли классовая и расовая системы, статы и скиллы персонажей, да и вся ролевая составляющая в принципе. Вспомнить хотя бы игры по вселенной Lord of the Rings, серии The Elder Scrolls и Neverwinter Nights, подарившие нам не только шикарные одиночные игры, но и основанные на них фэнтези-MMORPG.

The Elder Scrolls V: Skyrim – пока последняя вышедшая игра серии

Кстати, об ММО. Среди массово-многопользовательских игр именно ролевым принадлежит пальма первенства и именно фэнтезийный сеттинг они всячески эксплуатируют. И кто бы там что ни говорил о том, что жанр себя изживает, что у него нет будущего, о лучших фэнтези ММОРПГ вроде World of Warcraft слышали даже те, кто вообще ни во что подобное никогда не играл.

К тому же интересные проекты, затягивающие в свои миры тысячи, а то и миллионы игроков со всего мира, продолжают выходить, вот только теперь лидируют разработчики с Востока. Яркими примерами тому служат вышедшие относительно недавно Black Desert, Blade Soul и свежая ММОРПГ 2018 года Lost Ark. Надолго ли сохранится эта тенденция, покажет время.

World of Warcraft – миллионы игроков на официальных серверах и еще больше на пиратских

Разумеется, в фэнтезийных мирах можно не только восхищаться сюжетом, следовать за великой целью, заниматься прокачкой персонажа и его профессиональным ростом. Разного рода экшенов в этом сеттинге пруд пруди – о Diablo и его «убийцах» тоже все наслышаны. Действительно, раз мир населен миллионами кровожадных и опасных тварей, почему бы не изрубить их всех в капусту?

А если можно управлять одним персонажем или группой, выполнять индивидуальные задания и всячески расти как личность, почему бы не взять под контроль жизнь целого племени, народа, страны, империи? Фэнтези-сеттинг прижился и в стратегиях, яркие представители – Warcraft, Heroes of Might and Magic, Disciples. Суть таких игр остается неизменной, добавляются лишь приятности в виде магии, мифических существ, артефактов и прочих плодов фантазии разработчиков.

Heroes of Might and Magic III – по мнению многих лучшая из игр серии

Вообще в фэнтезийном сеттинге можно создать игру практически любого жанра – квесты вроде проектов Telltale Games, визуальные новеллы типа Cinders, разные головоломки, пазлы, адвенчуры, да все что угодно.

Время и место

Чаще всего в фэнтези-играх мы видим нечто похожее на средневековье, многие даже уверены, что без средневековых декораций, похожего политического устройства, сфер занятости граждан и прочего это какое-то ненастоящее фэнтези. Действительно, в горячо любимых The Elder Scrolls, Divinity: Original Sin и прочих отовсюду веет средневековым духом.

Divinity: Original Sin 2 – шикарное продолжение шикарной игры

Так сложилось из-за того, что, во-первых, самые ранние произведения, которые относят к этому жанру, датируются XV веком, во-вторых, фэнтези-литература, ставшая популярной уже в ХХ веке, в основном эксплуатирует именно этот период человеческой истории как бы противопоставляя фэнтези и научную фантастику с ее взором, устремленным в будущее.

Но чем дальше, тем меньше появляется действительно оригинальных миров и интересных сюжетов, кажется даже, что человечество скоро исчерпает эту некогда богатую жилу. Поэтому почему бы не смешать магию и технологии, как это сделали, например, в Arcanum, или не отправить эльфов с орками в далекое будущее на далекие планеты и не дать им футуристическое оружие, как во вселенной Warhammer 40,000?

Warhammer 40,000 – вселенная с богатейшей историей

Отдельного внимания достойно темное фэнтези и миры, в которых традиционные элементы жанра тесно переплетены с готикой и даже хоррором, как в серии Gothic, Dark Souls, Darksiders, Legacy of Kain и многих других достойных представителях жанра. Причем чувство тревожности, подавленности, страха могут быть вызваны не только с помощью мрачной картинки, монстров и всяких скримеров, а благодаря демонстрации вполне реалистичных ужасов вроде войны, последствий нетерпимости одних рас или народов к другим или правления какого-нибудь безумного тирана.

Время и место действия теперь могут быть любыми, ведь настоящие искусство не может подчиняться строгим правилам.

Свет и тьма

Противостояние добра и зла – извечная тема, которую по-разному раскрывают в разных мирах. Раньше популярной была идея борьбы абсолютного добра с абсолютным злом, как все в том же «Властелине колец». Это значит, что всем, кто читает/смотрит/играет, сразу понятно, кто здесь плохой, а кто хороший, кто заслуживает награды, долгих лет жизни и всяких плюшек, а кто по справедливости должен сгореть в адском пламени и страдать за свои грехи.

Саурон – самое злое зло

Теперь же все больший отклик получают не «черно-белые» миры и истории, а те, которые состоят из множества оттенков серого. Например, «Ведьмак» этим (но не только, конечно же) покорил сначала читателей, а затем и геймеров: следя за сюжетом, понимаешь, что у каждого персонажа есть свои причины совершить тот или иной поступок, что порой люди куда злее монстров, а монстры иногда даже могут стать союзниками и друзьями.

Такой подход делает вымышленный мир более многогранным, реалистичным и живым. Привычная борьба добра со злом постепенно уступает место борьбе за собственные интересы, в которой нет однозначно хороших и однозначно плохих. А на смену линейным сюжетам приходят нелинейные, наполняя игровой процесс ситуациями, требующими принять непростое решение и справляться с его последствиями. Но и без классики добра и зла никуда, ведь именно с нее все начиналось.

The Witcher – одна из лучших RPG серий в истории

Еще одна особенность фэнтези игр состоит в том, что игроку чаще всего предлагают либо стать на сторону одной из враждующих фракций, каждая из которых просто преследует собственные цели, но не является злой или доброй, или же бороться со злом на стороне добра. Не так уж много популярных и качественных фэнтези-игр, дающих возможность быть злым, как в Fable.

Фэнтези изначально строится на стереотипных представлениях о тех или иных вымышленных расах и культурах (например, эльфы – добрые и миролюбивые, орки – злые и кровожадные), но игровая индустрия сломала и этот канон. Ничто не мешает вам, допустим, в World of Warcraft создать персонажа орка, который будет вести себя как самый настоящий добряк и гладить пушистых белочек.

Почти по-настоящему

Обычно миры фэнтези полностью вымышленные, зачастую их происхождение неизвестно, поэтому предполагать можно что угодно – то ли все происходит в параллельной реальности, то ли на другой планете, то ли и вовсе в другой вселенной. Такие произведения часто называют «высоким» фэнтези. А вот если нечто сверхъестественно происходит в нашем мире или другом, но очень на него похожем, это уже можно назвать «низким» фэнтези. Однако принадлежность к «низкому» никак не говорит о качестве.

Vampire: The Masquerade – Bloodlines заставляет взглянуть на вампиров под другим углом

Подобное переплетение реальности с вымыслом мы уже неоднократно видели в литературе – у Лукьяненко, Пехова, Пратчетта, Геймана. Яркий пример из игровой индустрии – Vampire: The Masquerade – Bloodlines – игра о вампирах в сеттинге городского фэнтези. Суть здесь в том, что простые смертные живут своей обычной жизнью и даже не догадываются о том, что ночью по улицам гуляют вампиры, у которых, между прочим, есть собственная иерархическая система, свои законы и своя история, неразрывно связанная с историей людей.

Еще один очевидный пример – мир Гарри Поттера, в котором все события происходят в 90-х годах в нашей реальности, вот только мы, будучи простыми маглами, не знаем о том, что в мире живут волшебники.

Игры о Мальчике, который выжил – для тех, кто все еще ждет свое письмо из Хогвартса

Даже в детективах находится место для элементов фэнтези. Например, в Murdered: Soul Suspect мы играем за умершего полицейского, который должен расследовать собственное убийство. Выясняется, что призраки и демоны существуют не только в нашей фантазии.

Использование элементов магического реализма характерно и для жанров, в которых, казалось бы, нет места никакой магии и мистике. Так, во второй части Age of Empires корабли викингов топит некая неведомая сила, а в третьей есть источник вечной молодости. В Caesar III боги будут одаривать игрока разными благами, если самозабвенно им поклоняться и строить достаточно храмов.

Заключение

У жанра фэнтези богатая история, за время своего существования он претерпел множество трансформаций и стал настолько популярен, что даже некоторые игры в других сеттингах приправляют фэнтезийными элементами. Что тут говорить, если даже симулятор жизни The Sims наполнен вампирами, призраками и прочими сверхъестественными существами?

Говорят, что реальность круче любой фантазии. Может, это и так, ведь в нашем мире еще столько неизведанного, еще столько открытий предстоит совершить, чтобы до конца понять, как здесь все устроено.

Вот только реальная жизнь – далеко не всегда сказка, и желание спрятаться от нее на часок-другой и отдохнуть в вымышленной вселенной какой-нибудь игры вполне естественно. Человеческая фантазия безгранична, так что фэнтези-игры вряд ли когда-нибудь перестанут выходить. Разве что со временем полностью переместятся в режим виртуальной или дополненной реальности, но это только к лучшему.

Аватар

LurelnLey

Игры и книги - мой способ прожить несколько жизней за одну. Мое детство пришлось на время, когда свет увидели проекты, уже ставшие бессмертной классикой: Heroes of Might and Magic, Diablo, Warcraft и прочие. С тех пор и появился интерес к индустрии, который вряд ли когда-нибудь угаснет.

Комментировать

Следуйте за нами

Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.