Cubiq.ru

Игры Immersive Sim. Когда погружение возводится в абсолют

В игровой индустрии существует жанр Immersive Sim. Он насчитывает немного, – всего около десятка проектов, – зато большинство из них внесены в золотой фонд видеоигр. Мы решили рассказать об истории, философии и проблемах этого необычного жанра.

Что такое Immersive Sim

В переводе с английского словосочетание «Immersive Sim» можно перевести как «симулятор погружения», «симулятор вовлечения». Это означает, что все элементы игры направлены на максимальное вовлечение игрока в мир: вид от первого лица для ассоциации с персонажем, большое количество геймплейных механик и нелинейный левелдизайн для обеспечения полной свободы действий, непредсказуемый ИИ для создания разнообразных ситуаций, наконец, наполнение локаций деталями для выстраивания повествования через окружение. Рассмотрим эти элементы подробнее.

Принято считать иммерсив сим жанром, но фактически, это скорее направление геймдизайна, в котором могут сочетаться элементы нескольких жанров – шутера, стелс-экшена, RPG, даже платформера. Их объединяет основной принцип: геймер должен погружаться в виртуальную вселенную полностью, иметь неограниченную свободу и своими действиями влиять на состояние мира. От игр жанра RPG симулятор погружения отличается меньшим влиянием «цифр» на геймплей: здесь успешность выполнения той или иной операции зависит исключительно от мастерства самого игрока, а не от показателей «урона», «ловкости» или «скрытности».

Основные составляющие жанра

Редко какие игры дают столько путей прохождения, как Immersive Sim. Благодаря открытым уровням игроки могут идти к цели так, как они сами захотят. Где-то свободы больше, как в ориентированных на исследование и стелс играх вроде Thief, Dishonored и Deus Ex, где-то меньше, как в проектах, где акцент сделан на бои – BioShock, System Shock, Prey. Но тем не менее локации всегда построены так, чтобы геймер мог выбирать – пойти прямо или в обход, сразу заявить врагам о своем присутствии или скрытно пробраться в нужное место.

Вместе с нелинейным геймдизайном, игры в жанре Immersive Sim предоставляют пользователям широкий спектр инструментов для решения головоломок и сражений с врагами. Так, в Thief главному герою доступно несколько видов стрел: одни оглушают врагов, другие тушат факелы, третьи позволяют забраться на возвышенности. В BioShock, кроме привычного огнестрельного оружия, в арсенале протагониста присутствуют плазмиды, наделяющие его различными способностями и открывающие новые боевые тактики: например, вы можете выстрелить электричеством в лужу и оглушить стоящих в ней врагов, после чего перестрелять их из автомата. Игрок постоянно ищет подходы к разным ситуациям и мыслит с позиции «А что если…»

Искусственный интеллект в симуляторах погружения проработан таким образом, чтобы постоянно создавать различные мини-истории, куда и будет вовлечен главный герой. Стражники в Thief реагируют на звук шагов Гаррета, патрули в Dishonored постоянно меняют маршруты, а враги в BioShock, в соответствии с сюжетом, могут атаковать друг друга, тем самым облегчая игроку задачу по их уничтожению. Действия протагониста влияют на поведение ИИ: так, стражники в Dishonored, заметив игрока, будут оставаться настороженными до конца миссии и оповестят других персонажей о его присутствии.

Окружение в иммерсив сим играх не только дает геймеру свободу выбора пути к цели, но и рассказывает ему историю игрового мира. Причем рассказчиком могут выступать как банальные записки, е-мейлы, аудиодневники, так и те элементы, которые в других жанрах не несут полезной информации – например, архитектурные стили зданий или внутреннее убранство помещений. Все элементы окружения соответствуют логике вселенной, в которой разворачивается действие игры, что способствует более глубокому погружению. Так, дом знатного человека в Thief нельзя спутать с каморкой обычного слуги: первый ослепит дорогим интерьером, вторая посредством мелочей расскажет о тяготах и невзгодах своего владельца.

История и лучшие игры Immersive Sim

Ultima Underworld

Первой игрой, заложившей основы жанра Immersive Sim, стала Ultima Underworld: The Stygian Abyss 1992 года от студии Blue Sky Productions и легендарного разработчика Уоррена Спектора. Она отправляла главного героя в мрачное гигантское подземелье на поиски похищенной дочери барона. В пути игрок сталкивался с множеством врагов, ловушек и головоломок, при этом подземелье можно было исследовать в любом направлении, а сражения проходили в реальном времени.

Ultima Underworld содержала элементы иммерсив сим и не только: игра оказала значительное влияние на различные жанры: ею вдохновлялись создатели многих культовых сегодня RPG, шутеров и приключенческих экшенов, а ресурс Gamasutra и вовсе считает, что она легла в основу всех современных трехмерных ролевых игр. Разработавшая проект студия Blue Sky Productions вскоре сменила название на Looking Glass Studios, подарила миру несколько культовых Immersive Sim и одну из известнейших пасхалок – код 0451, используемый во многих играх.

Купить Ultima Underworld

System Shock

Игра 1994 года рассказывает историю персонажа, заключенного внутри космической станции, которой управляет сумасшедший ИИ SHODAN. System Shock делала акцент на сражения и не могла похвастать большой нелинейностью, но погружала геймера в виртуальный мир за счет обилия возможностей по взаимодействию с окружением и разбросанных по уровням сообщений, где раскрывались события, предшествовавшие основному сюжету.

В 1999 году System Shock получила сиквел за авторством Looking Glass Studios и основанной геймдизайнером Кеном Левином Irrational Games. Здесь вовлечение в игровой мир ощущалось еще явственнее, благодаря системе развития персонажа, позволявшей выбирать различные роли и, соответственно им, способы прохождения, и обволакивающей атмосфере, которая буквально погружала геймера в непрекращающийся ужас. System Shock 2 стабильно входит в списки лучших игр в истории, а коварству SHODAN не может составить конкуренцию ни одна игровая злодейка (кроме, разве что, GLaDOS).

Купить System Shock 1-2

Thief

В 1998 году состоялся релиз игры Thief: The Dark Project, рассказывающей о приключениях вора по имени Гаррет в мрачном стимпанк-фэнтезийном мире. Она научила игроков прятаться в тенях: выйти живым из схватки было практически невозможно, к тому же арсенал протагониста открывал немало возможностей для скрытного прохождения – лук вора можно снарядить обычными, огненными, водяными, шумовыми и другими типами стрел.

Thief: The Dark Project буквально делала игрока жителем игрового мира. Никаких присущих видеоиграм условностей вроде радаров, мини-карты, зрения сквозь стены: из элементов интерфейса доступен лишь индикатор видимости, а карта представляла собой схематичный план местности, нарисованный от руки. В таких условиях приходилось полагаться лишь на внимательность и память – стоит ли говорить, насколько глубоко это погружало в игровой мир?

В 2000 году Looking Glass Studios выпустила сиквел, получивший название Thief II: The Metal Age. Продолжение стало еще масштабнее во всех составляющих: более просторные локации, больше гаджетов в арсенале Гаррета, более сообразительный ИИ. Увы, последующие выпуски серии (особенно перезапуск Thief 2014 года) уже нельзя назвать полноценными симуляторами погружения из-за геймплейных условностей и ограничений.

Купить Thief

Deus Ex

2000 год стал точкой отсчета для еще одной immersive sim серии – Deus Ex. Уоррен Спектор, примкнувший к студии Ion Storm, давно мечтал создать игру по мотивам шпионских триллеров, где присутствовали бы специальные агенты и правительственные заговоры. Мечта воплотилась в виде истории о спецагенте антитеррористической организации, который противостоял тайным обществам в сеттинге антиутопической Земли будущего.

Deus Ex погружала в себя полностью: игрок самостоятельно создавал персонажа, выбирал путь его развития, решал, какими способами проходить миссии. Нанотехнологии, вживляемые в тело протагониста, позволяли становиться невидимым, сверхсильным, неуязвимым, бесшумным, открывали умения взлома систем безопасности – в общем, давали игроку возможность использовать фантазию на все сто процентов.

Окружение только усиливало вовлечение геймера в мрачный киберпанк: на локациях можно было найти множество записок, раскрывающих историю игровой вселенной, а выборы в диалогах отражались на дальнейшей судьбе персонажей, фракций и мира, приводя к разным вариантам концовки.

Именно в отношении Deus Ex впервые был использован термин «immersive sim». Позже игра получила несколько продолжений и приквелов, и некоторые из них, – в особенности Human Revolution и Mankind Divided, – также представляют собой эталонный образец жанра.

Купить Deus Ex

Arx Fatalis

Arx Fatalis – игра 2002 года выпуска от студии Arkane Studios, посвященная судьбе планеты Экзоста, жители которой вынуждены ютиться в подземных тоннелях. Здесь господствует магия, которую активно использует главный герой: в игре реализована любопытная система рисования заклинаний в воздухе – если неправильно начертить руны, заклинание не сработает. Это сильно мешало в сражениях, зато способствовало вовлечению игрока. Возможности пожарить еду на костре, пригвоздить бессмертного гуля к земле, чтобы не шатался по подземелью, прицепить накопившиеся ключи к кольцу ради экономии места в инвентаре, существенно дополняли эффект погружения.

Купить Arx Fatalis

BioShock

В 2007 году свет увидела первая часть серии BioShock за авторством Irrational Games и Кена Левина. Разработчики создали огромный, красивый, но увядающий, подводный город Восторг и отправили туда главного героя, потерпевшего авиакатастрофу аккурат рядом с маяком, ведущим в глубинный мир. В BioShock сам город рассказывал историю – банально, посредством аудиодневников, и необычно – через интерьеры помещений и разыгрываемые персонажами сценки.

Не менее увлекательным был и геймплей. Игрок получал в свое распоряжение обширный арсенал оружия и плазмидов, которые можно было комбинировать, и которые открывали перед ним кучу возможностей. Про лужи с электричеством мы уже говорили, но ими список тактических хитростей не ограничивался: как насчет заморозить противника и разбить на множество осколков или швырнуть во врага его же гранату?

Сиквел BioShock вышел в 2010 году, а в 2013 году Irrational Games выпустила BioShock Infinite – игру, которая не имеет прямого отношения к предыдущим частям, но действие которой разворачивается в той же вселенной. И если BioShock 2 можно назвать полноценным иммерсив симом, то Infinite, ввиду своей линейности и кинематографичной подаче сюжета, уже таковым не является, за исключением дополнений Burial at Sea 1-2.

Купить Bioshock

Dishonored

Arkane Studios, выпустившая ранее Arx Fatalis и Dark Messiah of Might and Magic, не оставляла попыток сделать идеальный Immersive Sim. И в Dishonored (2012) игроделы очень близко подобрались к воплощению своей мечты. Эта игра сочетает стелс, сверхъестественные способности и фехтование, открывая перед геймерами массу способов прохождения миссий. Банальных пряток в тени здесь недостаточно – вы можете со скоростью молнии телепортироваться по локации или вселиться в рыбу и заплыть в нужное здание через канализацию. Свобода выбора относится и к вариантам устранения врагов: здесь можно отыгрывать убежденного пацифиста, не трогать стражников, а злодеев не убивать, а «нейтрализовать» – например, отправить на пожизненную каторгу.

В соответствии с принципами жанра, Dishonored повествует о мире через окружение: порой незначительная деталь в комнате персонажа может рассказать о нем больше, чем диалог. К тому же, в арсенале протагониста находится говорящее сердце, которое раскрывает темные тайны мест, людей и предметов, на которые он укажет.

В 2016 году игра получила сиквел, а годом позже – самостоятельное дополнение под названием Dishonored: Death of the Outsider. Оба проекта развивали идеи, заложенные в первой части, увеличили масштаб приключения и расширили поле для экспериментов.

Купить Dishonored

Prey

Новый Prey 2017 года выпуска от все той же Arkane Studios полностью игнорирует предыдущую игру серии, вышедшую в 2006 году, оставляя лишь общую тематику инопланетного вторжения. Здесь протагонист отправляется на космическую станцию, где вскоре сталкивается с пришельцами-«тифонами». Ему предстоит выжить на захваченной врагами станции и добраться до разгадки тщательно скрываемых командованием тайн – как обычно, действительность оказывается не той, которой кажется.

Prey содержит нелинейный сценарий, разветвленные уровни и полную свободу действий, позволяя проходить себя так, как захочется игроку. Разработчики постарались полностью погрузить геймера в виртуальный мир, наполнив его миллионом деталей, сделав врагов умными и хитрыми и заставляя искать нетривиальные способы решения поставленных перед персонажем задач. Однозначно, один из лучших иммерсив симов.

Купить Prey

Почти Immersive Sim

Мнения, какие именно игры относить к жанру Immersive Sim разнятся. Многие причисляют к нему также серию The Elder Scrolls, ролевой экшен Vampire: the Masquerade – Bloodlines, приключенческую игру Dark Messiah of Might and Magic и даже «Космических рейнджеров» и трилогию S.T.A.L.K.E.R. Кроме того, элементы симулятора погружения содержат стелс-экшены Hitman, Alien: Isolation, серии Gothic, Risen, Dark Souls. Рамки жанра довольно сильно размыты, поэтому споры на тему, что именно причислять к нему, могу длиться очень долго.

Печальное будущее (вместо заключения)

Увы, при стабильно высоких оценках иммерсив сим игр, они зачастую становятся убыточными. Буквально каждый проект в списке выше демонстрировал удручающие показатели продаж, в результате чего многие франшизы ушли в прошлое, как Thief, а некоторые были поставлены на паузу (Dishonored) или и вовсе оборвались на полуслове (Deus Ex).

Причины этого – очень высокая сложность, а следовательно, и стоимость разработки, перегруженность игр лишними для большинства геймеров механиками и местами излишнее самоцитирование. Поэтому нельзя точно сказать, увидим ли мы в ближайшем будущем новые проекты Immersive Sim или же жанр уйдет на перерыв, чтобы когда-нибудь вернуться со свежими идеями. Впрочем, кое-какие подвижки в этом направлении есть и сейчас: в недрах игровых студий неспешно куются иммерсимы Underworld Ascendant, ремейк System Shock и полноценная System Shock 3.

Комментировать