HUD – часть визуального интерфейса, которая отображается на переднем плане экрана во время игры. Современные геймеры редко обращают внимание на то, как именно выполнено отображение шкалы здоровья, количества патронов или мини-карты в той или иной игре, так как эти элементы уже воспринимаются как данность. На самом же деле в процесс создания действительно качественного интерфейса разработчики вкладывают много сил и времени, чтобы игроки не испытывали дискомфорта во время прохождения.
Для определенных жанров может подойти более минималистичный вариант с очень небольшим количеством элементов на экране или даже периодически появляющимися и исчезающими индикаторами для максимального погружения. Тем не менее в большинстве случаев разработчики делают ставку на хорошо заметные иконки и надписи, которые сразу бросаются в глаза и легко читаются, не отвлекая вас от напряженной перестрелки или битвы с боссом.
В этом списке мы выделим самые лучшие версии HUD из видеоигр разных эпох и жанров, в том числе упомянем несколько примечательных недавних релизов с впечатляющим дизайном пользовательского интерфейса.
Elden Ring
- Дата выпуска: 25 февраля 2022 года
- Платформы: Windows, PS5, PS4, Xbox Series X/S, Xbox One
Если вы обратите пристальное внимание, то поймете, что большинство soulslike-игр, особенно сделанные родоначальниками этого жанра, студией FromSoftware, обладают очень схожим интерфейсом, и на то есть свои веские причины.
Эти игры сложны и требуют, чтобы вы быстро и без лишней суеты могли бросить взгляд на показатель здоровья, выносливости или сменить экипировку вашего персонажа, что предполагает максимально простой и удобный дизайн пользовательского интерфейса.
Elden Ring идеально подходит нам в качестве наглядного примера, так как тут сохранен классический макет HUD из Dark Souls, но добавлены более подробные элементы для отображения экипировки вашего персонажа, так как здесь ее попросту стало больше. Это дополняется полосами, отображающими показатели здоровья, маны и выносливости, а также маркерами и компасом, которые помогут вам ориентироваться на бескрайних просторах Междуземья.
Более того, когда вы бездействуете, HUD пропадает, но сразу появляется, как только вам угрожает опасность, что очень удобно для казуальных игроков, но, если вы ищете более хардкорный геймплей, эту функцию можно отключить.
Metro Exodus
- Дата выпуска: 15 февраля 2019 года
- Платформы: Windows, PS5, PS4, Xbox Series X/S, Xbox One, Mac, Linux
HUD из игр Metro развивался вместе со всей серией на протяжении многих лет, но его создатели всегда уделяли основное внимание погружению игроков, придерживаясь системы упорядочивания элементов пользовательского интерфейса, известной как диегетический дизайн.
Metro Exodus – это яркий пример эффективности данного подхода, который использует окружающие игрока объекты для передачи информации, а не просто инфографику на экране. Например, наручные часы Артема показывают, через сколько времени нужно будет менять фильтр его противогаза, а также компас и красные, желтые и зеленые индикаторы указывают на его текущее положение.
Конечно, игроки, которым нужно немного больше контекста, могут включать дополнительные элементы на экране, такие как доступное снаряжение и разные подсказки для кнопок.
Persona 5
- Дата выпуска: 15 сентября 2016 года
- Платформы: Windows, PS5, PS4, PS3, Xbox Series X/S, Xbox One, Nintendo Switch
Придерживаясь концепции полностью противоположной тому, что мы видели в Metro, франшиза Persona всегда отличалась крупными яркими элементами HUD, присущими жанру JRPG.
Пятая часть, безусловно, является лучшей итерацией серии на сегодняшний день и содержит несколько смелых решений в отношении шрифта пользовательского интерфейса, цветовой палитры и общей композиции. Все это в сочетании со стилизованными под аниме и мангу визуальными эффектами придает местному HUD более мультяшный вид, но при этом сохраняя его функциональность и читабельность. Информация о здоровье и статусе персонажей аккуратно упакована внизу экрана, а игровые действия представлены контрастным всплывающим меню рядом с иконками кнопок.
Horizon Zero Dawn
- Дата выхода: 28 февраля 2017 года
- Платформы: Windows, PS4
Самым простым и распространенным способом оставить всю необходимую игроку информацию на экране и логично это обосновать с точки зрения общего нарратива является наличие у главного героя особых навыков или вспомогательных гаджетов, как, например, визор, который есть у Элой в Horizon Zero Dawn.
Что делает этот HUD таким замечательным, так это то, что ему удается гармонично уместить максимальное количество данных, используя минимум элементов, при этом имея футуристичный вид, который еще раз подчеркивает, насколько сильно человеческая цивилизация откатилась в своем развитии в мире Horizon.
Среди интересных находок можно выделить специальный маркер, который оказывается полезным для отслеживания маршрута передвижения противников, а также эффект сканирования, указывающий на потенциальные уязвимые места врагов. Кроме того, у вас есть стандартные счетчики здоровья и опыта, а также индикаторы компаса и значки с подробным описанием расходных материалов, оружия, боеприпасов и маркеров квестов.
NieR: Automata
- Дата выхода: 23 февраля 2017 года
- Платформы: Windows, PS4, Xbox One, Nintendo Switch
Следующая игра как будто бы объединяет подход к созданию пользовательского интерфейса из Elden Ring и Horizon Zero Dawn.
Как и многие другие аспекты NieR: Automata, HUD должен быть максимально иммерсивным, заставляя вас чувствовать себя андроидом, способным уничтожить все на своем пути. Это достигается с помощью минималистичных элементов интерфейса, которые появляются только при необходимости, а затем быстро исчезают на заднем плане.
Кроме того, HUD NieR: Automata выполнен в спокойных тонах с неброским дизайном и аутентичными звуковыми эффектами, которые придают ему аналоговый вид, возвращая нас к фэнтезийным корням серии. Также здесь есть множество других маленьких пасхалок, которые вы можете обнаружить, экспериментируя с различными чипами или запустив процесс самоуничтожения.
Tom Clancy’s The Division
- Дата выхода: 8 марта 2016 года
- Платформы: Windows, PS4, Xbox One
Известно, что многопользовательские игры и, в особенности, лутер-шутеры, такие как The Division, перенасыщены инфографикой, поскольку почти каждое оружие, гаджет и действие имеют связанную статистику, которую необходимо отслеживать и отображать.
Чтобы решить эту геймдизайнерскую задачу, в данной игре разработчики использовали интересный подход, при котором определенные элементы HUD фиксируются на вашем персонаже и перемещаются вместе с ним. Это удачно дополняется контрастными меню, наклоненными под небольшим углом, которые появляются в реальном времени создавая иллюзию дополненной реальности. Все это весьма гармонично сливается воедино, чтобы создать легко читаемый пользовательский интерфейс, который кажется одновременно подробным и удобным для восприятия во время перестрелок и исследования мира.
Destiny 2
- Дата выхода: 1 октября 2019 года
- Платформы: Windows, Xbox One, Xbox Series X/S, PS4, PS5
Первая часть Destiny несет главную ответственность за популяризацию того, что стало, возможно, худшей тенденцией в пользовательском интерфейсе консольных видеоигр: необходимость использовать курсор мыши для навигации по меню. После выхода второй части, в том числе и на ПК, это стало выглядеть более уместно, если вы конечно не пытаетесь использовать геймпад, как основной контроллер, по старой памяти.
С учетом вышесказанного, Destiny 2, вероятно, является лучшей реализацией этого геймдизайнерского решения на сегодняшний день, так как такой формат используется лишь в меню, а внутриигровой HUD выглядит более привычно. Информация о боеприпасах для оружия и дополнительных навыках аккуратно сгруппирована в левом нижнем углу, а здоровье вашего персонажа появится сверху, как только вы начнете получать урон.
Alien: Isolation
- Дата выпуска: 7 октября 2014 года
- Платформы: Windows, PS4, PS3, Xbox One, Xbox 360, Nintendo Switch, Mac, Linux
Alien: Isolation имеет один из самых уникальных интерфейсов в истории видеоигр, который сочетает в себе как традиционные, так и вышеупомянутые диегетические элементы.
Если говорить о стандартных вещах, то вы можете видеть цели, таймеры и другую соответствующую информацию о квесте, отображаемую на экране простым белым текстом. Однако, когда дело доходит до наблюдения за движением противника и взлома устройств, у вашего персонажа есть специальный прибор, сканирующий окружающее пространство. Игре удается объединить их, придавая нотки ретрофутуризма как инфографике, так и, собственно, сканеру ксеноморфов.
Mirror’s Edge
- Дата выпуска: 11 ноября 2008 года
- Платформы: Windows, PS3, Xbox 360
Если в видеоиграх вы предпочитаете еще более минималистичный HUD, позвольте предложить вам Mirror’s Edge, которая доводит этот аспект до крайности.
На экране практически не отображается какая-либо информация, за исключением маленькой точки в центре, и игроку приходится полагаться на собственную интуицию, чтобы понять, куда ему двигаться и где находится его конечная цель. Это не слишком большая проблема, учитывая, что игра в основном ориентирована на платформинг в стиле паркур, не предполагая большого количества драк, диалогов или наличия инвентаря.
Разработчики из DICE выбрали более изобразительный и даже ассоциативный подход, используя красный цвет для обозначения объектов, с которыми можно взаимодействовать, но даже эти подсказки можно отключить для более реалистичного опыта паркура за гранью разумного.
Fallout: New Vegas
- Дата выпуска: 19 октября 2010 года
- Платформы: Windows, PS3, Xbox 360
Ориентируясь на предыдущие части серии Fallout, и в первую очередь на третью, New Vegas размещает большинство своих элементов HUD в нижней половине экрана.
Здесь вы найдете полезную информацию, такую как здоровье вашего персонажа, здоровье врагов, маркеры квестов, шкалу очков действия и несколько контекстно-зависимых действий.
Во время боя игроки могут нацеливаться на врагов, чтобы активировать так называемый VATS с фирменным для трехмерных частей Fallout эффектом замедления времени, который выделяет цели и отображает процент попадания по каждой части тела.
По умолчанию цветовая гамма интерфейса имеет теплый желтоватый оттенок, подчеркивающий пустынные пейзажи, но ее всегда можно изменить по вашему усмотрению.
Assassin’s Creed 2
- Дата выпуска: 17 ноября 2009 года
- Платформы: Windows, PS4, PS3, Xbox One, Xbox 360, Nintendo Switch, Mac
Assassin’s Creed – еще одна серия видеоигр, дизайн пользовательского интерфейса которой менялся на протяжении долгих лет. Тем не менее многие игроки до сих пор считают HUD из второй части самым близким к тому, чтобы называться идеальным.
Вверху у вас есть полоса здоровья Эцио и ключевые кнопки действий, а внизу отображается ваше оружие, деньги и карта. Все это выполнено в неожиданно хорошо различаемой гамме, состоящей в основном из белого и серого оттенков, которая ассоциируются с интерфейсом технологии виртуальной реальности под названием Анимус и, следовательно, постоянно напоминает вам, что вы находитесь внутри симуляции.
Halo 3: ODST
- Дата выпуска: 22 сентября 2009 года
- Платформы: Windows, Xbox Series X/S, Xbox One, Xbox 360
В то время как большинство игр Halo имеют схожие элементы интерфейса, третья часть использует совершенно другой подход к передаче важной информации игроку.
Во-первых, сам HUD спроектирован так, чтобы отражать форму шлема вашего персонажа с помощью контрастной рамки визора. Это наиболее ярко бросается в глаза при активации ночного видения, которое придает окружающим объектам контуры различных цветов в зависимости от их важности. Все эти элементы призваны напомнить вам, что вы не всемогущий Мастер Чиф, а скорее рядовой солдат, полностью полагающийся на свой боевой костюм.
Dead Space
- Дата выпуска: 13 октября 2008 года (ремейк вышел 27 января 2023 года)
- Платформы: Windows, PS5, PS3, Xbox Series X/S, Xbox 360
В связи с выходом ремейка Dead Space самое время вспомнить про один из лучших HUD в истории видеоигр.
Как и несколько других проектов из нашего списка, Dead Space создает впечатляющую глубину погружения и атмосферы за счет внедрения элементов интерфейса в игровой мир. Наиболее яркими примерами этой приверженности диегетическому дизайну являются привязка вашего здоровья и боеприпасов к индикаторам на костюме Айзека Кларка. Это не только освобождает часть драгоценного пространства на экране, но и заставляет игрока еще больше переживать за своего персонажа и таким образом еще сильнее вовлекаться в игровой процесс.
Metroid Prime
- Дата выпуска: 18 ноября 2002 года (ремастер вышел 8 февраля 2023 года)
- Платформы: Nintendo Switch, GameCube, Wii
И последнее, но не менее важное: мы решили включить оригинальный Metroid Prime вместе с его недавним ремастером в наш список игр с лучшим пользовательским интерфейсом за его самобытный подход к погружению и исследованию мира в шутере от первого лица.
Подобно тому, чем ODST является для серии Halo, Prime кардинально меняет традиционную 2D-перспективу серии, представляя мир Metroid через визор шлема Самус.
Каждая крупица ценной информации отображается на экране так же, как это (предположительно) выглядело бы при диагностике настоящего боевого киберкостюма, сводя к минимуму количество времени, которое игрок тратит на навигацию по меню. Это включает в себя сканирование окружающей среды, благодаря чему описания объектов появляются прямо над ними, как только Самус завершит их анализ, почти как в «Терминаторе».
По материалам gamingscan.com