Что представляет собой Source?
Разработка движка началась еще в 1998 году, когда Valve подходила к финальному этапу создания своей первой игры — Half-Life. Тогда игроделы захотели реализовать кое-какие свои идеи, но не хотели рисковать, внося изменения в почти уже готовый проект. В результате было решено разделить код на две, так сказать, ветки: GoldSource и Source. Соответственно, первая ветка осталась за Half-Life, а вторая начала вбирать в себя инновации, постепенно оформляясь в движок, на котором Valve позже выпустит свой шедевр — Half-Life 2.
Дебютным проектом на Source стал многопользовательский шутер Counter-Strike: Source, вышедший в 2004 году. Подзаголовок в названии одновременно «отделял» игру от предыдущих частей и служил демонстрацией перехода на новый движок. А демонстрировать разработчикам было что: в середине двухтысячных Source считался передовым движком, поддерживая множество актуальных технологий: зеркальные отражения, четкие текстуры, качественный звук, реалистичную физическую модель.
Последняя, кстати, стала одной из «визитных карточек» Half-Life 2, где авторы, кроме захватывающего сюжета и шикарной лицевой анимации, реализовали множество головоломок, завязанных на физических свойствах различных объектов. Еще больше таких головоломок появилось в Portal и Portal 2. Впрочем, это уже тема другого разговора — о физическом движке Havok, который и работает в связке с Source.
В дальнейшем Valve постепенно развивала свой инструментарий, добавляла в него новые компоненты, оптимизировала и улучшала его, а также расширяла список поддерживаемых платформ. Среди особенностей Source отдельно стоит выделить гибкую масштабируемость под любые системы: для слабых ПК предусмотрено понижение качества графики вплоть до перехода на ранние версии DirectX, мощные же конфигурации смогут раскрыть свой потенциал благодаря многоядерному рендерингу, динамическому освещению, системе частиц и другим эффектам.
В 2015 году состоялся анонс движка Source 2. Поклонники ожидали новых игр от Valve, в частности, продолжения саги Half-Life, триквелов Portal и Left 4 Dead, но в список игр на движке Source 2 пока входит не так много игр: Dota 2, Artifact, Half-Life: Alyx а также сборник игр для устройств виртуальной реальности The Lab и инструментарий создания уровней для VR-шлемов Destinations. Движок разработан с учетом современных технологий, поддерживает API Vulkan, но его перспективы пока представляются туманными (как и игр от Valve, но это уже другая история).
Чем хорош Source?
В первую очередь своей доступностью. Инструментарий Source SDK доступен бесплатно всем пользователям Steam, и он включает в себя редактор карт, программы для импорта/экспорта и просмотра моделей и проработки лицевой анимации, а также утилиты для распаковки файлов и файлы исходного кода библиотек для некоторых игр Valve.
Уже этого должно быть достаточно для создания модификаций и отдельных игр, что и было доказано Гарри Ньюманом, создавшим популярную «песочницу» Garry’s Mod, а также многочисленными моддерами, создателями SFM-видео и прочего контента. Разработка на Source (если это не создание какой-нибудь модели) требует хорошего знания C++.
Source тесно интегрирован с Мастерской Steam, благодаря чему пользователи могут с легкостью создавать и добавлять моды в игры на движке — буквально, скопировав модификацию в папку с игрой. То же относится и к достижениям, выделенным серверам и прочим функциям: благодаря поддержке Steamworks разработчики модов и отдельных игр могут интегрировать их в Steam и пользоваться всеми возможностями сервиса.
Чем плох Source?
Несмотря на всю гибкость и доступность Source, движок не может конкурировать с инструментами от других компаний в плане насыщенности технологиями. Даже самые новые игры от опытных студий (например, Titanfall 2) выглядят блекло по сравнению с проектами, выполненными на Unreal Engine 4 и CryEngine.
Компания Valve приветливо относится к мододелам и предоставляет свой инструментарий на бесплатной основе. Но если вы захотите продавать моды или игры на движке Source, то вам придется заплатить за использование движка и всех его компонентов, включая отчисления Havoc, Miles и/или Blink, и обязательно выпустить игру в Steam.
Кому стоит использовать Source (в первую очередь)?
Конечно же, моддерам, желающим освоить разработку игр, создать модификацию для любимого проекта или добавить новый скин оружия для CS: GO. Что касается более серьезных студий, то им, пожалуй, лучше обратить внимание на другие движки вроде Unreal Engine или Unity, где и больше возможностей, и более лояльные условия лицензирования.
Лучшие игры на Source
Half-Life 2 (а также Episode One/Two)
Пожалуй, лучшая игра Valve, бессмертный хит, столь разочаровывающе оборвавшийся на полуслове. Отличный сюжет, запоминающиеся герои, динамичный экшен, широкие возможности взаимодействия с предметами, захватывающий мультиплеер — в Half-Life 2 идеально все, кроме, разве что, финала, которого поклонники так и не дождались.
Half-Life: Alyx
VR-приквел к Half-Life 2, посвященный приключениям Аликс Вэнс. Игра может похвастать очень красивой графикой, широчайшими возможностями взаимодействия с миром, а также захватывающим сюжетом, который наконец-то сдвинул вселенную с мертвой точки: история дает более чем прозрачные намеки на продолжение событий после Half-Life 2: Episode Two.
Vampire: The Masquerade — Bloodlines
Недоделанная, неровная, пестрящая багами игра, которая обанкротила своих же разработчиков — все это о Vampire: The Masquerade — Bloodlines. Атмосферная, глубокая, крайне увлекательная игра, которая подарила нам незабываемую историю о вампирах — все это тоже о Vampire: The Masquerade — Bloodlines. Сейчас, после сотен фанатских патчей и дополнений положительные качества проекта перевешивают отрицательные, поэтому, если вы в свое время пропустили ее, стоит наверстать упущенное, чтобы подготовиться к приключениям сиквела.
Portal
У Valve очень хороший нюх на талантливые студии и интересные концепты. Увидев студенческий проект Narbacular Drop, Гейб Ньюэлл (глава студии) сразу же предложил ее авторам работу, в результате чего и появилась серия Portal, обе части которой представляют собой головоломки с порталами и другими объектами, а сюжет дарит игрокам интереснейшую историю с одним из лучших антагонистов в индустрии видеоигр — речь идет, конечно же, о GLaDOS.
Left 4 Dead
Линейка кооперативных зомби-шутеров, которую до сих пор так и не смог «убить» никто из конкурентов. Секрет Left 4 Dead — в хорошо проработанном геймплее, акценте на командном взаимодействии, наличии ИИ-режиссера, который делает каждый матч неповторимым, и идеальной реализации соревновательного мультиплеера, в котором противоборствующие команды заведомо поставлены в разные условия.
Counter-Strike
Серия тактических шутеров, как и Portal, выросшая из любительской работы. В Counter-Strike геймплей строится на противостоянии сил спецназа и террористов, а игроков ждет множество режимов, большой выбор оружия и широкое разнообразие тактик. Благодаря чему франшиза жива и по сей день.
Dark Messiah of Might and Magic
Шикарный экшен от первого лица с элементами RPG от студии Arkane Studios, которая позже подарила нам Dishonored и Prey. В Dark Messiah of Might and Magic разработчики активно использовали возможности физического движка, поэтому игроки могут по-спартански сбрасывать монстров с обрывов, поджигать горючие поверхности и блокировать вражеские атаки.
Dota 2
Одна из двух флагманских игр в жанре MOBA (вторая, конечно же, League of Legends), полюбившаяся геймерам за большой выбор героев и огромное количество тактик, но также заслужившая не самую лучшую репутацию по вине токсичного комьюнити. Тем не менее Valve делает большую ставку на Dota 2, развивая игру в качестве киберспортивной дисциплины.
The Stanley Parable
Игра-притча, которая поразила сообщество благодаря уникальному повествованию, ведущему ко множеству концовок и даже ломающему «четвертую стену». Не меньше внимания заслуживает и юмор — ироничный, саркастичный, бьющий в самую точку. Более конкретно рассказать о The Stanley Parable сложно — стоит поиграть, чтобы понять, почему некоторые игры можно причислить к искусству.
The Beginner’s Guide
Далее на очереди у нас еще один любопытный эксперимент от автора The Stanley Parable. The Beginner’s Guide — это пример того, куда может привести нас творчество, если дать волю своему воображению.
Показывая и исследуя странные абстрактные миры, созданные одним начинающим разработчиком по имени Кода на движке Source, игра ставит перед нами задачу понять внутренний мир Коды, взаимодействуя с его творениями.
Titanfall / Apex Legends
Серия ураганных шутеров от студии Respawn Entertainment, основанной бывшими разработчиками Call of Duty. Среди неоспоримых достоинств линейки — наличие огромных роботов, крайне динамичные перестрелки и стабильная работа даже на слабых ПК. Также на базе Titanfall была создана «королевская битва» Apex Legends, завоевавшая огромную аудиторию благодаря детально инновационным для жанра игровым механикам.
Купить Titanfall 2 Скачать Apex Legends
Contagion
Contagion является преемником Zombie Panic! Source, зомби-мода для Half-Life 2, в котором игроки соревнуются друг с другом в трех режимах, на аренах кишащих нежитью, выступающей в качестве дополнительной угрозы. Если один игрок убит зомби, он превращается в одного из них и теперь может охотиться на своих сотоварищами.
Если вы поклонник многопользовательских шутеров на тему зомби, то Contagion определенно должна вам понравиться.
Estranged: Act I
Эта очередная модификация для Half-Life 2, которая стала самостоятельной игрой, рассказывает нам историю рыбака-одиночки, застрявшего на таинственном острове во время сильного шторма. Пытаясь найти дорогу обратно на материк главный герой встречает много странных и подозрительных свидетельств того, что в этом оторванном от цивилизации месте происходит что-то зловещее.
Estranged: Act I абсолютно бесплатна, но уже существует продолжение, в виде платного второго акта, который мы тоже настоятельно рекомендуем, если вы заинтригованы и хотите раскрыть все тайны острова, тем более, что уже на подходе третья часть.
Day of Infamy
В Day of Infamy используется популярная идея — перенести игровой процесс тактического шутеры в сеттинг Второй мировой войны, — и реализована она мастерски.
У игроков есть доступ к девяти классам, десяти картам и десяти режимам. Поклонники таких популярных игр как Verdun и Red Orchestra будут чувствовать себя здесь как дома, однако Day of Infamy отличается от большинства онлайн-шутеров упрощением пользовательского интерфейса до минимума и сокращением времени на убийство до нуля. Эти два геймдизайнерских решения делают геймплей более реалистичным и напряженным, ведь цена любой вашей ошибки — смерть.
Nuclear Dawn
Еще один бывший мод на движке Source, который тоже можно назвать тактическим шутером, но уже по другим причинам. По сути разработчики Nuclear Dawn предприняли очень смелую попытку объединить геймплей шутера от первого лица и стратегии в реальном времени в формате многопользовательской игры.
Есть две команды. Один игрок в каждой команде является командиром со стратегическим обзором карты сверху, а остальные — солдатами на поле боя, конечной целью которых является уничтожение базы противника. Командиры могут строить точки возрождения и турели, создавать новое оружие и снаряжение, а также отдавать приказы своему отряду, и все это требует ресурсов, добытых солдатами, которые в свою очередь делятся на четыре класса по формуле Team Fortress.
Consortium
Consortium представляет собой крупномасштабную ролевую игру в миниатюре, действие которой разворачивается на борту одного самолета, имея при этом глубокий бэкграунд и хорошо прописанную научно-фантастическую вселенную.
На чисто механическом уровне Consortium — это сюжетная РПГ в духе Deus Ex или Mass Effect. Миссии можно выполнять разными способами, независимо от того, предпочитаете ли вы разбивать врагов в пух и прах, бесшумно устранять их или мирно разрешать споры путем переговоров. У каждого NPC есть свое мнение по поводу разных событий и уровень лояльности, который меняется, когда вы взаимодействуете с ними, открывая новые ветки сюжета в процессе.
Alien Swarm: Reactive Drop
Продолжая идеи оригинального проекта 2010 года, Alien Swarm: Reactive Drop представляет собой бесплатный экшн-шутер в духе вселенной «Звездный десант» и серии Alien Shooter, с видом сверху и множеством инопланетных тварей, которых нужно уничтожить. Игра включает в себя обширный режим кампании, PvP и широкий спектр смертоносного оружия, которым можно выкашивать полчища инсектоидов.
В дополнение к быстрому и безумному экшену Alien Swarm: Reactive Drop также имеет целый ряд полезных функций. Вы можете отслеживать свою статистику или сравнивать ее со статистикой сообщества. К тому же мастерская Steam заполнена разного рода модами для улучшения и расширения игрового процесса.
No More Room in Hell
No More Room in Hell — это бесплатный хоррор-шутер от первого лица, в котором основное внимание уделяется выживанию в условиях зомби-апокалипсиса. Многопользовательский режим покажется до боли знакомым всем поклонникам серии Left 4 Dead и прочих кооперативных зомби-шутеров с элементами выживания.
Сражайтесь вместе с друзьями, выполняя различные типы миссий, пытаясь при этом самому не стать ходячим мертвецом. Говорить товарищам по команде, что вас укусили или нет, выбор остается за вами.
INFRA
Infra — это атмосферная приключенческая головоломка и симулятор ходьбы от первого лица, затрагивающая проблемы зависимости современных городов от собственной инфраструктуры.
Игрок управляет корпоративным аналитиком, которому предстоит побывать на полуразрушенных заводах, заброшенных туннелях и аварийных зданиях в некогда процветающем промышленном городе. По пути он будет запечатлять масштабы разрушения на свою камеру, решать головоломки и потихоньку докапываться до причин этой индустриальной катастрофы.
Insurgency
Несмотря на то, что проект Insurgency 2011 года представляет собой усовершенствованную самостоятельную версию мода семилетней давности для Half-Life 2, он гораздо глубже, чем можно было бы предположить, учитывая заезженность формулы «контртеррористы против террористов».
Этот многопользовательский шутер от первого лица развивает идею совместной командной игры в нескольких интересных направлениях, используя гиперреализм и уникальную структуру командных ролей, для демонстрации атмосферы страха и хаоса в условиях современных боевых действий. Как и в реальной жизни, в Insurgency достаточно одной-двух пуль, чтобы обезвредить человека. Без какой-либо карты или радара, вы никогда не знаете, кто окажется на линии огня и когда вы сами попадете в перекрестье чужого прицела.
Fistful of Frags
Следующий проект можно было бы емко описать как «Counter-Strike на Диком Западе» и сразу пойти дальше, но он достоин большего внимания.
Fistful of Frags родилась много лет назад как модификация для Half-Life 2 и была полностью обновлена для выпуска в Steam, в первую очередь это коснулось боевой механики. Это классический стремительный и беспощадный онлайн-шутер, только с ружьями, револьверами и луками вместо стандартного оружия, и ковбоями, вместо обычных вояк.
Если вы фанат вестернов и олдскульных стрелялок времен компьютерных клубов — это идеальная игра для вас, да еще и бесплатная
Divinia Chronicles: Relics of Gan-Ti
Чтобы немного отдохнуть от проектов, выросших из модификаций для Half-Life 2, хотим познакомить вас с одной из самых оригинальных игр на движке Source, мало похожей на что-либо из нашего списка.
После более чем десяти лет разработки студия Team Monkey наконец выпустила свою экшн-РПГ Divinia Chronicles: Relics of Gan-Ti, которую легче всего описать как смесь игр серии Zelda и Secret of Mana.
Действие разворачивается на острове Орио, где перед игроками стоит задача завоевать доверие здешних божеств и спасти сакральное дерево жизни. Бои здесь ведутся от третьего лица, помимо этого здесь есть система магии, полная поддержка геймпада, подземелья с головоломками, а также некоторые элементы крафта и система улучшения оружия.
Если кто-то скажет вам, что на Source невозможно сделать что-то непохожее на Half-Life или Portal, покажите им эту игру.
E.Y.E: Divine Cybermancy
EYE: Divine Cybermancy — необычная, захватывающая и попросту незабываемая игра, которая, во многом опередила свое время. Сейчас бы ее назвали «Dark Souls с пушками в сеттинге фэнтезийного киберстимпанка».
EYE — амбициозный проект. Он дает вам оружие, мечи и кибернетические навыки, а затем погружает вас в пугающий научно-фантастический мир, позволяя достигать своих целей множеством разных способов. А самое интересное, что это многопользовательская игра с сюжетной кампанией для нескольких игроков, с разнообразием врагов, ролевыми элементами и возможностью одновременно пользоваться холодным и огнестрельным оружием.
Оказывается, что формула, благодаря которой Destiny, Division и Remnant обрели свою популярность, была успешно реализована еще в 2011 году, вот только многие об этом благополучно забыли.
The Ship: Murder Party
Еще одна игра, слегка опередившая свое время, так как она предлагает нам трехмерную версию всемирно известной настольной игры «Мафия», с несколькими изменениями и в слегка необычных декорациях. Не так давно Among Us, Dread Hunger и еще несколько инди-проектов смогли неплохо раскрутиться на концепции, придуманной в The Ship: Murder Party.
Действие происходит в конце 1920-х годов на причудливом круизном лайнере. Каждому игроку дается цель, которую он должен выполнить, пытаясь не стать жертвой таинственного убийцы, если, конечно, он сам им не является. Такая завязка превращает каждую игровую сессию в жестокий театр абсурда с непредсказуемым финалом, особенно если играть в компании друзей.
Garry’s Mod
Garry’s Mod не совсем корректно было бы называть игрой или модом. Это целый сборник разных модификаций и мини-игр в формате песочницы, который является попыткой Valve в легкой и непринужденной манере продемонстрировать передовые возможности движка Source и дать сообществу моддеров удобную официальную площадку для реализации своих идей.
Многие режимы, вроде PropHunt, впервые появившиеся в Garry’s Mod, послужили источником вдохновения для создания самостоятельных игр, и в этом главная заслуга данного проекта, если не брать в расчет появление целого жанра абсурдных роликов с участием персонажей из игр Valve.
IOSoccer
IOSoccer — это бесплатный многопользовательский футбольный симулятор от третьего лица, который предлагает беспрецедентную свободу в обращении с мячом и глубину игрового процесса. Первоначально выпущенная в начале 2000-х на основе режима для CS 1.6 в качестве модификации для Half-Life, игра была позже перенесена на Source и переиздана в 2008 году.
Со времен последнего релиза код игры был полностью переписан, созданы новые модели игроков и добавлено бесчисленное количество новых игровых функций.
Black Mesa
Black Mesa — это не что иное, как ремейк оригинального Half-Life на движке второй части, где в роли Гордона Фримена мы возвращаемся в Научно-исследовательский комплекс «Черная Меза», чтобы вновь плутать по его темным коридорам, сражаясь с инопланетянами и решая головоломки.
Разработчики из Crowbar Collective создавали Black Mesa как мод для оригинальной Half-Life, но со временем она превратилась в полноценный ремейк. С одобрения Valve проект был выпущен в 2020 году как самостоятельная игра, после 15 лет разработки.
Black Mesa в полной мере использует последнюю версию Source Engine, а это означает, что были внесены различные изменения с точки зрения визуальных эффектов и игровых механик. Физика, платформинг и решение головоломок были основательно переработаны, как и вражеский ИИ. Игра стала более сложной, предлагая игроку различные способы прохождения уровней, так что даже для прожженных фанатов оригинала здесь найдется немало сюрпризов.
Dear Esther
В Dear Esther нет стрельбы, прыжков, быстрой езды или взрывов. Головоломок тоже нет, по крайней мере, в прямом смысле этого слова. Единственная головоломка, которую вам предстоит решить, — это расшифровка хорошо написанного, неоднозначного сюжета игры, и даже тогда вы не узнаете, достигли ли вы главной цели. Видимо именно этого разработчики и добивались.
По мере того как вы посещаете определенные места живописного острова, голос за кадром зачитывает длинные, витиеватые строки диалогов, которые становятся все более напряженными по мере приближения к финалу душещипательной истории двух неизвестных нам людей.
SiN Episodes: Emergence
SiN был одним из самых ожидаемых проектов конца 90-х, но ему не посчастливилось выйти в одно время с Half-Life, которая заграбастала себе всю славу. По иронии судьбы SiN Episodes разрабатывалась на движке Half-Life 2 и ее создатели на этот раз решили обернуть успех франшизы Valve в свою пользу. Кроме того, игра снова должна была стать прорывной, так как планировалась издаваться по эпизодам.
Первый эпизод, Emergence, увидел свет в мае 2006 года, за месяц до выхода Half-Life 2: Episode One, что опять сыграло с SiN злую шутку. Продажи и отзывы были настолько неутешительными, что остальным восьми запланированным эпизодам было не суждено появиться.
Сама же игра представляла собой добротный олдскульный шутер с харизматичным главным героем, безостановочным экшеном и обилием резкого юмора. В итоге SiN Episodes стала уникальным явлением, спустя годы получив признание аудитории и звание одного из самых неудачных экспериментов своего времени.
Zeno Clash
Необычный файтинг от первого лица, который переносит игроков в фэнтезийный первобытный мир, где им предстоит разбираться с врагами с помощью собственных кулаков и диковинного оружия. В игре реализована интересная боевая система, построенная на ударах, уворотах и блоках, а любопытный визуальный дизайн и по-хорошему сумасбродный сюжет не раз повергнут вас в легкий шок.