Cubiq.ru

Ретро-обзор Deus Ex: как родилась легенда

Речь сегодня пойдет не о Human Revolution или Mankind Divided. Игры это, безусловно, интересные, но о них уже все слышали. Но многие не знают, что это – всего лишь приквелы. Приквелы оригинального Deus Ex, о котором и пойдет речь. Этот проект вышел давно, очень давно, но он до сих пор любим фанатами серии. И есть за что. Хороший сюжет, интересная игровая механика, оригинальная система прокачки – все это цепляет игрока всерьез и надолго.

Но мы поговорим не только про первую часть серии. Ведь многие наверняка задаются вопросом – а каков оригинальный Deus Ex в сравнении с Human Revolution и Mankind Divided? Атмосфера схожая во всех играх – интриги и жестокость вообще свойственны киберпанку. Да и сюжет их местами похож (только местами). А вот во всем остальном различий хватает. И система прокачки отличается, и геймплей несколько иной. Поэтому мы не только расскажем про первую игру серии, мы еще и сравним ее с Human Revolution и Mankind Divided. Но – обо всем по порядку.

История про мрачное будущее

Начнем с сюжета. Это одна из тех вещей, за которые фанаты так любят оригинал. Когда играешь в первый раз, сценарий не раз преподносит вам сюрпризы. В самом начале вроде бы все понятно. Есть Unatco, что-то вроде реформированного ООН, которые борются за мир во всем мире. Вроде как «хорошие». Но через пару миссий картина мира начинает меняться, а уже к середине игры вообще не знаешь, кому доверять, и вообще, что же тут на самом деле происходит.

Есть всяческие террористы, которые убивают мирных жителей и взрывают все подряд. Они вроде как «плохие».

У сюжета оригинала и новых частей хватает и сходств, и различий. Ну, первое и главное различие – сценаристы все же не работали по принципу «копировать, затем вставить». И это хорошо. Ведь слишком много есть хороших серий, которые были загублены банальным самокопированием. Здесь другие противники, другие союзники, даже общий облик мира различается. Одну деталь стоит упомянуть особо – в оригинальном Deus Ex мир поразила эпидемия Серой Чумы, неизвестной болезни, лекарство от которой может производить только одна корпорация. Болезнь, которая косит всех и вся, сильно меняет облик мира. Да и в сюжете она занимает отдельное место.

Главные герои игры также различаются. Хотя и сходств у них, конечно, хватает. Оба проходили специальную подготовку для работы в «силовых ведомствах», тела обоих легко воспринимают любые импланты, да и чисто внешне они похожи. А вот дальше начинаются различия. Джей Си Дентон, протагонист оригинала, аугментации подвергся добровольно. «I never asked for this» – это не про него. Также, в отличие от Адама Дженсена, главного героя новых игр, у него все же есть родственники – в частности, брат, который в сюжете играет немаловажную роль.

Еще одно интересное различие протагонистов – Адам в эмоциональном плане более человечен, чем Джей Си. Тот, кем мы играем в оригинале, более сдержан, более холоден, и, пожалуй, более прагматичен. Он не проявляет ни к кому особых чувств, по крайней мере, сколь-нибудь открыто. Иногда даже возникает ощущение, что к своим врагам он не испытывает особой ненависти – он просто от них избавляется, как от простой помехи. К концу игры уже сложно сказать, кто он в большей степени – человек, или машина. Как всегда, все зависит от ваших действий и от выбора концовки.

К слову о концовках. В оригинале их три, как и в Human Revolution. Я не буду говорить, что они собой представляют, и чем различаются. Каждая из них приводит к определенным последствиям, как для человечества в целом, так и для протагониста в частности. Варианта с вероятным самоубийством (как это было в Human Revolution) здесь не предусмотрено, но все три выбора весьма интересны.

Стелс в стиле киберпанка

Геймплей в оригинальном Deus Ex в глобальном плане схож с тем, что имеется в Human Revolution и Mankind Divided. Все эти игры – это стелс-шутеры от первого лица (преимущественно от первого). Чего тут больше, стелса или шутера – решать игроку, как всегда. Но основные элементы очень похожи. Незаметное подкрадывание и устранение противников, взлом охранных систем, поиски альтернативных вариантов решения той или иной задачи – а альтернатива тут всегда есть, зачастую и не одна. В общем, все части серии играются по одному и тому же принципу.

А дальше начинаются частности. С тем, как дело обстоит в новых частях серии, игроки более-менее знакомы, поэтому рассказ пойдет сейчас именно про оригинальную игру. Первое, и самое важное отличие – опыт вы тут получаете только за решение поставленных задач, а также за нахождение альтернативных путей – например, вместо того, чтобы переть в лоб на террористов, вы прошли по вентиляции и зашли им в тыл – получите заслуженный бонус. Освободили всех заложников – вот вам еще экспа. А вот убийство врагов никак не награждается. То есть совсем. Можете пройти эдаким невидимкой и никого не задеть, можете устроить бойню и уничтожить всех – опыта за это не дадут.

Рукопашного боя в том виде, что есть в новых играх, здесь тоже не имеется. Вырубание противника тут выглядит так – подойти к ничего не подозревающему врагу со спины, ударить шокером или ножом, убрать тело куда-нибудь туда, где его никто не заметит. Похоже на то, что происходит в Human Revolution и Mankind Divided, но без той зрелищности. Кроме того, никаких встроенных клинков у вас нет, так что, приходится носить в инвентаре что-то для рукопашной схватки.

Имплантаты тоже работают по иному. Все их надо включать отдельно, и все они потребляют энергию. Которая, к слову, не восстанавливается сама по себе, и для которой нужны специальные «батарейки».

И регенерации тут тоже нет. Надо либо таскать с собой аптечки, либо добывать особый имплантат (который вы получите не скоро, поверьте). С хитпойнтами в оригинале вообще сложно. Здоровье указано отдельно для каждой из конечностей, торса и головы. Сильно повредили руку? Даже не пытайтесь играть в снайпера. Перебило ноги взрывом? Ползайте по земле, медленно и печально. Ну а если закончились хитпойнты головы или тела – игра окончена.

Навыки, имплантаты и снаряжение

В первом Deus Ex есть навыки, которые никак не связаны с имплантатами. Вообще, система прокачки тут совершенно иная, чем в новых играх. Как уже было сказано, опыт вы получаете не за убийство, а за достижение тех или иных игровых целей. Тратите вы его на развитие навыков. Система прокачки тут слегка кривовата – одни навыки невероятно полезны, а другие не нужны ни в каком виде.

Например, навык пользования винтовками (сюда входят и снайперская винтовка, и автомат, и дробовики), как и хакерство, нужны по определению. Полезно умение пользоваться пистолетами (к слову, это альтернатива винтовкам), иногда облегчают жизнь навыки пловца, а также умения взлома электронных или механических замков (они идут отдельно от хакерства). А вот навык, который улучшает эффективность особых костюмов (к слову, одноразовых) – практически бесполезен. Туда же идет «Медицина» – умение для аптечек. Их стоит прокачивать в самую последнюю очередь.

С имплантатами тут сложно. Дело в том, что вы их находите и устанавливаете по ходу игры. Первая проблема – каждая канистра с приращениями, как их еще называют, содержит два имплантата. И установить вы сможете лишь один. Например – аугмент для дыхания под водой, или для дыхания в загрязненной химикатами атмосфере. И тот, и другой вам пригодятся, но установить можно только один. Со всеми остальными приращениями – все тоже самое.

Еще одна проблема – отдельно по ходу игры вы собираете канистры для улучшения имплантатов. Их всего вам попадется 17 или 18, за всю игру. На все не хватит. А у каждого аугмента есть четыре уровня улучшения. Первый, базовый, у большинства практически бесполезен (за исключением, разве что, невидимости и регенерации). А для того, чтобы все улучшить до максимума, улучшений не хватит. Так что, придется выбирать.

И, наконец, снаряжение. Тут все проще и привычнее, отличий от новых частей немного. Патроны в инвентаре места не занимают, есть оружие ближнего боя, а в остальном – все очень похоже. Весь ваш стреляющий инвентарь можно улучшать, для всего есть своя сфера применения, даже вид инвентаря похож. В общем, освоиться будет нетрудно.

Заключение

Первый Deus Ex способен отпугнуть игроков своей слабой графикой (которая не была топовой даже на момент выхода), и непривычной системой прокачки. Но пройти его стоит. Ведь именно на нее ориентировались создатели Human Revolution и Mankind Divided. Интереснейший, едва ли не гениальный сюжет, замечательный геймплей и оригинальная система развития стоят вашего внимания, поверьте. Так что удачи вам в игре!

Купить

Комментировать