- Разработчик: CD Projekt RED
- Издатель: CD Projekt RED
- Дата выхода: 10 декабря 2020 года
О ситуации вокруг игры
Форумы бурлят, Sony снимает Cyberpunk 2077 с продажи в PS Store, недовольные игроки запрашивают возврат денег и публикуют видео с нарезками смешных багов. Кто виноват? И разработчики, и их аудитория.
Первые, очевидно, взяли на себя слишком много. Амбиции не стыковались с возможностями, и в результате часть механик из игры пришлось вырезать (это нормально для разработки), а то, что осталось, не работает как положено.
CD Projekt RED стоило учитывать, что внимание к игре будет более чем пристальным, и осторожнее раздавать обещания. Воспользовавшись огромным кредитом доверия, что был выдан игроделам после серии The Witcher, они готовили еще более масштабный проект и охотно поддерживали связь с комьюнити. В результате каждая новость об изменении того или иного контента – например, удалении метро, тюнинга автомобилей или бега по стенам, который, по словам разработчиков, ломал весь левелдизайн – воспринималась в штыки.
Возможно, авторам стоило избрать подход, который использует Rockstar Games – спокойно разрабатывать игру, держа геймеров в неведении о ее содержании и состоянии, ограничиться парой-тройкой трейлеров и не давать напрасных обещаний. Конечно, CDPR было важно поддерживать имидж «народной студии», однако это в конечном счете обернулось против нее.
С другой стороны, многие игроки питали завышенные ожидания к Cyberpunk 2077, нафантазировав себе, что это будет некий микс из GTA, The Witcher, TES V: Skyrim и кто знает чего еще, неоспоримый шедевр и игра поколения. Сами придумали – сами разочаровались. Конечно, тяжело не поддаться волне хайпа, когда об игре говорят на каждом углу, но все же лучше критически воспринимать будущий продукт, чтобы не испытывать затем фрустрацию от несоответствия желаемого действительному. Тем более что предпосылки к осторожному отношению к нему были.
Куда повернет история с проблемным релизом Cyberpunk 2077, пока неизвестно. CD Projekt RED наверняка частично исправит ситуацию: выпустит патчи, улучшит производительность, анонсирует сюжетные DLC. Ну а я далее постараюсь рассмотреть игру в отрыве от шумихи вокруг нее. Итак, что же ждет нас в кипящем жизнью и полном приключений Найт-Сити?
В Cyberpunk 2077 отличный сюжет и потрясающая постановка
Наемник(ца) по имени Ви стремится добиться успеха в огромном мегаполисе, ради чего берется за самые разные дела – включая, конечно же, незаконные (вообще, понятие «законность» в Найт-Сити очень относительное).
Игрокам доступны три варианта предыстории – «Кочевник», что прибывает в город ради лучшей жизни; «Дитя улиц», что желает подняться на вершину преступного мира; и «Корпорат», вылетевший с работы в большой корпорации. По сути, это иллюзия выбора, так как каждый из вариантов влияет лишь на получасовой пролог, после которого история развивается для всех одинаково. Ну, разве что игроки получат уникальные ветки в диалогах – например, «Дитя улиц» может вставить пару реплик в разговоре о городских бандах. Более серьезных последствий от выбора той или иной предыстории ждать не стоит.
Взявшись за очередной заказ, Ви вместе с напарником Джеки проникают в дорогой отель, чтобы украсть некий чип. На месте герои становятся свидетелями убийства директора влиятельной корпорации «Арасака», а тот самый чип оказывается в голове Ви – и как выясняется, на нем хранится сознание Джонни Сильверхенда, рок-звезды, анархиста и террориста, который 50 лет назад устроил взрыв ядерной бомбы в главном офисе «Арасаки».
Долго разгуливать с чипом не получится: очень скоро личность протагониста будет вытеснена разумом Джонни – не потому что он так хочет, а из-за особенностей чипа. Придется наемнику бросить все силы на решение проблемы, и сделать это как можно скорее, потому что простым антивирусом тут не обойтись.
Сюжет – одна из самых сильных сторон Cyberpunk 2077. Он хорошо написан, замечательно поставлен и в целом логичен относительно своего сеттинга. Персонажи запоминаются: Сильверхенд – настоящий, простите, мудак; Джуди – на первый взгляд жесткая и твердая, но на деле очень ранимая; даже ИИ Деламейн – и тот оказывается очень интересным. Кстати, обязательно пройдите цепочку квестов по поиску «заблудших» машин из таксопарка Деламейна – это приключение обескуражило меня неожиданной отсылкой к Portal.
Ролевого отыгрыша здесь не так много, как хотелось бы. Ви – не Шепард, а, скорее, Геральт, герой с заданным характером, так что грубить направо и налево или, напротив, быть услужливо вежливым добряком не получится. Это делает Cyberpunk 2077 не столько RPG, сколько экшеном с ролевыми элементами, где вы движетесь по рельсам, не имея возможности свернуть или хотя бы перекроить личность персонажа. Не скажу, что это плохо, но стоит принять данный факт.
Относительная свобода в диалогах появляется лишь после прокачки. Некоторые варианты ответов требуют пройти проверку характеристик: например, Ви может пригрозить собеседнику силой, если соответствующий параметр превышает, скажем, 10 пунктов. Это открывает некоторые развилки, но глобально на развитие сюжета, конечно же, не влияет.
Аналогично с вариативностью прохождения заданий: вы можете действовать в стиле Deus Ex – ворваться на базу противника с оружием наголо, использовать скрытность и найти обходной путь, заделаться хакером и взламывать следящие устройства и врагов удаленно. Но в результате, за редкими исключениями, придете к одной и той же развязке квеста. Некоторые истории могут переплетаться между собой, а выполнение второстепенных миссий косвенно отражается на диалогах и событиях основной истории, но это влияние незначительно, и, по большей части, служит мимолетным напоминанием о судьбе действующих лиц, с которыми мы раньше встречались.
Тем не менее, несмотря на эти недостатки, повторюсь – сюжет в Cyberpunk 2077 отличный, а сцены поставлены так, что другим разработчикам игр от первого лица стоит поучиться у CD Projekt RED: тут нет «говорящих голов», а персонажи активно двигаются, живо жестикулируют, не стесняются мата, который именно в этой игре оказался очень уместным – а как, по-вашему, разговаривают на улицах?
В Cyberpunk 2077 большой открытый мир, но в нем скучно
Найт-Сити влюбляет в себя. И днем, и ночью мегаполис выглядит потрясающе, со своей вездесущей рекламой, пронзающими небо высотками, контрастом между богатыми районами и трущобами. Он притягивает взгляд даже когда Ви находится за городом – устремившиеся ввысь рекламные панели хорошо заметны в Пустоши, а горы мусора напоминают о неприглядной стороне человеческой цивилизации.
Город большой – тут есть и широкие хайвеи, по которым так приятно гонять на мотоцикле, и узкие переулки, где можно нарваться на гопников, и уличные ресторанчики, и район с «говорящим» названием Чпок-стрит, и много чего еще. Найт-Сити именно такой, каким должен быть мегаполис в киберпанк сеттинге – шумный, грязный, футуристичный, отталкивающий и притягательный. Разработчики припрятали немало пасхалок и наводнили город активностями, от количества которых просто разбегаются глаза.
Стоит предупредить сразу: не все задания в Cyberpunk 2077 одинаково интересны. По большому счету, есть смысл обращать внимание только на желтые иконки, за которыми кроются основные и дополнительные квесты. Иконки синего цвета скрывают необязательные стычки, которые стоит закрывать лишь ради опыта и денег, да и то – по желанию. Более того, и за «желтой» точкой интереса может стоять скучное задание а-ля «пойди – убей».
Вместе с тем, очень быстро приходит понимание, что город – всего лишь фикция, картинка. За пределами миссий в нем делать нечего. Его жители – расставленные по своим местам статисты, которые вяло реагируют на игрока и его действия. Максимум, на что их хватает – обругать Ви при столкновении, убегать или приседать, если начнется перестрелка. Диалоги между NPC зациклены, персонажи и машины растворяются в воздухе, а намеков на распорядок дня нет и в помине. За ними интересно наблюдать только в контексте момента «здесь и сейчас» – например, когда вы заходите в клуб и подслушиваете разговор проституток, что разыгрывается перед вами только в это время и в этом месте.
Однако снова повторюсь – в город нельзя не влюбиться. Он красивый, большой и очень атмосферный. Нужно всего лишь заставить себя поверить в него, обмануться зыбкой реалистичностью и закрыть глаза на детали, сбивающие с толку. Что, очевидно, захотят сделать не все – и будут правы.
В Cyberpunk 2077 очень крутые автомобили, но управлять ими неудобно
Даже самая дешевая «тачка» в игре выглядит весьма недурно. Что уж говорить о спорткарах, лучшие модели которых стоят сотни тысяч евродолларов? Над дизайном авто трудились талантливые люди, и в каждой из машин хочется посидеть, осмотреться, проверить, на что она способна.
К сожалению, как только нажимаешь клавишу W, понимаешь, что управлять местными вариациями Плотвы не очень-то хочется. Модель вождения тут очень посредственная, автомобили непослушные, к ним трудно привыкнуть. Конечно, это не гоночная игра, и за рулем вы проведете гораздо меньше времени, чем на своих двоих, но все же хотелось бы более качественной реализации этой механики.
В Cyberpunk 2077 ужасный ИИ
Нет, не тот, который руководит умными такси и самонаводящимся оружием в лоре игры – с ним-то все в порядке, а Деламейн, как отмечалось выше, оказался очень интересным персонажем.
А вот интеллект рядовых NPC и противников разочаровал. Первые неспособны на простейшие действия, например, объехать оставленное посреди улицы авто. Вторые демонстрируют зачатки тактики, но не более того. Они умеют прятаться в укрытиях, бросать гранаты и удаленно взламывать Ви, но их довольно легко обмануть, от них можно без проблем скрыться, так что сражения не бросают серьезного вызова.
Повышение сложности сделает врагов выносливее, но не умнее, превратив в губки для пуль, поэтому я рекомендую как минимум в первый раз избегать максимального уровня сложности, чтобы избавить себя от нужды долго ковырять бандитов, снимая хэдшотами жалкие проценты здоровья. Остается надеяться, что проблемы с ИИ будут исправлены в ближайших патчах.
В Cyberpunk 2077 чертовски приятная стрельба
Большинство миссий в игре так или иначе сводится к битвам. Оружия тут много, в слотах можно разместить до трех единиц огнестрельного оружия или инструментов для ближнего боя, а еще один слот отведен под улучшения рук – «кулаки гориллы», «лезвия богомола» и так далее.
Стволы бабахают уверенно: залп из дробовика опрокинет неприятеля, а выстрел из снайперской винтовки снимет большую часть здоровья, а то и разом опустошит его. Оружие делится на уровни редкости, от «простого» до «легендарного», его можно крафтить, прокачивать и кастомизовать с помощью модулей – установить продвинутый прицел, снабдить нелетальными пулями и так далее. Пушки придется менять часто, а в инвентаре они скапливаются с поразительной быстротой: после каждой стычки, «пропылесосив» поле боя, приходится тратить время на сортировку найденного, решать, что оставить, что разобрать, а что продать.
Кстати, инвентарь тут не очень удобный, заточен под управление мышью, и не всегда интуитивно понятный. Это, впрочем, относится не только к менеджменту предметов, но и другим элементам интерфейса. Среди вкладок можно заблудиться, расходники похожи друг на друга, а с журналом квестов мне не сразу удалось разобраться: сперва показалось, что сообщения о доступных для покупки автомобилей не отмечаются в списке заданий.
Возвращаясь к боевой системе – это, пожалуй, второй фактор после сюжета, за который хочется безоговорочно хвалить игру. Да, боевка не до конца сбалансирована, здесь есть «имба» пушки и откровенно ненужные гаджеты, но свою задачу – приносить удовольствие – она выполняет в полной мере.
Ролевая система в Cyberpunk 2077 не идеальна
А вот с RPG-элементами не так повезло. Ви прокачивается по основным характеристикам и способностям. Первые – привычные по ролевым играм сила, интеллект, техника и так далее. Чем больше очков вложено в характеристику, тем лучше связанные с ней навыки: например, сила влияет на атлетику, ближний бой и уничтожение. Помимо этого, характеристики, как отмечалось выше, открывают дополнительные варианты ответа в некоторых диалогах.
Способности – это активные и пассивные умения Ви, которые разделены на ветки по навыкам. Так, вышеупомянутая ветка атлетики содержит 22 навыка, в числе которых повышение грузоподъемности, снижение получаемого урона, увеличение брони и так далее. Вкладывая получаемые при повышении уровня очки навыков, вы прокачиваете персонажа в том или ином направлении.
И вот не все эти направления оказываются одинаково полезными. К примеру, в стелс-ветке есть практически невостребованные навыки, вроде невосприимчивости к яду или метания ножей.
Наиболее ценной мне показалась ветка интеллекта, так как она раскрывает существование героя в мире киберпанка – направленные на взлом умения хочется активно использовать в бою. Ви буквально отправляет в мозги противников вирусы, способные лишить их зрения или способности двигаться – и кому-то после этого еще интересна прокачка стелса? Конечно, можно сделать упор на использование огнестрельного оружия, клинков и так далее, сделать героя универсалом или развивать в конкретном направлении, но стоит ожидать, что некоторые способности не так хороши, как другие.
Кроме того, Ви может усилить свое тело с помощью имплантов, которые можно приобрести у местных торговцев. У каждого из них свой набор товаров, так что есть смысл пройтись по всем магазинам. Аугментации позволят вам, например, выполнять двойной прыжок, повысить запас здоровья, использовать «кулаки гориллы». Жаль только, что почти все они, кроме оружейных имплантов для рук, не отображаются визуально на теле персонажа.
Cyberpunk 2077 классно выглядит и здорово звучит
Но насладиться красивой графикой смогут далеко не все. На консолях PlayStation 4 и Xbox One проект почти неиграбелен, а на PlayStation 5, работая по обратной совместимости, воспроизводится в 1080р и демонстрирует слабую картинку. На Xbox Series X ситуация лучше, но ненамного. Владельцам консолей нового поколения придется ждать, когда игра будет адаптирована под их платформы.
Пользователям РС повезло больше. Тут Cyberpunk 2077 выглядит как настоящий некстген – особенно, если включить RTX эффекты и задать максимальные настройки графики. Впрочем, и на средней по современным меркам системе игра смотрится весьма достойно. Но и требования к компьютеру предъявляет нескромные, так что часто приходится жертвовать частью эффектов ради стабильно высокой частоты кадров в секунду.
Детализация лиц впечатляет, автомобили хочется рассматривать и снаружи, и внутри, каждое помещение изучаешь в подробностях, подмечая множество деталей. Заметно, что в игру вложено немало времени и сил.
А как она звучит! Мой совет – играйте в хороших наушниках, чтобы насладиться шикарным объемным звуком, оценить урчание машин, гром от выстрелов из оружия и доносящуюся отовсюду музыку. В Cyberpunk 2077 отличный саундтрек, и мне часто даже не хотелось заканчивать сражения – настолько крутые тут «боевые» композиции. И это не говоря еще о треках на радио, в барах и ночных клубах.
В Cyberpunk 2077 есть баги
Да, их в игре полно. Начиная от «T-поз» и застревания в объектах, заканчивая спавнящимися перед носом автомобилями, отключением ИИ и, к сожалению, ломающимися квестами. В моем прохождении последняя участь не минула даже сюжетные миссии, что лечилось перезапуском игры. И хорошо, что только перезапуском – не исключено, что какой-то из квестов может сломаться бесповоротно.
Это ожидаемо – в настолько масштабном проекте с кучей соединенных между собой механик просто невозможно обойтись без ошибок. Над некоторыми багами можно посмеяться. Другие – раздражают: меня взбесила необходимость нарезать круги вокруг машины фиксера с телом преступника, которого нужно было сдать для выполнения заказа. В итоге пришлось плюнуть и уехать, смирившись с провалом задания. Вывод – нужно ждать патчей.
Заключение
Дать однозначную оценку Cyberpunk 2077 сложно. По сути, перед нами – версия из раннего доступа: игру уже можно пройти, но авторам предстоит проделать еще много работы, чтобы довести ее до идеального состояния. Поэтому я оцениваю игру с небольшим авансом, отталкиваясь от имени студии и держа в памяти ситуацию с The Witcher 3, которая точно так же на релизе пестрила багами и в итоге получила множество обновлений, исправивших ситуацию.
Стоит ли покупать Cyberpunk 2077 сейчас? Если не терпится поиграть – да, стоит: интересная история, атмосферный город и приятная стрельба компенсируют часть недостатков проекта. Однако следует поумерить ожидания и набраться терпения – возможно, игра окажется не настолько хорошей, как вы себе представляли.