Обзор Disco Elysium. Постмодернистский нео-нуар

Только ленивый обзорщик не успел назвать Disco Elysium шедевром и новой классикой в первые несколько дней после ее выхода. Наконец-то и нам удалось ненадолго выбраться с холодных улочек Ревашоля, чтобы поделиться своими впечатлениями от проекта эстонской инди-студии ZA/UM.

  • Разработчик: ZA/UM
  • Издатель: ZA/UM
  • Дата выхода: 15 октября 2019

Сюжет

Те, кто хоть раз просыпался после грандиозной попойки с вопросами из серии «Где я? Кто я? Что происходит? Какой год? А планета?», несомненно заценят завязку Disco Elysium. После небольшого диалога с собственной подкоркой, наш герой просыпается в жутчайшем похмелье посреди полностью уничтоженного номера в каком-то отеле. С трудом придя в себя, собрав с пола одежду и взглянув в зеркало, наш герой отправляется на исследование мира, чтобы понять, кто он такой, где находится и почему все настолько плохо.

Красавчик!

Почти сразу о себе удается выяснить, что мы – полицейский. Вот только ни формы, ни жетона, ни ствола в комнате обнаружить не удается. Зато чуть погодя открывается еще один факт – наше пребывание в отеле это не просто приступ алкоголизма, а часть полицейского расследования, которое идет уже три дня. И все эти три дня за окном отеля болтается повешенный труп, который вообще-то нужно было снять еще в первый день. И почему-то это – именно наша работа.

Выйдя во двор, мы оказываемся в Ревашоле, депрессивном городке, покрытом шрамами недавней войны.

Здесь всегда или дождь, или снег, или просто мерзко

А зайдя на задний дворик отеля, обнаруживаем тот самый труп. Теперь для того, чтобы узнать детали собственного прошлого и выяснить хоть что-то об окружающей нас реальности, придется вести сразу множество расследований, по крупицам добывая частицы информации в многочисленных диалогах и находя хитро спрятанные по всему городу улики.

Отличное начало отличного дня

Хорошо, что мы не одни в этом мрачном и негостеприимном мире. С первых же шагов к нам присоединяется обязательный для депрессивного копа-алкоголика напарник – правильный парень по имени Ким Катсураги.

Ким порой может удивить

Вначале он кажется стереотипным резонером и чуть ли не биороботом и играет роль нашего морального компаса, но постепенно раскрывается с неожиданных сторон.

Еще веселее все становится на второй день, когда независимо от прогресса по расследованию в холл отеля заявляется семерка представителей местного профсоюза докеров (Союза) под кличкой «Братки Харди» и настойчиво предлагает пообщаться.

Еще более прекрасное начало следующего дня

В процессе общения ребятки практически признаются в убийстве и прямым текстом говорят, что не позволят себя арестовать. С этого момента расследование окончательно превращается из полицейской рутины в сложную цепочку политических игр и балансирования между злобной Корпорацией и не менее злобным бастующим против нее Союзом.

Впрочем, никто не будет тащить нас за руку по сюжетным рельсам – благо, вокруг нас хватает интересных персонажей, с которыми можно пообщаться, узнать что-то новое и даже получить квест.

Свой квест есть у почти каждого именного персонажа. И даже некоторых неименных. Ну, разве что ее действительно зовут «Женщина из рабочего класса»

При этом разные побочные и сюжетные квесты не существуют отдельно друг от друга – очень часто прохождение сайдквеста помогает иначе взглянуть на события основного сюжета и узнать что-то новое и очень важное. В этом смысле Disco Elysium можно назвать «оружейным арсеналом Чехова», потому что каждая мелочь здесь рано или поздно выстрелит.

В целом все происходящее можно действительно назвать нео-нуаром – при соблюдении всех законов жанра (мрачный мир, депрессивный протагонист, наркотики и алкоголь, дожди и мерзость), сюжет и диалоги полны постмодернистского безумия. Отдельно радует, что для сценаристов явно не было табуированных тем, и мы регулярно будем обсуждать секс, наркотики, алкоголизм, расизм, коммунизм и прочие стыдливо скрываемые современным геймдевом вещи.

Здесь даже есть чернокожий нацист! Что еще нужно для шедевра в наши дни?

Геймплей

Прохождение игры строится на постоянном исследовании мира, прокачке и использовании навыков, добыче расходников, инструментов и одежды и, конечно же, диалогах – текста здесь хватит на несколько томов «Войны и мира».

Исследование облегчают маркеры точек интереса, выполненные в виде цветных шариков, а также возможность подсветить используемые предметы, зажав Таb.

Зеленые шарики – просто точки интереса, оранжевые – важные точки интереса, разноцветные шарики возле головы – мысли, возникающие в том или ином месте (обычно, ОЧЕНЬ важные, хотя не всегда)

Основная механика здесь – скилл-чеки, представляющие собой бросок 2 кубиков с модификаторами от собственно скиллов, экипировки, полученной в диалоге информации и т. д.

Как-то так выглядит типичный скилл-чек. Пытаемся убедить контейнер открыться. Потому что… а почему нет?

Чеки делятся на одноразовые «красные» (провалили – горе нам) и многоразовые белые (провалили – повышаем соответствующий скилл хотя бы на 1 и пробуем снова. Впрочем, роль скиллов здесь не сводится только к модификации чеков. Каждое из 24 наших умений (по 6 в каждой группе: интеллектуальные, психические, физические, моторные) – маленький чертик, сидящий в голове и вмешивающийся в наши диалоги.

Наши демоны во всей красе

«Энциклопедия» обожает рассказывать бесполезные (чаще всего) занятные факты, логика помогает конструировать выводы, «электрохимия» все время призывает кутить (хотя иногда дает дельные советы), «власть» велит доминировать, властвовать и унижать и так далее.

Экспресс-вскрытие – лучший момент узнать занятные факты о вулканах

Иногда у скиллов даже возникают великолепные идеи, которыми они делятся с нами прямо посреди очередного расследования.

Неприятно, когда тебя называют тюфяком и слабаком, но еще неприятнее, когда это делает твой собственный навык

Наряду со скиллами, важную роль в развитии персонажа играют «мысли» – аналог модификаторов, которые можно «исследовать» в собственной голове в течение какого-то времени. После этого они занимают один из открытых «мыслеслотов» и дают какие-то бонусы (и иногда минусы). Слоты открываются за очки скиллов, за них же можно «забыть» ставшую бесполезной мысль.

В прямом смысле забиваем себе мыслями голову

Кстати, о времени. Время здесь играет важную роль – к нему привязана часть квестов, на него ориентируется скриптовая рутина персонажей, только вот вперед таймер идет не в реальном времени, а с каждым продвижением по диалогам с персонажами. Это создает странное ощущение одновременной динамичности и пошаговости игры.

Маленькое «но»

Каждая проведенная в Disco Elysium минута – это чистое наслаждение. Но кайф был бы гораздо сильнее, если бы не одна проблема – баги. Проект сложно назвать самой забагованной игрой сезона, но минимум раз за пару часов вы обязательно столкнетесь с диалогом без точки выхода, поломавшейся клавишей «Esc» (выручает автосейв по F5) или другим глюком (обналичить чек в магазине получилось с 10 раза, до этого продавщица просто забирала его и не давала налички).

Еще одним недостатком можно назвать кривоватый pathfinding – персонажи, слава Ктулху, не застревают в текстурах, однако напарник обладает неприятной привычкой становиться прямо перед «объектом интереса», затрудняя доступ к нему.

Наконец, несмотря на то, что одни и те же квесты можно пройти по-разному, важная информация часто запрятана за всего лишь одним скилл-чеком легендарной сложности, поэтому чтобы узнать о себе и игровом мире все, нужно выкачать все скиллы.

Заключение

Это правда шедевр! Осталось только понять, какого жанра. Назвать Disco Elysium «классической РПГ» мешает полное отсутствие какой-либо боевки – немногочисленные поединки и перестрелки здесь представляют собой просто очередной скилл-чек (с красивой анимацией, но все же). Загнать проект в рамки визуальной новеллы мешает крутейшая ролевая система и возможность свободно исследовать мир и заниматься саморазложением вместо продвижения по сюжету. Общая атмосфера игры приближает ее к серьезному детективному квесту – но опять-таки, слишком уж крута ролевка.

Так что Disco Elysium умудрилась всего за несколько дней стать одной из лучших сразу в нескольких жанрах.

Плюсы
диалоги, море диалогов;
колоритнейшие персонажи, почти каждый из которых хранит какую-нибудь тайну или дает квест;
абсолютная неполиткорректность;
разнообразие поднятых тем – от семейных неурядиц до социального неравенства;
крутая детективная составляющая;
связность сюжета и постоянно переплетающиеся «ниточки» из совершенно разных на первый взгляд квестов;
шикарный юмор;
затягивающий геймплей;
секс, наркотики и диско;
инновационные геймплейные механики;
классический стиль;
стильный визуальный ряд.
Минусы
баги;
плохой pathfinding;
отсутствие локализации при тоннах текста;
чтобы узнать все, нужно выкачать все скиллы, обходные пути есть, но не дают всей информации.
9.5
Аватар

LurelnLey

Игры и книги - мой способ прожить несколько жизней за одну. Мое детство пришлось на время, когда свет увидели проекты, уже ставшие бессмертной классикой: Heroes of Might and Magic, Diablo, Warcraft и прочие. С тех пор и появился интерес к индустрии, который вряд ли когда-нибудь угаснет.

2 комментария

  • Был наслышан из интернетов, но обзора ждал здесь, тем более от одного из своих любимых авторов 🙂 Теперь точно уверен, что стоит брать. Хотя, конечно, отсутствие боевки настораживает, а постсоветские разработчики могли бы и на локализацию расщедриться 🙂

    • Благодарю =)
      Честно говоря, мне игры без интересной боевки всегда казались скучными, но есть одно «но»: чем более затягивающий сюжет, тем меньше хочется обращать внимание на боевку. Здесь же мир и его обитатели затягивают так, что не до драк =)
      А вот насчет локализации — ее отсутствие действительно может оттолкнуть многих. Текста в Disco Elysium и правда море, причем просто скипнуть квестовый диалог, не вникая, не получится — все сказанное важно. К тому же игра требует владения английским на хорошем уровне, что тоже может усложнить жизнь. Но оно того стоит, конечно же =)

Следуйте за нами

Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.

ulia13
Need for Speed возвращается! Читайте наш обзор новой части
Holler Box