Серия игр Thief – на цыпочках из тени в тень

В наши дни сложно представить топовую РПГ или экшен-игру без стелс-элементов. Но так было не всегда, и еще 20 лет назад большинство подобных игр сводилось к «убей их всех». Поэтому мы решили рассказать вам о серии игр Thief на ПК, которая долгие годы задавала моду не только в жанре стелс-экшена, но и в механиках скрытности в представителях многих других жанров.

История этой серии началась в 1996 году, когда писатель и геймдизайнер Кен Левин начал работу над новым проектом, который вдохновлялся Castle Wolfenstein и Diablo и должен был стать новым словом в жанре экшен-РПГ. Первым концептом игровой вселенной был зомби-апокалипсис в СССР времен начала Холодной войны. Постепенно эта идея мутировала в Dark Camelot – инверсию мифов об Артуре, где Мордред должен был стать главным героем, Артур – властолюбивым тираном, а Мерлин – психопатом.

В 1997 году рабочее название проекта было изменено на The Dark Project, а геймплейный фокус постепенно сместился с экшена на скрытное прохождение. Изменился и сеттинг – от легенд о Камелоте игра постепенно ушла в сторону темного фэнтези с элементами стимпанка.

В процессе работы над игрой из-за финансовых проблем из работавшей над проектом студии Looking Glass Studios ушел один из ведущих программистов, Уоррен Спектор. Это привело к серьезным проблемам с разработкой AI, из-за которых проект почти год не двигался с мертвой точки. К счастью, разработчикам постепенно удалось довести свое детище до играбельного состояния.

Thief: The Dark Project (1998)

Если бы Looking Glass Studios чуть поторопилась и выпустила свой проект на полгода раньше, Thief стал бы однозначно первым стелс-экшеном в истории. К сожалению, этого не произошло (при том, что игра выпускалась далеко не в том виде, как задумывалось, и многий контент был вырезан из релиза), поэтому «Вор» делит пальму первенства в жанре с вышедшими на несколько месяцев раньше и ныне подзабытым ниндзя-симулятором Tenchu и легендарной Metal Gear Solid. По крайней мере, Thief стала первой игрой этого жанра на ПК.

Но даже несмотря на наличие таких мощных конкурентов, игра стала революционной для своего времени и многие наработки из нее используются в стелс-играх, экшенах и РПГ по сей день. «Вор» стал первой игрой, где применялась фирменная механика теней, в которых мог прятаться главный герой от преследующих его врагов.

Также именно здесь впервые в истории экшенов звук стал играть важную роль в стелс-механиках – враги могли слышать звук шагов Гарретта (так звали протагониста во всех частях серии), а сами мы могли по звукам не только догадаться о приближении противников, но даже прикинуть сколько их, где они находятся и по какой поверхности передвигаются, ведь звуки шагов были разными для камня, дерева и других материалов.

Игра начинается с того, что главный герой, будучи мальчишкой-карманником, пытается ограбить члена загадочного Ордена Хранителей. Конечно же, его ловят, но Хранитель оказывается поражен его навыками, предлагает вступить в Орден, научиться прятаться в тенях и использовать местную разновидность магии. Постепенно старые привычки берут верх, и наш герой, заметно прокачавшись в воровских скиллах, покидает Орден и возвращается к криминальной деятельности.

Но однажды ему приходится вступить в конфронтацию с представителями местной Гильдии Воров, которая недовольна сольной карьерой нашего (анти)героя и хочет получать с него проценты. В последующих событиях Гарретту предстоит столкнуться с могущественными вельможами, криминальными авторитетами, нежитью, загадочными культистами, древними артефактами и даже воплощениями Богов. Когда ситуация кажется безвыходной, на помощь приходят те самые Хранители, и в благодарность за спасение Гарретт обещает помочь Ордену, когда придет время…

Такая «серая мораль» протагониста резко контрастировала с большинством игр той эпохи, когда суть сюжета сводилась к разборкам Добра и Зла. К тому же в игре был глубоко проработанный сюжет, очень мрачная атмосфера и очень сложные сражения с врагами. Зато Гарретт мог скрываться от них в тенях, искать обходные пути, отвлекать их внимание и уничтожать противников творческими способами вроде закладывания мин, установки ловушек или использования различных тяжелых и/или острых предметов окружающей обстановки.

Для своего времени игру отличал также тщательно проработанный, пусть и заскриптованный, AI противников – они умели поднимать тревогу, взаимодействовать между собой и организовывать сложную систему патрулирования.

Несмотря на уклон в сторону стелса, была в первом «Воре» и очень неплохая боевка, которая не сводилась к закликиванию врага, а вместо этого заставляла парировать удары противника и тщательно продумывать собственные выпады.

За два года игра разошлась тиражом в полмиллиона копий, что совсем неплохо по меркам тех времен, а критики удостоили ее средней оценки 9/10 и восторженных отзывов, в которых отмечали революционные механики, крутой сюжет, общую атмосферу игры и новаторский метод управления сложностью – при повышении сложности крутость врагов не менялась, но вместо этого менялись цели миссии, и на максимальной сложности нужно было проходить уровни вообще без убийств).

Чтобы насладиться игрой в полной мере, стоит скачать дополненную в 1999 году версию Thief Gold, в которой разработчики вернули в игру весь вырезанный контент.

Купить Thief Gold

Thief II: The Metal Age (2000)

Концовка оригинала мощно намекала не только на сиквел, но даже на его название, ведь Хранители обещали позвать Гарретта, когда придет «Эпоха Металла». Наступила она в 2000 году с выходом второй части серии игр Thief. И снова игру пришлось разрабатывать в ускоренном темпе – эксклюзивный издатель Eidos требовал у студии выпустить ее поскорее, потому что у него начинались финансовые проблемы. При этом бюджет игры все время урезался.

Поэтому, несмотря на заметное улучшение графики, концепция, геймплей и идея сиквела мало отличались от оригинала. Разве что окружение из мрачно-готичного стало совсем уже стимпанковым, орды нежити сменились вездесущими стражниками и опасными автоматонами (хотя в паре мест зомби все-таки вылезают). Зато наступление новой эпохи хорошо сказалось на самом Гарретте – благодаря Ордену он обзавелся стимпанковым биоимплантом, который можно было использовать как смесь бинокля и системы видеонаблюдения.

В целом игра стала проще (теперь не нужно было полностью обчищать уровни и уносить с них все ценности, а сражения стали проще, чем в оригинале), что понравилось далеко не всем фанатам. Но все равно сиквел продавался немногим хуже первой части, а критики выставили «Эпохе металла» оценки в диапазоне от 8,5 до 9 из 10.

Несмотря на успех игры, Looking Glass Studios закрылась через несколько месяцев после ее релиза из-за очередного финансового кризиса, накрывшего Eidos Interactive (одной из основных причин кризиса стало неограниченное финансирование Джона Ромеро и его безумного долгостроя).

Купить Thief II: The Metal Age

Thief: Deadly Shadows (2004)

Eidos удалось не только пережить проблемы, приведшие к гибели Looking Glass, но и сохранить за собой права на серию игр Thief. Приведя финансы в относительный порядок, издатель поручил разработку следующей части серии студии Ion Storm, которая на тот момент была одной из самых хайповых, ведь ее основал сам Джон Ромеро, один из отцов серий Doom и Quake. К тому же в 2000 году фирма выпустила культовую экшен-РПГ Deus Ex, в которой стелс-компонент был одной из важнейших составляющих геймплея. Поэтому сомнений в том, что Ion Storm справится с таким сложным материалом, как Thief, у издателей не было.

К сожалению, не все у разработчика на тот момент было так гладко – вышедший в 2000 году долгострой Daikatana совершенно не оправдал ожиданий и заметно подкосил финансы студии, в результате чего пафосный офис в Далласе пришлось закрыть, а Ромеро и несколько ведущих разработчиков уволились из компании. По крайней мере, в коллективе оставался Уоррен Спектор, один из создателей оригинальной дилогии Thief, так что у студии были все причины рассчитывать на успех.

На этот раз нашему герою придется совмещать преступную карьеру с благой целью – попыткой предотвратить наступление обещанной пророками Темной Эры и остановить Гамаллу – колдунью, которая давным-давно была одной из основательниц Ордена Хранителей, а теперь превратилась в свихнувшуюся ведьму, которая хочет повергнуть мир в хаос.

В игру вернулись промышленные количества нежити, а Гарретт научился пользоваться огромным арсеналом метательного оружия (от бомбы со снотворным газом до бутылок со святой водой). Система распространения звука была доработана, также в игре была полностью переделана система освещения. Кроме того, в «Смертоносных тенях» появились различные бандитские фракции, выполняя квесты для которых, стало возможным заручиться союзниками в сражениях с городской стражей. Наконец, впервые в серии появилась возможность переключиться на вид от третьего лица (в первых двух частях все события мы видели от первого лица).

Критики и фанаты с восторгом восприняли возрождение серии, а средняя оценка третьей части в обзорах составляла 8,5/10. К сожалению, игра продавалась заметно хуже, чем рассчитывали ее создатели. Расходы на свою разработку она, конечно же, многократно окупила – а вот покрыть долги студии с помощью ее продаж не удалось. Чуда не вышло, и через несколько месяцев после релиза игры Уоррен Спектор покинул студию Ion Storm, а в феврале 2005 года она была закрыта. История серии снова прервалась – на этот раз на долгие 10 лет.

Купить Thief: Deadly Shadows

Thief (2014)

Все эти годы права на игровой мир оставались в руках у Eidos Interactive. Разработка перезапуска началась в 2009 году и была поручена Eidos Montréal. Костяк команды разработчиков был в этот раз составляли не создатели первых трех частей, а выходцы из Ubisoft Montreal, ранее работавшие над серией Assassins Creed.

По сюжету Город переживает очередной скачок развития технологий, поэтому в перезапуске появились такие нехарактерные для оригинала вещи, как электричество и книгопечатание. С событий первых частей прошло несколько веков, поэтому поменялся и главный герой. Его, кстати, тоже зовут Гарретт и он тоже промышляет воровством на профессиональном уровне.

За прошедшие века успели распасться и Орден Хранителей, и организация Хаммеритов, и культ Язычников, и даже старые Боги уже не оказывают такого заметного влияния на игровой мир. Миром теперь правят технологии и Прималь – новая разновидность магии, позволяющая людям получить сверхвозможности ценой потери части рассудка и, возможно, души. Прохождение игры стало гораздо проще, чем в предыдущих частях. Этому немало способствует Фокус – такой себе легальный чит, который показывает нашему герою важные для сюжета вещи и позволяет включить аналог bullet-time для разборок с особо опасными противниками.

Во время разработки игры у Eidos опять начались финансовые проблемы, поэтому в релиз перезапуск «Вора» ушел с кучей багов и недоработок (например, с несколькими в принципе непроходимыми побочными квестами). К тому же тяжелый груз десятилетнего ожидания преданных фанатов сыграл с проектом злую шутку – будучи сам по себе не то, чтобы совсем уж плохой игрой, перезапуск заметно не дотягивал до первых трех игр серии.

В итоге критики оставили о нем отзывы со средней оценкой 6,5/10, а среди фанатов утвердилась прочная репутация перезапуска как худшей части серии. Больше всего нареканий вызвали замена актера, озвучивавшего Гарретта, коридорность большинства уровней, слегка нелепая планировка Города, пресноватая и слишком уповающая на сверхъестественные силы сюжетная линия, а также слабоватый AI противников и куцый выбор доступного протагонисту вооружения.

Игра, конечно же, не провалилась в продажах, но и хитом не стала.

Купить Thief

Что дальше?

Очевидно, в Eidos рассчитывали заработать на перезапуске легендарной франшизы заметно больше, поэтому долгое время от них не было никаких комментариев по поводу возможного сиквела. Наконец, 15 мая 2017 года Дэвид Анфосси, глава Eidos Montreal, написал в своем твиттере:

«Очевидно, мы разрабатываем Thief 5! Итак, у нас есть название. Осталось только собрать команду и найти бюджет… Забудьте!».

Таким образом, пока права на серию остаются у Eidos (или пока ее возглавляет Анфосси), продолжения ждать не приходится. Однако история игр серии Thief показывает, что ей, как и ее главному персонажу, часто удавалось выпутываться из абсолютно безвыходных ситуаций – а значит, надежду терять нельзя.

С 2014 года в разработке также находится киноадаптация игровой вселенной. Съемками занимается студия Straight Up Films, но пока никаких анонсов с датой ожидаемого релиза не появлялось. Изначально релиз фильма планировали приурочить к выходу Thief 5, но в свете позиции Eidos похоже, что фильм тоже выйдет очень нескоро.

Заключение

Серия игр Thief – отличный пример того, что для успеха в индустрии видеоигр, к сожалению, недостаточно делать качественные игры, нужно еще уметь их продавать. А заодно не связываться с сомнительными издателями и тщательно считать собственные деньги. По крайней мере, игры этой серии достаточно хороши и имеют мощную фанбазу, что позволяет ей раз за разом восставать из пепла, аки Феникс. Правда каждое перерождение занимает все больше и больше времени, и увидим ли мы очередного «Вора» раньше 2025 года, остается только гадать.

Аватар

LurelnLey

Игры и книги - мой способ прожить несколько жизней за одну. Мое детство пришлось на время, когда свет увидели проекты, уже ставшие бессмертной классикой: Heroes of Might and Magic, Diablo, Warcraft и прочие. С тех пор и появился интерес к индустрии, который вряд ли когда-нибудь угаснет.

Комментировать

Следуйте за нами

Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.