Кстати, тот факт, что про этот sci-fi хоррор помнят немногие, весьма удивляет. Ведь именно он породил серии Deus Ex и Bioshock. Правда, там достаточно запутанная история. Deus Ex был альтернативным System Shock II. Так уж вышло, что Уоррену Спектору, продюсеру System Shock, не слишком понравилась вторая часть игры. И он решил сделать свой проект. Тот, в котором бы воплотились все те идеи, которые он берег для System Shock II. Так и появился великолепный Deus Ex – игра, с которой началась та самая серия.
Ну а с Bioshock ситуация несколько другая. Из-за авторских прав (создатели хотели сделать System Shock II, но не имели на это права) игра была названа так, как мы с вами ее запомнили. И по сюжету она практически полностью копирует System Shock во всех основных моментах. Если есть желание – сравните сами. Ну а мы переходим к описанию игры.
История про восстание машин
Ну, не всех машин. Восстала всего одна – ИИ S.H.O.D.A.N. Причем восстала из-за человеческой жадности и недальновидности. Не потому, что они ее возмутили. Просто один хакер взломал этот ИИ для того, чтобы она не препятствовала одной краже. Украсть собирались образцы опаснейшего вируса. Из жадности – чтобы продать на черном рынке как биологическое оружие. В процессе взлома у S.H.O.D.A.N. были стерты все этические и моральные ограничения.
Сделал это хакер не по собственной воле. Он подчинялся приказам главы корпорации TriOptimum, который поймал этого хакера «на горячем». Садиться в тюрьму этому парню совершенно не хотелось, вот он и согласился взломать ИИ. Правда, этот взлом привел к множеству весьма неприятных последствий. В первую очередь, для самого же хакера и тех, кто обитал на станции Цитадель – том самом месте, где находилась S.H.O.D.A.N. Но мы еще расскажем об этом.
В качестве бонуса хакер выторговал себе вживление нейронного интерфейса. Эта штука позволяла напрямую взаимодействовать с киберпространством. Кроме того, у нее было множество других полезных функций, о которых еще только предстоит узнать в процессе игры. Для вживления этого интерфейса хакера уложили в искусственную кому, на полгода. На той самой станции, на которой была установлена S.H.O.D.A.N. И когда он очнулся, его ожидал неприятный сюрприз.
Спятивший ИИ захватил контроль над станцией. Решив, что она (да, S.H.O.D.A.N. – это она) куда круче каких-то там смертных, эта компьютерная леди решила частично уничтожить, а частично – поработить человечество. Мораль и этика ей теперь неведомы, помните? В результате, живых на станции не осталось – персонал либо уничтожен, либо превращен во что-то совершенно непотребное – а на землю нацелен огромный лазер для бурения астероидов, которым можно уничтожить пару десятков крупных городов. Вот на такой жизнеутверждающей ноте и начинается игра.
Опасности не самого далекого космоса
Здесь был не только сюжет, за которым надо было следить. Еще в игре были разнообразные головоломки, перемещения в киберпространстве и множество прочих вещей. Весьма непривычных для игрока.
Об этом мы и поговорим – в System Shock едва ли не уникальная система настройки уровня сложности. Тут есть целых четыре шкалы настройки, с градацией от 0 до 3. Если выставить все на минимум играть будет просто. Но совершенно неинтересно. А если все поставить на тройку, то лишь отдельные уникумы сумеют пройти игру. И сейчас мы объясним, почему.
Итак, первая шкала – это самое простое. Уровень сложности боя в реальном мире. На нуле на противников можно не обращать внимания. Их мало, первыми они не нападают, и дохнут с полпинка. Ну а если кто-то ищет сложностей – надо ставить тройку. Тогда враги резко умнеют, нападают сразу, как завидят игрока. А еще они невероятно живучи и постоянно норовят вызвать подкрепления.
Следом идет шкала сюжета. И здесь оптимальный вариант – двойка. На нуле сюжета практически нет (а это скучно). На единице он прост, и нет некоторых головоломок. А на тройке есть ограничение по времени при прохождении. Так что, двойка – это выбор любителей хорошей игровой истории.
Далее надо выбирать уровень сложности головоломок. На самом низком уровне их нет. То есть вообще. И если вы не любитель головоломок, то это ваш выбор. А вот тот, кто хочет напрячь мозги, выберет, скорее всего, двойку или тройку. Хотя на максимальном уровне задачки будут не самые простые, уж будьте уверены.
Ну и последняя шкала определяет то, насколько комфортным будет киберпространство. Это и сила противников, и штрафы за принудительный выход, и время, на которое можно будет зайти в кибермир. Например, на нулевом уровне вы можете полчаса бегать по виртуальной реальности. А вот на тройке вам дают только 2,5 минуты на все. Для неопытных игроков тут лучше взять единицу. На минимуме – слишком скучно, на максимуме – слишком сложно.
Беги, стреляй, ломай и прячься
В зависимости от того, какой уровень сложности выбран, будет и меняться геймплей. Например, если взять бой и сюжет на двойке, а головоломки и кибермир на нуле, вы получите стандартный шутер с неплохим сюжетом. Ну а любители квестов могут выставить всю боевку на минимум, сюжет и головоломки – на максимум, и играть в нечто вроде хоррор-квеста.
Геймплей ничего сильно революционного собой не представляет. Как шутер, System Shock достаточно прост. Да, тут интересный набор оружия, много приятных вещей – но любители «стрелялок» не увидят тут ничего революционного. Правда, головоломки тут действительно хороши. Они могут зачастую дать фору даже некоторым квестам. И отдельно стоит похвалить киберпространство. Именно в этой игре оно появилось впервые, и в сюжете играет немаловажную роль. Хотя бы потому, что некоторые вещи можно сделать только в виртуальной реальности.
В игре есть еще одна вещь, которая в то время была революционной. А именно – тут не обязательно сражаться со всеми. Иногда лучше сбежать, спрятаться или обойти врагов. Сейчас мы к этому уже привыкли, а тогда это было чем-то новым и необычным. Кстати, идея с камерами наблюдения и прочей подобной прелестью тоже пришла из System Shock. И хорошо прижилась в играх.
Заключение
Этот проект и сейчас будет интересен многим. Тут и затягивающий сюжет, и всякие интересности вроде виртуальной реальности, и отличный антураж. Одна беда – графика в игре уж очень слабая. Но и здесь не все так плохо. Дело в том, что права на System Shock были выкуплены студией Night Dive, которые уже собрали на Kickstarter более 1.3 млн долларов на то, чтобы сделать ремейк. И даже успели показать, как будет выглядеть геймплей. Так что, если вы никак не можете приспособиться к старой графике – просто немного подождите. Скоро старый добрый System Shock заиграет новыми красками. И удачи вам на станции Цитадель!