Cubiq.ru

Ретро-обзор: System Shock – первый умный шутер

Мало кто помнит про эту игру. А она была хитом, эта великая ровесница Doom II. Ее любили за интересный геймплей, великолепный сюжет и возможности, которых в играх того времени еще не было. Впрочем, кое-что из того, что было в проекте, стоило бы перенять и некоторым новинкам. Что именно? Обсудим чуть позже.

Кстати, тот факт, что про этот sci-fi хоррор помнят немногие, весьма удивляет. Ведь именно он породил серии Deus Ex и Bioshock. Правда, там достаточно запутанная история. Deus Ex был альтернативным System Shock II. Так уж вышло, что Уоррену Спектору, продюсеру System Shock, не слишком понравилась вторая часть игры. И он решил сделать свой проект. Тот, в котором бы воплотились все те идеи, которые он берег для System Shock II. Так и появился великолепный Deus Ex – игра, с которой началась та самая серия.

Ну а с Bioshock ситуация несколько другая. Из-за авторских прав (создатели хотели сделать System Shock II, но не имели на это права) игра была названа так, как мы с вами ее запомнили. И по сюжету она практически полностью копирует System Shock во всех основных моментах. Если есть желание – сравните сами. Ну а мы переходим к описанию игры.

История про восстание машин

Ну, не всех машин. Восстала всего одна – ИИ S.H.O.D.A.N. Причем восстала из-за человеческой жадности и недальновидности. Не потому, что они ее возмутили. Просто один хакер взломал этот ИИ для того, чтобы она не препятствовала одной краже. Украсть собирались образцы опаснейшего вируса. Из жадности – чтобы продать на черном рынке как биологическое оружие. В процессе взлома у S.H.O.D.A.N. были стерты все этические и моральные ограничения.

Сделал это хакер не по собственной воле. Он подчинялся приказам главы корпорации TriOptimum, который поймал этого хакера «на горячем». Садиться в тюрьму этому парню совершенно не хотелось, вот он и согласился взломать ИИ. Правда, этот взлом привел к множеству весьма неприятных последствий. В первую очередь, для самого же хакера и тех, кто обитал на станции Цитадель – том самом месте, где находилась S.H.O.D.A.N. Но мы еще расскажем об этом.

После таких игр, как Doom и Wolfenstein 3D, игрокам было непросто приспособиться к геймплею System Shock.

В качестве бонуса хакер выторговал себе вживление нейронного интерфейса. Эта штука позволяла напрямую взаимодействовать с киберпространством. Кроме того, у нее было множество других полезных функций, о которых еще только предстоит узнать в процессе игры. Для вживления этого интерфейса хакера уложили в искусственную кому, на полгода. На той самой станции, на которой была установлена S.H.O.D.A.N. И когда он очнулся, его ожидал неприятный сюрприз.

Спятивший ИИ захватил контроль над станцией. Решив, что она (да, S.H.O.D.A.N. – это она) куда круче каких-то там смертных, эта компьютерная леди решила частично уничтожить, а частично – поработить человечество. Мораль и этика ей теперь неведомы, помните? В результате, живых на станции не осталось – персонал либо уничтожен, либо превращен во что-то совершенно непотребное – а на землю нацелен огромный лазер для бурения астероидов, которым можно уничтожить пару десятков крупных городов. Вот на такой жизнеутверждающей ноте и начинается игра.

Опасности не самого далекого космоса

Здесь был не только сюжет, за которым надо было следить. Еще в игре были разнообразные головоломки, перемещения в киберпространстве и множество прочих вещей. Весьма непривычных для игрока.

Об этом мы и поговорим – в System Shock едва ли не уникальная система настройки уровня сложности. Тут есть целых четыре шкалы настройки, с градацией от 0 до 3. Если выставить все на минимум играть будет просто. Но совершенно неинтересно. А если все поставить на тройку, то лишь отдельные уникумы сумеют пройти игру. И сейчас мы объясним, почему.

Итак, первая шкала – это самое простое. Уровень сложности боя в реальном мире. На нуле на противников можно не обращать внимания. Их мало, первыми они не нападают, и дохнут с полпинка. Ну а если кто-то ищет сложностей – надо ставить тройку. Тогда враги резко умнеют, нападают сразу, как завидят игрока. А еще они невероятно живучи и постоянно норовят вызвать подкрепления.

Следом идет шкала сюжета. И здесь оптимальный вариант – двойка. На нуле сюжета практически нет (а это скучно). На единице он прост, и нет некоторых головоломок. А на тройке есть ограничение по времени при прохождении. Так что, двойка – это выбор любителей хорошей игровой истории.

Далее надо выбирать уровень сложности головоломок. На самом низком уровне их нет. То есть вообще. И если вы не любитель головоломок, то это ваш выбор. А вот тот, кто хочет напрячь мозги, выберет, скорее всего, двойку или тройку. Хотя на максимальном уровне задачки будут не самые простые, уж будьте уверены.

Противники тут могли доставить немало проблем. Особенно на высоком уровне сложности.

Ну и последняя шкала определяет то, насколько комфортным будет киберпространство. Это и сила противников, и штрафы за принудительный выход, и время, на которое можно будет зайти в кибермир. Например, на нулевом уровне вы можете полчаса бегать по виртуальной реальности. А вот на тройке вам дают только 2,5 минуты на все. Для неопытных игроков тут лучше взять единицу. На минимуме – слишком скучно, на максимуме – слишком сложно.

Беги, стреляй, ломай и прячься

В зависимости от того, какой уровень сложности выбран, будет и меняться геймплей. Например, если взять бой и сюжет на двойке, а головоломки и кибермир на нуле, вы получите стандартный шутер с неплохим сюжетом. Ну а любители квестов могут выставить всю боевку на минимум, сюжет и головоломки – на максимум, и играть в нечто вроде хоррор-квеста.

Геймплей ничего сильно революционного собой не представляет. Как шутер, System Shock достаточно прост. Да, тут интересный набор оружия, много приятных вещей – но любители «стрелялок» не увидят тут ничего революционного. Правда, головоломки тут действительно хороши. Они могут зачастую дать фору даже некоторым квестам. И отдельно стоит похвалить киберпространство. Именно в этой игре оно появилось впервые, и в сюжете играет немаловажную роль. Хотя бы потому, что некоторые вещи можно сделать только в виртуальной реальности.

В игре есть еще одна вещь, которая в то время была революционной. А именно – тут не обязательно сражаться со всеми. Иногда лучше сбежать, спрятаться или обойти врагов. Сейчас мы к этому уже привыкли, а тогда это было чем-то новым и необычным. Кстати, идея с камерами наблюдения и прочей подобной прелестью тоже пришла из System Shock. И хорошо прижилась в играх.

Заключение

Этот проект и сейчас будет интересен многим. Тут и затягивающий сюжет, и всякие интересности вроде виртуальной реальности, и отличный антураж. Одна беда – графика в игре уж очень слабая. Но и здесь не все так плохо. Дело в том, что права на System Shock были выкуплены студией Night Dive, которые уже собрали на Kickstarter более 1.3 млн долларов на то, чтобы сделать ремейк. И даже успели показать, как будет выглядеть геймплей. Так что, если вы никак не можете приспособиться к старой графике – просто немного подождите. Скоро старый добрый System Shock заиграет новыми красками. И удачи вам на станции Цитадель!

Купить

Комментировать