Игры серии Total War – реалистичная тактика и масштабная стратегия в одном флаконе

В истории геймдева не так много игр, объединивших в себе в полной мере сразу два жанра. Поэтому мы решили рассмотреть все части серии игр Total War на ПК и выяснить, что принесло ей заслуженный успех, чем отличались друг от друга разные части и чего же нам ждать от нее дальше.

С самого своего появления все стратегии по темпу игры делились на пошаговые, реального времени и комбинированные. По масштабу событий игры этого жанра было принято разделять на глобальные (в основном представленные 4X-играми), тактические и комбинированные (с разделением на глобальный и тактический уровень).

Одной из первых игр с таким сочетанием стала King’s Bounty, вышедшая в 1990 году. В ней игрок путешествовал по глобальной карте, а во время сражений переходил на тактический уровень. Развитие эта идея получила сначала в серии игр X-COM, первая из которых была издана в 1993 году, а затем в серии Heroes of Might Magic, начавшейся в 1995 году.

К сожалению, в серии X-COM тактический уровень был не очень масштабен – в сражениях принимали участие до десятка оперативников и несколько десятков инопланетян, а в HoMM и подобных ему играх на тактическом уровне действовали не отдельные юниты, как в чисто тактических стратегиях, а отряды с определенной численностью.

Все изменилось в 2000 году, когда британская студия Creative Assembly, до того занимавшаяся в основном спортивными симуляторами, выпустила свою дебютную работу в стратегическом жанре.

Shogun: Total War (2000)

Сеттингом этой игры стала гражданская война всех против всех в Японии середины XVI века, когда за власть над страной сражались несколько влиятельных кланов. В качестве глобальной карты выступала разделенная на провинции карта Японии, по которой передвигались фигурки, символизирующие отряды игрока и его агентов. За ход можно было переместиться между соседними провинциями или перейти из одной провинции с портом в другую по морю.

Чуть ли не впервые в стратегиях специальные агенты для разных заданий были разными юнитами, а не условным «дипломатом» как в «Цивилизации» или «вором» а-ля Disciples. Эмиссары подкупали вражеских генералов и передавали дипломатические предложения, шиноби шпионили за врагами или выявляли вражеских агентов, ниндзя убивали генералов и других агентов, священники пропагандировали свою религию, а гейши делали все то же самое, что и ниндзя – только на порядок красивее.

На тактическом уровне впервые в подобных играх действовали полноценные отряды, в которых можно было рассмотреть отдельных юнитов. При этом стратегический уровень был пошаговым, а сражения происходили в реальном времени.

Флота в этой игре еще не было, а осады представляли собой вариацию обычного боя на карте с замком, в котором находятся войска защищающейся стороны. Никаких осадных орудий не было предусмотрено, а ворота в замке были открыты.

Продажи игры по всему миру с трудом перевалили за миллион копий, зато критики единодушно выставили ей самые высокие оценки, отметив оригинальность многих использованных в ней идей. Поэтому британская студия решилась на сиквел.

Купить Shogun: Total War Collection

Medieval: Total War (2002)

Следующая часть серии Total War вышла всего лишь через 2 года после «Сегуна» и была посвящена уже европейским средневековым войнам. Масштабы игры по сравнению с предыдущей частью возросли в несколько раз – вместо 7 кланов сражались уже 20 разных королевств, а вместо нескольких островов ареной сражений стала вся Европа, Северная Африка и, конечно же, Ближний Восток (куда же Крестовые походы отправлять то?).

С точки зрения геймплея появились три нововведения. Во-первых, в игре появился флот, который перевозил войска и участвовал в сражениях (пока еще в режиме автобоя). Во-вторых, осады стали отдельным элементом игры – замки обзавелись крепкими воротами, стрелки начали занимать позиции на стенах, а у осаждающих появились стенобитные орудия и лестницы.

Наконец, часть противников после боя стала попадать в плен, и их можно было казнить, отпустить или потребовать за них выкуп.

Купить Medieval: Total War Collection

Rome: Total War (2004)

Эта игра стала первой в серии, в которой вся графика была выполнена в полноценном 3D, до этого на трехмерных картах воевали спрайтовые юниты. Поменялась и система передвижения по карте – вместо движения между провинциями у отрядов появился запас очков передвижения за 1 ход.

Тактическая карта с точки зрения ландшафта стала полностью соответствовать стратегической (видим на глобальной карте горы – деремся в горах, видим реку – форсируем реку, видим пустыню – обагряем кровью варваров песок и так далее). Генералы получили возможность набирать не только войска, но получать сопровождающих вроде охранников, философов и даже собутыльников.

Игра получила несколько престижных наград вроде «Лучшая стратегия» на Е3 2003. Почти все издания поставили ей не меньше 9 баллов из 10, а тираж очень быстро перевалил за полтора миллиона проданных копий.

Купить Rome: Total War Collection

Medieval II: Total War (2006)

По сути, эта игра – переиздание первого Medieval на движке Rome. Причем не до конца доделанное – бесполезные дырки в воротах замков как бы намекают нам, что в осадах планировалось как минимум добавить возможность лить на головы осаждающих кипящее масло, а куцый режим покорения Нового света из пары провинций и нескольких замесов с индейцами заставляет задуматься о том, насколько крутой и масштабной могла бы выйти эта игра, если бы издатели не торопили со сроками ее релиза.

Но даже то, что британцы успели сделать, вышло достаточно круто. Появились заскриптованные события типа эпидемий чумы или вторжений сначала монголов, а потом Тимуридов (так что игра за Русь или Иерусалимское королевство стала очень плохой идеей для новичков). Впервые в серии разные юниты в одном отряде стали выглядеть по-разному, а их внешний вид стал зависеть от уровня апгрейда – получившие ап на броню отряды натурально щеголяли свежими кирасами.

Несмотря на некоторые глюки и явные недоработки, игра все равно разошлась приличным тиражом и получила в основном положительные отзывы критиков, пусть и не такие восторженные, как предыдущая часть.

Купить Total War: Medieval II Definitive Edition

Total War: Empire (2009)

Со сменой сеттинга со средневеково-античного на новое время (а конкретно XVIII век) типичный победный бой в игре заметно поменялся. Если раньше секрет успеха за редкими исключениями был в расстреле противников лучниками, а потом мощном чардже тяжелой кавалерии, то в «Империи» все решалось в артиллерийских дуэлях и перестрелках между коробками линейной пехоты.

Если дело доходило до рукопашной, значит, или ваши пушки недоработали, или в технологиях все-таки надо было качать другую ветку. Кстати, технологии впервые появились именно в «Империи» – до этого доступность юнитов ограничивалась только уровнем апгрейда соответствующих знаний и наличием нужных ресурсов. Теперь же появилась возможность изучать новые виды войск, улучшать отдельные параметры существующих и даже учить их новым хитростям вроде стрельбы в три шеренги с отходом отстрелявшихся назад.

Впервые в истории серии Total War в игре появились полноценные морские баталии. Линейные корабли под парусами грациозно выстраиваются в ряд, обмениваются залпами из орудий, сближаются, дают несколько выстрелов картечью и сходятся в абордаже. Корабли поменьше снуют вокруг всего этого великолепия и пытаются не лишиться мачты от одного выстрела, а по возможности еще и как-нибудь нагадить линкорам, например, снести такелаж книппелями.

Наконец, изменилась концепция строительства на стратегической карте. Если раньше все здания централизованно строились в столице провинции, то теперь кроме столицы появились прибрежные и обычные поселки, в которых можно было строить дополнительные здания – порты, фермы, шахты, плантации, лесопилки, университеты и так далее.

Купить Total War: Empire Definitive Edition

Napoleon: Total War (2010)

По сути эта игра – аддон к Empire, полностью посвященный событиям Наполеоновских войн. Карта обрезана до Европы, а поведение ИИ стало разумнее и теперь во многом определяется географией (воюющие с Англией страны в первую очередь пытаются блокировать ее порты).

Купить Napoleon: Total War Definitive Edition

Total War: Shogun 2 (2011)

Через 11 лет после старта серии Total War ее история сделала полный круг. Новый «Сегун» по геймплею получился заметно ближе к Empire, чем к оригиналу, особенно после появления у самураев огнестрела. По крайней мере, в игре сохранились юниты из первой части, включая и спецагентов, к которым добавился мэцуке – местный странствующий судья, способный совершенно законно казнить ниндзя и даже вражеские генералов.

Из нововведений стоит отметить обязательное начало войны всех со всеми, которое происходит, когда игрок захватывает достаточно провинций, чтобы Сегун почувствовал угрозу в свой адрес и объявил игрока вне закона (точное количество определяется уровнем сложности). Само собой, верные союзники остаются с нами, а все остальные объединяются с Сегуном и идут на нас войной.

Купить Total War: Shogun 2

Total War: Rome II (2013)

Переиздание «Рима» внесло в игру сразу несколько важных изменений. Во-первых, провинции теперь раздроблены на регионы, и захватить четверть Африки одной осадой уже не выйдет, придется отгрызать по маленькому кусочку.

В игре добавилась высадка десанта с кораблей и появились многостадийные сражения – сначала сражаются корабли, потом с выживших высаживается десант и сметает отряды, сторожащие берег, а затем выжившие захватчики осаждают прибрежный город.

У каждого из римских легионов появилась собственная форма и уникальные плюшки. Войска теперь могут нанимать только генералы, больше не выйдет накопить в городе пачку из 12 отрядов и скинуть ее пробегающему мимо генералу. Наконец, полностью поменялся графический движок, что сделало сражения еще красочнее и эпичнее.

К сожалению, смена движка и половины геймплейных концепций больно ударила по оптимизации и тестированию игры. В итоге релиз оказался полон неприятных багов. Поэтому критики оценили игру в диапазоне от 7 до 8 баллов из 10, а продажи с трудом перевалили за полтора миллиона копий.

Купить Total War: Rome II

Total War: Attila (2015)

Игра захватывает период между крахом Римской Империи и началом Средневековья. Очень сильно поменялась экономика, заметную роль в благосостоянии стали играть плодородность почв и всякие эпидемии. Появились полностью кочевые фракции, не имеющие собственных городов.

Игра получила смешанные отзывы – некоторые критики ставили ей 8 баллов, тогда как другие оценивали ее только в 6 из 10.

Купить Total War: Attila

Total War: Warhammer (2016)

Первая неисторическая игра серии в сеттинге фэнтези-вахи. Фракции сделаны полностью уникальными, и из-за расовых различий впервые за историю серии нельзя захватить всю карту.

Купить Total War: Warhammer

Total War: Warhammer II (2017)

Вторая часть «Всеобщей войны» в сеттинге фэнтези-вархаммера. В игре поменялись доступные фракции и условие победы (теперь для этого нужно усмирить вихрь Варпа, получить его силу или наоборот, обрушить его ярость на планету).

Оба ответвления получили высокие оценки критиков. Многие считают новый сеттинг тем самым свежим воздухом, которого так не хватало серии, постепенно скатившейся в штамповку одинаковых игр в разных исторических периодах.

Купить Total War: Warhammer II

Total War: Arena (2017 – 2019)

Единственная однозначно неудачная часть из всей серии – попытка создать стратегию-сессионку про античность вместе с Wargaming. После года бета-теста было объявлено, что сервера будут закрыты 22.02.2019. Скачать клиент можно было с официальной страницы проекта.

Total War Saga: Thrones of Britannia (2018)

Игра охватывает события в Британии с IX до XI века, когда мелкие княжества постепенно объединялись в одно королевство. Геймплей очень похож на TW: Atilla с рядом изменений – отряды теперь можно набирать сразу и где угодно, но изначально в них только четверть от максимальной численности.

Агентов полностью вырезали, а свиту заменили последователями, у которых можно целенаправленно прокачивать разные навыки.

Игра получила сдержанно положительные отзывы от критиков, а средняя ее оценка составила 7,5 из 10.

Total War Saga: Thrones of Britannia

Total War: Three Kingdoms (2019)

Раз в десятилетие серия возвращается к восточной тематике, и если две предыдущие игры в сеттинге истории Азии происходили в Японии, то теперь Creative Assembly впервые обратили свое внимание на одно из величайших государств II века нашей эры – древний Китай. В те годы Поднебесная была разделена между тремя державами – У, Вэй и Шу. В реальности победителем в этом сражении вышло царство Вэй, которое смогло объединить земли Китая в царство Цзинь, причем в ходе войны в Вэй успела смениться правящая династия.

Мы вольны либо повторить историю, играя в новый «романтизированный» режим, в котором кампания повторяет сюжет знаменитого романа Ло Гуаньчжуна, либо полностью переписать ее в классическом режиме, выбрав любую из противоборствующих сторон и приведя ее к успеху. В «романтизированном» режиме доступны уникальные герои, крутость которых превосходит даже знаменитых кенсаев из первого «Сегуна» – один мастер ушу здесь может справляться с целыми армиями.

Также впервые в истории серии появились дуэли командиров, которые происходят перед боем и сильно влияют на мораль войск. Заметно улучшены дипломатия и шпионаж – теперь исход войн может решаться не на полях баталий, а в кабинетах чиновников. Наконец, стали более реалистичными и засады – их нужно планировать по всем правилам военной науки, а попавшие в засаду войска могут попробовать эвакуироваться вместо того, чтобы принимать бой на невыгодных условиях.

В ближайшее после выхода «Троецарствия» время студия Creative Assembly будет, очевидно, заниматься разработкой дополнений к нему. Тем более первое из них, «Полководцы восстания жёлтых повязок», уже вышло в мае 2019 года. Для анонса следующей части серии пока рановато. Можно лишь предположить, что посвящена она будет либо XX веку, либо, как и Three Kingdoms, расскажет историю великих конфликтов, происходивших вне Старого света.

КУПИТЬ Total War: Three Kingdoms

Заключение

Серия игр Total War объединяет в себе вдумчивость глобальных пошаговых стратегий с драйвом тактических игр в реальном времени. Игры охватывают широкий временной период от эпохи Древнего Рима до Наполеоновских войн.

Единственная богатая на масштабные битвы эпоха, на которую Creative Assembly пока не замахнулись – это XX век. Рано или поздно британцы явно захотят попробовать свои силы в этом новом для них направлении. Тем более, что остальные недавние эксперименты за редкими исключениями оказываются для студии относительно успешными. А значит, новые игры серии Total War будут выходить и дальше, и рано или поздно охватят все важные конфликты в истории человечества.

Аватар

LurelnLey

Игры и книги - мой способ прожить несколько жизней за одну. Мое детство пришлось на время, когда свет увидели проекты, уже ставшие бессмертной классикой: Heroes of Might and Magic, Diablo, Warcraft и прочие. С тех пор и появился интерес к индустрии, который вряд ли когда-нибудь угаснет.

Следуйте за нами

Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.