Одно можно сказать точно – игры серии Dark Souls никого не оставляют равнодушным, и в этой статье мы поговорим именно о них.
FromSoftware – бессменный поставщик фрустрации
Все началось задолго до первой Dark Souls, и даже ее предшественницы – Demon’s Souls. Японская студия FromSoftware, существующая с 1986 года, ранее была известна, в основном, по серии меха-шутеров Armored Core.
Но нам, в контексте этой статьи, интересны другие проекты игроделов – King’s Field и Shadow Tower, экшены в сеттинге темного фэнтези, отличающиеся высокой сложностью и требовательностью к навыкам игрока. Те игры слабо продались, да и доступны были только в Японии, но тем не менее заложили основу для будущих свершений FromSoftware в области хардкорных RPG.
Рассказывая о студии, нельзя не упомянуть имя Хидэтака Миядзаки, геймдизайнера, прошедшего путь от простого программиста до главы FromSoftware. Именно под его руководством были разработаны все игры серии Souls, включая и те, которые формально в нее не входят, но считаются идейными наследниками. Благодаря богатому воображению Миядзаки, его страсти к психологии и желанию познавать неизведанное, игры получились настолько самобытными.
Demon’s Souls (2009)
Первая Souls-игра не относится к трилогии «Темных Душ», но заслуживает внимания. Ролевой экшен до того, как за него взялся Миядзаки, был на грани отмены, а у команды даже не было рабочего прототипа. Поэтому новоиспеченный руководитель разработки, по сути, ничем не рисковал в случае провала игры, ведь в нее все равно никто не верил.
Под началом Миядзаки Demon’s Souls была переработана, и вышла в 2009 году на PS3. Мрачный фэнтезийный мир привлекал игроков, но высокая сложность отпугивала, поэтому в первые недели проект демонстрировал слабые продажи. Тем не менее та же сложность послужила толчком к популярности тайтла: постепенно аудитория прониклась хардкорностью и глубоким геймплеем, рассчитанным на скилл игрока.
Информация об игре распространилась за пределы Азии, где она вышла изначально, после чего нашелся западный издатель, который выпустил ее в Северной Америке и Европе. Demon’s Souls показала, что геймеры нуждаются в играх с высокой сложностью, и даже незначительно подстегнула продажи консоли.
Но сиквела так и не случилось: вместо него FromSoftware занялась новой серией, гвоздем нашей программы, а в 2020 году состоялся релиз ремейка Demon’s Souls – игра вошла в стартовую линейку консоли PS5. Триумфальное возвращение с теплотой на душе встретили как ярые фанаты, так и те, кто знает о фирменном хардкоре FromSoftware только благодаря Dark Souls.
Dark Souls (2011)
Начало этой самой серии положила Dark Souls, вышедшая в 2011 году на PS3 и Xbox 360. Игра стала идейной наследницей Demon’s Souls: другой мир, другая история, но схожая геймплейная философия и, конечно же, ставшая визитной карточкой франшизы высокая сложность.
Dark Souls отправляет игроков в королевство Лордран, где им предстоит вжиться в роль живого мертвеца и отправиться в путешествие, полное опасностей, приключений и загадок. Игра позволяет создавать совершенно разные билды персонажей: заточенные на дальний или ближний бой, легкое или тяжелое оружие, использование или игнорирование магии, – и путем проб и ошибок покорять суровый мир, в котором даже самый захудалый враг мог отправить героя к ближайшему костру воскрешения.
В Demon’s Souls разработчики интегрировали любопытный сетевой режим: игроки могли оставлять сообщения другим игрокам, помогать им в прохождении или же вторгаться для PvP-сражений. Эта система получила немало положительных отзывов, и была перенесена в Dark Souls в полной мере, с незначительными улучшениями. Игроки даже обозначили некоторые игровые зоны как PvP-локации, что позволяло тестировать свои билды не на мобах, а на живых противниках.
Успех игры не мог сказаться на желании РС-геймеров получить ее на своей платформе. Игроки создали петицию (в те времена вообще модно было направлять разработчикам петиции о портировании консольных игр на ПК, но положительный исход с Dark Souls стал, скорее, исключением, нежели устоявшейся практикой), и японские игроделы выпустили компьютерную версию своей хардкорной RPG.
Порт получился плохим, нет – кошмарным, о чем FromSoftware честно предупреждала, ссылаясь на цейтнот и отсутствие опыта в работе с РС как платформой. Слабая графика, ограничение в 30 кадров в секунду, ужасное управление с клавиатуры и мыши – геймеры страдали, но терпели, желая приобщиться к игре. К счастью, на ПК есть мододелы, и уже в первые дни после выхода проекта стало возможным скачать фикс, исправлявший многие недостатки порта. Несмотря на все проблемы, компьютерная версия отлично продалась, поэтому анонс сиквела состоялся уже сразу для всех актуальных платформ.
Купить (PC)Купить (PS4)Купить (Xbox One/Series X|S)
Dark Souls II (2014)
Вторую часть фанаты ждали с нетерпением и опаской, ведь Хидетака Миядзаки почти не принимал участия в ее разработке, сосредоточившись на Bloodborne для PS4. Учитывая популярность оригинальной игры, издатель выделил больше денег на сиквел, но также предъявлял и больше требований к команде авторов. В общем, чтобы не рисковать, игроделы решили не изобретать колесо и сделать что-то похожее на первую часть, но с новым сюжетом (действие игры разворачивалось в той же вселенной, но в другом королевстве) и незначительными геймплейными изменениями.
В результате Dark Souls II получила, преимущественно, положительные оценки, но многие игроки раскритиковали ее за вторичность и отсутствие свежих идей. Кроме того, не всем по душе пришлись смена настроения игры с мрачного на более светлое и упрощения по части игрового процесса. К чести разработчиков, они прислушались к критике и выпустили издание Scholar of the First Sin, в котором повысили сложность, добавили новых NPC, врагов и боссов, оружие и снаряжение, а также расширили концовку сюжетной линии. Нельзя сказать, что это существенно сгладило впечатления от релизной версии, тем не менее некоторые ценители хардкорности были удовлетворены.
Купить (PC)Купить (PS4)Купить (Xbox One/Series X|S)
Dark Souls III (2016)
К последней игре серии Миядзаки вернулся, и сделал то, чего ждали поклонники – хорошую, сложную RPG, которая заставляла учиться на своих ошибках и чередой поражений и побед выгрызать у противников право на существование в депрессивном мире, роль которого снова исполнил Лордран – хоть и через много лет уже под новым названием. Внимательные игроки были рады находить отсылки к первой Dark Souls, а неофиты впечатлялись обволакивающей атмосферой безысходности.
Что касается геймплея, то здесь игра стала одновременно и проще, и сложнее. Серия находилась на пике популярности, ее название стало нарицательным, а запредельная сложность породила массу мемов, что неизбежно привлекло новую аудиторию, в том числе из стана так называемых «казуальных» геймеров.
И разработчики выполнили, казалось бы, непосильную задачу: сделали Dark Souls III более удобной, комфортной для новичков, но в то же время спрятали в мире испытания, способные доставить немало проблем даже прожженным хардкорщикам. Для тех, кому не хватило и этого, позже вышли дополнения, которые бросали игрокам серьезный вызов.
Купить (PC)Купить (PS4)Купить (Xbox One/Series X|S)
Влияние на индустрию
На третьей части история серии игр Dark Souls закончилась, но у нее остались последователи. В первую очередь, это игры от FromSoftware – речь идет, конечно же, о Bloodborne и Sekiro: Shadows Die Twice.
Первую многие причисляют к Dark Souls, используя термин «Soulsborne» для линейки, в которую включают все части Souls и Bloodborne. Несмотря на то, что действие игры разворачивается в совершенно другом мире, основанном на викторианской эпохе, по геймплею и подаче истории она очень напоминает Dark Souls. И определенно стоит внимания, особенно если вы любите лавкрафтовские ужасы и склоняетесь к более агрессивной боевке, отличающейся от неторопливых сражений из DS.
Вторая игра выполнена в сеттинге средневековой Японии, и снова сюжетно не относится к Dark Souls. Геймплей также претерпел массу изменений – в частности, здесь нет мультиплеера и системы классов, а боевая система основана на атаках и контратаках, снижающих концентрацию противника, для нанесения единственного смертельного удара.
Купить (PC)Купить (PS4)Купить (Xbox One/Series X|S)
Другие разработчики также не отстают, вдохновляясь ставшей уже культовой серией. С момента появления Demon’s Souls и последующих игр FromSoftware, вышло множество проектов, в той или иной мере использующих их основные геймплейные механики и философию. К наиболее ярким «наследникам» можно отнести Nioh, Lords of the Fallen, The Surge, Ashen, Salt and Sanctuary, Mortal Shell. И этот список далеко не полный, а в будущем он пополнится новыми захватывающими тайтлами.
За что игроки любят Dark Souls
За лор и сюжет. Игроку, который лишь поверхностно пробежится по локациям из игр и уделит основное внимание геймплею, может показаться, что в Dark Souls почти нет сюжета, а мир состоит из несвязанных территорий и населен персонажами, бормочущими какую-то чепуху. Но стоит копнуть немного глубже – и откроется потрясающая история, в которой найдется место и прекрасным, и ужасным событиям. Причем Миядзаки намеренно подает ее так, чтобы оставлять ощущение недосказанности, заставлять игроков искать подсказки и строить теории – благодаря этому интерес к франшизе не угасает.
За подталкивание к исследованиям. Все, что скрывают игры серии, достанется лишь пытливым. Внимательный игрок составит захватывающую предысторию мира из описаний предметов, обрывков фраз, интерьеров зданий, облика персонажей. Любопытный исследователь обнаружит незаметный шорткат, который позволит сократить путь до ближайшего костра или даже откроет доступ к необязательной локации, где находится могущественный босс.
За «честную» сложность. Dark Souls отличается высокой сложностью. Но каждая часть серии легко покорится тому, кто готов изучать игровые механики и неустанно экспериментировать. И покорить ее можно разными способами. Например, заучив тайминги атак и фазы каждого из боссов. Или создав непобедимый билд персонажа. Или выучив особенности локаций, позволяющие хитростью расправляться с противниками. Следовательно, высокая сложность перестает быть таковой, если игрок готов бросить ей вызов.
За мультиплеер. Сетевая составляющая – важный элемент игр франшизы. Геймеры могут объединяться в сражениях против сильных врагов или же вступать в противоборство друг с другом, а также создавать ковенанты – ордена, играющие определенные роли в мире Dark Souls. Даже безобидные записки с подсказками, которые игроки оставляют друг другу, могут либо помочь, либо завести в ловушку, что добавляет игре азарта.
За дизайн. Каждый уровень, каждый монстр, каждый босс в Dark Souls – это произведение искусства. Вы обязательно влюбитесь в эти готические замки и величественные леса, мрачные подземелья и скрывающие неизведанные тайны пещеры. В каждой из локаций есть масса проходов, лифтов, лестниц и дверей, позволяющих срезать путь или добраться до секретного места, и даже на десятом прохождении вы все равно будете открывать что-то новое.
Заключение
Серия Dark Souls стала культурным явлением, создала мощное сообщество поклонников и породила множество последователей. Линейка официально завершена, но история игровой индустрии научила нас, что никогда не стоит говорить «никогда»: кто знает, возможно, спустя годы FromSoftware и Миядзаки решат оживить франшизу, вновь вернув игроков в мрачную, но такую притягательную вселенную.