- Разработчик: FromSoftware
- Издатель: Bandai Namco
- Дата выхода: 25 февраля 2022 года
На момент написания обзора в Elden Ring наиграно сорок часов, убито с десяток боссов – от достаточно податливых до чрезвычайно свирепых, выфармлено несколько сетов, сундук ломится от обилия колющего, режущего и дробящего, работа FromSoftware не пройдена даже наполовину. К игре я присоединился уже после релиза, недели в запасе у меня не было, но впечатлений для понимания и сравнения Elden Ring с прочими souls-проектами накопилось уже очень много, от них и будем плясать.
Если проводить параллели с другими тайтлами FromSoftware, новинка справедливо покажется квинтэссенцией идей и кор-механик предыдущих работ студии, но с рядом нововведений, которые на первый взгляд могут показаться не столь фундаментальными, но на деле в корне преображают восприятие игры.
Верные себе разработчики сохранили атмосферу темнейшего фэнтези, а в качестве соавтора пригласили маэстро жанра Джорджа Мартина, благодаря чему повествование стало более связным и насыщенным. Но не обольщайтесь, чтобы картинка сложилась, сюжет как обычно придется собирать по крупицам, внимательно выслушивая каждого охочего до бесед НПЦ. Это все еще «археология», но находок будет больше, чем когда-либо.
С легкой подачи авторов теперь все мы – погасшие души без рода и имени, следующие за видениями благодати, чтобы восстановить расколотое кольцо Золотого порядка Элден и стать его новым хранителем. Осколками артефакта завладели алчущие могущества полубоги. Именно они развязали кровопролитную бойню в Междуземье, отвратив от себя великую Волю и благополучно похерив весь мир.
Впрочем, окидывая взором руины былого величия Междуземья, понимаешь, что и до Раскола мир выглядел как очередная братская могила для угасших чаяний. Известному гигантоману Миядзаки в Elden Ring разгуляться было где. Он понастроил колоссальных размеров замки, пробросил исполинские мосты, целый подземный мир выкопал и врезал в горы попирающие небо башни.
В новой вселенной свободно умещаются самые громадные и невероятные существа. В нем, как ни в одной другой Souls-игре, ты ощущаешь собственную «маленькость». Междуземье Elden Ring не просто большое, оно огромное, просторное и невероятно разнообразное. Пожалуй, со времен Skyrim мне не было настолько же интересно исследовать мир.
Отсюда вытекает одно из главных отличий Elden Ring от предыдущих игр студии: это больше не коридорный метроидообразный экшен, но проект с абсолютной свободой выбирать направление и тактику боя. Elden Ring сразу же вступает с новичком в диалог, вопрошая: «Ты опытный боец или хвост собачий?», и с порога бросает его в бой с многоруким, проворным гигантом.
И поверженный игрок не упрется во фрустрирующий челлендж, как это было с судией Гундиром, но очнется в пещере, которая проведет его через обучение основам, экзаменует легко проходимым мини-боссом и выпустит в открытый мир с переменчивыми погодными условиями и полным суточным циклом.
Если вам очень повезет, первое знакомство с Междумирьем состоится непогожей ночью, когда погруженный во мрак Лимгрейв залит светом циклопических деревьев Эрд, а ветер кружит тысячи мерцающих листьев, сорванных с волшебных ветвей. Elden Ring атмосферная в любую погоду, но ночи здесь особенно волнующие.
В любом случае, когда пройдет «вау-эффект» от созерцания просторов, игрок увидит огромного конного всадника, патрулирующего дорогу к замку, и Elden Ring вновь обратится к нему: «Посмотри, сколько вокруг пространства. Тебе не обязательно бросать ему вызов, чтобы попасть в Штормвэйл».
А всадник то действительно лютый, настоящий великан на бронированном коне с алебардой, размером с фонарный столб. Мало кто из ветеранов Souls одолеет его с порога. Даже втроем придется туго, даже если все участники на десять-пятнадцать уровней выше стартового. Со временем персонаж станет выносливее, увеличит силу и магический потенциал, подберет удобное оружие и надежную броню, и сможет бросить рыцарю вызов. Не перед лицом неизбежности, а когда будете готовы.
Да, Elden Ring не просто похожа, а почти целиком такая же, как Souls и Sekiro во всем, что касается механик боя и развития героев. Вместо костров – места благодати, вместо душ – руны, вместо Синоби божественного наследника – воин из Страны тростника (один из десяти представленных в игре архетипов). Парирования и блокировки, перекаты и удары в спину, но и тут не обошлось без удобных перемен.
Так, теперь игрок может свободно прыгать, некоторые наловчились даже перепрыгивать низкие, размашистые удары крупных противников. Свобода передвижения позволяет скрытно перерезать всю охрану какого-нибудь форта, а смерть больше не выжигает полоски здоровья, а лишь отнимает руны. Враги реагируют на шум, легко разводятся, а бесчисленное множество оружия, реликвий, расходников, молитв и заклинаний блестящих камней вносят сумасшедшее тактическое разнообразие.
А еще в открытом мире игрокам доступен Торрент – полуантилопа-полуконь, который носится быстрее ветра и умеет совершать высокие двойные прыжки. Игроки могут сражаться, сидя верхом на Торренте, что очень кстати, если имеешь дело с каменными колоссами или троллями. И им не нужно вылезать из седла, чтобы подобрать с земли ресурсы или лут.
У игроков будет свой «хаб» — Крепость круглого стола, существующая за пределами Междумирья. Там обитают несколько сюжетных персонажей, служанка, которая всегда готова выслушать вас и обнять, затуманенное зеркало, позволяющее менять внешность героя, несколько торговцев и кузнец – единственный ремесленник в Elden Ring, чьи исключительные таланты недостижимы для игроков.
Мастер-оружейник не только более опытен в улучшении оружия, он также умеет дублировать «Пепел войны» — еще одну новую, очень приятную как для ветеранов Souls, так и для новичков механику, позволяющую наделять оружие новыми умениями и даже свойствами.
Иначе говоря, игрок теперь способен присвоить оружию почти любое из доступных (то есть найденных или купленных у торговцев) умений, а заодно изменить свойства, влияющие на скалирование урона от определенных характеристик, что существенно расширяет арсенал бойцов всех специализаций. Хотите получить молот на ловкость – пожалуйста, использовать зачарованный меч как силовое оружие – «Пепел войны» поможет и тут.
Более того, разжившись набором швеи и специальной иглой, игрок получит возможность как бы «ушивать» некоторые доспехи, меняя их характеристики и вес. Такие вещи маркированы особым образом и могут быть как усилены, так и облегчены — зависит от типа снаряжения.
Все расходуемое не столько покупается, сколько изготавливается вручную. У первого же встречного торговца продается набор мастера и несколько начальных справочников с рецептами, при помощи которых в местах благодати создаются разнообразные расходники (метательные снаряды, снадобья для укрепления иммунитета, пища, даже светящиеся путеводные камешки, чтобы не заблудиться в лабиринте).
Поиск ценных реагентов является неотъемлемой частью нового, исследовательского опыта Elden Ring. Грозовые цветы растут в местах, куда попала молния, у костров вьются огненные бабочки, звери предпочитают просторные луга, а птицы – утесы, грибы любят темноту, мох – сырость и каменистую почву, а могильный цвет и лилии Трины часто встречаются в старых склепах и подземных захоронениях. Если вам нужно что-то конкретное, вы почти всегда знаете, где примерно это искать.
Если после всего вышеозвученного вас все еще терзают сомнения в духе «не слишком ли она для меня сложная», вот вам несколько дополнительных аргументов: фляги в открытом мире пополняются и без мест благодати. Стоит вам уничтожить группу врагов, зачистить лагерь или одолеть какого-нибудь крупного зверя, вы восстанавливаете запасы здоровья и маны.
Самых дотошных исследователей Elden Ring вознаграждает коллекцией разнообразных духов, которых можно воскрешать при помощи колокольчика призыва и усиливать у наставницы. Духи помогут справиться с противниками, на их основе даже делают уникальные билды. Я, например, играю тяжелым паладином, который исцеляет призванных существ и привлекает внимание монстров, пока помощники наносят им урон.
Возле каждого из сложных противников, включая мировых боссов и на территории всякого подземелья встречаются так называемые омуты призыва, при помощи которых можно зазвать в свой мир временных напарников-игроков. Они помогут пройти сложный участок, помогут справиться с боссом. Абсолютно все подземелья можно проходить со случайными или конкретными игроками, а нежелательных вторженцев – мигом изгонять.
Даже если вы совсем плохи в Souls-играх, как ваш преданный автор, всегда найдется игрок, готовый прийти на помощь. Вскоре и вы начнете помогать новичкам, но далеко не из чувства долга, ведь самый быстрый способ разжиться усилениями для великой руны — это повторное убийство боссов в роли призванного на подмогу фантома.
Грандиозная Elden Ring, от которой просто невозможно оторваться, могла бы получить все десять из десяти, как действительно лучшая ARPG последних лет пяти-шести, если бы не пара косяков, в очередной раз допущенных FromSoftware. Речь идет в первую очередь об оптимизации, которая хромает не только на ПК, но и на консолях. В открытом мире на Xbox Series X практически нет участков, где игра бы не теряла немного fps даже в режиме производительности.
Вторая проблема сопряжена с сетевым соединением. Несмотря на ряд проведенных тестов, FromSoftware так и не отладили систему мультиплеера. Постоянные разрывы связи, постоянная невозможность призвать другого игрока. Вы вылетаете из чужих миров и иногда по десять-пятнадцать минут ждете, когда наконец вам удастся кого-то призвать, выцеливая каждый чертов светящийся на полу знак.
Насколько мне известно, эти болячки преследуют FromSoftware чуть ли не с начала Souls-времен и ничего фатального в них в принципе нет, но как же черт возьми досадно, что студия не совладала с ними и теперь, когда Elden Ring не хватает каких-то пары штрихов до абсолютного совершенства.
Ну и в заключение так: я не поклонник серии Dark Souls, меня не вдохновила сложность Sekiro и почти наверняка такая же участь постигла бы Bloodborne, но я всей душой и неожиданно искренне полюбил вселенную Elden Ring. Она кусается, она очаровывает, она не отпускает, и главное – она рада не только рьяным хардкорщикам, но и просто старательным игрокам.