В нашу эпоху минкротранзакций и игровых стримов классическая модель жизненного цикла компьютерных игр (релиз – аддон – второй аддон – сиквел) выглядит устаревшей. На смену ей приходит концепт игры-сервиса, когда пользователь продолжает играть в одну и ту же игру, периодически получая для нее новый контент. Впрочем, бесконечные игры на ПК выходили еще в ранних девяностых и именно они обычно обретали в итоге статус культовых.
MMO
Большинство ММОРПГ изначально были рассчитаны на продажу юзерам контента, а не новых версий игры. Поэтому все топовые онлайн-РПГ разрабатывались так, чтобы сделать их прохождение почти бесконечным. Достигается это обычно за счет сильно выкрученной на высоких уровнях кривой прокачки, когда для получения 1% опыта для следующего уровня нужно потратить несколько месяцев, периодического выпуска обновлений с эндгейм-контентом и поддержания клановых активностей. Ниже самые известные примеры почти бесконечных ММО.
World of Warcraft
Прокачаться в «ВоВке» до максимального уровня можно за несколько недель.
Но, в отличие от других ММОРПГ, игра здесь, по сути, только и начинается с максимального уровня. Дальнейший геймплей сводится к прокачке репутации с разными фракциями, выполнению сложных квестовых цепочек, участию в PvP-активностях и, конечно же, погоне за топовым шмотом и редкими маунтами.
А благодаря регулярному выходу обновлений геймеры всегда получают новые порции свежего контента, поэтому достичь вершины и оставаться на ней вечно здесь практически невозможно.
Lineage II
В отличие от WoW, который с момента своего выхода и до наших дней развивался скорее эволюционно, постепенно наполняясь новым контентом, знаменитая «Линейка» пережила несколько революций, полностью изменивших ее облик.
Самое значимое из них – вышедшее в 2011 обновление Goddess of Destruction, в котором была полностью переработана система скиллов. Но и до этого каждая из «Хроник» отличалась сильным ребалансом классов, в результате чего «гнуть» в PvP начинали все новые персонажи (некроманты и СС в С4, лучники в Interlude и так далее).
С учетом откровенно скудного PvE-контента при огромных возможностях для PvP, в том числе и кланового, секрет «вечности» LA II кроется в необходимости выкачивать и одевать в топовый шмот новый класс для аннигиляции противников после каждого масштабного обновления.
RuneScape
Говоря о «бесконечных» ММОРПГ, нельзя не упомянуть и легендарный RuneScape, который вышел в далеком 2001 году, но до сих пор может похвастаться немалым количеством преданных фанатов. Рецепт поддержания интереса здесь кроется в сочетании той самой кривой обучения и огромного количества доступных для изучения навыков. А за счет полного отказа от классов как таковых количество возможных билдов для вашего чара здесь действительно стремится к бесконечности.
EVE: Online
Космосимуляторы, в принципе, созданы для того, чтобы в них проводили тысячи часов, исследуя бесконечные просторы вселенной. EVE – классическая MMORPG, в которой вы можете примерить на себе одну из космических ролей, став каким-нибудь пиратом или простым доставщиком грузов. А звездолётов, доступных для игры, аж 350.
Игра бесплатна, хоть и с большими оговорками. Но этого хватит, чтобы понять, готовы ли потратить кучу времени как минимум на изучение интерфейса, потому что порог вхождения высокий.
Сессионные онлайн-игры
Сессионные ММО по аддитивности и возможности играть вечно не только догоняют большинство классических проектов, но и иногда опережают их.
Ведь если в классическую ММОРПГ нужно играть несколько часов в сутки, чтобы получить хоть какой-то заметный эффект, то в сессионках игрок видит свой прогресс после каждого матча. В результате возникает иллюзия, что из игры можно выйти в любой момент – и благодаря этому геймеры проводят в ней даже больше времени.
Самые популярные сессионные онлайн-проекты современности:
Dota 2
Интерес к своей МОВА Valve поддерживает за счет продуманной системы лиг, регулярного выпуска обновлений со свежим контентом и регулярного проведения зрелищных турниров с щедрым призовым фондом.
Удержать геймеров помогает и идеальное следование концепции «Easy to learn – hard to master», ведь научиться сносно играть в Доту можно за несколько сессий, а вот на достижение совершенства и полное освоение тактики игры за каждого из чаров уходят годы.
Counter Strike
Знаменитая «Контра» по-прежнему популярна среди геймеров даже спустя 21 год после выхода первой части. Интерес к игре поддерживается идеальным балансом и продуманным геймплеем, благодаря чему матчи против соперников продолжают приносить любителям шутеров такое же удовольствие, как и два десятилетия назад. А проект Global Offensive дополнительно привлекает геймеров возможностью заработать в бою новые скины для оружия.
World of Tanks
Этот сверхпопулярный на просторах экс-СССР танковый экшен поддерживает интерес геймеров не только благодаря сессионному формату боев и регулярным энд-гейм активностям, но и с помощью регулярного добавления новых порций контента. В результате появления в игре новых наций и веток прокачки даже те немногие танкисты, которым удалось «пройти WoT», открыв все доступные танки, периодически получают новый стимул заглянуть в игру и пополнить свою коллекцию боевых машин.
PUBG: BATTLEGROUNDS
Первопроходец в жанре королевских битв. Согласно сценарию, сотня игроков высаживается на одной из карт, а дальше им приходится собирать оружие и воевать друг с другом. Всех подгоняет смертельная синяя зона, которая постепенно сужается, оставляя к концу игры небольшое поле боя, будто вы в Колизее. Сильнейшее напряжение с пульсом за 100 – одна из главных причин популярности жанра.
Также в PUBG хорошая физика и стрельба. Здесь приятно кататься на автомобилях, а каждое убийство откликается радостью и душевным подъёмом. Правда, баги и читеры будут всегда.
Fortnite, Naraka: Bladepoint, Apex: Legends и т.п. – в общем, другие «батл рояли», которые, хоть и сильно отличаются, основаны на том же принципе. Поэтому отдельными пунктами выделять их смысла нет, но иметь в виду стоит. Особенно учитывая, что оригинальный PUBG (в отличие от мобильных версий) находится в предсмертных конвульсиях, в январе 22-го его и вовсе сделали бесплатным.
Rocket League
Одно из главных открытий 2015 года в мире спортивных игр. Вся суть сводится к футболу на машинках, больше похожих на игрушечные модели. Каждый матч длится 5 минут (при ничьей – овертайм до победного гола), но дарит массу эмоций, что делает «Рокет Лигу» идеальной сессионной игрой.
Больше всего подкупает сочетание реалистичной физики с аркадными элементами и возможностью вытворять различные трюки. Для того, чтобы раскрыть всю глубину механик, маловато даже тысячи часов. Навыки вроде фристайла необходимо оттачивать за пределами соревновательного режима, например, в свободной тренировке.
FIFA 22
War FIFA never changes. Футбольный симулятор из года в год очень слабо меняется. Однако это не мешает каждый новой части находиться в лидерах продаж. Например, британцы помешаны на футболе, да и в мире конкурентов у «Фифы» не осталось. PES (который переименовали и сделали бесплатным) от Conami, скорее, мёртв, чем жив.
Больше всего игра раскрывается в мультиплеере. В Ultimate Team вы можете собрать свою команду из различных игроков и покорить с ней сетевой режим.
Left 4 Dead 2
Бессмертный шутер, в котором группа из выживших, сражаясь бок о бок, пытается протиснуться сквозь толпы монстров ради спасения. В своё время эта концепция так сильно «выстрелила», что спустя более чем десять лет серию упорно копируют, но наследника всё нет и нет. Был Evolve, есть совсем свежий и когда-то многообещающий Back 4 Blood. Но всё не то. То геймдизайн хромает, то баланс, то ещё что. В итоге Left 4 Dead 2 и сейчас популярнее любого аналога, несмотря на релиз, который состоялся аж в 2009 году.
Стратегии на выживание
Хотя теоретически популярные выживалки и имеют концовку, отличную от голодной смерти, корни таких проектов лежат в той самой Dwarf Fortress с ее слоганом «Losing is Fun». С учетом системы случайных событий (которая обычно реализуется как случайная генерация отличных поводов умереть всей колонией) каждое из прохождений превращается в увлекательную и уникальную борьбу со стихиями и агрессивной живностью.
RimWorld
В этом проекте вам предстоит выживать на отдаленной планете, полной агрессивной фауны, космических пиратов, древних роботов и кровожадных дикарей. Интерес к повторным прохождениям достигается за счет случайных событий и процедурной генерации участников вашего отряда, каждый из которых оказывается уникальной личностью с собственными тараканами в голове.
Factorio
По сюжету и геймплею этот проект очень похож на RimWorld, вот только выживать вам придется в одиночку, поэтому место верных (и не очень) напарников занимают сложные механические конструкции.
Благодаря вашим усилиям планета будет постепенно покрываться целой сетью автоматических заводов, конвейеров и охранных турелей. Размах и состав этой инженерной сети ограничен только доступными ресурсами и вашей фантазией, поэтому несмотря на наличие концовки играть в «Факторио» можно бесконечно долго.
Frostpunk
Этот проект сочетает черты выживалки и градостроительного симулятора. Вам предстоит возглавить небольшое поселение и обеспечить его выживание, развивая и поддерживая генератор тепла и постоянно принимая сложные решения.
Пошаговые стратегии
Пошаговые стратегии обычно привлекают геймеров процедурной генерацией уровней, возможностью играть на картах, созданных другими игроками, обширными возможностями для мультиплеера и большим количество доступного контента.
Серия Heroes of Might and Magic
По общему количеству сыгранных партий среди всех пошаговых стратегий на постсоветском пространстве с большим отрывом побеждают знаменитые «Герои». Секрет их популярности кроется в огромных мультиплеерных возможностях, хорошем генераторе случайных карт и поддержке созданных пользователями сценариев и кампаний.
Серия Sid Meier’s Civilization
Если «Герои» обязаны своим успехом в основном продуманному мультиплееру, то секрет успеха «Цивилизации» кроется в первую очередь в сингловых сценариях и хорошем генераторе карт, который позволяет тонко настроить желаемый мир и получить действительно уникальную планету для каждой из своих сессий.
Еще одно большое преимущество игр серии Civilization – большое количество доступных наций, которые отличаются не только цветом и названиями юнитов, но и полезными бонусами, сильно влияющими на стиль игры.
Стратегии в реальном времени
RTS отличаются от пошаговых стратегий большей динамичностью игры при меньшей вдумчивости. Но для повышения реиграбельности в этом жанре применяются схожие подходы, а именно максимальный акцент на мультиплеер, попытки разнообразить геймплей разных фракций и активное использование случайных ивентов в стратегиях глобального уровня.
Command & Conquer Remastered Collection
Секретом успеха вышедшей в 1995 году первой части этой франшизы были идеальный баланс и множество мультиплеерных возможностей. Вышедшее в 2020 году переиздание сохранило все достоинства оригинала, сдобрив их интерфейсными правками и современной графикой.
Серия Age of Empires
Интерес к перепрохождению «Эпохи империй» поддерживается большим количеством исторических кампаний, качественным генератором случайных карт и возможностью сразиться с другими геймерами через сеть.
Серия Crusader Kings
В играх серии Crusader Kings вы можете начать игру за любого правителя Средневекового мира – от Вильгельма Завоевателя то какого-нибудь языческого прибалтийского графа, окруженного врагами со всех сторон. Соответственно мощи выбранной страны будет меняться и сложность игры – ведь захватить мир за кучку отставших в технологическом плане оборванцев гораздо сложнее, чем за развитую и богатую империю.
А благодаря случайным событиям даже прохождения за одну и ту же страну будут действительно уникальны.
Симуляторы жизни
От большинства других игр из нашей подборки (кроме онлайновых) проекты этого жанра отличаются тем, что в принципе не имеют конца, и единственный смысл такой игры – это сам геймплей.
Суть этого жанра хорошо прослеживается на примере серии The Sims, где задания в сценариях если и присутствуют, то редко становятся реальной целью геймеров. Поскольку в таких играх вы можете создать какого угодно персонажа и направить его дальнейшую жизнь по одному из множества доступных путей, то количество прохождений «Симсов» ограничивается лишь пределами вашей фантазии.
Градостроительные симуляторы
Интерес к повторному прохождению сити-симов кроется в почти полной свободе действий, благодаря которой каждый забег ограничен только вашей фантазией. Иногда такие игры вообще не имеют сюжета, и вам самим приходится ставить себе цели. Если же сюжет присутствует, то обычно уникальность достигается за счет побочных заданий и случайных событий.
Серия Tropico
Этот гибрид политического симулятора с сити-симом окунет вас в яркую и незабываемую атмосферу тропического острова, где вам как диктатору небольшой латиноамериканской республики придется выстраивать собственную утопию (или антиутопию), лавируя между интересами Великих Держав и запросами разных социальных групп вашего населения.
Единственно-верного пути прохождения здесь нет, и каждый раз, чтобы удержаться у власти, вы вольны пробовать абсолютно разные способы.
Серия SimCity
Этот классический сити-сим позволяет геймерам осуществлять самые смелые градостроительные фантазии. А добавленные начиная с Simcity Societies социальные аспекты управления городом позволят вам не только попробовать разные архитектурные решения, но и поэкспериментировать с политикой.
Cities: Skylines
Последняя в истории SimCity была разгромлена и умерщвлена из-за ужасного в техническом плане старта, несмотря на огромное количество плюсов.
Вакантное место заняла игра шведов, которая долго и упорно развивается, дарит массу контента и сотни (а то и тысячи) часов увлекательного планирования. Этакий преемник с набором генов от игры умершей Maxis, не такой изящный и красивый, но куда более продуманный и масштабный.
RPG
Если онлайн-игры не имеют финала в принципе, то большинство сингловых РПГ все-таки можно пройти. Поэтому повышать реплейабилити создателям таких игр приходится за счет увеличения количества и качества контента.
Обычно в таких играх прохождение основного сюжета не занимает слишком много времени, так как попытки делать сюжетные кампании разветвленными чреваты большими проблемами с сиквелами (достаточно вспомнить хотя-бы «Деформацию Запада» в лоре The Elder Scrolls, вызванную попытками сделать в TES II: The Dagerfall семь равноправных концовок). Каноническими примерами РПГ, в которые можно играть вечно, считаются такие проекты:
Diablo 2
Знаменитый «Диабло» до сих пор интересен геймерам даже несмотря на то, что с момента его релиза прошло 20 лет.
Секрет такого успеха прост – каждый из 7 доступных классов обладает действительно уникальным геймплеем, а благодаря процедурной генерации локаций и шмоток каждое последующее прохождение может быть абсолютно непохожим на предыдущее.
The Elder Scrolls V: Skyrim
Бесконечно можно проходить каждую из частей легендарной серии The Elder Scrolls, и на ней же можно проследить, как менялось представление Bethesda об идеальной «Вечной игре».
Если в вышеупомянутом Dagerfall компания пыталась активно использовать процедурную генерацию локаций (что иногда приводило к их непроходимости) и создавать глобальные сюжетные развилки, то начиная с Morrowind игры серии принимают привычный большинству геймеров вид огромной песочницы с множеством побочных заданий и сравнительно коротким и практически линейным основным сюжетом.
Благодаря огромному масштабу игры и насыщенности контентом Skyrim продолжает успешно переиздаваться на разных платформах даже в 2021 году, через 10 лет после своего релиза.
The Witcher 3
Как и «Скайрим», третий «Ведьмак» привлекает пользователей не столько основной сюжетной линией (которая у него при этом откровенно хороша и интересна), сколько множеством захватывающих побочных заданий и возможностью свободно исследовать огромный мир. Геральту всегда есть чем заняться в любой локации, в которой он оказывается.
Автомобильные симуляторы
Игры, которые так или иначе посвящены автомобилям, зачастую чуть ли не бесконечны. Как минимум за счёт того, что здесь важна не цель, а процесс. При достаточном количестве контента хороший автосим может затянуть на тысячи часов, особенно если вы поклонник жанра. В частных случаях виртуальные заезды помогают с освоением навыков вождения в реальном мире.
Forza Horizon 5
Очередная Forza мало чем отличается от предшественницы, но кого это волнует. Огромное количество контента и Мексика с её пустынями и песчаными бурями к вашим услугам. Сотни автомобилей, сюжетные миссии, бесконечные заезды и места активности просто не позволят заскучать, если вам нравятся гонки.
Когда сюжет пройден, а однообразные заезды уже набили оскомину, всё только начинается, если вы готовы сосредоточиться на борьбе с реальным игроками или на езде с друзьями по открытому миру. Помимо огромного автопарка, доступна детальная настройка каждого автомобиля и создание собственных сценариев заездов. Правда, смена сезонов, которая появилась в прошлой части (а там была Великобритания), в Horizon 5 потеряла смысл, Мексика всегда выглядит почти одинаково.
Euro Truck Simulator 2
Ненавязчивый симулятор грузовых перевозок, который предлагает променять напряжение на медитативность и размеренную езду, тем более за проезд на «красный» и превышение скорости здесь беспощадно штрафуют. Вы будете путешествовать по Европе из точки А в точку Б, нанимать водителей и, в общем, развиваться в сфере грузоперевозок.
Даже если вам не нравятся большегрузы, управлять ими приятно, места необъятной части света дотошно воссозданы, разработчики даже одно из DLC посвятили России. Однако графически игра уже несколько устарела, что, правда, не мешает ощущать дорожную романтику. Кого-то она затянула в 2012 (дата выхода) и всё ещё не отпускает.
Assetto Corsa Competizione
Крайне нишевый проект для тех, кто действительно обожает автоспорт и, вероятно, не представляет жизнь без руля. Это один из самых серьёзных автосимов, который копирует и дорожные условия, и поведение автомобилей. Вынуждает вас постоянно совершенствоваться и улучшать навыки, которые пригодится в реальной жизни. Без руля комфортной игры не выйдет.
SnowRunner
Симулятор бездорожья для тех, кто любит проводить время в грязи. По сравнению со своими предшественниками (Mudrunner, Spintires), игра ушла значительно вперёд. Как минимум контента стало куда больше.
Здесь разнообразные локации, погодные условия и около 40 автомобилей. Всё это сочетается с хорошей графикой и достойной физикой. Кроме того, предусмотрен кооператив, поэтому покорение суровых дорог может превратиться и в развлечение с друзьями.
Если мы упустили одну из ваших любимых бесконечных игр, дайте знать об этом в комментариях!
Все вроде бы точно описано, одной «вечной» игры не увидел в топе. Elite начиналась ещё на Atari и Spectrum , a сейчас живёт в виде Elite Dangerous. Отличное продолжение звёздной классики, бесконечный старшип симулятор, много сезонного контента, MMO и т.д.
Жаль что MechWarrior не смог получить того же, хотя тема тоже была отличная. Пока никто нормально BattleTech не переиздал.