Старые добрые времена
То, что вторую часть Divinity: Original Sin фанаты профинансировали на Kickstarter с впечатляющей скоростью, даже не удивительно. Ведь первая игра сделала нам сразу два больших подарка – вернула нас во времена старых добрых настолок по D&D и дала настолько огромную свободу действий, что полностью погрузиться в игровой процесс и поверить в реальность всего происходящего не составляет вообще никакого труда.
Многие из тех, чья геймерская карьера началась в 90-х, любят поныть, мол, раньше было лучше, а сейчас разработчики больше внимания уделяют красивой картинке, вместо того, чтобы заставить игроков думать и сопереживать. Отчасти они правы. Если вы когда-нибудь проводили вечера в компании друзей за настолками, то наверняка помните те чувства, которые вызывали броски кубиков или споры с мастером, и даже не замечали, как могли всю ночь путешествовать по вымышленному миру, который становится почти реальным благодаря одной лишь вашей фантазии.
Divinity: Original Sin 2 как раз возвращает нас в те времена. Играя, понимаешь, что находишься в родной стихии и знаешь, каким правилам подчиняется этот мир. Впрочем, никто не запрещает их нарушить, если вдруг представится возможность.
Если помните, первая часть рассказывала о событиях, предшествующих сюжету оригинальной Divine Divinity 2002 года выпуска и предлагала нам проникнуться историей от лица охотников на колдунов, использовавших запрещенную магию Истока. Несмотря на огромное количество положительных моментов и хорошее впечатление от игры в целом, все-таки возникало ощущение, что над сюжетом разработчикам стоило бы потрудиться чуть больше.
Divinity: Original Sin 2 исправляет эту ситуацию и позволяет нам взглянуть на происходящее под другим углом – теперь мы становимся теми, на кого раньше охотились, на нас надевают специальные ошейники, сдерживающие магию, и забрасывают на корабль с заключенными, где мы и просыпаемся в кандалах и лохмотьях. Понимание того, что на вас взяли и надели ошейник, как на кусачую собаку, снисходительный или и вовсе пренебрежительный тон, с которым к нам обращаются магистры и стражники, сразу формируют отношение к ним и обостряют чувство справедливости.
После того, как мы спасемся с тонущего корабля и найдем способ выбраться из форта Радость (такое название для места, где находятся заключенные, выглядит издевательством), куда нас забросит после крушения, обучающая часть заканчивается. Вот только фишка в том, что на этом этапе игра нас учит не столько тому, какие кнопки жать, на какие показатели обращать внимание и прочим техническим моментам.
Эта часть игры нацелена на то, чтобы показать нечто большее, а именно – общий принцип, по которому здесь все работает. Выйдя из форта, осознаешь впечатляющую нелинейность истории, понимаешь, что все важные решения действительно остаются за игроком, а не заранее прописаны разработчиками, общаться можно с кем хочешь и как хочешь, а для решения одной и той же задачи всегда есть несколько путей.
Сказать, что следить за сюжетом и быть его частью интересно – ничего не сказать. В настолках единственным и самым мощным инструментом, позволяющим поверить и по-настоящему втянуться в игру, было человеческое воображение, и именно его нужно было подстегнуть увлекательной историей, продуманным миром, интересными деталями. Несмотря на крутую визуализацию, именно этим правилам и следует Divinity: Original Sin 2.
Маленькая такая компания
В самом начале игры можно выбрать одного из готовых персонажей с прописанной историей, характером, со своими целями и отношением к жизни. Но и создать собственного героя ничто не мешает. Здесь нет огромного выбора доступных рас (говоря об играх по D&D, сразу вспоминается Newerwinter, где одних только эльфийских рас вагон и маленькая тележка, но в DOS 2 этого и не нужно).
У эльфов есть забавная способность – поедая останки поверженных врагов, они могут получить доступ к их воспоминаниям, которые могут оказаться важны для истории.
Зато количество и разнообразие классов удовлетворит даже самых требовательных – есть здесь и бойцы ближнего боя, и стрелки, и роги, и разномастные маги, и разные гибриды. К тому же, развивая персонажа в процессе игры, никто не запрещает бравому вояке выучить парочку заклинаний с помощью найденных книг или использовать ту самую мощную и опасную магию Истока.
Кроме того, у нас есть возможность выбрать происхождение и черты характера персонажа, например, сделать его дворянином, варваром, шутником или мистиком. Этот выбор в дальнейшем будет влиять на отношение окружающих к герою и варианты его ответов в диалогах. К примеру, солдату периодически будет хотеться выполнять приказы и отдавать честь. Если к этому всему добавить еще и возможности типа убеждения и запугивания, становится понятно, насколько важны разговоры в принципе, как сильно они влияют на дальнейшее развитие событий.
Бегать по миру в гордом одиночестве не придется – уже в первые часы игры можно обзавестись первым напарником. Всего в пати может быть до четырех персонажей, что снова возвращает нас к настольным ролевкам и классическим старым RPG. Причем напарники – это не просто ваш саппорт, у каждого из них своя история, влияющая на характер и цели в жизни. Порой между напарниками даже может возникнуть спор, ставящий под удар целостность пати – если между двумя героями разгорится конфликт, придется принимать чью-то сторону, отчего отношения с одним улучшатся, а с другим могут испортиться.
Спорить с напарниками, узнавать их мнение о текущих событиях, обсуждать их – отдельное удовольствие. Но и здесь стоит проявлять осторожность – если опрометчиво что-то ляпнуть и обидеть персонажа, он даже может развернуться и уйти.
Ни минуты покоя
Сюжет сюжетом, но все мы понимаем, что одной основной линейкой сыт не будешь. Побочных квестов в игре хватает. За долгие годы однотипных ролевок мы уже привыкли к бестолковым заданиям типа «пойди принеси охапку рогов да вязанку хвостов». В Divinity: Original Sin 2 придется отвыкать. Это хорошая новость для фанатов вдумчивого геймплея, коим так подкупали старые игры, но плохая для тех, кто предпочитает полчаса позакликивать мобов до смерти, чтобы набрать недостающую экспу, прокачаться и пойти надавать по морде тому боссу, который больно покусал и не пожелал быть убиенным. Мобы здесь не ресаются, так что такой вариант прокачки не прокатит.
Побочные квесты становятся отдельными увлекательными историями, долгими и не очень. Они мотивируют исследовать локацию, разобраться с проблемой и пройти их все. И в большинстве случаев разработчики дают нам такую возможность.
Для геймеров, которые не представляют хорошую игру без частых и хардкорных сражений, тоже есть хорошая новость. Драться придется много и часто, а что самое главное – очень вдумчиво. Бои происходят в пошаговом режиме и предполагают наличие тактики, а не просто однообразное мочилово с применением скиллов по кд. При этом сражения настолько сложны, что порой победа кажется невозможной. Зато как приятно, когда в надцатый раз пытаешься убить ораву врагов, все-таки достичь этой цели.
Помимо стандартных умений персонажей, придется использовать и всякие ухищрения, например, замораживать жидкость, чтобы враги на ней поскользнулись, расставлять ловушки и заманивать в них противников, забираться повыше, чтобы расстреливать всех эффективнее, поджигать масло, чтобы объять пламенем вражеские тела.
Кстати, в игре есть режим, в котором вы сами можете создать свое приключение и почувствовать себя мастером подземелья, только не за столом, а за компом. Но мы все же рекомендуем сначала пройти сюжетную часть.
Резюме
То, что Divinity: Original Sin 2 сделана в духе настольных ролевых игр, уже говорит о ней многое. Но это не значит, что игра зацепит только олдскульных геймеров, привыкших к постоянному напряжению мозга и хардкору. Молодое поколение игроков тоже может найти в Ривеллоне много интересных вещей, а заодно и понять, почему же те, кто постарше, так сетуют на новые игры. Да, здесь действительно сложно, но от этого только веселее, трудности заставляют идти на принцип и не выключать игру, предварительно запустив клавиатуру в монитор.
Разумеется, минусы и недочеты есть во всем (а кто ищет, тот всегда найдет), но по сравнению со всеми положительными моментами, теми эмоциями, которые оставляет после себя DOS 2, придираться к мелочам даже не хочется.
Larian подарила нам игру, следующую лучшим традициям прошлого, приправленную привлекательной современной картинкой и атмосферным музыкальным сопровождением, что только способствуют погружению. Это ли не рецепт идеальной RPG?