Cubiq.ru

Десятка лучших инди-хорроров

Хочется чего-то страшного, но кино уже не пугает, а крупные студии штампуют одни только шутеры с лутбоксами? Добро пожаловать в топ хорроров от независимых коллективов!

Давайте сразу условимся: хорроры – это не только те игры, от которых взвизгивают в прямом эфире популярные стримеры. Страх интереснее и глубже этого, и разные игры вызывают совершенно разный страх. Липкий и навязчивый, мистический и техногенный… ну, и, конечно, животный ужас, куда без него. Более того, инди хоррор игры дарят особые ощущения, поскольку студии не ограничены в творческой свободе. Итак, время вспоминать ваши самые жуткие впечатления и получать новые.

10. Layers of Fear

Если разработчики вынуждены поместить слово «страх» в название игры, так ли уж они уверены в ее эффектности? Ладно бы игра была рассуждением о страхе как явлении, но Layers of Fear совсем о другом. Ни одной другой игре в этом списке не понадобилось такое говорящее название. Что ж, игра – это не только название, так что рассмотрим поподробнее.

Layers of Fear, в общем и целом, критику выдерживает: достойная графика, любопытный сюжетец, персонаж-художник. Именно на этот последний аспект авторам нужно было сделать ставку, иными словами – ввести искусство в геймплей. Пускай игроки рисовали бы сами, пускай хоть по шаблонам и лекалам, но сами. Как вжиться в роль художника, если все картины уже написаны?

Layers of Fear, однако, интересна тем, что это единственная игра в подборке, которая напрямую, очевидно вдохновлена несбывшимся шедевром – Silent Hills, а точнее, «играбельным тизером» под названием P.T. Точнее, интересно то, что короткая игра-трейлер от Хидео Кодзимы оказалась настолько убедительной, что оставила после себя творческое наследие. На нее похожа даже Resident Evil VII, что уж говорить о Layers of Fear. Интересно, когда уже персонажем хоррора станет безумный геймдев…

Купить

9. Among the Sleep

Никто не ощущает страх настолько непосредственно, как ребенок. Взрослые даже в состоянии ужаса сохраняют крупицы холодного, аналитического мышления. Ребенок же еще не знает, как воспринимать опасность, и его первая реакция – спрятаться. Именно это и делают игроки в Among the Sleep: прячутся, прячутся, прячутся от зловещих фигур, истинная суть которых еще страшнее, чем воображаемая.

Among the Sleep – хоррор с самым молодым персонажем из всех других игр. Это, безусловно, не первый хоррор с ребенком в главной роли, но, вероятно, первый с младенцем. Нужно отдать разработчикам должное, они смогли показать, насколько огромным кажется окружающий мир маленькому человечку, насколько он может быть интересным… и пугающим. Особенно если мама пропала, а вместо нее появились две кошмарные сущности. Кошмарные потому, что они – воплощение алкогольного упадка, которому подверглась семья ребенка.

Купить

8. INSIDE

Пожалуй, из всех игр этого списка INSIDE тянет на хоррор меньше всего. В нем практически нет саспенса и совсем нет скримеров… но все-таки INSIDE попал в эту подборку, да еще и не на последнем месте. Этот платформер берет другим: давящей атмосферой. В мире INSIDE нормой считается то, что мы почли бы за кошмар: полное подчинение воли, причем без всяких метафор репрессивного толка. От того, что происходит в игре, очень уж часто становится по-настоящему жутко. Не до истерики, конечно, но…

…Но есть целая секция INSIDE, в которой хоррор не прекращается ни на мгновение. Думается, слова «подводный уровень» и спойлером не будут, и у игравших вызовут понимание. Если помните, в духовном предшественнике INSIDE – Limbo – тоже была такая секция. Это был побег от паука, который мог появиться в любой момент и схватить игрока за малейшую ошибку в движении.

Каково же было разочарование тех, кто, получив дозу адреналина, так и не встретил в дальнейшем достойных противников. С INSIDE решили сделать мудрее: начать более или менее спокойно, а пугающие моменты приберечь «на потом». Кажется, это решение более успешно, поскольку игроки сначала привыкают к размеренному течению игры и терпят наказание за то, что слишком расслабились. Ну, а сцены гибели мальчика-протагониста и в Limbo, и в INSIDE считаются одними из самых жутких.

Купить

7. Knock-Knock

А вот и разработка наших соотечественников – студии Ice Pick Lodge, авторов легендарных «Мора. Утопии» и «Тургора». «Тук-тук-тук» — значительно менее масштабная игра, поскольку ее действие развивается в одном, хотя и весьма необычном доме. Так сразу и не скажешь, от кого ждать больше сюрпризов: от обитателя дома, за которого вы играете, или от гостей, которые шастают по дому и угрожают здоровью хозяина. Исследуя и прячась, вы понемногу узнаете историю происходящего… но не его суть. Никто не гарантирует, что в конце игры у вас будет больше ответов, чем вопросов.

Как и в некоторых других хоррорах этой подборки, в Knock-Knock решающее значение имеет свет. С предметами в комнате дома можно взаимодействовать только при свете, но по ночам он, конечно же, будет привлекать внимание гостей… поэтому вы их особо не рассмотрите. Ну, или рассмотрите ценой поражения. А вообще, главным пугающим фактором в игре является звук, который создает нешуточное напряжение. Видимо, именно поэтому в название игры вынесено звукоподражание.

Купить

6. SOMA

«Младшая сестра» «Амнезии» не смогла доставить игрокам таких же впечатлений, но радикальная смена сеттинга, глубокомысленный сюжет и вечные вопросы бытия сделали свое дело. Кажется, разработчики и не пытались сделать SOMA «футуристической амнезией», но у многих игроков и даже критиков сложились именно такие ожидания, и поэтому они были разочарованы.

Конечно, SOMA сложно воспринимать отдельно от Amnesia. Один разработчик, один главный принцип геймплея (персонаж беспомощен), одна завязка (персонаж потерял память). Но, несмотря на это, воспринимать отдельно ее все-таки стоит. «Амнезия» почти не заставляла задумываться, но заставляла бояться. SOMA – ровно наоборот. Монстры в ней действительно не такие уж впечатляющие, хотя дизайн звука у них классный, и нужны они только для антуража, ну и чтобы игроки не расслаблялись.

В остальном эта игра про целостность и уникальность сознания и личности. Звучит как философский трактат? Что ж, поиграйте сами и убедитесь, что ситуация, в которой под конец оказывается главный герой SOMA, будет даже пострашнее, чем развязка Amnesia.

Купить

5. Penumbra

«Старшая сестра» «Амнезии» Penumbra больше напоминает Silent Hill, чем саму Amnesia – ограниченная видимость, ощущение одиночества, странные явления. Главный герой может как вступить в конфликт с монстрами с помощью оружия и подручных средств, так и попытаться избежать конфликта. Это пока еще не леденящая кровь игра в прятки с неубиваемыми тварями, но все равно довольно опасный и сложный для прохождения мир.

Казалось бы, Penumbra нужно ставить выше Amnesia по старшинству, а по мнению иных – и не только по старшинству. Безусловно, Penumbra можно относить к современной классике, но все-таки именно в «Амнезии» разработчики довели до совершенства затаившиеся в этой игре идеи. Речь тут идет именно о геймплее; сюжетно Penumbra совсем о другом. Мы имеем дело с типичным лавкрафтовским сюжетом о погружении в некие темные пучины, но главный герой при этом совсем не лавкрафтовский. Он не сходит с ума, решителен и умел в обращении с предметами, хорошо бегает. Наконец, ему никто не стирает память и даже не собирается стереть.

Любопытно, что между Penumbra и Amnesia прошло три года, между Amnesia и SOMA – пять лет, но при этом первые две игры значительно отличаются между собой, а вторые две – практически нет. Видимо, разработчики решили, что Amnesia стала пиком их творческой деятельности, и выпустили идентичный проект, вместо того чтобы развивать идеи дальше. Или, чтобы их не обидеть, они просто готовятся к созданию чего-то совершенно нового. Так было бы даже лучше.

Купить

4. Downfall

Что это тут у нас? Единственный представитель сразу двух ретро-технологий: рисованная от руки анимация и point-and-click квест. Единственный в этом списке, конечно же, а также один из немногих, которые были разработаны одним человеком, а не студией. Первая версия Downfall по этой причине была слеплена довольно грубо… но это лишь придавало очарование грязному, мерзкому, тошнотворному миру игры. Именно так она и задумывалась, поэтому в переиздании атмосфера никуда не делась, лишь была улучшена графика, добавлен звук и дополнен сюжет.

В данном топе Downfall больше всех заслуживает называться именно психологическим хоррором. Конечно, есть еще и Layers of Fear, но там сюжет крутится вокруг одного сумасшедшего, а в Downfall их целая плеяда. В ней нет однозначных протагонистов и антагонистов; главный герой не может разобраться в себе и признаться в прегрешениях, а противостоящая ему сила – вовсе не зло, а воплощение всего гнилого, что может быть в человеческой душе.

Купить

3. Darkwood

Конечно же, в этой подборке мы не могли обойтись без упоминания Don’t Starve. Вот это оно и было. А самой игры в топе не будет, поскольку ее место заняла другая – похожая на нее и гораздо более страшная Darkwood. Это сравнение не умаляет ни одну игру, ни другую; это просто факт. Don’t Starve попугивает лишь иногда, когда снижается разумность героя, зато все остальное время нужно дрожать за свою шкуру и желудок. Darkwood смещает распределение в пользу хоррора: холод и голод особо беспокоить не будут, а вот таящиеся во тьме призраки и монстры – обязательно.

Darkwood – игра, в которой 80 процентов тьмы и 20 процентов света. Как несложно догадаться, проценты эти заключаются в фонарике игрока и очень редких освещенных помещениях. Одни противники боятся света, а других, напротив, можно увидеть и поразить только на свету. Вторых, конечно же, больше, так что темнота вокруг в совокупности с жуткими звуками создает постоянное, не отпускающее напряжение. Оружие слабое, им трудно попасть. Мир обширный, его непросто и страшно исследовать. Монстры сильные, здоровье улетает просто незаметно. Но все это в совокупности создает одно большое, хорошее впечатление.

Купить

2. Amnesia: The Dark Descent

Это вторая игра в нашем списке, которая получила статус культовой. Как понимаете, первой будет игра на первом месте, поэтому пока без спойлеров. Amnesia (с вашего позволения упустим подзаголовок, это всего лишь официальное название) познакомила капризное игровое сообщество относительно новым для них видом страха – страхом беспомощности.

Главный персонаж разгадывает тайны огромного замка, по коридорам которого бродят жуткие твари… и их нельзя убить. Никак. Вообще. Можно только убежать и спрятаться. Но вот незадача: одни бегают так же быстро, как персонаж, а другие – еще быстрее. Именно в «Амнезии» можно познать непритворную панику преследования, когда в поле зрения показывается зловещая фигура, музыка меняется на тревожную, а картинка смазывается, имитируя воспаленное сознание героя. Вы лихорадочно вспоминаете, куда можно убежать и спрятаться, и по привычке пытаетесь посмотреть на мини-карту… но ее нет.

Кстати, концепция помрачающегося сознания сама по себе не новинка, но в других играх персонаж оставался боеспособным, несмотря на искаженную картину реальности. Amnesia же не дает ни единого шанса противостоять монстрам, даже в уникальной ситуации, даже в кат-сцене или, прости господи, QTE. Дизайн монстров, кстати, отдельная тема, они реально кошмарные, но это тема для другого топа.

Купить

1. The Binding of Isaac

«Серьезно, это хоррор?» Если вы так подумали, увидев эту игру на первом месте, то это абсолютно справедливо. The Binding of Isaac не ставит целью напугать игроков; напротив, они весело и смело вбегают в каждую новую комнату жуткого подвала, чтобы уничтожить как можно больше монстров и боссов слезами маленького Айзека. Что здесь страшного? Это же круто и по-своему забавно!

Однако игра все-таки пугает. Немножко сеттингом – все-таки нельзя забывать, что маленький мальчик прячется в подвале, полном чудовищ, от мамы, которая хочет принести его в жертву. Немножко дизайном противников – среди них встречаются поистине гнусные твари. Сильно же The Binding of Isaac пугает своей сложностью. Проходить игру заново, потеряв все здоровье – это тру хардкор. Недаром это слово похоже на «хоррор».

The Binding of Isaac – одно из самых ярких воплощений феномена инди. Она не просто создана независимым разработчиком; она создана в качестве эксперимента в ходе конференции разработчиков. Успех The Binding of Isaac оказался неожиданным для всех – и для создателей, и для игроков. Более того, он пробудил интерес гейм-комьюнити к слегка забытому на тот момент жанру roguelike. Наконец, один из самых популярных смайликов в чате Twitch – именно голова Айзека (BibleThump). Уж что-то, а это точно делает игру достойной первого места в топе!

Купить


Просто скачать инди хорроры игры не получится: ни одна из них не доступна бесплатно. Это легко объясняется тем, что это проекты без микротранзакций (за что разработчикам отдельное спасибо). Наконец, доступны все эти инди хоррор игры на ПК, то есть на мобильных устройствах этот жанр не особо приживается. И поделом: представьте, что вы смотрите фильм ужасов не по телевизору, а на телефоне. Все страшное в десяток раз меньше, а это уже не пугает.

smoatigap

Увлечен Игрой с большой буквы, во всех значениях этого слова — от компьютерных и настольных до психологических и социальных.

Комментировать