- Разработчик: Dual Effect, Abstract Digital
- Издатель: PQube Limited
- Дата выхода: 27 августа 2021 года
Получив фото давно пропавших без вести сестер-близнецов с наводкой на место, где они могут находиться, Каролина Уокер тут же отправляется по адресу – что приводит ее в старый мрачный особняк.
В первом же коридоре девушка получает по затылку, после чего приходит в себя в ванне – без одежды, без одного глаза, с трубкой аппарата ИВЛ во рту. Кое-как освободившись, героиня облачается в короткое платьице и куртку, вооружается зажигалкой и отправляется на поиски истины.
Хоть ключевой твист считывается едва ли не в самом начале игры, а некоторые условности, вроде порталов в прошлое, так и не находят объяснения, за сюжетом Tormented Souls интересно следить. Сценарий наивен, но не лишен «души» – как в неплохом фильме категории B, авторам которого чуть-чуть не хватило запала и бюджета.
Заметно, что сценаристы и дизайнеры Tormented Souls вдохновлялись многими культовыми хоррорами. Огромный, со множеством залов и коридоров особняк и фиксированная камера тут явно из серии Resident Evil. Сумасшедшие культисты и механика периодического перехода в потусторонний мир прибыли прямиком из серии Silent Hill, да и сама Каролина слегка походит на Хизер, героиню третьей части франшизы. Дизайн монстров напомнил мне старенькую The Suffering. «Танковое» управление и необходимость собирать бобины для возможности сохраниться (причем в строго отведенных местах) – в наличии.
Это прибавляет напряженности игровому процессу: враги живучи, из-за неудобных углов камеры их часто не удается заметить сразу после входа в комнату, а гибель персонажа может отбросить игрока на добрых полчаса назад.
Каролина очень боится темноты, поэтому может заходить в неосвещенные места только с зажигалкой, взяв которую в руки, убирает оружие (внезапный референс к Doom 3). Что тоже вносит толику хардкорности: частенько тут приходится убегать от монстров в попытках найти спасительный островок света, где наконец-то можно будет дать отпор.
И вот вроде бы все хорошо, погружение в атмосферу максимальное, а чувство ностальгии тянет скачать пару-тройку старых хорроров, но, с другой стороны, возникает вопрос – а зачем это все? Игра не может напугать: история, которую она рассказывает, не блещет оригинальностью, дизайн монстров, откровенно говоря, уныл, а страшных эпизодов в Tormented Souls и вовсе нет. Мерзкие, противные – есть, а по-настоящему жутких – нет.
Проект пытается вызвать дискомфорт у игрока неуютным геймплеем и искусственными ограничениями, а не, собственно, элементами хоррора – и это разочаровывает сильнее всего. Действительно, можно отобрать контрольные точки, сделать боевую систему нарочито сложной, а камеру – заставить выдавать самые неудобные ракурсы. Однако это самый ленивый способ заставить бояться – причем бояться не за персонажа, а за свое время, которое придется снова и снова тратить на повторное прохождение игровых отрезков только из-за того, что Каролина не сумела избежать лап монстра.
Да, культовые хорроры тоже были такими, но не потому, что разработчикам так хотелось, а по вине технических ограничений платформ и особенностей геймдизайна того времени. С тех пор изменилось многое, и лучшим играм в жанре необязательно быть неудобными. Взгляните на Resident Evil VII, Outlast, Alien: Isolation – эти игры современные, и они чертовски пугают. Те же особенности, вроде редких сохранений, реализованы куда более грамотно и удобно, а потому не раздражают.
Впрочем, я вовсе не утверждаю, что Tormented Souls – слабая игра. Просто ее старомодность не идет ей на пользу. С этим приходится смириться, и тогда удается получать от хоррора удовольствие, тем более что у него есть и положительные черты.
Например, головоломки, многие из которых очень сложны. Игра дает подсказки к каждому из испытаний, но они могут быть настолько хитро спрятаны в диалогах и окружении, что разглядеть и понять их сможет только внимательный игрок. К тому же, иногда дизайнеры головоломок просто беспощадны к молодому поколению – ну откуда, скажите мне, юному геймеру знать, что делать с дискетой и как у нее снять защиту от записи?
Тут нередки ситуации, когда предмет, подобранный где-то в начале кампании, пригодится ближе к финалу – когда вы и думать забудете о нем. Есть и нелогичные, на первый взгляд, задачки, над решением которых бьешься долго. Хуже всего – неинтерактивная карта, на которой не отображаются ни персонаж, ни запертые двери, ни важные объекты. Поди вспомни, где тот чертов постамент с фигурным вырезом, куда нужно вставить найденный ключ! Если уж проводить параллели с классическими хоррорами, то еще в древней Silent Hill на карту наносились отметки о посещенных местах, запертых дверях и важных для продвижения по сюжету головоломках.
Запутанность особняка поначалу сбивает с толку, однако на деле он оказывается не слишком большим, и очень скоро удается ориентироваться внутри почти без ошибок. Авторы подготовили несколько удобных шорткатов, которые открываются по мере прохождения, однако иногда Tormented Souls все же заставляет побегать – бэктрекинга в игре хватает.
Хоть некоторые области игры не настолько интересны, как другие (привет, канализация!), большая часть старого дома, переделанного в больницу, очаровательна. Сочетание вычурных интерьеров с медицинскими шкафами и каталками впечатляет, а в лучшие моменты мы будто оказываемся в том самом особняке из первой Resident Evil.
До самого финала мне было непонятно, как относиться к Tormented Souls. С одной стороны, геймплей в стиле тайтлов двадцатилетней давности ужасен, игре не хватает полировки, а элементы хоррора слишком слабы, чтобы вызывать эмоции. С другой – здесь очень хорошие головоломки, нескучная история и, что наверняка зайдет определенной части аудитории, сексапильная главная героиня. Проект определенно стоит внимания, но будьте готовы к тому, что некоторые его аспекты окажутся слишком уж олдскульными.