Cubiq.ru

Серия игр Silent Hill: Из Сайлент Хилла возврата нет

Silent Hill, как и Resident Evil, является одной из самых известных хоррор-франшиз. Но в отличие от RE, где представлены хоть и страшные, но вполне материальные зомби и мутанты, SH пытается напугать ужасом психологического характера, с примесью мистики и городских легенд. В 2019 году Silent Hill исполняется 20 лет, и в честь юбилея серии мы решили вспомнить ее историю.

Тихое место

Основное действие игр серии разворачивается в сонном городке Сайлент Хилл. Здесь происходили разные события – и хорошие, и плохие, но последних, конечно же, больше. Так, кроме всего прочего в городе действует некий культ под названием «Орден», одержимый желанием возродить Бога. Согласно извращенным верованиям культа, новый бог подарит людям Рай через страдания. Ради достижения своей цели фанатики не остановятся ни перед чем, и вокруг их деятельности вращаются события нескольких частей франшизы.

Сайлент Хилл – мистическое место с туманной и мрачной историей. Смертельные эпидемии, охота на ведьм, таинственные исчезновения людей – все это наложило отпечаток на город. Он буквально впитал в себя все происходившие в нем кошмары и стал проецировать их на тех, кто волею судеб оказывался на его улицах.

Сила, которой пропитан городок, влияет на людей, воплощая их потаенные страхи и желания в реальность. Причем каждый человек видит что-то свое, и чем темнее его душа, тем более ужасные видения ему открываются. Одни, преодолевая испытания, очищаются, другие – погружаются все глубже в свои внутренние пороки, окончательно превращаясь в монстров. Сайлент Хилл всегда наказывает людей за их грехи.

Silent Hill (1999)

Созданием первой части серии команда Team Silent, сформированная компанией Konami, занялась в 1996 году. Перед игроделами была поставлена задача – разработать проект, который будет успешен в США. Поэтому сугубо японский подход здесь не мог сработать – пришлось перенимать приемы голливудских фильмов и западных игр.

Это интересно: Сюжет Silent Hill лег в основу фильма «Сайлент Хилл» – по нашему мнению, одной из лучших экранизаций видеоигр.

Первый Silent Hill рождался в муках: авторы долгое время не знали, с чего начать и куда двигаться. В итоге было решено взять за место действия усредненный американский городок и наполнить его загадочными, странными событиями, трактовка которых до конца оставалась бы расплывчатой. Так появились Сайлент Хилл, культ, порожденные детскими страхами монстры (сюжет вращался вокруг маленькой девочки, которую искал ее отец, главный герой игры) и прочие характерные черты игры.

Это интересно: При разработке Silent Hill игроделы очень многое почерпнули из фильмов и книг – в игре прослеживаются отсылки к «Лестнице Иакова», «Алисе в Стране Чудес», произведениям Стивена Кинга и других мастеров ужасов. Кстати, в игре отдана дань мэтрам фантастики и хоррора: почти все улицы Сайлент Хилла носят имена известных писателей.

А вот знаменитый туман появился из-за технических ограничений консолей. Разработчики хотели создать большой открытый для исследования город, но первая PlayStation просто не смогла бы его отобразить с приемлемой производительностью. Решение было найдено в тумане, который скрывал большую часть локации, оставляя игрокам лишь небольшое пространство вокруг протагониста. Так главный недостаток игры был превращен в ее преимущество – с тех пор Silent Hill плотно ассоциируется с густым туманом, таящим в себе неизведанное.

Игра Silent Hill вышла в 1999 году, и быстро стала хитом, продавшись суммарным тиражом в 2 миллиона копий – это внушительный результат для игр того времени, да еще и не в самом популярном жанре хоррор. Критики сравнивали проект с Resident Evil, но отмечали, что при ряде сходств он пугает совсем по-другому, поэтому не может считаться обычным клоном. Спустя годы игра была переиздана на консолях PS3 и PSP; на ПК же ее до сих пор нельзя скачать легально, но можно воспользоваться эмуляторами PS One.

Silent Hill 2 (2001)

Сиквел, последовавший спустя два года, рассказывает совершенно новую историю, не связанную с событиями оригинала. На этот раз протагонистом становится молодой парень по имени Джеймс Сандерленд, который получил письмо от своей жены Мэри с приглашением отправиться в Сайлент Хилл, где они когда-то провели романтический отпуск.

Учитывая, что жена умерла некоторое время назад, приглашение кажется довольно странным, но Джеймс все же решил приехать в городок. Там он встретил девушку Марию, поразительно похожую на Мэри, а еще жутких монстров и других заблудших странников.

Первую Silent Hill можно назвать «пробой пера» разработчиков в исследовании человеческой души, вторая же стала их (возможно) лучшей работой в этом направлении. Каждое событие здесь не случайно, каждое кошмарное существо является отражением чувств и эмоций людей, оказавшихся в Сайлент Хилле, каждое действие повлияет на финал истории. На этот раз основными источниками вдохновения авторов выступили «Шоссе в никуда» Дэвида Линча и «Преступление и наказание» Достоевского.

Это интересно: В Silent Hill 2 впервые появился Пирамидоголовый – монстр, характерная внешность которого сделала его «лицом» серии. Он появляется и в некоторых других частях серии, а также экранизации, хоть это и не совсем соответствует канону.

Игра вышла на РС и консолях, продалась большим тиражом и собрала восторженные отзывы от прессы и геймеров. Silent Hill 2 входит в списки лучших игр всех времен и лучших хорроров, а также считается многими поклонниками лучшим выпуском среди всех частей серии. И, надо сказать, небезосновательно: сюжет этой игры по-настоящему цепляет, обрастая новыми деталями при каждом последующем прохождении.

Silent Hill 3 (2003)

Следующая игра, разработанная Team Silent, сюжетно продолжает первую часть франшизы – это единственные игры, между которыми существует прямая связь, остальные же ограничиваются лишь общим местом действия и туманными намеками на события других выпусков.

Главной героиней Silent Hill 3 стала девушка по имени Хизер, которая неожиданно для себя столкнулась со странными видениями, а позже – и с изменениями реальности и чудовищными монстрами. После череды пугающих событий она решает отправиться в Сайлент Хилл, где кроются тайны ее прошлого.

Это интересно: Сюжет SH3 лег в основу фильма «Сайлент Хилл 2» – к сожалению, неудачной и провальной экранизации игры.

Третья часть серии наиболее полно раскрыла деятельность «Ордена», а также пролила свет на некоторые события первой Silent Hill. Здесь разработчики, вдохновляясь все той же «Лестницей Иакова» и каббалой, сосредоточились на темах религии и мистики, а характеры персонажей отразили с помощью карт Таро. Хизер же стала отличным протагонистом – уязвимой и хрупкой, но в то же время бесстрашной и боевой девушкой, готовой столкнуться с любой опасностью.

Это интересно: Все игры серии Silent Hill имеют несколько концовок, получение которых зависит от выполненных игроками условия. В их числе есть шутливые концовки, объясняющие события игр то проделками инопланетян, то и вовсе действиями собаки. Но получить их очень непросто…

Релиз Silent Hill 3 был успешным: игра отлично продалась на всех платформах, включая ПК, и получила положительные отзывы – в первую очередь, благодаря выдающемуся сюжету и незабываемой атмосфере.

Silent Hill 4: The Room (2004)

По неподтвержденной версии, The Room изначально должна была стать игрой, не относящейся ко вселенной Silent Hill. Команда Team Silent разрабатывала ее параллельно с Silent Hill 3 и планировала выпустить в качестве отдельного проекта, с новой историей и миром. Но руководство Konami считало иначе: принадлежность к известной франшизе сулит большие продажи, поэтому The Room в итоге стала Silent Hill 4.

За основу сюжета игры была взята новостная заметка из Silent Hill 2, в которой упоминалось про арест и последующее самоубийство некоего маньяка. Он и стал антагонистом The Room, а в качестве главного героя выступил молодой человек по имени Генри Таунсенд, который внезапно оказался запертым в своей собственной квартире. Выход нашелся быстро – дыра в ванной комнате, через которую Генри открылся путь в новые, кошмарные миры.

Это интересно: Игры серии Silent Hill известны своими запутанными сюжетами, в которых важную роль играет символизм, а многие события не объясняются прямо, оставляя игрокам возможность домысливать историю самостоятельно. Разобраться во всех хитросплетениях вам поможет объемный труд Plot Analysis от автора, известного под ником SilentPyramid, в котором даны ответы на все вопросы, возникающие в процессе прохождения.

Нововведения Silent Hill 4: The Room разделили поклонников на два лагеря: тех, кому они понравились, и тех, кто их не принял. Этих нововведений было немало: квартира-хаб, куда можно возвращаться через дыры на локациях (разработчики отталкивались от концепции «мой дом – моя крепость», пытаясь разрушить ее во второй половине игры, тем самым вызвав чувство страха); бессмертные призраки, преследующие главного героя и со временем проникающие в его квартиру (их можно изгонять с помощью свечей); ограничение на размер инвентаря, заставляющее складывать ненужные предметы в сундук; акцент на сражениях в ущерб головоломкам (учитывая, что серия привлекала игроков в том числе сложными задачками). Оценки и продажи четвертой части оказались ниже, чем у предыдущих выпусков серии.

Silent Hill: Origins (2007)

Origins, как и все последующие игры франшизы, создавалась уже новой командой: после 2004 года Konami распустила Team Silent. Эстафету приняла студия Climax, которая решила рассказать предысторию всей серии. Главным героем стал дальнобойщик Трэвис Грэйди, который, проезжая через Сайлент Хилл, стал свидетелем жуткого пожара. Дальнейшие события провели его по безмолвному городку, столкнули с ожившими кошмарами прошлого и подвели к началу первой части.

Silent Hill: Origins вышла только на PSP и PS2, и получила сдержанные отзывы: пресса и геймеры критиковали вторичность игры (при том что Silent Hill 4 ругали как раз за инновации).

Silent Hill: Homecoming (2008)

За разработку шестой по счету части серии взялась студия Double Helix Games, и у нее получилась самая неоднозначная и, пожалуй, слабая, игра во всей франшизе. Действие сюжета развернулось вокруг бывшего военного Алекса Шепарда, который вернулся в родной город Шепардс-Глен и узнал, что его родной брат пропал. В его поисках Алекс добирается до Сайлент Хилла и сталкивается с загадочным религиозным культом.

Сюжет Homecoming, в сравнении с предыдущими играми, стал более простым и менее многослойным. Здесь авторы, пытаясь повторить формулу успеха Team Silent, стали копировать некоторые элементы из прошлых выпусков франшизы и даже фильма «Сайлент Хилл», что отрицательно сказалось на оригинальности новой игры.

Но к сюжету, при всех его недостатках, возникало меньше всего претензий. Гораздо больше негодования вызвала боевая система, позволяющая проводить комбо-атаки и перекаты. Разработчики сместили акценты на экшен, буквально превратив новую часть Silent Hill в банальный боевик с частыми сражениями, что, конечно же, не понравилось фанатам. К тому же, проект отвратительно работал на всех платформах, включая мощные РС, и изобиловал багами (порой критичными).

Однозначно назвать плохой игрой Silent Hill: Homecoming нельзя, но также неоспоримо то, что она получилась слабее всех частей линейки. Стало очевидно, что франшиза находится в упадке, уступив место в жанре более активным и удачливым конкурентам, вроде Dead Space и Resident Evil.

Silent Hill: Shattered Memories (2009)

Спустя год после выхода Homecoming студия Climax выпустила игру Silent Hill: Shattered Memories для PSP, PS2 и Wii, которая стала сюжетным переосмыслением первой части серии. Разработчики отказались от сражений, добавили в игру больше головоломок, а также реализовали любопытную механику: в зависимости от действий геймера формировался его психологический портрет, который влиял на характеры персонажей, облик и поведение монстров, внешний вид локаций, концовку и прочие элементы. Уклон в психологизм и поддержание присущей серии атмосферы позволили Shattered Memories получить высокие оценки.

Silent Hill: Downpour (2012)

Последняя игра линейки разработана чешской студией Vatra Games и выпущена на консолях PS3 и Xbox 360, минуя ПК. На этот раз в Сайлент Хилл попал Мерфи Пендлтон, заключенный, которого перевозили из одной тюрьмы в другую: автобус попал в аварию, в результате чего протагонист оказался в тихом городке, наполненном монстрами.

Silent Hill: Downpour предлагала игрокам исследовать открытый мир, выполнять дополнительные квесты и сражаться с чудовищами. На смену туману пришел бесконечный ливень (что обусловлено страхом главного героя перед водой), а глубокий символизм сменился подающимися «в лоб» сценами. Но при этом игра получилась довольно атмосферной и нескучной, хоть это и не помогло ей стать хитом.

Сайлент Хилл, который мы потеряли

На выставке Gamescom 2014 была представлена игра под названием P.T. – камерный хоррор, в котором игроки исследовали дом, населенный призраками, пытаясь вырваться из временной петли.

Как вскоре выяснилось, P.T. представляла собой тизер (буквально, «Playable Teaser») новой части серии Silent Hill, которую разрабатывала студия Kojima Productions под руководством известного геймдизайнера Хидэо Кодзима и режиссера Гильермо дель Торо. Внешность главному герою подарил актер Норман Ридус, а название игры Silent Hills намекало на то, что город может быть представлен в нескольких итерациях.

Кодзима утверждал, что создает по-настоящему страшную игру и обещал добавить в коллекционное издание пару штанов. Увы, обещаниям не суждено было исполниться: после ссоры Konami и Кодзимы и громкого увольнения последнего было объявлено об отмене Silent Hills. Тизер P.T. был удален из PS Store, превратив консоли с установленной игрой в предмет коллекционирования. На данный момент (начало 2019 года) неизвестно, последует ли продолжение серии (некоторые верят, что Death Stranding от того же Кодзимы – на самом деле новая часть Silent Hill, грандиозная авантюра, что, конечно же, маловероятно).

Акира Ямаока – человек-оркестр

Начиная с самой первой части и вплоть до Silent Hill: Shattered Memories над музыкальным оформлением игр серии работал композитор Акира Ямаока (также он выступал в качестве продюсера). Его вклад в атмосферность Silent Hill трудно переоценить – кто знает, возможно без пронзительных мелодий мэтра игры потеряли бы львиную долю присущей им атмосферы.

Виртуозно обращаясь с разными музыкальными инструментами, Ямаока грамотно выстраивает настроение игровых сцен, гибко переключаясь с рока на трип-хоп, дарк-эмбиент и нойз. Вокальные партии к саундтрекам исполнили Мэри Элизабет МакГлинн и Джо Ромерсой.

Сейчас Акира дает концерты, исполняя композиции из различных частей Silent Hill для огромных площадок. Кроме того, композитор написал музыку к обоим фильмам «Сайлент Хилл», а также некоторым другим играм, в числе которых Shadows of the Damned, Killer is Dead, Lollipop Chainsaw и другие.

Влияние на индустрию

Как и любая другая культовая франшиза, Silent Hill оказала огромное влияние на игровую индустрию, особенно в жанре хоррор. Многие студии вдохновлялись серией при разработке своих проектов. Наиболее близким подражателем можно назвать, пожалуй, The Evil Within, где представлен такой же глубокий и многогранный сюжет, полный тайн и скрытых смыслов. Нельзя не отметить Silent Hill: Alchemilla – фанатский мод к Half-Life 2, идеально воссоздающий атмосферу ранних игр серии.

Влияние P.T. от Кодзимы прослеживается в Layers of Fear, Allison Road и сотнях других инди-хорроров, пытающихся повторить успех тизера. Мы не знаем, какое будущее ждет Silent Hill (и будет ли оно вообще), но уже сейчас можно точно утверждать, что наследие серии еще не раз проявится в будущих игровых тайтлах.

Комментировать

Следуйте за нами

Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.