Cubiq.ru

Истории, воплощенные в звуке: самые известные композиторы игровой индустрии

Едва ли сегодня можно представить себе игру без полноценного саундтрека, а когда-то для разработчиков это было реальной проблемой. Мы решили рассказать о том, как развивались возможности музыкального оформления с годами и представить десятку самых выдающихся на наш взгляд игровых композиторов.

Краткий экскурс в историю

Значимость музыки в играх едва ли можно переоценить. Как же еще передать атмосферу, вызвать эмоции, заставить игрока погрузиться в виртуальный мир с головой? Конечно, особую роль здесь играет визуальное оформление, но одна только картинка не зацепит так, как она может это сделать вместе с качественным саундтреком, передающим настроение игры, заставляющим чувствовать опасность, проникаться эпичностью всего происходящего, верить в его реальность.

И если сейчас саундтреки к играм – это полноценные композиции, которые многие слушают в наушниках по дороге на работу, то на заре игровой индустрии об этом могли только мечтать.

Пожалуй, первопроходцем в плане музыки стала незабвенная Space Invaders, выпущенная на аркадных автоматах в 1978 году. Мало того, что она попала в Книгу рекордов Гиннеса как лучшая аркадная игра, так еще и стала первой игрой с меняющимся звучанием – звук изменялся в зависимости от динамики происходящего. Чуть позже вышла Rally-X и стала первой игрой со статичным фоновым саундтреком, по сути, первым полноценным музыкальным оформлением.

А вот возможность наслаждаться игровой озвучкой на домашних компьютерах появилась только в 1989 году вместе со звуковыми картами SoundBlaster. С тех пор перед разработчиками и композиторами появился просто необъятный простор для фантазии и творчества.

Сейчас в игру можно впихнуть сколько угодно треков известных и не очень исполнителей, как, например, в Need For Speed, где можно переключать радиостанции и выбирать любимый жанр – и геймерам угодили, и музыкантам добавили популярности. А можно и написать эксклюзивную музыку, привлекая именитых композиторов, целые оркестры или группы мирового уровня.

Едва ли можно поспорить с тем, что сегодня игровые саундтреки – это отдельный вид музыкального искусства.

Десятка самых известных композиторов

Инон Зур

Инон Зур – американский композитор израильского происхождения. С раннего детства Инон увлекся классической музыкой, и до сих пор основа его фирменного стиля – звучание симфонического оркестра. Впрочем, иногда, как, например, в саундтреке Prince of Persia, Инон разбавляет классику этническими инструментами.

Начав карьеру с написания музыки для фильмов и сериалов, Инон Зур постепенно переквалифицировался в игрового композитора. Первым его опытом в игровой индустрии стала музыка к серии игр по франшизе Star Trek, вышедших в ранних двухтысячных.

Лучшими его работами считаются саундтреки к Icewind Dale II и Baldur’s Gate II: Throne of Bhaal, удостоенные множества наград и номинаций. Так, работа над саундтреком к Dragon Age: Origins принесла Инону Зуру престижную награду Hollywood Music In Media Award. Интересно, что прежде чем приступить к написанию музыки к игре, Инон обязательно играет в нее несколько дней.

Акира Ямаока

Акира Ямаока – прославленный японский композитор, создавший легендарные саундтреки к культовой серии игр Silent Hill. Как и для фильмов ужасов, половина успеха игровых триллеров – это именно саундтрек. Ведь хороший ужастик немыслим без медленного нагнетания саспенса, перемежающегося скримерами.

Именно такую музыку и создает Акира Ямаока. Большинство его работ можно отнести к жанрам альт- и хард-рока, эмбиента, трип-хопа и индастриала. Кроме Silent Hill, работы Акиры можно услышать в Dance Dance Revolution, Lollipop Chainsaw, beatmania IIDX и других играх Konami. А в Final Fantasy XI: Chain of Promathia маэстро даже поет в финальной песне.

Рамки геймдева давно стали тесны для Акиры Ямаоки, так что в 2009 году он ушел из Konami и сосредоточился на студийной деятельности и живых концертах. Первый его сольник назывался iFUTURELIST и был выпущен в 2006 году. С тех пор у японского гения вышел еще 1 альбом, 1 сингл и 2 сборника.

Джек Уолл

Джек Уолл – американский композитор, который начинал свою музыкальную карьеру в качестве участника рок-группы. Постепенно Джек понял, что писать музыку ему нравится больше, чем исполнять ее. А тут еще и его жена, певица Синди Шапиро, познакомила молодого музыканта с руководителем игровой студии PostLinear Entertainment, который предложил Джеку написать саундтрек к игре Vigilance.

Так, в 1998 году Джек Уолл неожиданно для себя стал игровым композитором. Первый опыт ему понравился, и в том же году Уолл выпустил саундтреки еще к 2 играм. Славу и множество наград принесла ему работа над серий игр Myst. Успешными были и саундтреки к Splinter Cell, Jade Empire, Call of Duty и, конечно же, к серии игр Mass Effect.

И хотя геймдев обычно требует пафосных оркестровых аранжировок, бурная молодость Джека иногда напоминает о себе в его работах в виде драйвовых рок-пассажей. Главным для себя Джек Уолл считает создание оригинального звучания.

Йеспер Кюд

Йеспер Кюд – композитор из Дании, прославившийся написанием саундтреков к двум франшизам про наемных убийц – Hitman и Assassin’s Creed. С детства Йеспер увлекался музыкой, занимаясь на гитаре, фортепиано и пробуя себя в хоровом пении.

Большой творческий путь Кюда начался в 1986 году с написания трекерной музыки на Commodore 64. Тогда же он присоединился к легендарной демо-группе Silents, выходцы из которой приложили руку к созданию Battlefield 1942 и Max Payne.

Первым игровым саундтреком Йеспера Кюда была работа над USS John Young, а успех ему принесла вышедшая в 1993 году Sub-Terrania. С тех пор скандинавский талант занимается в основном игровой музыкой, и к настоящему времени ему удалось добиться признания в качестве одного из лучших игровых композиторов.

Основа звучания Кюда – сочетание привычной для него электроники с оркестровой музыкой. Залог успеха Йеспера в том, что игры для него не только работа, но и любимое хобби.

Ханс Циммер

Ханс Циммер – один из наиболее титулованных композиторов современности, славу которому принесло создание музыки к фильмам. Главные награды в карьере немца – Оскар за саундтрек к «Королю Льву», 2 Золотых глобуса – за «Короля Льва» и «Гладиатора» и 3 Грэмми – за «Короля Льва», «Багровый прилив» и «Темного рыцаря».

Кроме того, Ханс входит в список сотни гениев современности по версии «Daily Telegraph», а в 2017 году в его честь был назван астероид 2013OC8.

Без музыки Циммера не обходится ни одна из премьер другого гения современности – Кристофера Нолана. Основа творческого стиля Ханса Циммера – сочетание классической оркестровой музыки с электронным звуком.

Пока что только три игры могут похвастаться тем, что к их созданию приложил руку признанный гений – это Beyond: Two Souls, Call of Duty: Modern Warfare 2 и Crysis 2. Но растущие бюджеты современных игр, сравнимые с голливудскими блокбастерами, позволяют надеяться на новые работы мастера.

Джереми Соул

Джереми Соул – относительно молодой американский композитор, родившийся в 1975 году. С 4 лет Джереми увлекся музыкой и уже тогда написал свою первую мелодию. Занимаясь в симфоническом оркестре и играя в свободное время в игры на консолях, молодой Соул удивлялся, что классическая музыка почти не используется в геймдеве.

Уже в 19-летнем возрасте он устроился на работу в SquareSoft, а его первой игрой стала The Secret of Evermore. С тех пор из прогрессивного юнца Джереми Соул стал признанным мастером, а его портфолио сейчас насчитывает более 60 видеоигр, 10 фильмов, 2 симфонии и 10 музыкальных наград.

Главными работами Джереми Соула считаются саундтреки к сериям The Elder Scrolls и Guild Wars. А еще Джереми в разные годы работал над Total Annihilation, Neverwinter Nights, Dungeon Siege, Star Wars: Knights of the Old Republic, Warhammer 40,000: Dawn of War и Prey. Отметился Соул и в российском геймдеве, поработав над War Thunder.

Гленн Стэффорд

Фанаты World of Warcraft не смогут представить свою любимую вселенную без музыки Гленна Стэффорда, начиная от заставки при запуске клиента и заканчивая фоновыми саундреками в локациях и инстах.

Композитор приложил руку ко многим проектам знаменитой Blizzard Entertainment. Работать над серией Warcraft он начал еще с первой игры — Orcs & Humans, вышедшей в 1994 году, и, конечно же, стал автором музыки и для последующих частей.

Стэффорд также работал над серией StarCraft (что касается первой части, увидевшей свет в 1998 году, Гленн был не только композитором, но и режиссером). Им написаны саундтреки к Blackthorne, Justice League Task Force и The Death and Return of Superman для Super Nintendo. Кроме того, его голосом говорят персонажи игр Warcraft II, III, StarCraft, Diablo, и World of Warcraft.

Майкл МакКанн

Майкл МакКанн, также известный как Behavior и Suture — электронный музыкант, продюсер и звуковой дизайнер, в чьем резюме фигурируют монстры индустрии развлечений: каналы MTV и Discovery, компания Ubisoft.

Майкл творит электронную музыку разных стилей – от эмбиента до трип-хопа. В некоторых треках отчетливо ощущаются нотки этники, индастриала и пост рока. Свой первый альбом «Persona» он выпустил в 1998 году, взяв псевдоним Suture. А уже через три года музыкант назвался Behavior и выпустил следующий диск — «The Story of the Mechanical Man».

Но мы знаем Майкла в основном благодаря его шикарным сацндтрекам к XCOM: Enemy Unknown, Tom Clancy’s Splinter Cell: Double Agent и, конечно же, Deus Ex: Human Revolution.

Стюарт Чатвуд

Кому-то Стюарт Чатвуд больше известен как басист канадской группы The Tea Party. Не удивительно, ведь группа действительно была популярной на прогрессив рок сцене, да и стиль ребята создали довольно интересный – прог-рок, смешанный с блюзом и приправленный восточными мотивами, за что был прозван «марокканским роком».

У нас же, у геймеров, Чатвуд, наверное, всегда будет ассоциироваться с Принцем Персии. Именно ему мы обязаны крутейшими саундтреками к серии Prince Of Persia, великолепно передающими атмосферу игр. Помните Warrior Within? Там Стюарту удалось гармонично сочетать, казалось бы, несочетаемое — тяжелые гитарные риффы и арабские мотивы, благодаря чему мы можем ощущать напряженность момента, не забывая о том, что находимся на Востоке. Видимо, опыт в The Tea Party сыграл свою роль.

Sonic Mayhem

Каждый, кто все свободное время просиживал в игровых, рубясь в Quake II, помнит его крутейший индустриально-металлический саундтрек. Музыка Sonic Mayhem как будто говорит нам: «здесь будет неимоверно опасно, но чертовски круто». Ребята мастерски создают атмосферу, намекающую, что за любым углом может скрываться какая-нибудь машина убийства, механический демон и черт знает, что еще.

Помимо Quake II, Sonic Mayhem написали саундтреки к Splinter Cell 4: Double Agent, SpyHunter: Nowhere to Run, Hellgate: London, Dark Messiah of Might & Magic, Prototype, Mortal Kombat vs DC Universe, Borderlands, Tron: Evolution, Mass Effect 3, Deus Ex: Mankind Divided и другим проектам.

Заключение

Список музыкантов, отметившихся работами в игровой индустрии, на этой десятке не заканчивается. Стоит упомянуть Фрэнка Клепаки, написавшего музыку для многих игр серии C&C, Тревора Морриса, чьи треки сопровождали игроков в Army of Two и Dragon Age: Inquisition, Кая Розенкранца, работавшего над музыкой для серий Gothic и Risen, Адама Скорупу, участвовавшего в написании саундтреков для Max Payne 2, Painkiller, The Witcher, Ash of Gods, Iron Harvest, Стива Яблонски, чьи работы знакомы всем поклонникам симулятора жизни The Sims 3 и стелс-экшена Metal Gear Solid 2, Кирилла Покровского, который кроме участия в группах «Ария» и «Мастер» отметился саундтреком к RPG Divinity: Original Sin, Борислава Славова, чьи композиции звучат в Two Worlds, Crysis 2 и Ryse: Son of Rome. Вы можете дополнить этот список, поделившись с нами и нашими читателями работами любимых игровых композиторов.

LurelnLey

Игры и книги - мой способ прожить несколько жизней за одну. Мое детство пришлось на время, когда свет увидели проекты, уже ставшие бессмертной классикой: Heroes of Might and Magic, Diablo, Warcraft и прочие. С тех пор и появился интерес к индустрии, который вряд ли когда-нибудь угаснет.

Комментировать