Игры с мультиплеером: Все, что нужно знать

Все про мультиплеер в играх на ПК и консолях: виды, режимы, особенности и многое другое.

История мультиплеерных игр

С момента появления первых компьютерных игр люди начали искать способы играть вместе. Уже в 1958 году, – спустя 18 лет после разработки первой игры, – был выпущен симулятор Tennis for Two, который предлагал двум пользователям ЭВМ («геймеров» тогда еще не существовало) перебрасывать виртуальный мяч через виртуальную сетку на экране осциллографа.

На таком устройстве прошел первый PvP матч

Вплоть до начала 1970-х мультиплеерные игры практически не появлялись, зато в 1973 году вышло сразу несколько проектов, позволяющих играть не на одном устройстве, а по сети. Maze War, Empire, Spasim – трехмерный соревновательный шутер, сетевой 2D-шутер с впечатляющим для своего времени мультиплеером на 50 человек, трехмерный космический симулятор. Они стали отправной точкой развития многопользовательских режимов, что в результате привело к тому, что мы видим сейчас – широкому распространению игр с мультиплеером, объединяющих геймеров всего мира.

С появлением первых консолей и распространением домашних ПК стали выходить игры, в которые можно было играть вдвоем – на одном экране и по сети. Соответственно, на консолях, часто укомплектованных двумя контроллерами, пользовался успехом локальный мультиплеер, тогда как платформа ПК стала прибежищем сетевых игр.

Взрывной рост популярности последних пришелся на 1990-е, когда «выстрелили» многопользовательские проекты в нескольких жанрах: DOOM, Quake и Unreal Tournament, послужившие толчком к развитию киберспорта; мультиплеерные стратегии WarCraft, StarCraft, Command & Conquer и Heroes of Might and Magic; Ultima Online – первая MMORPG, получившая всемирную известность.

StarCraft: Remastered

Дальнейшая история известна – с каждым годом количество игр с мультиплеером возрастало, появлялись культовые проекты, вроде World of Warcraft и Counter-Strike, зарождались новые жанры, что-то становилось модным, что-то выходило из моды. С распространением интернета объединять людей в сетевых играх стало гораздо легче, чем раньше, и сейчас можно одним щелчком мыши или клавиши геймпада пригласить друга в мультиплеерную сессию, бросить вызов сопернику с другого континента или отправиться в мир, населенный десятками тысяч игроков. Подробнее об этом мы поговорим во второй части статьи.

Виды мультиплеерных игр

По типу взаимодействия пользователей игры делятся всего на две категории:

  • Кооперативные (PvE — player versus environment, «игрок против окружения») – игры, в которых геймеры объединяются для противодействия противникам, руководимым ИИ.
  • Соревновательные (PvP – player versus player, «игрок против игрока») – игры, в которых геймеры противостоят другим геймерам.
Counter-Strike: Global Offensive – одна из самых популярных PvP игр

Кооперативные и соревновательные режимы могут присутствовать в рамках одной игры (как пример – серия Call of Duty, в большинстве частей которой есть и одиночная кампания для одного игрока, и совместные миссии для нескольких игроков, и состязательные режимы).

Кроме того, в некоторых проектах эти режимы могут пересекаться – например, в World War Z, где есть так называемое PvPvZ, режим «игрок против игрока против зомби», в ходе которого участники матчей выполняют поставленные задачи, одновременно сражаясь и с ходячими мертвецами, и с другими выжившими.

Жанры мультиплеерных игр

Практически каждый жанр видеоигр содержит многопользовательские активности – будь то шутер, RPG или стратегия. Заострять на них внимание мы не станем, так как это не сугубо мультиплеерные жанры. Но есть и такие жанры, которые подразумевают исключительно сетевую игру и не подходят для одиночного прохождения. О них стоит рассказать подробнее:

  • MMORPG – массовая многопользовательская онлайн ролевая игра, которая открывает перед геймерами целый мир, где можно едва ли не жить, выполняя взятую на себя роль и взаимодействуя с другими персонажами. Самые известные представители жанра – World of Warcraft, The Elder Scrolls Online, Lineage 2, Black Desert, Aion.
The Elder Scrolls Online – одна из лучших сюжетно ориентированных MMORPG
  • MOBA – многопользовательская онлайн боевая арена – гибрид стратегии и RPG с сессионными матчами, где игроки, управляя героями с разнообразными способностями, объединяются в команды и стараются сразить противников. Самые популярные MOBA игры – League of Legends, Dota 2, Heroes of the Storm, SMITE.
  • Battle Royale – «Королевская битва», не столько отдельный жанр, сколько режим, присутствующий во многих мультиплеерных играх, в рамках которого игроки, изначально поставленные в равные условия, ищут на карте оружие и снаряжение, сражаются друг с другом и стараются оставаться в постепенно сужающейся безопасной области. Самые популярные игры с режимом «Королевской битвы» — Fortnite, PUBG, Apex Legends, Ring of Elysium.
PlayerUnknown’s Battlegrounds – шутер, с чьей подачи начался взрывной рост популярности «Королевских битв»
  • Auto battler – разновидность шахмат, где геймеры размещают персонажей на доске, а затем наблюдают за их сражением с юнитами соперника. Знаковые игры в этом жанре – Auto Chess, Teamfight Tactics, Dota Underlords.

Конечно, нельзя не упомянуть жанры видеоигр, в которых ММО-элементы часто выходят на первый план. Это и шутеры, многие из которых содержат только онлайновые активности (Crossfire, Overwatch, Counter-Strike: Global Offensive), и стратегии реального времени, где сетевая составляющая встречается очень часто (WarCraft III, StarCraft II, Halo Wars 2), и экшены во всем их многообразии, которые предлагают сессионные развлечения в кооперативных и соревновательных активностях (Warframe, For Honor, War Thunder).

Новые жанры вспыхивают и угасают: одни надолго захватывают внимание аудитории, другие скоро уходят в небытие. К примеру, на пике популярности MOBA новые игры в жанре появлялись едва ли не ежедневно. Однако разразившаяся между ними конкуренция привела к «гибели» самых слабых, в результате чего на вершине остались буквально 3-5 игр, пользующихся успехом, тогда как остальные либо довольствуются исчезающе малым количеством пользователей, либо и вовсе закрылись.

И это нормально: игровая индустрия постоянно развивается, а вкусы игроков регулярно меняются. Поэтому в будущем мы еще не единожды будем наблюдать схожие ситуации.

Режимы мультиплеерных игр

Первым многопользовательским режимом был, конечно же, Deathmatch – сражение, в котором каждый участник выступает за себя. Но вскоре игрокам захотелось большего, и по мере развития мультиплеерных игр стали появляться новые режимы. Вот некоторые из них:

  • Десматч – перестрелка или битва между участниками матча, где каждый старается убить как можно больше соперников и, таким образом, победить в сражении.
Quake Champions – продолжение культовой серии Quake, в свое время популяризовавшей сетевой мультиплеер и киберспорт
  • Командный десматч – то же самое, но с разделением игроков на команды. Соответственно, в зачет матча идет не личный результат каждого участника, а общий для всего отряда.
  • Захват флага – состязание, в котором игроки, разбившись на команды, должны захватить флаг (расположенный на нейтральной территории или базе противника) и принести на свою базу.
  • Контроль территории – битва за контрольные точки: команда, которая захватит и удержит в течение заданного времени больше таких точек, побеждает в раунде/матче. В этом режиме могут быть различные условия – например, от игроков требуется захватить контрольную точку на вражеской базе или же занимать точки в определенном порядке.
  • Сопровождение – режим, в котором игроки должны сопроводить некий объект (например, вагонетку с грузом или VIP-персону) до заданного места, а их соперники, соответственно, помешать им. Здесь также могут быть разные условия – например, не отходить далеко от объекта или не дать сопровождаемой персоне погибнуть.
  • Война – масштабное сражение с участием нескольких десятков (в некоторых случаях – даже сотен) игроков, которые выполняют различные задачи и двигают линию фронта, тем самым принося своей фракции победу.
Call of Duty: WWII – сетевой шутер с масштабным режимом «Война»
  • Королевская битва – описанный выше режим, который многие выделяют в отдельный жанр (хотя, по сути, battle royale – это все-таки режим, который может присутствовать в играх разных жанров, от шутеров до стратегий и гонок).
  • Асимметричный мультиплеер – в этом режиме могут совмещаться правила десматча и командного десматча, где один игрок выступает против целой команды, или же противоборствующие команды слишком различаются по доступным им возможностям. Как правило, участник-одиночка наделен мощными способностями, и сражаться с ним на равных может только сплоченный отряд. Примеры таких игр – Dead by Daylight, Predator: Hunting Grounds, Deathgarden.

Перечислить абсолютно все режимы невозможно. В играх регулярно появляются новые режимы, а также вариации уже знакомых игрокам по другим проектам. Фантазии разработчиков нет границ, а там, где она заканчивается, в дело вступают мододелы.

Плюсы и минусы мультиплеерных игр

Положительные стороны игр с мультиплеером очевидны: это и возможность помериться силами (или же наоборот — сотрудничать) с живыми людьми, и новые знакомства, и ощущение причастности к огромному сообществу, и захватывающее времяпрепровождение с опытом, который нельзя получить в одиночных играх.

Однако, отправляясь в дивный мир многопользовательских игр, нужно быть готовым и к некоторым их недостаткам. В первую очередь, это читерство – взлом или использование багов игры для получения нечестного преимущества перед соперниками. Читеры не только портят удовольствие другим игрокам, но могут своими действиями навлечь нечестную блокировку на пользователей, не использующих читы. Так случалось, например, в GTA Online, где игроки, попадавшие в один матч с читерами, тоже автоматически отправлялись в бан.

Dota 2 – MOBA, чье сообщество славится своей токсичностью

Еще одна проблема – токсичное сообщество. Чаще всего с ней сталкиваются новички, которые решили попытать удачи в мультиплеере, но пока еще не разобрались со всеми механиками онлайн игры. Более опытные геймеры будут либо постоянно побеждать их, не давая получить удовольствие от игрового процесса, либо оскорблять, обвиняя в «нубстве» и «криворукости». Впрочем, это относится не ко всем играм: часто происходит с точностью до наоборот – неофиты встречают отзывчивое комьюнити, которое с удовольствием поможет, подскажет и направит.

Заключение

Если вы считаете, что вам есть чем дополнить эту статью – обязательно поделитесь своим мнением в комментариях! Мы обязательно учтем ваши замечания и внесем соответствующие правки.

Каталог онлайн игр

ulia13

ulia13

Геймер со стажем (предпочитаю одиночные игры). Люблю истории, которые нам рассказывают видеоигры, но считаю, что геймплей должен быть выше сюжета, даже если это симулятор ходьбы. Также интересуюсь современной гик-культурой, музыкой и кино.

Рекомендуем

В центре внимания

Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.

Аватар
Ищете где можно дешево купить игры? Вам поможет сервис Hot Game!
Holler Box