Cubiq.ru

Облачный гейминг – Будущее игровой индустрии?

В последнее время облачный гейминг снова находится «на коне»: все только и говорят о перспективах игры в «облаке», а крупнейшие технологические гиганты наперебой запускают свои сервисы, обещая впечатляющие скорости и высочайшее качество картинки. Действительно ли в будущем мы откажемся от компьютеров и консолей и будем играть на любых устройствах, не задумываясь об апгрейдах и проблемах с техникой? Давайте попробуем разобраться.

В облака – без самолета

Для начала расскажем, что такое «облачный сервис для игр». Если в двух словах, то это возможность играть (или, например, работать), используя мощности удаленных серверов. От устройств ввода пользователя – клавиатуры и мыши, геймпада или сенсорного экрана – поступает сигнал, обрабатывается на сервере и отправляется назад в виде изображения.

Таким образом, чтобы поиграть в требовательные игры, не нужен мощный ПК – достаточно лишь высокоскоростного интернет-соединения и любого устройства с экраном, которым может быть хоть слабенький ноутбук, хоть смартфон, хоть ТВ с функциями, позволяющими использовать облачные игры (например, Android-приставкой, где доступны некоторые сервисы).

Соответственно, не нужно беспокоиться о сборке игрового ПК, смене поколений «железа» и консолей, совместимости комплектующих, проблемах с драйверами и прочих бедах современного геймера. Да и по деньгам, если верить рекламе сервисов облачного гейминга, это выходит гораздо дешевле покупки топового игрового устройства – не бесплатно, конечно, но и без необходимости выкладывать более тысячи долларов за одну только видеокарту.

Теория против практики

Звучит все это заманчиво, но как обстоят дела с облачным геймингом на самом деле? В общем-то, сейчас, по состоянию на начало 2020 года, обстоят хорошо, но без нюансов все же не обошлось. Технология имеет как множество плюсов, так и неоспоримые минусы. В числе первых:

  • не нужно думать об апгрейде ПК, да и в целом можно избавиться от громоздкого и шумного ящика под столом;

  • не нужно держать дома несколько игровых устройств, пытаясь охватить и стратегии с ММО, и эксклюзивы Sony, и игры от Microsoft;
  • не нужно тратить время на скачивание и установку игр: запуск происходит мгновенно, и при этом не расходуется свободное место на жестком диске или SSD;
  • можно свободно переключаться между устройствами: начать играть на ноутбуке, продолжить на ТВ, а собравшись в дальнюю дорогу – взять с собой смартфон или планшет;

  • можно играть с максимальными настройками графики: так, к примеру, сервис GFN.RU уже сейчас позволяет наслаждаться играми с трассировкой лучей без необходимости покупать RTX-видеокарту.

Что касается минусов облачного гейминга для ПК, то здесь можно отметить следующие проблемы:

  • высокие требования к пропускной способности интернет-канала пользователя. 10 Мбит/с, заявляемые некоторыми компаниями – это тот минимум, при котором картинка будет распадаться на квадраты, звук заикаться, а персонаж в игре реагировать на команды с клавиатуры с запозданием в несколько секунд. Поэтому широкий канал в 50-100 Мбит/сек или даже больше здесь не желателен, а необходим;

  • большие объемы трафика, которые потребляет облачный гейминг. Передача нескольких гигабайт данных за час игры – обычное дело для «облаков», и если геймер не пользуется безлимитом, то сможет исчерпать отведенную ему квоту в рекордные сроки. Впрочем, и при безлимитной тарификации провайдеры явно не будут рады повышенной нагрузке на сеть, в результате чего примутся нещадно резать скорость интернета;
  • высокий пинг в отдаленных регионах. Компании, которые предлагают услуги облачного гейминга, размещают дата-центры и производственные мощности в крупных городах – очевидно, там, где больше потенциальной аудитории. Соответственно, чем дальше от серверов, тем выше задержки и тем хуже сигнал. И если на ПК или консоли все еще можно относительно комфортно играть где-нибудь в глубинке (используя диски или скачивая игры из интернета), то облачные сервисы вряд ли предоставят такой же уровень качества. Впрочем, эта проблема, возможно, будет решена с распространением сетей 5G, на которые в мире технологий сейчас возлагаются большие надежды. Но до их повсеместного внедрения все равно придется ждать еще годы;

  • плата за «воздух». В случае с ПК и консолью пользователь видит за что платит – устройство, которое стоит у него дома. Облачный гейминг – технология неосязаемая, и отдавать деньги за доступ к серверам не всем покажется приемлемым вариантом. К тому же, геймеру все еще придется покупать игры, потому что они не входят в подписку на «облако», а привычные способы экономии – обмен дисками, аренда аккаунтов, да и, что греха таить, пиратство – здесь не работают.

Так стоит ли поддаваться ажиотажу и дать шанс облачному геймингу именно сейчас, когда технология еще не настолько уверенно держится в индустрии, как это хотят нам представить те, кто ее продвигает? В целом да: это вполне жизнеспособная альтернатива игровым ПК и консолям, способная подарить пропуск в мир видеоигр с минимальными усилиями и относительно невысокими тратами.

Однако стоит учитывать, что здесь есть определенные особенности, изложенные выше. Впрочем, аналогичный список плюсов и минусов можно подобрать и для более традиционных игровых устройств, так что однозначно выигрышного решения, по сути, нет. Зато появившееся разнообразие вариантов дает геймерам возможность выбора.

К кому можно приконнектиться?

Пустить облачный гейминг в массы пытаются уже давно: еще с начала двухтысячных некоторые компании с переменным успехом проводили разработки в этой сфере. Первым громким коммерческим проектом стал сервис OnLive, запущенный в 2010 году. Однако проблемы с инфраструктурой, трудности с привлечением игроков, высокие тарифы – все это привело к краху сервиса.

Тем не менее прогресс не стоит на месте, и сегодня облачных сервисов становится все больше. И вот самые известные из них в 2020 году.

GeForce Now / GFN.RU

Проект, входящий в ТОП облачных сервисов для игр. И это неудивительно, ведь у Nvidia есть все средства, чтобы обеспечить достаточную производительность в «облаке» – от мощных серверов с профессиональными ускорителями до гигантских дата-центров.

При всем этом компания не спешит: GeForce Now довольно долго тестировали, а в регионах запускали с учетом местной специфики. Например, в России и странах СНГ действует сервис GFN.RU, который предлагает геймерам расположенные в их регионе серверы и полную русскоязычную поддержку. Стоит все это 999 рублей в месяц (со скидками при оплате за полгода и год), опробовать сервис можно бесплатно в течение двух недель, а главной отличительной особенностью его стала поддержка игр с трассировкой лучей.

Официальный сайт

PlayStation Now

Стриминговый сервис от компании Sony, выкупленный у Gaikai и перезапущенный под собственным брендом. По отзывам – не самый стабильный (но есть надежда на улучшение после анонсированного совместного сотрудничества Sony и Microsoft в области «облаков»), зато позволяющий поиграть в расхваленные эксклюзивы для PlayStation без необходимости покупать консоль – в том числе The Last of Us, Horizon Zero Dawn и другие проекты. Да, на ПК.

В общем-то, это и стало основной особенностью сервиса. Но есть и существенный минус: PS Now пока официально не представлен в России, поэтому воспользоваться им можно только после некоторых «танцев с бубном». Подписка на сервис стоит $9.99 в месяц, со скидками при оплате за год.

Официальный сайт

Project xCloud

Этот сервис разрабатывает Microsoft, обещая обеспечить полноценный гейминг на любом устройстве, от ПК и консолей до смартфонов и планшетов. Учитывая, что редмондский гигант владеет огромными мощностями в виде облачной платформы Azure, а финансовое положение корпорации позволяет выделять большие средства на развитие данного направления, в обещания охотно верится.

Пока Project xCloud пока находится в стадии тестирования, и Россия в число стран, где доступна бета-версия сервиса, не входит. Тем не менее проект подает большие надежды и наверняка после релиза будет занимать лидирующие позиции в своем сегменте.

Официальный сайт

Google Stadia

Амбициозное детище компании Google, которое впечатлило размахом рекламной кампании, но на старте показало не самые лучшие результаты. Огромный выбор игр, включая ААА-новинки и эксклюзивы, мощное железо в «облаке», собственный геймпад, интеграция с сервисами Google (как пример, зритель, который смотрит трансляцию игры на YouTube, одним щелчком мыши может запустить эту же игру с того же момента в Stadia) – и это еще не весь перечень достоинств проекта.

Однако релиз Google Stadia прошел не очень гладко: игроки столкнулись с большими задержками, функции сервиса не соответствовали обещаниям Google, а цены выдавали премиальность устройства (нужно купить набор стоимостью $129 и оплатить подписку $10 в месяц), тогда как конкуренты вроде Nvidia предлагали лучшее качество за меньшие деньги. Тем не менее хоронить «Стадию» пока рано: разработчик обещает устранить все недостатки сервиса в ближайшем будущем.

Официальный сайт

Playkey

Российский облачный сервис, который предлагает максимально прозрачные тарифы – за 1 рубль в минуту пользователи получат возможность играть на мощном сервере, оборудованном процессором семейства Intel, 20 гигабайтами ОЗУ и видеокартой Nvidia Tesla M60.

При этом, как принято, подписка на длительный срок более выгодна, чем покупка нескольких часов игрового времени, а для стабильного стриминга на компьютер игрока требуется всего 10 Мбит/сек. В библиотеке представлено немало популярных игр, но стоит помнить, что проекты вроде GTA V или PUBG придется покупать отдельно.

Официальный сайт

Loudplay

Еще один российский сервис, в развитии которого участвуют МегаФон и Huawei. Как и другие компании, предлагающие услуги облачного гейминга, Loudplay обещает минимум 1080p и 60 fps, а цена аренды серверов составляет от 50 рублей в час.

Проект поддерживает любые игры из Steam, Origin, Epic Games Store, Uplay и других источников – то есть, арендуются только мощности серверов, а игры пользователь может выбирать самостоятельно. Соответственно, с ними можно делать что угодно – устанавливать моды, копировать сохранения и так далее.

Официальный сайт

Project Atlas

Облачная технология от Electronic Arts, с которой компания рассчитывает объединить движок Frostbite, искусственный интеллект и игровые услуги, чтобы создать масштабную платформу для разработки игр и облачного гейминга.

То есть, Project Atlas должен быть полезным и для разработчиков, которые смогут использовать вычисления с удаленных серверов при создании игр, и для геймеров, которые будут пользоваться серверными мощностями для потребления контента. Сервис находится в стадии тестирования, так что давать какие-либо прогнозы пока рано.

Официальный сайт

Drova

Необычный сервис, который использует p2p-соединение между пользователями, которые сдают свои ПК в аренду, и пользователями, которые хотят поиграть в производительные игры, но не располагают достаточно мощными для этого компьютерами.

Другими словами, Drova здесь выступает посредником между т.н. «мерчантами» и игроками. Арендодатель, в свою очередь, получает 80% от платежей игроков. Стоимость аренды – почти 50 рублей в час, а в списке доступных пользователям станций можно выбрать ближайший город, конфигурацию и набор игр.

Официальный сайт

Playincloud

Небольшой российский сервис, который предоставляет возможность арендовать серверы с уже установленными играми на период от одного до четырех часов. Учитывая, что проект некоммерческий, оплата и передача доступа к игровым ПК проводится в ручном режиме администраторами сервиса, а список игр не впечатляет богатством выбора. Стоимость аренды – 30 рублей в час.

Официальный сайт

Parsec

Проект родом из США (но благодаря сотрудничеству с Amazon Web Services и Paperspace проблем с пингом не будет, так как серверы расположены в разных странах, в том числе России), который дает возможность арендовать облачные мощности для игр, работы, вычислений и любых других целей. Впрочем, акцент все же делается на видеоиграх, а одной из отличительных особенностей разработчики отмечают возможность проходить игры с локальным кооперативом в онлайне.

Официальный сайт

Vortex

Еще один зарубежный облачный сервис, предлагающий услуги подписки: за $9.99, $19.99 или $29.99 в месяц пользователь получает лимитированное количество часов (50, 80 или 140) и доступ к определенному количеству игр (94 или 175, при этом игры отдельно покупать не требуется), и может играть на Windows, macOS или Android устройстве, в том числе на смартфоне или телевизоре. Собственно, на этом перечень особенностей Vortex заканчивается.

Официальный сайт

Заключение

Так станет ли облачный гейминг будущим игровой индустрии? Наверняка утверждать что-то пока рано, однако активная работа крупных корпораций в этом направлении свидетельствует об их уверенности в перспективах технологии.

Стоит ли продавать игровой ПК и полностью уходить в «облако»? Сейчас – однозначно нет, но мы не удивимся, если уже через пять лет возможность запустить игру на удаленных серверах станет явлением столь же обыденным и доступным, как и гейминг на смартфонах, игровых консолях и компьютерах.

ulia13

ulia13

Геймер со стажем (предпочитаю одиночные игры). Люблю истории, которые нам рассказывают видеоигры, но считаю, что геймплей должен быть выше сюжета, даже если это симулятор ходьбы. Также интересуюсь современной гик-культурой, музыкой и кино.

Рекомендуем

6 комментариев

  • В последнее время тренд берёт курс на онлайн составляющую, а здесь каждая мс играет свою роль, и нажми ты чуть раньше на курок чем враг — можешь спокойно отправляться в лобби.
    Так вот исходя из этого — облака тут конечно пока проигрывают, в то время как играть в обычный сингл сейчас можно вполне себе комфортно, учитывая что вы не обращаете внимания на редкие фризы и дропы фпс.
    Интернет и технологии с каждым годом модернизируются, и если вспомнить что тот же ютуб появился меньше 15 лет назад, то становится понятно что не за горами тот день, когда мы все будем играть через облака по новейшим технологиям, ушедшим далеко вперёд того что у нас есть сейчас 🙂

    0
    1
  • Ого оказывается сколько этих сервисов, а я только про Stadia и GFN знал 🙂 У Loudplay крутая концепция с поддержкой всех источников, странно что у GFN это не допилили. Правда, с таким ценником она все равно не станет конкурентом для GFN.

    Что же касается Стадии, то по результатам реальных тестов и собственного опыта в GFN ее перспективы кажутся, на самом деле, даже более туманными. И проблема не только и не столько в лагах (вообще непонятно, почему у гугла не получилось то, что смогла нвидиа), а во многом в самом отделении платформы. По мне так вариант с использованием имеющихся источников типа Steam гораздо более жизнеспособен.

    1
    0
    • Да, у Стадии странный подход «купите игру, которая есть в вашей библиотеке Steam/PS Store/MS Store еще раз». Если играть на одном поле с ПК/консолями, то у этого сервиса пока еще недостаточно весомых плюсов, а высокие цены не способствуют заинтересованности аудитории. С другой стороны, возможно в Google лучше знают, как продвигать свой товар… 🙂

      0
      0

В центре внимания

Аватар
Лучшая беспроводная гарнитура для игр? Читайте наш обзор Razer BlackShark V2 Pro!
Holler Box
Аватар
Следите за новостями в нашем Telegram-канале
Holler Box