Cubiq.ru

Обзор The Last of Us Part II – Быть человеком

История повторяется. В 2013 году The Last of Us красиво завершила эпоху консоли PlayStation 3 – конечно, она не стала последней игрой на этой платформе, но после нее уже не было настолько крупных эксклюзивов. В 2020 году такой же трюк с PlayStation 4 собирается провернуть сиквел хита от Naughty Dog. Станет ли The Last of Us Part II «лебединой песней» для консоли, рассказываем в обзоре.

  • Разработчик: Naughty Dog
  • Издатель: Sony Interactive Entertainment
  • Дата выхода: 19 июня 2020 года

The Last of Us понравилась не всем, но именно эта игра была одной из немногих, демонстрировавших, что видеоигры могут рассказывать взрослые, серьезные истории. На протяжении сюжетной линии геймеры наблюдали за изменением характеров персонажей и, если даже не принимали выбор Джоэла, то как минимум понимали, почему он его совершил.

Сиквел поднимает планку еще выше. К рассказу не получается относиться однозначно. Здесь нет четко очерченных героев и злодеев: Элли может делать такое, от чего идет мороз по коже, а некоторые ее противники – и не противники вовсе, а скорее заложники обстоятельств, которые просто оказались по ту сторону баррикад. Это делает историю необычайно приземленной, жизненной, достоверной, в отличие от многих игр, где конфликты построены на уровне «мы хорошие, они плохие: вот оружие – убивай их».

Ключевой посыл сюжета The Last of Us Part II, на мой взгляд, – человечность. Быть человеком – способны ли на это люди в условиях постапокалипсиса, движимые яростью, местью, фанатизмом? Как далеко можно зайти в стремлении наказать недругов? Могут ли непримиримые оппоненты увидеть друг в друге что-то большее, чем цель для атаки?

Сценаристы не проповедуют свою точку зрения, не пытаются обелить отморозков или намеренно перевести протагониста на «темную сторону». Нет, они показывают, что персонажи игры – прежде всего люди, и потому способны на разные поступки, и плохие, вроде казни сдавшегося противника, и хорошие, вроде спасения заклятого врага. Для меня знаковыми стали реакции спутников Элли на совершаемые ею убийства – жестокие, беспощадные. Если даже они впечатлены кровожадностью девушки, то действительно ли она «героиня»? И оправдывает ли ее мотивация то, что она делает? Даже не знаю.

Я намерено не раскрываю детали сюжета игры. В случае с сосредоточенным на повествовании произведением лучше погружаться в историю самостоятельно, обладая в начале приключения лишь общими вводными.

А они следующие: на момент начала The Last of Us Part II Элли исполнилось 19 лет. Она, вместе с Джоэлом и его братом Томми, живет в Джексоне, городе, где относительно хорошо налажен быт: есть школы, бары и больницы, проводятся праздники и вечеринки, полно детей и подростков. Элли – типичная молодая девушка: любит погулять, побаловать себя легкими наркотиками и алкоголем, играет на гитаре (с этим даже связана мини-игра) и веселится с друзьями. В ее доме можно найти разнообразные плакаты, фигурки, комиксы и консоль PS3, а в общении с близкой подругой, к которой испытывает чувства, она мило смущается. Не беспокойтесь – тема ЛГБТ в игре далеко не центральная, и разработчики вовсе не делают на ней акцент.

Идиллия длится до тех пор, пока однажды не происходят некоторые события, которые заставляют Элли оставить Джексон и направиться в Сиэтл. Город раздирают разборки местных группировок – военизированной организации и культистов, и героине предстоит пробираться через враждебную территорию к своей цели.

Как и оригинальная The Last of Us, сиквел – строго линейная игра с четкой структурой уровней, без открытого мира, вышек, быстрого перемещения и прочих излишеств. Однако свободы здесь несколько больше, чем в предыдущей части. В одном из эпизодов разработчики дают возможность исследовать просторную локацию – как это было в Uncharted 4 на Мадагаскаре. Это довольно большая территория, которую можно пересекать верхом на лошади, наполненная множеством точек интереса.

Есть и не такие масштабные уровни, но не менее насыщенные. Даже небольшая улица или переулок могут скрывать двери, ведущие в магазинчики, квартиры, склады и прочие здания. И всюду можно найти что-то интересное – записку, проливающую свет на судьбы живущих здесь людей, сейф с ценным лутом (коды для них обычно находятся где-то поблизости), а то и группу врагов. Здесь полезно отклоняться от основного маршрута: именно в необязательных ответвлениях прячутся апгрейды и ресурсы, и если мчаться вперед, не отвлекаясь на сторонние активности, вы только усложните себе жизнь – не обзаведетесь дополнительной кобурой, не отыщете книги, открывающие новые ветки прокачки, не получите достаточно материалов для улучшения оружия.

Следуя своему стремлению детально прорабатывать окружение, Naughty Dog наполняет здания массой подробностей. Каждая квартира не похожа на другую, и по ее убранству всегда можно сделать вывод об образе жизни ее прежних владельцев: вот этот собирал коллекции бабочек, а тот был жутким неряхой. Даже лут практически всегда соответствует месту, в котором находится: в продуктовом магазинчике можно найти еду и тряпки, в аптеке – спирт и медикаменты, а в мастерской – запчасти для крафтинга.

Разработчиков очень хочется похвалить за грамотный левелдизайн. Они справились со сложной задачей – сделать локации аутентичными, хорошо читаемыми и при этом не помешать погружению в игровой мир. Naughty Dog отказалась от элементов, явно намекающих на возможность их использования – вроде бросающихся в глаза царапин и потертостей на скалах в играх типа Uncharted и Tomb Raider, которые указывают, что за них можно зацепиться. Нет, в The Last of Us Part II вы не найдете ничего подобного, но все же всегда будете понимать, что на грузовик, поросший плющом, залезть нельзя, а на не тронутый зеленью – можно, что под столом можно проползти, а на обвалившуюся часть стены – забраться. Это незаметная, но на самом деле громадная работа, достойная восхищения.

Во время приключения Элли преодолевает огромные расстояния, и это тоже отражено в геймплее. Если ориентир, к которому движется персонаж, виден где-то на горизонте, то будьте уверены – вы потратите не меньше часа, чтобы его достичь. Конечно, здесь есть и склейки, а иногда разработчики дают сократить путь с помощью лошади или лодки (последняя, кстати, управляется очень неуклюже), но в целом игра дает ощущение большого путешествия.

Хорошо проработаны, с точки зрения дизайна уровней, и интерьеры зданий. Если Элли остается наедине с противниками, то всегда имеет несколько путей для отступления. Здесь можно перепрыгивать оконные проемы и протискиваться через щели в стенах, приседать за укрытиями и прятаться в высокой траве.

Причем спрятаться удается не всегда – авторы расширили стелс, сделав его более правдоподобным. Так, скрывшегося в траве персонажа могут заметить противники, которые подошли достаточно близко, а от появившихся в сиквеле собак не спасет укрытие – те чувствуют Элли по запаху и быстро наводят врага на след. Поэтому нужно проявлять изобретательность: быстро передвигаться по области, отвлекать оппонентов, бросая бутылки и кирпичи, незаметно снимать отбившихся от группы патрульных (теперь можно стрелять из положения лежа, а лук становится ультимативным оружием для стелса).

Враги стали умнее: активно прочесывают территорию, где видели героиню, оглядываются при патрулировании, переговариваются и спешат на выручку, если слышат, что напарник попал в беду. Против группировок действуют разные тактики: военные берут численностью и силой, поэтому в стычке с ними лучше лишний раз не высовываться, культисты же общаются с помощью свиста (что затрудняет считывание их намерений) и часто используют оружие ближнего боя, а значит, их не следует подпускать к себе. В The Last of Us Part II перекочевала из оригинала механика особого «слуха», который позволяет подсветить противников, и она помогает распланировать действия в стелс-секциях.

Гораздо проще устранять монстров: здесь достаточно медленно подкрасться к щелкуну, взять в захват и убить одним ударом. Теперь не нужно искать заточки, ведь Элли вооружена прочным ножом, позволяющим быстро расправляться с противником. Впрочем, среди чудовищ есть новые противники, к которым придется приспосабливаться: так, шаркуны выбрасывают ядовитые споры, а сталкеры любят прятаться и нападать группой. Когда игра запирает персонажа с тварями, становится страшно: одна ошибка – и Элли отправится на тот свет. Или не одна: широкие настройки сложности позволяют сделать игру очень легкой или же суперхардкорной, в зависимости от желания игрока.

Наиболее интересным стелс становится, когда в одной области собираются и люди, и зараженные. Метко брошенная бутылка привлечет к себе представителей обоих лагерей, и пока они разбираются между собой, героиня может отсидеться в укрытии, а после – пройтись по полю брани и собрать ресурсы с павших. Проворачивать такие трюки мне не надоедало ни разу, и стравливание ненавистных противников доставляло непередаваемое удовольствие – а еще экономило патроны, которых очень мало в опустевшем мире.

Когда же дело доходит до открытого боя, The Last of Us Part II способна напугать. Наверное, даже Manhunt не сможет похвастать настолько натуралистичными убийствами. Враги вопят от боли, хрипят и захлебываются кровью, а то, что делает с их телами выстрел из дробовика в упор, вы не захотите увидеть снова.

У каждого противника есть имя, поэтому приходится лишать жизни не какого-нибудь болванчика, а вполне конкретного Билли, Теда или Джулию. Это, честно говоря, шокирует, учитывая, что бои здесь не жесткие, а ультражестокие: Элли яростно бросается к недругу, вонзает в его тело мачете, колет, рубит, бьет наотмашь. Благодаря контекстным анимациям удар прилетает именно в ту часть тела, которая повернута к персонажу, а реалистичная мимика искажает лица злостью и болью. Впрочем, рефлексировать некогда: или ты – или тебя, противники с удовольствием сделают с Элли то же самое, если та замешкается и не увернется от атаки. Да, в игре появилась возможность уклоняться, да и в целом, героиня ощущается более ловкой и быстрой в сравнении с Джоэлом.

The Last of Us Part II отрабатывает свой высокий возрастной рейтинг не только кровавыми убийствами: здесь есть секс, наркотики и пресловутая «серая мораль». На этом фоне очень разочаровывает локализация: там, где в оригинале звучит «fuck», в переводе герои не могут сказать ничего жестче слова «черт». Звучит очень странно, когда после напряженного боя Элли говорит что-то вроде «черт, ну и жесть».

Разработчики грамотно расставили противников по локациям: если поблизости военная база – жди встречи с милитаристами, а попав в заброшенную местность, можно наткнуться на зараженных. Полагаться на напарников не стоит – те проявляют себя не очень активно и, копируя поведение самой же Элли из The Last of Us, прячутся так неумело, что едва не натыкаются на врагов, которые, в свою очередь, старательно их не замечают.

Компенсировать численное преимущество оппонентов можно за счет оружия и вспомогательных гаджетов – коктейлей Молотова и взрывчатки. Они изготавливаются из подручных ресурсов, ради которых следует «пылесосить» окрестные здания. Оружие же можно апгрейдить с помощью найденных на локациях верстаков: каждое улучшение устанавливается на «ствол» в реальном времени – то есть, Элли буквально разбирает пистолет или винтовку и заменяет нужную деталь.

Есть здесь и прокачка – все по лекалам первой части. Повышение запаса здоровья, увеличение количества создаваемых предметов, улучшение «слуха» – это можно купить за найденные в игровом мире таблетки. Если вы играли в оригинальную игру, то легко освоитесь в механиках апгрейда и прокачки.

Вообще, The Last of Us Part II демонстрирует очень мало новых возможностей в сравнении The Last of Us. И это главный недостаток игры. Конечно, можно понять авторов: было бы удивительно, если прямой сиквел сменил бы жанр или ключевые элементы геймплея. Тем не менее если решить освежить память и заново пройти оригинал, а затем сразу окунуться в продолжение, то сначала можно и не заметить, что уже началась другая игра. Конечно, небольшие изменения есть, но они не столь существенны, чтобы воспринимать их всерьез.

Это касается и игрового процесса, и подачи сюжета, и структуры игры, выстроенной по принципу – спокойный эпизод, стелс-секция, открытое сражение, снова исследование мира или кат-сцена. Нельзя сказать, что это явный минус игры, но все же в глаза бросается. Зато повествование прибавило в динамике: если первая часть была эдаким растянутым на месяцы роуд-муви, то сиквел стал более сжатым и насыщенным. Здесь нашлось место и погоне с перестрелкой на внедорожнике в стиле игр серии Uncharted, и побегу от орды зараженных в духе Days Gone, и другим напряженным сценам. Иногда, впрочем, игра дает возможность отдохнуть, прогуляться по безопасным локациям и расслабленно изучить декорации. Одна из сцен даже косплеит знаменитый эпизод с жирафами из TLoU, а в другой можно насладиться восхитительной картиной по мотивам «Алисы в стране Чудес».

А вот что значительно изменилось – так это графика. The Last of Us Part II выглядит лучше большинства современных игр – особенно с HDR, где цвета обретают реалистичные оттенки (без HDR изображение ощущается немного «мультяшным»), а игровой процесс необъяснимым образом становится более плавным. Авторы используют окружение, погодные эффекты и цветовые фильтры, чтобы создать нужное настроение: то выпускают героев на залитую светом поляну, чтобы дать им насладиться красотой природы, то затягивают экран дождевой пеленой и делают картинку почти монохромной, вызывая ощущение тревоги.

Конечно, разработчикам пришлось пойти на компромиссы: интерактивности мало (вплоть до «приколоченных к полу» стульев), иногда можно наткнуться на невидимые стены, а локации, преимущественно, компактные. Впрочем, это ожидаемо: открытый мир с такой графикой положил бы консоль на лопатки, но благодаря опыту и таланту Naughty Dog даже на PS4 Fat игра работает стабильно (небольшие просадки встречались буквально в паре самых «тяжелых» эпизодов), а консоль умеренно шумит, не вынуждая прибавлять громкость на ТВ.


Я не разделяю восторгов по поводу сюжета The Last of Us – я считаю его довольно простым (хоть и вызывающим яркие эмоции) и не вижу в нем ничего гениального. Однако сиквелу удалось меня удивить. Наверняка его примут неоднозначно, но определенно будут обсуждать еще очень долго – все потому, что авторы сумели рассказать историю, достойную хорошего кино или книги-бестселлера.

В прошлом году, в заключении обзора Days Gone я отмечала, что игра не стоит покупки консоли, но стоит покупки, если у вас уже есть консоль. Что ж, в случае с The Last of Us Part II вывод другой – да, ради этой игры стоит приобрести PS4. Это как раз тот самый случай «одной из лучших игр поколения». В чем, учитывая послужной список Naughty Dog, и не возникало сомнений.

Рейтинг читателей1 Оценка
9.8
Плюсы
напряженный, взрослый, захватывающий сюжет
живые персонажи, чьи характеры не делятся на «хорошие» и «плохие»
графика, выжимающая все соки из консолей PS4 и PS4 Pro
богатый возможностями стелс и яростные сражения
гибкие настройки сложности
насыщенный деталями мир, который интересно исследовать
грамотный дизайн уровней
Минусы
геймплей вторичен по отношению к The Last of Us
неудобное управление лодкой
иногда игра слишком жестока
не самая лучшая локализация на русский язык
9.5
ulia13

ulia13

Геймер со стажем (предпочитаю одиночные игры). Люблю истории, которые нам рассказывают видеоигры, но считаю, что геймплей должен быть выше сюжета, даже если это симулятор ходьбы. Также интересуюсь современной гик-культурой, музыкой и кино.

В центре внимания

Аватар
Эти смарт-часы заставят вас встать из-за компьютера! Читайте наш обзор Amazfit Bip S Lite
Holler Box