Cubiq.ru

Обзор Ghost of Tsushima – Последний самурай

Приключенческий экшен Ghost of Tsushima, эксклюзив для консоли PlayStation 4 от студии Sucker Punch (известной по сериям Sly Cooper и inFamous) часто сравнивали то с Assassin’s Creed, то с The Witcher, только в японском сеттинге. Так ли это на самом деле – рассказываем в обзоре.

  • Разработчик: Sucker Punch Productions
  • Издатель: Sony Interactive Entertainment
  • Дата выхода: 17 июля 2020 года

Японское кино

1274 год, монгольское вторжение в Японию начинается с острова Цусима. Здесь объединенные силы местных японских кланов дают бой захватчикам – и терпят поражение: враги оккупируют остров, почти все самураи погибают, а главный герой, Дзин Сакай, чудом остается в живых, спасенный простолюдинкой-воровкой по имени Юна.

Начало вторжения

Придя в себя, Дзин узнает, что жив остался и его дядя, господин Симура: его держит в плену монгольский хан Хотун. Протагонисту предстоит собрать всех, кто способен хоть как-то помочь, возглавить это импровизированное войско и спасти родственника, а после – освободить и всю Цусиму.

При разработке Ghost of Tsushima игроделы из Sucker Punch ориентировались на классические фильмы про самураев. И это заметно: в игре очень много кинематографических сцен и ракурсов, а в настройках можно включить «режим Куросавы» – фильтр, стилизующий изображение под старую черно-белую пленку. В диалогах много слов про честь и долг самурая, а флэшбеки проливают свет на прошлое Дзина, дают больше понять о его мотивации и переживаниях.

Юный Дзин учится быть самураем. В будущем ему предстоит сделать выбор между свободой для своего народа и кодексом чести

В русской озвучке свой голос Дзину Сакаю подарил Иван Жарков, озвучивающий Криса Хемсворта, поэтому во время прохождения игры меня не покидало ощущение, что я управляю Тором из киновселенной Марвел – интонации те же, да и характеры персонажей схожи. Для ценителей аутентичности предусмотрена возможность включить японскую озвучку.

Вообще, в игре очень много непростых личностей. Обязательно пройдитесь по дополнительным квестам, в изобилии разбросанным по Цусиме: эти истории врезаются в память. Сэнсей, который ведет охоту на примкнувшую к монголам лучницу, свою ученицу. Женщина, преследующая людей, которые вырезали всю ее семью. Монах, старающийся ценой всего – даже жизни – защитить свой храм. Каждая из арок заставляет сопереживать ее героям.

Не менее интересен и антагонист: Хотун-хан производит впечатление умного и расчетливого человека. Во вторжении в Японию он видит возможность занять ступеньку выше в иерархии монгольских военачальников и даже претендовать на место Великого хана, что дает ему определенный бэкграунд и стремления, а не делает из него банального плоского злодея. Обязательно читайте найденные записки – в них предводитель монголов раскрывается больше, чем в сюжетных кат-сценах.

Игра очень кинематографична — подобных кадров в ней множество

Впрочем, карикатурных персонажей здесь тоже хватает. Есть откровенно комичные личности, вроде предприимчивого контрабандиста, который постоянно попадает в неприятности. Есть и забавные квесты, вроде истории простолюдина, выдающего себя за самурая. Задания в Ghost of Tsushima разнообразны, и, если не спешить, мчась вперед по сюжетной линии, можно почерпнуть немало захватывающих историй.

Жаль только, что повлиять на их исход нельзя: в игре нет даже мнимой свободы выбора, а все события разворачиваются по заранее написанному сценарию. Как бы вы ни хотели, Дзин Сакай останется таким, каким его задумали авторы, и вам не удастся изменить его характер ни в диалогах, ни в поступках.

Разработчики явно вдохновлялись популярными проектами последних лет, поэтому в игре есть и детективные расследования, и миссии по сопровождению, и стелс-секции, где нужно незаметно следить за целью. Помимо этого, не обошлось без зачистки аванпостов, необходимой для освобождения острова. В общем, полный комплект.

Ветер укажет путь

Несомненно, господину Симуре не повезло попасть в плен монголов. Дзин утверждает, что его необходимо спасти как можно быстрее, но, учитывая, что сразу после пролога перед вами раскинется огромный мир с квестами, аванпостами и коллекционными предметами, дяде все же придется немного подождать.

Карта Цусимы усеяна знаками вопроса, за которыми скрываются интересные места

Открытый мир в Ghost of Tsushima предлагает затеряться в себе на добрых пять десятков часов. Здесь есть чем заняться: по дорогам ходят монгольские патрули, на отдаленных скалах приютились святилища, а горячие источники так и манят искупаться в них.

Авторы решили отказаться от меток, указывающих направление к цели, заменив их ветром. Проведя по сенсорной панели геймпада (вообще, возможности DualShock 4 здесь используются в полную силу, начиная от сенсорной панели и заканчивая динамиком), игрок призовет воздушный поток, который покажет куда идти. Помимо этого, в качестве ориентиров могут служить столбы дыма, около которых всегда найдется какая-нибудь интересная активность, а также животные: яркие желтые птицы ведут героя к секретам, а лисы сопроводят к молитвенным алтарям.

Жаль, с медведем так нельзя

Лисичек можно гладить!

В игре очень много видов активностей, и каждая находка будет вознаграждена. Так, молитвы у алтарей позволяют открывать ячейки для оберегов – пассивных бонусов вроде небольшого восстановления здоровья после убийства врага или бонуса к скрытности. Горячие источники немного повышают максимальный уровень здоровья, места для сочинения хокку открывают новые повязки на голову (косметические предметы), у столпов чести можно найти расцветки для катаны.

Помимо этого, собирая ресурсы (они, как в Assassin’s Creed Odyssey подбираются на ходу, нажатием кнопки), Дзин получит возможность апгрейдить оружие и броню, а срывая цветы, откроет доступ к новым краскам для доспехов. Гринд? Да, и гринда будет немало, если вы захотите полностью улучшить всю доступную экипировку.

У торговцев красками можно кастомизировать доспехи и оружие

Не стоит забывать и о квестах: за выполнение каждого из них игрок не только продвинется по сюжету, но и получит что-нибудь ценное – оберег, ресурсы, уникальный костюм и так далее. Награды можно увидеть заранее, в описании задания, поэтому при желании можно выбирать между более и менее полезными квестами.

Путешествовать по миру интересно. Отсутствие мини-карты и радара поначалу сбивает с толку, однако к этому быстро привыкаешь и начинаешь ориентироваться по направлению ветра. Тем более, на карте всегда можно отметить нужное место, да и в целом – построить план исследования Цусимы.

Горячий источник — место, где можно предаться размышлениям и повысить максимальное здоровье протагониста

Лошадь Дзина, следуя заветам Плотвы, прибывает по первому зову, а по возможностям недалеко уходит от товарки из Skyrim: на гору верхом на ней не вскарабкаться, но спрыгнуть с обрыва без вреда для здоровья – запросто. Там, где не пройдет лошадь, протагонист использует навыки паркура и крюк-кошку: в игре есть линейные акробатические секции в духе Prince of Persia и ранних выпусков Assassin’s Creed, которые представляют собой головоломки на тему «доберись до места назначения, не сломав Дзину шею». Их, впрочем, не так много, чтобы это раздражало или надоедало.

Генератор красивых скриншотов

Изучать просторы средневековой Цусимы хочется еще и из-за прекрасных видов, которые она открывает. Игра берет не технологичностью графики, но арт-дизайном. Множество частиц, будь то пепел, листья или туман, в сочетании с ветром дают убийственное комбо – и вот палец уже тянется к кнопке фоторежима, и ты тратишь полчаса, пытаясь выставить свет, накрутить эффектов и выбрать выражение лица героя.

Фоторежим содержит огромное количество опций

Мчась на лошади по полю травы сусуки, Дзин в какой-то момент наклоняется и проводит рукой по колоскам. Сражение под сенью красного клена вздымает в воздух сотни листьев. А красивый пейзаж, найденный в укромном месте, вдохновит самурая на сочинение хокку. И я его понимаю.

Увы, за красоту приходится расплачиваться периодическими падениями частоты кадров. На базовой PS4 Ghost of Tsushima временами демонстрирует низкий фпс – особенно в массовых замесах с врагами и больших поселениях с толпами NPC. Возможно, позже Sucker Punch исправит эту проблему, как это сделала Bend Studio с Days Gone; возможно, на PS4 Pro ситуация с частотой кадров лучше, но в моем случае пришлось столкнуться с таким, не очень приятным, опытом — даже после пары предрелизных патчей. Зато в игре очень быстрые загрузки, в том числе с внешнего HDD. Это редкость для проекта с открытым миром.

Работа с частицами в игре превосходная, и в динамике картинка выглядит намного круче

Не всегда авторам хватает чувства меры в плане насыщения картинки частицами: иногда их настолько много, что они создают «визуальный шум», мешают восприятию. Редко, но и такое бывает.

Самурай не бьет в спину

Рано или поздно исследование мира прервет необходимость вступить в бой с противниками. И здесь игра преподносит несколько интересных впечатлений.

Во-первых, механику противостояния: завидев врагов, Дзин может вызвать самого сильного из них на честный бой. В этом поединке важны спокойствие и быстрые рефлексы: зажав треугольник, вы выжидаете, когда соперник решит атаковать (важно не реагировать на обманные движения), и, как только это произойдет, отпускаете кнопку, чтобы Дзин выхватил катану и нанес смертельный удар. Если прокачать это умение, можно спровоцировать еще нескольких противников на атаку и, таким образом, разобраться с ними еще до начала битвы.

Противостояние – потрясающий опыт: пускай движения врага легко читаются, вступать в такие стычки никогда не надоедает, настолько классными они получились.

Вторая любопытная механика – бои с мини-боссами, которые обставлены очень по-киношному, напоминая дуэли в вестернах. Тут разработчики запирают персонажей на небольших аренах и отнимают у игрока возможность пользоваться гаджетами, заставляя полагаться только на мастерство фехтования. Некоторые схватки очень сложные, и мне приходилось несколько раз перезапускать отдельные дуэли, заучивать модель поведения и характерные движения оппонентов, чтобы расправиться с ними.

Чем дальше на север — тем более грозными становятся противники

Кодекс самурая не одобряет разить врагов в спину, но при численном преимуществе монголов герою придется идти и на это. Он прячется в высокой траве, использует короткий и длинный луки (второй бьет дальше и сильнее, кроме того, у каждого из этих дальнобойных оружий свой запас особых стрел), отвлекает противников, бросая колокольчики, и бесшумно убивает с помощью короткого кинжала. Стелс весьма примитивен, и не преподносит сюрпризов.

Ну а в открытом бою Дзин сражается почти как Геральт – или любой другой персонаж из популярной action RPG с холодным оружием в основе боевки. Основные приемы на месте: легкая и тяжелая атаки, блок, уклонение. Если попасть в тайминг при блоке или уклонении, время ненадолго замедлится, а игрок получит возможность нанести большой урон.

Противники делятся на несколько классов: воины с мечами, щитами, копьями, тяжелым оружием. Против каждого из них работают отдельные стойки: их можно менять прямо во время боя, чтобы эффективнее расправляться с тем или иным неприятелем. Так, встав в стойку воды, Дзин будет долго биться с копьеносцем, но сменив ее на стойку ветра, расправится с ним в два счета.

Лучшие обереги можно найти только в самых труднодоступных местах

Под определенные ситуации подходят разные виды доспехов, наделяющие владельца уникальными бонусами и умениями. Для исследования мира стоит надеть облачение путника, скрытному воину подойдет облачение ронина, в открытом бою не обойтись без доспехов клана самураев, а для более эффективного использования луков стоит обзавестись доспехами Тадаёри. И так далее. Костюмы хранятся в инвентаре и выбираются парой кликов. Там же можно надеть маску и шлем – декоративные предметы, не несущие практической пользы.

В отличие от некоторых других игр, в Ghost of Tsushima враги не ждут своей очереди, а атакуют все сразу. Приходится волчком кружиться между ними, бить и рубить, а если придется – то и убежать, чтобы перевести дух и восстановить здоровье (сделать это можно, если есть заполненные ячейки выносливости). В трудных ситуациях на помощь придут гаджеты: дымовые и пороховые бомбы, метательные кунаи, отравленные дротики. Не лишним будет использовать окружение и подставлять противников под атаки их же товарищей: здоровяк, слепо размахивающий булавой, нанесет больше вреда своим соклановцам, чем самураю.

Базовые техники открываются по мере прохождения сюжета и выполнения квестов. Далее их можно дополнительно улучшать за счет очков техник

Вкладывая очки техник (они выдаются по мере накопления опыта за участие в битвах и выполнение квестов) в развитие персонажа, вы освоите новые комбо, получите доступ к продвинутым умениям и будете бить врагов еще эффективнее. Некоторые легендарные боевые искусства можно разучить лишь после завершения определенных заданий. Наконец, самая крутая и стильная техника (оставлю ее название в тайне, чтобы сохранить интригу) добывается в ходе сюжета.

Несмотря на то, что боевка в игре весьма вторична, за счет сложности (не такой как в Sekiro, впрочем) и разнообразия возможностей сражаться не надоедает до самого финала. Разработчики не стали давать противникам уровни, поэтому здесь нет ситуаций, когда вы встречаете монгола на пять уровней выше и полчаса с ним возитесь. Все более реалистично: каждому врагу хватает нескольких ударов (зависит от того, надет на нем доспех или нет), но столько же сдержит и сам Дзин – так что подставляться под мечи и стрелы не стоит.


В Ghost of Tsushima вас не будет покидать ощущение, что все это вы уже где-то видели. Не считая сеттинга, многие механики позаимствованы из других игр, поэтому геймплей периодически вызывает ощущение дежавю. Да, это тот самый «Assassin’s Creed / The Witcher 3 / The Legend of Zelda в Японии» – сравнений не избежать.

Тем не менее игровые элементы подогнаны друг к другу плотно, без шероховатостей, и не ощущаются лишними. Пафосная история мотивирует погрузиться в приключения Дзина и встать на виртуальный путь мести. Танец смерти с катаной вызывает восторг, а красоты мира заставляют заполнять память консоли скриншотами.

Поэтому, если вы готовы к тому, что Ghost of Tsushima не предложит вам чего-то принципиально нового, но порадует атмосферой средневековой Японии, берите игру не задумываясь. Это не настолько яркий опыт, как в случае с недавней The Last of Us Part Two, но это хорошая игра, в которой вам будет приятно провести от двадцати до шестидесяти часов. А финальные минуты ее сюжетной кампании полностью перекрывают все недостатки.

Плюсы
Захватывающая история о непростом выборе между судьбами знатного самурая и изгоя-Призрака
Огромный мир, чьи красоты не перестают восхищать
Разноплановая боевка, которая не надоедает и на пятидесятом часу прохождения
Богатая прокачка и широкие возможности кастомизации
Минусы
Геймплей вторичен по отношению к другим играм в открытом мире последних лет
На базовой PS4 случаются проседания частоты кадров
Ввиду большого количества активностей и коллекционных предметов перфекционистам придется нелегко
8
ulia13

ulia13

Геймер со стажем (предпочитаю одиночные игры). Люблю истории, которые нам рассказывают видеоигры, но считаю, что геймплей должен быть выше сюжета, даже если это симулятор ходьбы. Также интересуюсь современной гик-культурой, музыкой и кино.

В центре внимания

Аватар
Следите за новостями в нашем Telegram-канале
Holler Box