Вторая половина восьмидесятых подарила любителям консолей немало серий, свежие части которых выходят и поныне. Именно тогда появились такие легендарные франшизы, как Super Mario Bros, Final Fantasy, Street Fighter и, конечно же, Castelvania.
Появление такого большого количества громких тайтлов неудивительно, ведь те годы с одной стороны были золотым веком консолей, а с другой конкуренция между производителями разных приставок была тогда чуть ли не жестче, чем сейчас. Чтобы убедить геймера купить именно свою консоль, производители прибегали к разным ухищрениям, основным из которых был выпуск игр-эксклюзивов. При этом особенно громкие тайтлы компании-производители консолей не разрабатывали сами, а отдавали сторонним студиям.
Поэтому, когда Nintendo понадобился эксклюзив для NES, фирма обратилась к легендарной компании Konami. В качестве сеттинга решено было выбрать вечно живую тему живых кровососущих мертвецов. В результате родилась легендарная серия игр, которая не только пережила десяток сиквелов, но и стала основой для мультсериала и даже вдохновила нескольких рок-музыкантов на написание песен.
Castlevania (1986)
По сюжету Дракула когда-то давным-давно был повержен потомственным охотником на вампиров Кристофером Бельмонтом. Но через 200 лет после той легендарной победы чудище загадочным образом воскресает и вновь начинает наводить ужас на жителей Трансильвании.
Приходится потомку Кристофера по имени Саймон продолжить дело предка и вновь упокоить разбушевавшегося вампира. В принципе, все последующие части серии игр Castlevania так или иначе посвящены противостоянию членов клана Бельмонтов и реинкарнаций Дракулы.
Игра представляла собой платформер, в котором персонажу приходилось исследовать замок Дракулы, избегать опасных ловушек и сражаться с кишащими в нем вампирами с помощью фамильного кнута под названием «Убийца вампиров».
Кроме кнута доступно было и вспомогательное оружие вроде метательных кинжалов и топора, однако оно требовало заправки «сердечками», которые выбивались из врагов. Всего в игре было 6 блоков по 3 уровня в каждом. В конце каждого блока нас ожидала схватка с боссом, ну а финальным боссом был, разумеется, сам граф Дракула.
Игра пережила множество переизданий на другие платформы, включая Super Castlevania IV (1991) для Super Nintendo и Castlevania Chronicles (2001) для Playstation.
«Кастельвания» получила восторженные отзывы критиков и отлично продавалась как в Японии, так и в Европе и США. Поиграть в наши дни в эту игру и ее ближайшие сиквелы на ПК можно, скачав NES-эмулятор.
Castlevania II: Simon’s Quest (1987)
Несмотря на то, что между оригиналом и сиквелом прошло чуть меньше года, отличия межу ними не были чисто косметическими. В игре появилась карта мира, сюжет стал нелинейным, была возможность общаться с NPC и покупать нужный шмот. Появилось даже подобие ролевой системы – по мере сбора сердечек максимальное количество HP Саймона росло. Кроме этого, в «Задании Саймона» был реализован цикл смены дня и ночи – ночью вампиры становились сильнее и злее.
Сюжет здесь посвящен поиску пяти фрагментов тела Дракулы, уничтоженного в предыдущей игре. Как оказалось, граф перед смертью наложил на Саймона страшное проклятье, снять которое можно только собрав его тело воедино.
К сожалению, такое большое количество нововведений не нашло понимания у критиков, многие из которых сочли, что игра стала заметно проще предыдущей (в 80-х считалось, что чем сложнее игра, тем она лучше). Отдельные нарекания вызывало качество английской локализации.
Несмотря на это, игра отлично продавалась, благодаря чему cерия игр Castlevania продолжилась.
Castlevania III: Dracula’s Curse (1989)
Именно с выходом этой части таймлайн серии впервые сделал серьезный скачок – ведь с точки зрения сюжета третья часть была не продолжением второй, а приквелом первой. Ее действие разворачивалось в 1476 году, а главным героем был еще один из предков Саймона Бельмонта – Тревор Бельмонт.
Большинство наработок второй части были выброшены. Осталась только нелинейность – теперь она была реализована за счет выбора одного из трех возможных помощников (пирата Гранта Данасти, колдуньи Сифы Бельнадес и Алукарда, сына Дракулы и простой смертной женщины), а также за счет нескольких сюжетных развилок.
Castlevania: Rondo of Blood (1993)
Местом действия стала все та же Трансильвания, но в 1792 году, а главным героем стал Рихтер Бельмонт – потомок Саймона, унаследовавший от него тот самый кнут и врожденную ненависть к кровопийцам. В очередной раз воскресший Дракула имел наглость похитить возлюбленную Рихтера Аннету, поэтому нам опять придется исследовать мрачный замок и расправляться с ордами нечисти.
Доступный арсенал вспомогательного оружия пополнился святой водой, распятием и колдунской книгой. Кроме этого, появилась возможность использовать вспомогательное оружие для супер-атак. Продвигаясь по замку, герой освобождает пленниц Дракулы, одной из которых оказывается его родственница Мария Ренард.
Она становится вспомогательным персонажем, на которого можно переключиться в любой момент – Мария прыгает выше, двигается быстрее и дамажит в 2 раза больше, но и урона она получает больше, чем Рихтер.
«Рондо» получила восторженные отзывы критиков и пережила множество переизданий для разных платформ.
Castlevania: Bloodlines (1994)
Эта игра стала единственной в серии, изданной для Sega Mega Drive. В очередной раз скаканувший таймлан переносит нас в воюющую Европу 1917 года, протагонистами становится дальний родственник Бельмонтов Джон Моррис и его друг Эрик Лекарт, ну а побеждать предстоит племяшку Дракулы по имени Элизабет Бартли.
Впервые в истории серии действие разворачивается не в одном замке Дракулы, а сразу в нескольких локациях по всей Европе, включая Грецию, Италию, Германию, Францию и Англию.
Castlevania: Symphony of the Night (1997)
В Сети до сих пор идут жаркие споры, какая же из «Кастельваний» была лучшей в истории серии – самая первая, или все-таки «Симфония ночи». И это неудивительно, ведь обе они регулярно попадают в топы лучших игр всех времен и народов и считаются бессмертной классикой.
Сюжет вышедшей в 1997 году игры не только не следовал стандартному для предыдущих частей серии шаблону «Бельмонт против Дракулы», но и ставил все с ног на голову. Протагонистом был знакомый по Dracula’s Curse отпрыск Дракулы Алукард, а в роли главного злодея впервые в истории серии выступил член семьи Бельмонтов, а именно Рихтер, протагонист Rondo of Blood.
Нелинейность в игре была реализована за счет того, что разные области огромного замка оставались недоступными до получения Алукардом той или иной способности вроде превращения в туман или летучую мышь. Игра стала ближе к жанру РПГ – в ней появился инвентарь, а кроме уровня здоровья Алукарда, стало возможно прокачать его атаку, защиту и магическую силу. По ходу игры появляется возможность призывать фамильяров вроде феи или призрака, которые помогают в боях.
Castlevania (1999)
Выход этой части ознаменовал важный поворот в истории серии – игровой мир из двухмерного стал трехмерным. В 1852 году Дракула в очередной раз пробуждается от спячки и готовится вредить человечеству. Его возвращение ощущают только 2 человека на Земле – девочка-волшебница Керри Фернандес и отдаленный родственник Бельмонтов Райнхард Шнайдер.
Исследуя замок, парочка знакомится с множеством полезных и колоритных персонажей, включая престарелого охотника на вампиров Винсента и вампирессу Розу. У Райнхарда завязывается роман с Розой, но волей Дракулы ему приходиться сражаться с ней.
В зависимости от того, как много игровых дней пройдет, прежде чем герои доберутся до финальной локации, можно получить хорошую (Винсент разоблачает реинкарнацию Дракулы) или плохую (герои убивают Винсента и спасают маленького мальчика, который и есть та самая реинкарнация) концовку.
С переходом в 3D заметной переработке подверглась боевая система. Появилась функция захвата цели, а оружие окончательно разделилось на дистанционное и ближнего боя. Несмотря на то, что мрачная атмосфера была свойственна всем играм серии, именно игра 1999 ближе всего подошла к жанру Survival Horror – герои часто попадают в ловушки и сражаются с монстрами в ограниченных пространствах.
Игра получила смешанные отзывы критиков. Большинство рецензентов хвалили геймплей и сюжет, но жаловались на неудобное управление.
Castlevania: Legacy of Darkness (1999)
С точки зрения геймплея игра мало отличалась от предыдущей. Зато персонажи здесь были чуть ли не колоритнее, чем во все остальных играх серии. Достаточно того, что главный герой по имени Корнелл был оборотнем.
По ходу сюжета ему приходилось сражаться с собственной сестрой, несколькими историческими персонажами и, наконец, с еще одним оборотнем. Большинство критиков не увидели принципиальных отличий между двумя вышедшими в одном году играми и поставили «Наследию Тьмы» весьма посредственные оценки.
Castlevania: Lament of Innocence (2003)
Эта игра стала первой в серии, вышедшей на платформе PS2. С точки зрения сюжета игра стала приквелом ко всей серии – ведь ее действие разворачивается в 1094 году. Именно тогда впервые разгорелся конфликт между семейством Бельмонтов и Дракулой.
Разбушевавшийся кровопийца имел неосторожность похитить возлюбленную Леона Бельмонта, который, вооружившись кнутом и храбростью, отправляется вызволять ее в мрачный замок Дракулы. Игра избавилась от последних элементов платформера и превратилась в более уместный для трехмерной картинки Hack and Slash.
Castlevania: Curse of Darkness (2005)
События «Проклятья Тьмы» разворачиваются в 1479 году, а протагонистом во второй раз в истории серии становится никак не связанный с Бельмонтами родственно человек, а именно бывший соратник Дракулы Эктор. Так что кнута мы здесь не увидим (по крайней мере, до открытия New Game +).
Зато Эктор может эффективно использовать самое разное оружие, включая мечи, копья, кастеты и даже огнестрел. Боевка по сравнению с предыдущей частью стала еще сложнее, а у каждого оружия появился альтернативный «усиленный» режим атаки.
Игра получила смешанные отзывы и плохо продавалась. Поэтому пять лет после ее выхода основная серия не развивалась – вместо этого выходили платформеры для телефонов и карманных приставок.
Castlevania: Lords of Shadow (2010)
Эта игра перезапустила игровую вселенную, а к ее созданию приложил руку сам легендарный Хидео Кодзима, отец серии Metal Gear Solid. Протагонист здесь по-прежнему относится к клану Бельмонтов, а место Дракулы занял целый злобный орден под названием Лорды Тени.
События происходят в 1047 году, а их масштаб стал глобальнее – из-за козней ордена души умерших перестали попадать на Небеса. Монстрятник кроме привычных вампиров и вервольфов теперь включает и другую нечисть вроде троллей, гоблинов и других зеленокожих.
В игру вернулись элементы платформера, а также стало заметно больше необходимых для прохождения головоломок. Доработана была и боевка – одних лишь комбо порядка 40.
Эта часть серии получила отличные отзывы критиков и очень хорошо продавалась. А как иначе, ведь на обложке было имя Кодзимы.
Castlevania: Lords of Shadow – Mirror of Fate (2013)
Сиквел перезапуска Konami пришлось делать уже без Кодзимы. Решив сыграть на ностальгии, студия сделала протагонистом того самого Саймона Бельмонта из самой первой «Кастельвании».
Впрочем, это не спасло проект от не очень приятных отзывов критиков, которые отмечали, что кроме графики и сюжета, между двумя «Лордами» нет почти никакой разницы.
Castlevania: Lords of Shadow 2 (2014)
Впервые в истории серии Дракула стал главным героем. Само собой, единственным достойным соперником для такого могущественного воина может стать только сам Сатана. Именно с ним нам и предстоит разобраться, пользуясь широким арсеналом доступного оружия и навыков. К тому же игра стала первой в серии, в которой действие происходит в открытом мире.
Само собой, критики в этот раз были более благосклонны, да и продажи были вполне приличные.
Заключение
Серии игр Castelvania повезло родиться в золотой век консолей и пережить его драматическое окончание. Уже много лет Konami регулярно балует нас новыми кусками истории про вечное сражение Бельмонтов и Дракулы, и пока вампиры и классические платформеры будут оставаться в тренде, новые части наверняка продолжат выходить. Возможно, в другой обертке — например, как Bloodstained: Ritual of the Night, — но все же продолжат.
Я помню на ДС играл некоторые серии игры, здесь их вроде нет
Одни из лучших игр серии, а именно дилогия sorrow просто даже не рассматривали?