- Разработчик: SandBloom Studio
- Издатель: HandyGames
- Дата выхода: 14 апреля 2023 года
Скелеты, забавно выглядящие из-за воксельной графики – герои этой истории. Их не поднимал некромант, они не живут среди живых: в таком виде люди попадают в потусторонний мир.
В прологе наш герой, не понимая ничего, успеет проснуться, прогуляться по загадочному храму, столкнуться с потрепанным приключенцем и даже убежать от главгада… Нас довольно быстро забрасывают в водоворот событий и ставят клеймо спасителя причудливого мира.
Невольно DE-EXIT вызывает ассоциации с мультфильмом «Тайна Коко». В первой главе мы попадаем в деревню и узнаем, что все эти забавные скелеты даже после смерти продолжают жить – детишки играют на улице, взрослые занимаются ремеслом, а старейшины качаются в кресле в ожидании, кому бы рассказать историю мира. Нам же повезло стать избранным, и только мы можем спасти всех от обезумевшего злодея.
Завязка примитивная, а сюжет, как выяснится позже, довольно классический для приключений – но едва ли это плохо по ряду причин.
Первая причина – DE-EXIT получилась кинематографичной, что видно уже в прологе. Да, кино с воксельной графикой – к нему придется привыкнуть, но разработчики старательно используют различные приемы, чтобы мы в это поверили.
Так, камера не привязана к одной точке, интерфейс отсутствует, кат-сцены на движке игры получились длительными, и даже героев, несмотря на их вид, пытаются оживить и наделить эмоциями, хотя у тех нет ртов, бровей, глаз и других частей лица. И в это действительно веришь.
Вторая причина – DE-EXIT неторопливая, если исключить редкие сцены побега, и простая. Это приключенческая игра с головоломками, платформингом и стелсом, прохождение линейное – но при этом не чувствуется, что нас гонят в шею.
На каждом уровне можно остановиться и почитать заметки, через которые раскрываются подробности игрового мира, или насладиться воксельными пейзажами – а они, на удивление, получились по-своему очаровательными.
При прохождении игра не стремится вывести из себя, и не старается побыстрее покончить с главным героем – она простая, но не настолько, чтобы можно было назвать ее казуальной.
Фокус в геймплее сделан на решении пространственных головоломок, на прыжки по платформам и на игру в прятки с монстрами, которые видны только при попадании на них лучей света. Кстати, враги и некоторые сцены вызывают ассоциации с Death Stranding – видно, что творчество Кодзимы повлияло на разработчиков.
Прогрессия тоже прозрачна, и выражается она через артефакт главного героя. Сначала он может только испускать лучи света, чтобы активировать двери и обнаружить врагов, а позже откроется способность, позволяющая разрушать предметы. «Способности» появляются с прогрессом в прохождении.
Есть и механика коллекционирования, тоже простая донельзя – на уровне разбросаны души, и собрать все смогут только игроки, которые любят заглянуть под каждый камень.
Отсутствие интерфейса, кинематографичность и простой, но справедливый геймплей – все это напомнило мне старые приключенческие игры с PlayStation 1 и ПК. Те самые, которые не вызывали злости. Мы проходили их с упоением и наслаждались простыми сюжетами, которые во взрослой жизни восторг уже не вызовут. Если вы застали эту золотую эпоху, то понимаете, о чем я говорю.
Минусы соответствующие – геймплей со временем становится однообразным, хотя такие игры в первую очередь о сюжете, а не об игровом процессе. Сами разработчики пишут, что все геймплейные особенности – это лишь инструмент развития сюжета, и не более. Поэтому если вы пришли сюда за динамичным игровым процессом, то скорее всего разочаруетесь.
Куда более критичная проблема – сильные просадки FPS в прологе. Странно, но после его прохождения частота кадров вырастает с 8-9 до стабильных 30, и дело явно не в железе. Надеюсь, что эту проблему решат как можно скорее, иначе она отпугнет владельцев не самых мощных ПК. Других технических проблем я не обнаружил.
В DE-EXIT – Eternal Matter стоит сыграть, если вы соскучились по приключениям старой школы или желаете познакомиться с ними, или вы цените сюжет выше геймплея. Не уверен, что игра станет популярной, но если вам доведется с ней познакомиться – вы вряд ли пожалеете.