Времена, когда MOBA игры на PC называли «самым популярным жанром», уже позади – на игровой рынок ворвались онлайн-шутеры типа PUBG, Fortnite и Overwatch, а им в спину дышат коллекционные карточные игры. Однако «весьма популярным жанром» MOBA будет еще долго, поскольку в то время как отдельные проекты теряют игроков, сама уникальная концепция жанра сохраняет актуальность.
Сочетание стратегии, тактики и экономики, огромное разнообразие героев и способностей, огромное значение командного взаимодействия – все это выделяет «мобы» на фоне дуэльных и «каждый сам за себя» игр. В то же время эти игры доступны даже для слабых ПК, поскольку основное внимание уделяется не графике, а геймплею. Давайте вспомним и рассмотрим, какие есть лучшие игры MOBA.
Классические MOBA
League of Legends
Второй последователь классической Доты (первым был HoN) и первый добившийся мирового успеха. Проект существует с 2009-го года и даже не думает закрываться, наоборот, он постоянно обновляется и расширяется, а местный лор разросся уже до целой фэнтезийной вселенной, по которой разрабатывают новые игры, пишут музыку и даже сняли мультипликационный сериал.
Разработчики любят порядок и точность, а главное – предсказуемость. Поэтому все персонажи разбиты на условные классы по их роли в командных боях, а размещение игроков по линиям и роли чётко распределены. По той же причине фактор случайности сведён к минимуму: нет никаких случайных уворотов или микростанов, зато распространены эффекты с периодическим срабатыванием, вроде «каждая четвёртая автоатака двойная».
League of Legends – динамичная MOBA, в которой битвы проходят очень быстро, а исход дуэли может решиться даже за пару секунд. Вместе с тем, в ней широкий простор для командных взаимодействий, а различные аспекты игры настолько плотно связаны друг с другом, что грамотное их использование требует точного и оперативного расчёта.
DOTA 2
Идейный продолжатель оригинальной DotA, выпущенный компанией Valve. Он прославился в первую очередь за счёт крупнейшего турнира в истории киберспорта – The International. Но не стоит думать, что без него она не представляет интереса.
DOTA 2 – проект с одной из лучших графических составляющих в жанре. Здешний дизайн привлекает взгляд, а эффекты выглядят очень современно, не смотря на 2013-й год выхода. Большинство персонажей перекочевало сюда из оригинальной карты, но многие из них уже значительно переработаны, а разработчики продолжают разрабатывать и вводить новых, хоть это и не такое уж частое событие.
Этот проект предлагает огромное стратегическое разнообразие, которым не могут похвастаться конкуренты: есть множество лайнапов, герои очень вариативны, а разнообразные расходники и активные способности предметов позволяют реализовывать необычные стратегии. Однако всё это в полной мере раскрывается только в сыгранных командах и на профессиональной сцене.
Heroes of the Storm
Blizzard были бы не Blizzard, если бы не попытались отметиться на рынке MOBA. Персонажи из всех игровых вселенных компании, от древних Lost Vikings до Overwatch, стали появляться в новом для них мире под названием Нексус (что переводится, кстати, как «слияние»).
Геймплей решено было разнообразить различными заданиями: собери тут, активируй там, призови то, натрави на врагов это. А чтобы игроки не отвлекались от этих важных дел на подсчет опыта, ресурсы между всеми распределяются поровну. Истинный коммунизм!
Heroes of the Storm – пожалуй, самый недополучающий внимания онлайн-проект «близзов». Речь идет об игроках, разработчики-то стараются, но их коллеги из соседнего отдела на горе им смастерили Overwatch. В последнее время в HoTS появляются персонажи и карты именно из этой игры, чтобы внимание игроков немного перетянулось. Однако остается вопросом, что лучше: видоизменять и совершенствовать одну карту или клепать новые? Blizzard любят контент в чистом виде и поэтому выбрали второе, и они делают это хорошо, за что получают высокое место в списке… но не высшее. Все-таки опыт показывает, что игрокам нравится совершенствование вглубь, а не вширь.
Ation-MOBA
Overwatch
Яркий MOBA-шутер от Blizzard, заслуживший любовь тысяч игроков. До сих пор это самый красочный (скорее дизайнерски, чем графически) и популярный проект в жанре. Как и в других моба, игроки управляют персонажами с несколькими способностями, ультимейтом и уникальным оружием. Освоить каждого из не просто, но всё таки не так трудно, как в классических представителях жанра.
Overwatch – очень динамичный шутер, в котором нужно быстро принимать решения и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию. Но вместе с тем тут важно правильно взаимодействовать с командой, и один игрок, даже сильно превосходящий соперников, не сможет самостоятельно уничтожить всех соперников. Если вы любите быстрый геймплей и игры, с высоким требованием к навыку, этот проект для вас.
Paladins
MOBA-шутер от Hi-Rez, создателей широко известной в узких кругах SMITE. Здесь вы выбираете одного из персонажей с уникальными способностями и пытаетесь победить в одном из нескольких режимов. Проект условно бесплатный, поэтому некоторые функции не доступны с самого начала, например, персонажей придётся открывать за внутриигровую валюту, которая копится довольно медленно… ну, или за реальные деньги.
В отличие от Overwatch в Paladins намного меньше командных взаимодействий, и исход сражений решает умение стрелять. Способности носят строго вспомогательный характер, а какие-то сложные комбинации персонажей, кардинально влияющие на исход матча, просто отсутствуют. Битвы проходят довольно быстро, но всё же медленнее, чем в проекте Метелицы, а наличие маунтов позволяет быстро добраться с базы в самое пекло, поэтому экшен не прекращается на протяжении всего матча.
Отдельно стоит выделить отличную оптимизацию и стабильную работу даже на слабых машинах. Поэтому проект подойдёт тем, кто не хочет тратить лишние деньги, имеет слабый компьютер или не слишком любит командную работу, а хочет просто пострелять вечерком в своё удовольствие.
SMITE
Нужно иметь крепкие нервы, чтобы продвигать игру о битве богов с названием, в котором НЕТ слова «боги». Как же игроки поймут, что это про всяких зевсов и ганешей, если в названии непонятное и краткое SMITE («удар»)?
Однако Hi-Rez Studios показали свою игру ТАК, что поняли все. Они были первыми, кто вышел на рынок MOBA с игрой от третьего лица, и произвели настоящий фурор. И это при том, что, по сути, концепция не поменялась от слова вообще!
Получается, SMITE берет именно драйвом и сеттингом. Тем же пытались взять Heroes of the Storm, однако если HoTS больше зашел поклонникам игр Blizzard, которые хотели ощутить себя в роли любимых персонажей, SMITE дает реальное ощущение игры за бога (или, в отдельных случаях, полубога и монстра). Конечно, некоторые из них менее известны, чем греческие или скандинавские, но в этом есть свое очарование – познавать, хоть и косвенно, мифологию других народов. Но уж нашу Бабу-Ягу вы точно знаете.
Fault
Отличную MOBA Paragon постигла роковая судьба – на расцвете сил она была закрыта. Однако ее авторы оставили в открытом доступе материалы по игре, и другие разработчики пытаются вернуть к жизни замечательную игру.
Пока что ближе всех к этой цели приблизилась Fault – это все тот же Paragon c передовой графикой, картой с несколькими линиями и джунглями, управлением героя с видом от третьего лица и небольшим набором героев. Хотя количество здесь компенсируется качеством – персонажи получились запоминающимися и непохожими друг на друга.
Если вы скучали по Paragon, или вам интересно, за что эту игру хвалили при ее жизни – сыграйте в Fault, но сделайте скидку на то, что у руля стоят другие люди.
Необычные смешения жанров
Battlerite
Battlerite – пожалуй, самая быстрая из представленных MOBA игр… и многие продолжают ставить ей это в укор. Но, видимо, не настолько многие, поскольку разработчики не собираются искусственно растягивать продолжительность матчей, а вот над матчмейкингом – самой сложной проблемой любой MOBA – работать будут.
Немного сбавить темп помогает другая особенность Battlerite: после уничтожения одним игроком другого время замедляется. В этот момент внимание настолько концентрируется на том, чтобы сделать фраг, что сориентироваться в пространстве после получения фрага довольно сложно. Замедление времени позволяет лучше оценить обстановку, а также балансирует общий быстрый ритм игры.
Bloodline Champions
Мобоподобная арена, немного похожая на Battlerite. Игроки управляют одним из нескольких десятков героев с уникальными способностями. Количество игроков и задачи зависят от режима: иногда нужно просто перебить вражескую команду, а иногда захватывать точки. Раунды при этом проходят очень быстро, в самом камерном режиме (арене 3х3) стычки редко длятся дольше пары минут, а общее время матча почти никогда не переваливает за 10-15 минут.
Игровой процесс очень динамичен: персонажи очень быстро перемещаются, почти мгновенно кастуют способности, и так же стремительно умирают, если игрок проявил малейшую неосторожность. Опытные игроки заметно отличаются от новичков, и нужно потратить довольно много времени, чтобы сравниться с ними.
В последнее время проект не так популярен, как раньше. Кроме того, он не поддерживает русский язык, что может стать проблемой для некоторых игроков.
MageQuit
MOBA с английского переводится как «многопользовательcкая онлайновая боевая арена», и этими четырьмя словами можно описать всю MageQuit. В ней нет элемента стратегии, как в той же DotA – здесь кучка магов сражается друг с другом на небольшой импровизированной арене, имея в арсенале лишь мощные заклинания. Битва длится 9 раундов, и победителем выйдет тот, у кого длиннее борода, которая растет с каждым убийством.
К особенностям MageQuit можно отнести несколько режимов (командные и одиночные), обилие заклинаний (63 способа устранить врага), чуткое управление как с клавиатуры и мыши, так и с геймпада. Также игра похвастается быстрыми сражениями и приятной графикой.
Battlerite Royale
Необычная смесь MOBA и королевской битвы от разработчиков оригинального Battlerite. На относительно небольшую карту одновременно попадают сорок игроков, которые должны соревноваться друг с другом. Вот только управляют они не однотипными персонажами, а героями с уникальным набором способностей. Местный лут представляет из себя не оружие, а различные усиления.
Battlerite Royale получился очень неоднозначным проектом. С одной стороны, это отличная игра, очень динамичная и быстрая (игры редко длятся дольше пятнадцати минут). С другой, здесь очень высокий порог вхождения, который отпугивает новичков. Однако это отличный проект, самобытный и захватывающий, стоит только хоть сколько-нибудь разобраться в местной механике. Расстраивает только довольно низкий онлайн, из-за чего в каждом матче часть игроков заменяют боты.
Проект подойдёт, если вы любите глубоко погружаться в сложные проекты и побеждать соперников в тяжёлых, но быстрых дуэлях. Кроме того, после вы можете перетянуться уже в обыкновенный Battlerite, в который будет намного легче втянуться.
Eternal Return: Black Survival
Eternal Return: Black Survival – это не только MOBA, но еще и «Королевская битва», и «Симулятор выживания». Механики MOBA будут вам знакомы – так, управлять предстоит героем с уникальными способностями, а прокачка осуществляется так же, как в DotA 2 и League of Legends.
Вот только башни уничтожать не надо – следуя канонам Батл Роялей, эта игра предлагает побороться за выживание с 17-ю игроками на большой открытой карте, занимаясь поиском лучшего снаряжения. Все это приправлено приятной анимешной графикой.
Необычный микс жанров пришелся по вкусу пользователям, судя по десяткам тысяч «очень положительных» отзывов в Steam.
ExoTanks
В ExoTanks на смену героям со способностями пришли танки – все также с уникальными умениями, внешним видом, ролями и механиками. Задумка игры отправляет геймеров в мрачное будущее, в котором крупные корпорации ведут войну за территории Марса посредством железных тигров.
ExoTanks смешивает механики MOBA и шутера – сражения разворачиваются за контрольные точки, а игроки в процессе боя получают опыт, совершенствуют способности персонажей и могут использовать «ульту», чтобы изменить ход матча. На выбор дают свыше 10 боевых машин, которые дополнительно можно кастомизировать.
Blood of Steel
Blood of Steel – эта игра, которая разбавляет жанр MOBA и позволяет игрокам стать предводителями армий различных эпох. Например, вжиться в роль царя Леонида и повести в бой отважных спартанцев, а в бою встретить китайского полководца эпохи Троецарствия. Никакой магии – только суровые средневековые сражения.
Conqueror’s Blade
Это самый необычный проект подборки, который предельно далеко отошёл от жанра MOBA, но при этом сохранил многие его черты. Проект заявляется как MMORPG с командными боями, и на первый взгляд действительно похож на неё, но это не совсем так. Да, здесь есть прокачка, но сводится она, по большей части, к улучшению союзных отрядов. Да, здесь есть командные осады, но на деле они почти не отличаются от Blood Of Steel. Игроки выбирают класс своего персонажа, но он больше напоминает персонажей из все той же BoS, чётко разделённые по ролям, с похожими способностями, просто без имён. А игровой процесс попросту идентичен, он сводится к слаженному управлению собственным отрядом на поле боя и выносу вражеских чемпионов.
Это достаточно необычный проект, в котором интересно бывает устроить большие сражения. Однако он очень казуален и не требователен к индивидуальным навыкам игры, намного больше здесь решает общая тактика и слаженность команды. Поэтому играть в одиночку часто бывает скучно, но вот с постоянной, и желательно большой, группой друзей она показывает себя довольно неплохо.
Heavy Metal Machines
Экстравагантные боевые машины, мощный хэви-метал и яркий постапокалиптический мир – такой набор предлагает игрокам Heavy Metal Machines. Это бесплатная МОБА-игра, вышедшая на ПК осенью 2018 года, стиль которой не только отходит от ставшего традиционным для жанра фэнтези-сеттинга, уступившего место постапокалипсису, но и приносит в игровой процесс ощутимые элементы гонок на выживание, разворачивающихся в разрушенном мире.
Вместо мудрых магов, бесстрашных воителей и прочих живых и мыслящих существ на аренах Heavy Metal Machines сражаются друг с другом бронированные машины, покрытые шипами и пестрыми рисунками. Все доступные тачки обладают уникальным вооружением и способностями. Понятно дело, что за рулем каждого авто находится яркий персонаж с интересной биографией.
Соревнования проходят в командном формате 4х4, где основная цель – загнать бомбу в ворота противника. В игре доступно огромное количество косметических предметов, позволяющих украсить и без того очень яркие и приятные для глаз машины.
Awesomenauts
Попробуйте представить MOBA в двухмерной проекции. Не получилось? Тогда сыграйте в Awesomenauts и расширьте свое воображение. В этом динамичном платформере игроки в командах по 3 человека столкнутся друг с другом на разнообразных локациях будущего. Под управление игроку предлагают взять одного из наемников, который поведет в бой целую армию роботов.
Все элементы MOBA на месте: крипы, классы, модификации, турели, базы и тактические сражения. Правда, зависать над картой, как истинный стратег не получится, ведь Awesomenauts привносит в жанр очень быстрый геймплей платформера.
Demigod
В Demigod умело сочетаются жанры RTS и RPG. Игрокам предстоит взять под управление местных полубогов, которые разделены на два лагеря: полководцы и ассасины. Первые ведут за собой армию юнитов, а вторые действуют самостоятельно, но они гораздо сильнее.
Геймплей стандартен для жанра: выбираем героя и отправляемся на арену крушить соперников и вражескую базу, попутно прокачивая характеристики персонажа и покупая новое снаряжение. Доступно 4 режима: Завоевание, Владычество (аналог Захват флага), Полное уничтожение и Крепость.
AirMech STRIKE
MOBA нового поколения, сочетающая привычные для жанра многопользовательские бои на арене с богатыми стратегическими возможностями. Игрок получает под контроль не только уникального героя (таковыми здесь выступают роботы-трансформеры), но и целую армию футуристических юнитов. То есть, привычные правила MOBA-игры в AirMech удачно дополнены полноценными возможностями RTS.
Визуально игра оставляет приятное впечатление. Хотя оригинал AirMech появился на консолях еще в 2014 году, современная версия для ПК была подвергнута заметным косметическим улучшениям. Сама стилистика выглядит очень ярко: десятки необычных механизированных юнитов, которых можно кастомизировать по своему усмотрению, множество разблокируемых скинов для мехов, плавная анимации и нескончаемый поток сочных боевых спецэффектов.
Art of War: Red Tides
В отличие от привычной MOBA, в Art of War: Red Tides нет героев со способностями. Вместо этого игрок берет роль командира, который постоянно отправляет войска на вражескую базу с целью уничтожить атакующие турели и главное строение.
Впечатляет, что в Art of War: Red Tides в одной битве могут столкнуться до 300 юнитов. Причем бойцы посетили этот мир из различных эпох и вселенных: есть мечники, арбалетчики, огнеметчики, монстры с магией, роботы и многие другие.
Бои часто похожи на то, что происходит в StarCraft. Разработчики не скрывают, что именно карта Desert Strike из этой серии и вдохновила их.
Дилогия Mushroom Wars
Mushroom Wars выделяется в нашей подборке, но она подходит под описание MOBA (т. е. сочетание стратегии, тактики и экономики). Игрок отправится в Грибное королевство, в котором маленькие грибочки ведут нескончаемую войну между собой. Они объединились во фракции и пытаются сокрушить крепости соперников, в чем вы им и поможете.
Игроку предстоит направлять юнитов из одной базы в другую, таким образом, захватывая ее, а также позаботиться о защите своих владений. Сражения длятся 5 минут, но они переполнены действиями, поэтому геймер не заскучает ни на секунду. Милая с виду игра бросает настоящий вызов стратегам.
Купить Mushroom WarsКупить Mushroom Wars 2
Мобильные MOBA
Wild Rift
Официальная Mobile-MOBA от RIOT Games. Wild Rift основана на компьютерной League of Legends, из которой перекочевали персонажи, предметы и руны, весь визуал и основная концепция. Конечно, игру порядочно переработали под мобильные телефоны: продолжительность матча резко сократили, добавили новые и удалили некоторые старые предметы, уменьшили количество башен и доступных рун и многое другое. Получилась динамичная игра, очень быстрая и одновременно вдумчивая, которая даже умудрилась сохранить дух оригинала настолько, что после неё намного проще будет втянуться и в оригинальный LoL.
На данный момент это лучшая мобильная моба, предоставляющая широкие возможности настройки и кастомизации, глубокий и продуманный геймплей, а также прекрасную оптимизацию под огромное количество устройств. У неё очень низкий порог вхождения, поэтому освоить азы очень просто; однако, чтобы научиться играть хорошо и побеждать на средне-высоких рангах, нужно потратить довольно много времени.
Mobile Legends: Bang Bang
Первая мобильная MOBA, получившая широкую известность. Довольно долго она была единственным адекватным представителем жанра на мобильных устройствах. Как и многие китайские проекты, она не стеснялась вобрать в себя элементы уже популярных игр, копируя элементы не только из Доты и Лиги Легенд, но и из проектов другого жанра. RIOT даже подали на них в суд за нарушение авторских прав и выиграли процесс.
В целом это типичная моба, с кучей персонажей, линиями, башнями и лесом. На персонажей можно покупать облики, а их самих нужно открывать за внутриигровую валюту (или реальные деньги). Загвоздка в том, что некоторые донатные вещи дают непосредственный бонус в матчах, хотя и не позволят выиграть нажатием одной кнопки. Игроки часто жалуются на отсутствие в Mobile Legends: Bang Bang нормального баланса: постоянно вводятся новые герои, и каждый раз именно они оказываются сильнейшим пиком, и вокруг них и собираются сетапы. Всё это не помешает, если вы собираете периодически играть в своё удовольствие, но вот на серьёзные соревновательные матчи здесь можно не рассчитывать.
Arena of Valor
Проект, крайне популярный на западе и незаслуженно пропущённый на территории СНГ. Это классическая мобильная моба, отличающаяся от конкурентов куда большей оригинальностью. Она пытается не плагиатить или откровенно заимствовать, а творчески подходить к созданию персонажей. Конечно, определённые пересечения имеются, особенно среди раннего наполнения игры, есть даже почти полностью скопированные персонажи, но по большей части разработчики пытаются создавать оригинальный контент.
Arena of Valor известна огромным количеством необычных коллабораций. Мало того, что они вводят для некоторых чемпионов образы персонажей из Bleach, Sworld Art Online и других медиа проектов, так ещё и выпускают полноценных тематических персонажей, например Джокера, Бэтмена и Супермена из вселенной DC. Это отличный проект, подходящий для широких масс игроков, и довольно простой в освоении.
Vainglory
Vainglory существует с 2014 года на iOS и Android, а в 2018 получила клиент и на РС. Последний прожил всего несколько лет и закрылся, но мобильная версия до сих пор доступна. Поначалу в ней все режимы крутились вокруг только одной линии и общего леса, но со временем разработчики добавили и полноценные режимы с тремя линиями. Теперь это довольно сложный проект, с которым в этом может потягаться только Wild Rift: здесь реализованы ластхиты, башни поначалу довольно трудно снести, и поэтому присутствует полноценная лейнфаза. Большинству конкурентов остаётся только завидовать.
Довольно существенно, что Vainglory – первая киберспортивная дисциплина на мобильной платформе. Да, турниры не столько широко освещаются и приносят победителям не столь много денег, но сам этот факт заслуживает уважения.
Dungeon Hunter Champions
Мультиплатформенная MOBA, портированная на ПК с мобильных устройств. С этим связана главная особенность геймплея Dungeon Hunter Champions, которая, безусловно, придется по душе самым ленивым геймерам – автоматические бои. Конечно, можно обойтись и без него, если вам по душе бесконечный однообразный гринд.
Главный герой – призывать, способный призывать Чемпионов для участия в Вечном соревновании. Всего в Dungeon Hunter Champions доступно более двух сотен чемпионов – уникальных героев с собственным набором умений. Сражения могут проходить как против других игроков в формате 5х5 или 25х25, так и против рейдовых боссов.
Закрывшиеся, но достойные представители жанра
DotA:AllStars (Warcraft 3)
Warcraft 3 прославился многими своими качествами, дифирамбы которым вы сможете найти в любой статье про неё. Но одна из них – редактор карт, породила знаменитый режим Defence of the Ancient, более известный как DotA: Allstars, а вместе с ним и целый жанр MOBA игр.
Здесь впервые появились элементы, которые мы увидим в большинстве других проектов: три линии, на которых расставлены башни, и по которым движутся волны миньонов; бараки, при разрушении которых они усиливаются; лесные монстры и ключевой объект – Рошан, убийство которого даёт серьёзное преимущество команде. Ну и, конечно, Древние – ключевые строения, от разрушения и защиты которых зависит исход матча.
Игроки впервые получили в распоряжение многочисленных персонажей с уникальными статами и способностями, среди которых особое место занимал ультимейт – ключевое заклинание, способное перевернуть ход всего сражения. И до сих пор многие игроки считают эту карту лучшей из всех существующих и, не смотря на существование более современных аналогов и прямого продолжения, находят способы регулярно играть в неё.
Heroes of Newerth
Первый продолжатель знаменитой карты для Warcraft 3 – DotA: All Stars. Поначалу проект механически копировал все элементы, но со временем разработчики изменяли механики, вводили новых героев и дорабатывали имеющихся, меняли карту и мобов и делали ещё много разного. В результате получился вполне самостоятельный проект, полюбившийся многим игрокам как в России, так и на Западе. Для многих именно Heroes of Newerth стал первой моба-игрой, привившей неподдельную любовь к жанру.
Проект просуществовал почти пятнадцать лет и закрылся только в 2022-м году. А верные фанаты настолько привыкли к нему, что тут же создали неофициальные сервера, а некоторые даже стали делать кастомки для DOTA 2, уподобляю ХоНу местные механики. Что с проектом будет дальше – неизвестно, но ясно одно: официальные сервера закрыты, и вряд ли это изменится. А нам остаётся только пролить скупую слезу по одному из столпов MOBA-жанра.
Strife
Попытка разработчиков Heroes of Newerth создать классическую MOBA, изменив при этом некоторые элементы. Проект старались сделать предельно дружелюбным, настраивающим игроков на командную работу и щадящий всех членов команды. Добивания крипов здесь приносили золото всем союзникам поблизости, полностью нивелируя конкуренцию за ресурсы. Каждый персонаж мог раскрываться по-разному в зависимости от кучи разных механик (тут был даже питомец, который везде бегал за хозяином, имел собственные способности и рос в уровне). А ещё во время матча был отключен общий чат, чтобы соперники не могли поругаться.
Strife получился неоднозначным проектом. С одной стороны, в нём было море интересных механик, оригинальных персонажей и дизайнерских (в том числе геймдизайнерских) решений. С другой, S2 Games несколько не угадали с аудиторией: фанаты этого жанра в массе как раз любят соревнование и жесткую конкуренцию, и ослабление их скорее отталкивало серьёзных игроков. В итоге проект закрылся, просуществовав чуть более четырёх лет. Сегодня о нём даже мало кто слышал. Тем не менее, это был достойный проект, не побоявшийся рискнуть и впервые ввести в жанр новые механики, часть которых только сейчас перенимают и крупные проекты (только постепенно, чтобы не сильно нервировать игроков).
Paragon
Action-MOBA от третьего лица от Epic Games. В своё время она захватила игроков своей красочностью и проработанностью. Персонажей было не много, но они отлично выглядели, звучали и игрались; в игре был вертикальный геймплей, и карта была разработана так, чтобы участники матча могли тактически размышлять и создавать необычные стратегии. Разработчики умудрились ввести в игровой процесс карточную систему, которая добавляла элемент случайности: вы могли собрать колоду перед сессией и периодически доставали из неё карты усилений. Во всех отношениях это был очень успешный проект, который, хотя и не обещал однозначно затмить конкурентов, но прочно занял свою нишу и постепенно расширялся.
Но всё-таки Paragon закрылся. Почему? Потому что вышел Fortnite и выстрелил так, как сами разработчики не ожидали. Поэтому они бросили все силы на поддержку и доработку вирусного и кассового проекта, а мобу, которая требовала много ресурсов, просто закрыли. К счастью фанатов, все файлы проекта выложили в открытый доступ и предоставили другим возможность возродить проект или сделать что-то на его основе. Несколько команд взялись за эту работу и достигли разных успехов. Однако сервера оригинальной игры ныне закрыты, и вряд ли Epic Games когда-нибудь снова их возродят.
Gigantic
Оригинальный MOBA-шутер от небольшой студии. Его разработка была сопряжена с огромными неприятностями, и несколько раз компания была на грани закрытия. Но всё-таки удалось найти издателя, получить необходимое финансирование и выпустить проект. Игроки получили быстрый игровой процесс, в котором во главе угла стояла скорость реакции. У каждой команды был свой страж – огромное сказочное существо – которое нужно было защищать. При выполнении условий, вражеский страж становился уязвим, и по нему можно было наносить урон.
Местные персонажи выглядели очень оригинально, а их игровой процесс был не похож на таковой у конкурентов. Разработчики честно создавали свой собственный продукт, не пытаясь скопировать что-то у других. Кроме того, они довольно щадяще подходили к монетизации, поэтому приличное количество донатной валюты попросту давали за поднятие уровня аккаунта. А ещё выпускались регулярные обновления, добавлялись карты, персонажи и образы. Почему в итоге проект закрылся – непонятно, но он был и остаётся самым красивым и оригинальным моба-шутером из всех существовавших.
Solstice Arena
Командная арена, попытавшаяся творчески переработать жанр. Матчи здесь проходили в формате 3х3, линия была всего одна, но миньонов и лесных монстров на карте нет. Вместо этого в самом центре стоял сундук с золотом, за который и сражались игроки. Команды должны были грамотно переиграть соперника, проредить вражеские ряды и освободить себе время на захват золота. Только после получения определённого преимущества можно было начинать пушить башни.
Solstice Arena – занятный проект, практически отказавшийся от сложной экономики и медленного набора преимущества, и сделавший упор на постоянные драки. Возможно, он был слишком необычен на фоне конкурентов, возможно сказались внутренние проблемы компании-разработчика, точно неизвестно. Однако со временем большинство игроков покинуло сервера, и проект пришлось закрыть. Но, не смотря на неудачу, он остался в истории MOBA как занятный эксперимент, к сожалению не нашедший свою аудиторию.
Royal Crown
Royal Crown была похожа на Eternal Return – эта игра также совмещала идеи MOBA и «Королевской битвы» и имела приятную анимешную графику. Боевая система вам уже знакома – управляем персонажем (коих здесь было 20 штук) с видом сверху, прокачиваем его способности и экипировку и используем смекалку и хитрость в бою. Добавляем к этому высадку с самолета, открытую карту, несколько режимов (в одиночку, в команде) и тот факт, что лишь один выйдет победителем из этой битвы, и получаем интересную вариацию «МОБА».
Игра имела смешанные отзывы в Steam, но лишь потому, что российские игроки испытывали проблемы с пингом и негодовали от отсутствия родного языка. Хотя вряд ли именно это стало причиной её закрытия.
Prime World
Prime World зависла во времени и пространстве, так и не сумев определиться, чем хочет быть. Позвольте напомнить, что жанр MOBA ответвился от классической стратегии в реальном времени (RTS), где нужно было строить и добывать, развиваться и воевать. Классическая MOBA (вы понимаете, о каких играх идет речь) полностью лишена первых двух аспектов, зато вторые два возведены в абсолют. Prime World, однако, решила воплотить все четыре.
Как догадываетесь, получилось не слишком феерично. Сама задумка хороша, и видно, что разработчики искренне скучают по RTS и не хотят, чтобы этот жанр канул в лету (а он после короткого возрождения интереса пару лет назад снова там оказался). Правда, они зачем-то еще добавили концепцию борьбы за территории из азиатских MMORPG и… мини-игры! Серьезно, кому придет в голову решать какие-нибудь пазлы посреди напряженного противостояния? Ответ, впрочем, в том, что напряженного противостояния-то и нет. Prime World больше остается похожей на стратегию, в которой друзья договорились «сначала развиться» и «слишком быстро не заканчивать».
Rise of Legions
Бесплатная MOBA-игра, в чьей механике гармонично соединились принципы RTS и ККИ. Главная цель осталась без изменений – игрок должен добраться до базы противника, расположенной в противоположенном конце карты, и уничтожить ее. Перед началом игры он самостоятельно формирует колоду, представляющую собой юнитов и боевые заклинания, с помощью которых он и будет достигать поставленных целей.
Все доступные карты разделены на 3 фракции: Белый легион, использующий магию света с защитными и исцеляющими заклинаниями, в рядах которого состоят закованные в доспехи рыцари и меткие лучники; Зеленый легион, олицетворяющий собой силы природы с могучими энтами и шустрыми саженцами, чья магия предлагает долгосрочные эффекты исцеления и возможность обездвижить противника; Черный легион, позволяющий призывать тварей бездны, а также замораживать и ослаблять юнитов оппонента.
Wide Cross
Разработчики Wide Cross постарались сделать свою MOBA как можно более проще, адаптировав управление, правила и интерфейс «для самых маленьких». И у них это получилось – освоить игру можно буквально с первых минут, что позволит моментально погрузиться в динамичный игровой процесс.
По геймплею Wide Cross представляет собой стандартную МОБА с башнями, крипами, базами и обилием героев. Бои, за счет упрощенного игрового процесса, получились очень короткими, и это большой плюс, ведь обычно один матч в DotA 2 или League of Legends длится по 40 минут.
Vainglory стала доступна на ПК
Спасибо, поправили
Ну хоть не поставили ЛоЛ на месте так 4-м как некоторые другие, ведь обе игры оч популярные, но по мне людей в снг меньше чем во всей Европе, Америке так что лол массовее, вот лично я, когда был ребёнком и жил в Европе, даже не играя в лол, видел насколько он популярен и знал про него много от друзей и знакомых, а приехав в Россию, заметил, что из всех моих знакомых ни один лолер, а дотеров больше 20, и очень сильно удивлялся, но потом понял причины всего этого.
прайм ворлд(((((((((((((((((((((((((((((((((((((((((((((