Half-Life (1999)
Открывает наш список знаменитая Half-Life – игра, с которой началось восхождение Valve к игровому Олимпу. Банальный для современного геймера шутер о вторжении пришельцев через портал, созданный в результате неудачного научного эксперимента, в 1998 году просто взорвал индустрию – все благодаря инновационному повествованию и захватывающему сюжету, что было новинкой для жанра на то время. Скриптовые сцены внутри игрового процесса погружали игроков в историю, создавая невероятный эффект присутствия.
Впрочем, и другие элементы шутера, от дизайна локаций и перестрелок до интерактивности окружения и головоломок, были выполнены на должном уровне. Как итог – высокие оценки критиков и геймеров, огромнейшее влияние на жанр и заслуженное место во всевозможных топах величайших игр всех времен.
Counter-Strike (2000)
Первая версия Counter-Strike была создана не Valve – изначально это был мультиплеерный мод для Half-Life, разработанный энтузиастами Минем Ле и Джессом Клиффом. И этот обеспечил им работу в компании: обратив внимание на популярность CS, Valve позвала моддеров к себе, а также обеспечила игре техническую и материальную поддержку.
Чем же Counter-Strike привлекла аудиторию? Шутер стал успешным благодаря интенсивному геймплею, обилию тактических приемов, хорошему балансу карт, а также крайне простым правилам игры, которые усваивались буквально ко второму-третьему сетевому матчу. И снова игра оказала влияние на жанр, поспособствовав популяризации киберспорта.
Day of Defeat (2003)
Еще одна популярная мультиплеерная игра также родилась из мода к Half-Life. И здесь Valve не упустила перспективный проект, пригласив разработчиков работать в студии и выпустив Day of Defeat в качестве отдельного тайтла.
Шутер в сеттинге Второй мировой войны предлагал игрокам сражаться друг с другом, используя несколько классов персонажей и различное оружие. Продуманный баланс сторон позволял игрокам полагаться на командную тактику и скилл, а большой выбор карт и режимов (включая пользовательские) обеспечивал проекту огромную реиграбельность. В 2005 году игра была обновлена, перейдя на движок Source.
Counter-Strike: Source (2004)
Ремейк Counter-Strike, выполненный на движке Source, получивший редизайн карт и ряд геймплейных нововведений. Не все изменения понравились поклонникам классического шутера, но тем не менее переиздание пользуется успехом как среди геймеров, так и у моддеров, стабильно выпускающих новый контент к игре. Впрочем, по данным SteamCharts, в Counter-Strike: Source играет меньше людей, чем в оригинальную Counter-Strike.
Half-Life 2 (2004)
Наверное, величайшая игра от компании Valve, шутер, завоевавший множество наград и положительных отзывов, важная веха в игровой индустрии и просто шикарное приключение, постоянно подбрасывающее геймерам все новые и новые интересные ситуации.
Чем же Half-Life 2 заслужила столько похвал? Многими своими составляющими. Увлекательным повествованием, которое ставит игрока в центр разворачивающихся событий. Впечатляющим взаимодействием с окружением и продвинутой физикой, что до сих пор является редким явлением в видеоиграх. Хорошим искусственным интеллектом, который делает сражения с врагами непредсказуемыми и захватывающими. Наконец, высокой степенью погружения в мир, где объединились элементы фантастики, постапокалиптики и антиутопии.
Half-Life 2: Episode One (2006)
Первое самостоятельное дополнение к Half-Life 2 из запланированных трех. Здесь разработчики сосредоточили историю на побеге из Сити-17, а также сфокусировали геймплей на взаимодействии с Аликс Вэнс, очаровательной спутницы Гордона Фримена. Для этого авторы существенно улучшили ИИ Аликс и добавили множество ситуаций, в которых оба персонажа не смогут обойтись без помощи друг друга. В результате получилось запоминающееся путешествие с яростными перестрелками и интересными головоломками.
Half-Life 2: Episode Two (2007)
Второе самостоятельное дополнение к Half-Life 2. Здесь Valve предоставила игрокам возможность исследовать просторные локации на новом автомобиле, а также поучаствовать в напряженной обороне базы от наступающих сил Альянса. Игра получилась не менее захватывающей, чем предыдущие части, но в финале оборвала историю Half-Life на полуслове – третий эпизод мы так и не увидели.
Team Fortress 2 (2007)
У серии Team Fortress любопытная история: первая часть была модификацией к Quake, а затем переработана в качестве отдельной игры компанией Valve.
Сиквел разрабатывался долгих девять лет, причем за это время авторы неоднократно меняли концепцию и визуальный стиль проекта, отказавшись от реалистичного военного сеттинга в пользу мультяшного. Противостояние забавных героев и общая легкомысленная атмосфера Team Fortress 2 пришлись аудитории по душе, но еще больше поклонников шутер получил после добавления косметических аксессуаров (знаменитых шляп) и перехода на free-to-play. В результате игра до сих пор живее всех живых, демонстрируя высокий онлайн и неугасающий интерес со стороны любителей мультиплеерных развлечений.
Portal (2007)
И еще одна игра от талантливых энтузиастов, которых Valve Corporation вовремя приметила и взяла под свое крыло. Прообразом Portal стала головоломка Narbacular Drop, разработанная студентами. После презентации игры в офисе Valve авторам тут же было предложено место в компании.
Portal запомнилась игрокам не только интересными задачками с использованием порталов и соблюдением законов физики. Не меньше интереса вызвали сюжет игры (частично связанный с Half-Life 2) и антагонист в лице ИИ GLaDOS, который стабильно занимает ведущие позиции в рейтингах лучших злодеев в истории видеоигр.
Left 4 Dead (2008)
Мультиплеерный хоррор Left 4 Dead изначально создавался студией Turtle Rock Studios, но позже к процессу подключилась и Valve, в результате чего шутер стал плодом совместной работы.
Здесь авторы реализовали сразу несколько хороших идей. Во-первых, кооператив, идеально подходящий для поклонников совместной игры. Во-вторых, «умных» ботов для игроков-одиночек. В-третьих, мультиплеер, где геймеры могли почувствовать себя в роли не только выживших, но и зараженных. Наконец, в-четвертых, ИИ-режиссера, который создавал неповторимые ситуации, что обеспечило проекту отличную реиграбельность. Все это в сумме дало качественный зомби-шутер, популярность которого затмил только его же сиквел.
Left 4 Dead 2 (2009)
«Идеальная» вторая часть: все то же, что и в Left 4 Dead, только больше, лучше, качественнее. Игроделы улучшили графику, анимацию и физическую модель, добавили новых персонажей, кампании, оружие и зараженных, доработали геймплей. Как итог – высокие оценки от критиков и геймеров и большие продажи. Благодаря не надоедающему игровому процессу и пользовательским модам шутер остается на плаву и по сей день.
Alien Swarm (2010)
Бесплатный командный шутер на Source, созданный разработчиками из Valve как дань уважения к одноименной модификации для Unreal Tournament 2004, которую они же когда-то и выпустили.
Alien Swarm – это совместное приключение для 2-4 игроков, в котором им предстоит сражаться с ордами пришельцев, используя персонажей нескольких классов и различное вооружение. Бесплатность, кооператив, динамичный геймплей и встроенный редактор уровней – вот те столпы, на которых держится популярность проекта.
Portal 2 (2011)
Если первый Portal был эдакой «пробой пера», трехчасовым приключением, то сиквел – это уже дорогой блокбастер с захватывающей сюжетной кампанией и веселым кооперативом. Еще больше головоломок, еще больше юмора, еще больше невероятных событий, а также долгожданное раскрытие вселенной и отсылки к Half-Life – это то, что обеспечило Portal 2 внимание сообщества, высокие оценки и отличные продажи. Если вы по какой-то причине пропустили эту игру, то мы настоятельно рекомендуем ознакомиться с ней – даже если вы не относитесь к поклонникам жанра.
Counter-Strike: Global Offensive (2012)
Очередная итерация серии Counter-Strike, окончательно оформившаяся в качестве киберспортивной дисциплины – с известными командами, большими призовыми фондами и крупными турнирами.
Геймплейно Global Offensive остается близкой к предыдущим выпускам линейки, с поправкой на улучшенную графику, изменения баланса и некоторые нововведения, вроде появления коктейлей Молотова. Зато в плане контента игра значительно превосходит предшественниц: игрокам доступен большой выбор карт и режимов, включая «королевскую битву». Причем, начиная с декабря 2018 года, все это предлагается в Steam абсолютно бесплатно.
Dota 2 (2013)
Среди всех игр от Valve в этом списке только одна не была основана на чужом интеллектуальном труде – Half-Life. Все остальные, в том числе Dota 2, вовремя подсмотрены компанией среди пользовательских модификаций и адаптированы для выхода в качестве отдельных игр.
Так, Dota 2 выросла из мода к WarCraft III от энтузиаста, известного под ником IceFrog. Valve наняла разработчика модификации для создания полноценного проекта, и результат превзошел все ожидания: Dota 2 стала чрезвычайно популярной, в итоге оформившись в качестве одного из лидеров жанра MOBA, разделив этот титул с League of Legends. Можно долго ругать токсичность геймерского сообщества «Доты», но нельзя не признать успешность игры, которая была достигнута за счет глубокого тактического геймплея в совокупности с крайне простыми правилами, большого количества контента (в том числе пользовательского) и ориентированности на киберспорт.
Dota Underlords (2019)
Последняя позиция в нашей подборке – самостоятельная версия мода Dota Auto Chess для Dota 2 (по сути, игра, основанная на модификации к игре, которая основана на модификации к игре – тройное комбо). Dota Underlords – это своеобразные шахматы с героями из Dota 2, предлагающие геймерам сражаться в сетевых матчах на РС и мобильных платформах. Возможно, это не то, чего ждут игроки от Valve, но это определенно то, что принесет Valve кучу денег – а значит, жаждущие Half-Life 3 могут еще немного потерпеть.
Игры от Valve с цифрой «3» в названии уже давно превратились из забавных мемов в несмешные шутки. Последний хороший сюжетный проект от нее вышел в далеком 2011 году, а завершения истории Half-Life мы можем и не дождаться.
Конечно, много ресурсов у компании отнимает поддержка мультиплеерных игр, работа над Steam, создание инновационных гейминг технологий (вроде Steam Controller или Steam Link), однако все же как хотелось бы вернуть те времена, когда Valve гремела анонсами хитов, гарантирующих нам незабываемые приключения. Мы не вправе указывать Гейбу Ньюэллу и его команде вектор развития корпорации, но хотя бы будем продолжать надеяться на продолжение горячо ожидаемых историй.