- Разработчик: Firaxis Games
- Издатель: 2K
- Дата выхода: 24 апреля 2020 года
Прошло пять лет после событий XCOM 2. Пришельцы побеждены, Старейшины отступили, но мир уже не будет прежним: людям приходится учиться жить бок о бок с представителями других рас. Город-31, в котором разворачивается действие Chimera Squad, стал экспериментальной моделью общества, в котором хозяева и гости планеты Земля мирно существуют вместе. На первый взгляд, это царство всеобщей толерантности и взаимопонимания, где те, кто еще недавно вели войну на уничтожение, теперь дружат, ходят в кафе и, возможно, даже заводят межрасовые семьи.
Однако за внешним лоском кроется неприглядная правда: в Городе-31 действуют подпольные ячейки фракций, стремящихся то к реваншу, то к мировому господству. А на фоне маячит еще более крупная угроза. Длинные руки террористов дотягиваются до мэра города, и теперь оперативникам полицейского отряда «Химера» предстоит провести расследование и вывести преступников на чистую воду.
Каждый из попавших в подчинение игроку персонажей может похвастать детальной биографией и уникальным характером. Каждого из них задела война, и раньше они находились по разные стороны баррикад. На этих противоречиях можно было выстроить интересную историю, сделать настрой игры мрачным, возможно, даже посвятить пару миссий конфликтам внутри команды. Но нет – герои способны лишь вяло подкалывать начальство и друг друга, не рискуя сделать что-то большее. Такая дисциплина впечатляет, однако сценаристы могли бы развить потенциал заданных ими же начальных условий.
Впрочем, если абстрагироваться от личностей персонажей (раз уж они никак не влияют на сюжет), перед нами вырисовывается весьма любопытная игра. Это все еще XCOM, но более камерный, где война за планету и будущее человечества уступила место полицейскому расследованию в масштабах мегаполиса.
Вместо глобуса Земли здесь небольшой штаб, в котором можно выбрать снаряжение и назначить персонажей на следующее задание (в БТР могут поместиться только четыре оперативника). Здесь же проводятся исследования, тренируются бойцы, покупаются гаджеты (на складе и черном рынке). Героев можно не только отправлять на миссии, но еще и прикреплять к дополнительным активностям: например, приказать патрулировать город или встретиться со спонсорами, что даст некоторое количество местной валюты – кредитов, элерия или разведданных. А еще необходимо следить, чтобы в городе не поднимался уровень анархии (для этого нужно распределять по районам полевые отряды, выполнять сюжетные и второстепенные миссии): если шкала заполнится до конца, операция будет провалена и придется начинать сначала. В общем, забот в игре хватает, хоть и не настолько глобальных, как в предыдущих выпусках XCOM.
Традиционно для серии, стратегический геймплей XCOM: Chimera Squad чередуется с тактическим – собственно, сражениями. И здесь проявляется главное нововведение игры – штурм. Как в настоящих полицейских миссиях, нужно расставить бойцов по точкам: например, парочку – возле главной двери, одного около окна и еще один пускай взломает дверь черного входа. Каждая из этих точек дает определенные бонусы и штрафы: к примеру, первый вбежавший оперативник гарантированно попадет в цель, но у замыкающего после выстрела оружие будет выведено из строя.
Грамотно проведенный штурм существенно повысит шансы на успех операции, позволив проредить врагов еще до начала боя. Пренебрегать планированием не стоит, особенно на высоких уровнях сложности. Если сосредоточить огонь на готовых сразу дать отпор противниках (они отмечены красным), то можно избежать лишних повреждений.
После фазы штурма начинается привычное для ХСОМ сражение, но и здесь есть новинка – теперь ходы бойцов игрока чередуются с ходами команды противника (как в, например, Divinity: Original Sin), и это вносит коррективы в тактику. Нужно постоянно перехватывать инициативу, оглушать и убивать тех врагов, которые стоят ближе остальных в очереди, пользоваться способностями, позволяющими вмешиваться в очередность действий.
В остальном правила стандартны: по два действия на персонажа, завершение хода после выстрела, клетки, по которым перемещаются бойцы, укрытия, режим наблюдения, даже раздражающие промахи при 98% вероятности попадания во врага. Локации – небольшие клетушки, где и гранату толком не бросишь, не задев своих или гражданских, оказавшихся в эпицентре боя. Тактики в результате стало меньше, зато матчи длятся не дольше десяти минут.
Так как игра стала более камерной, то и оперативники здесь не безликие представители заданных классов, а герои (по этой причине, кстати, им нельзя сменить внешность, за исключением раскрашивания брони в разные цвета) с уникальными способностями. Псионик Вердж умеет выдергивать противников из-за укрытий и ввергать вражеских бойцов в состояние ярости, штурмовик Терминал поддерживает группу с помощью дрона «Гремлин», а агент Зефир полагается на ближний бой, раздавая удары направо и налево. По мере накопления опыта персонажи открывают новые способности, а тренируясь в специально отведенном месте, удаляют шрамы и прокачивают характеристики вроде здоровья, уклонения, критического урона и так далее.
Увы, сражаться в XCOM: Chimera Squad приходится не только с террористами, но и своенравной камерой, из-за которой мне доводилось не один раз промахиваться мимо нужной клетки. Не менее неприятны баги и регулярные вылеты, которые разработчики не починили даже спустя несколько дней после выхода. Наконец, мне совершенно не понравилась рваная «мультяшная» анимация персонажей. Есть вопросы и к атмосфере, и к сюжету, и к отсутствию дорогих кат-сцен (особенно на контрасте с вышедшей «по соседству» Gears Tactics).
Тем не менее это игра, которой можно уделить внимание. Она вписывается во вселенную ХСОМ, стоит недорого, поддерживает моды (ждем Long War) и займет вас на 15-20 часов. Не ждите от нее слишком многого – и тогда получите удовольствие.