- Разработчик: Firaxis Games
- Издатель: 2K
- Дата выхода: 29 мая 2020 года (Switch)
С возвращением, командир!
На самом деле, как давний фанат серии X-COM (еще с тех пор, когда в названии ставили дефис) и пошаговых стратегий вообще, хотел бы сделать два замечания.
Во-первых, XCOM (любую часть) не вполне корректно называть исключительно пошаговой стратегией. Игра разделена на две составляющие, стратегическую и тактическую, и пошаговой является только последняя. Конечно, именно сражения формируют душу серии, но глобальный режим, где ведется все планирование и менеджмент, с игровой точки зрения ничуть не менее важен – без сильной экономики и науки у ваших бойцов практически не будет шансов. И эта часть игры разворачивается в реальном времени, хоть им и можно управлять.
Во-вторых, коллекцией XCOM 2 на Switch можно назвать с большой натяжкой. Сборник включает в себя две версии одной игры – базовую XCOM 2 и ее же с аддоном War of the Chosen. Выбор делается еще до главного меню (в нем тоже можно), между собой прохождения никак не пересекаются.
Как известно, War of the Chosen полностью включает в себя всю базовую игру, значительно дополненную новым контентом, возможностями и механиками. Зачем в таком случае играть в базовую – мне не вполне понятно. На фоне вышедших параллельно коллекций Borderlands и BioShock логичнее бы смотрелась связка War of the Chosen и Enemy Within (аналогичная переработка для первой части XCOM).
Как и с другими подобными релизами, углубляться в подробности сюжета и сеттинга особого смысла нет – игра не то чтобы новая, большинство в нее уже играло на ПК и других консолях. В двух словах – игрок возглавляет организацию XCOM, сражающуюся за освобождение Земли, захваченной пришельцами (независимо от того, как вы прошли первую часть – и за что только мы сражались на вражеском флагмане?…).
Волнующий многих вопрос о том, стоит ли портировать на Switch такие игры и кто в них будет играть, тоже не будем обсуждать долго. На мой взгляд, вполне стоит – играли все-таки не все, реиграбельность хорошая, да и новая платформа во многом удобнее.
Управление и геймплей
Удобство здесь действительно на высоте. Управление в портативе реализовано прекрасно – все, кто боится играть в стратегии без мышки, может быть спокоен. Все сделано логично и интуитивно, где не интуитивно – там подписано. Курсор двигаем левым стиком, камеру – правым, подтверждаем нажатием A, в меню входим по ZR. Выбор и переключение – L и R. Шрифты – извечный больной вопрос портатива – мелковаты, но вполне читаемы.
Поразительной скорости, достижимой только на мыши, здесь не требуется – в пошаговом режиме «без вас не начнут», а в глобальном гораздо важнее планирование на уровне концепции, чем быстрота отдельных движений. Маленьких недостатков всего два: нельзя плавно менять ракурс камеры (доступно только четыре заданных угла) и нельзя вручную прокручивать длинные тексты – приходится ждать или понимать смысл примерно.
Фирменный «икскомовский» геймплей тоже полностью сохранен.
Все многообразие механик и все их тонкости, все сюжетные события и нюансы менеджмента, все тактическое разнообразие, благодаря которой каждое сражение превращается в невероятную шахматную партию на огромной доске и с индивидуально подбираемыми фигурами, — все честно перенесено в портативный формат.
Не забыли и о кастомизации – здесь можно настроить внешность, голос и прочую косметику для КАЖДОГО вашего бойца и даже назвать их в честь коллег или одноклассников. Хотя я всегда предпочитал даже не трогать эти настройки – так бойцы воспринимаются более полноценными и живыми.
Отдельно отмечу приятный бонус в виде русской локализации. К сожалению, без озвучки, даже с выбором опции соответствия голоса бойца его национальности – особенно забавно это выглядит, когда на чистейшем английском говорит, например, боец по имени Максим Малахов с триколором на спине.
С другой стороны, это совершенно не мешает игре и можно объяснить сюжетно – в международной команде в любом случае придется общаться на одном языке, с большой долей вероятности именно английском. А вот текста в игре действительно много, практически всегда важного с игровой точки зрения – и здесь локализация многих выручит и откроет игру для более широкой аудитории.
Техническая часть
К сожалению, как временами случается с портами на Switch, не обошлось без проблем. Причем исключительно технического характера – оптимизация в игре хромает.
В первую очередь стоит сказать о графике. Поначалу игра обманчиво завлекает предварительно отрендеренной вступительной кат-сценой – она не то чтобы поражает, но выглядит очень красиво, плавно и как-то «лампово» — но после этого как будто бы расслабляется. Конечно, XCOM 2 далеко до таких икон «мыльной» картинки, как Outer Worlds, но с «мылом» сталкиваешься настолько часто, что не замечать не получается. Особенно грустно, когда оно проявляется в некоторых меню и затрагивает даже тексты.
Следующий прискорбный момент – проблемы с быстродействием. Игра периодически ощутимо подтормаживает, особенно в различных анимациях высадки, рывков и прочих моментов, добавленных ради эпичности и драматизма, когда камера приближается к бойцу. Часто встречаются замедленные реакции в стратегическом режиме. Тут мало что можно сказать в оправдание – консольная игра, портируемая на заранее известное железо, должна выдавать стабильные 30 FPS. Это просто не обсуждается.
Последнее, чем игра расстраивает (как будто уже сказанного мало) – это время загрузки. Конечно, Switch – не самая мощная консоль в плане железа, но почти полторы минуты на загрузку каждой миссии – это явный перебор. Я не поленился засечь время – черный экран с вращающимся значком «радует» секунд 40, после чего мы еще 20 секунд наблюдаем анимацию «перемещения к точке высадки», а потом очередные 20 – смотрим анимацию десантирования. Могу ошибаться, но с большой долей вероятности все эти анимации тоже сделаны для маскировки загрузки.
Заключение
XCOM 2 – игра замечательная. Это было известно задолго до ее выхода на Switch, и главной задачей порта было скорее не испортить то, что было. К сожалению, это удалось не во всем – техническая реализация оставляет желать лучшего. Но игра настолько здорово перенесена в портатив в плане механики и геймплея, что даже несмотря на проблемы с графикой и быстродействием ее по праву можно назвать одной из лучших стратегий на Switch. Если не лучшей.