- Разработчик: Dark Crystal Games
- Издатели: Prime Matter, Black Tower Entertainment, Koch Media
- Дата выхода: 7 сентября 2021 года
История повторяется – глядя на Pathfinder: Wrath of the Righteous и Encased, я не могу удержаться от их сравнения. Точно так же, как пару десятков лет назад сравнивал Baldur’s Gate и Fallout. В те времена «высокое фэнтези» Забытых Королевств казалось мне привлекательнее постъядерной романтики, сегодня практически в равной степени «зашли» обе игры. Поэтому пришлось оторваться от сильно затянувшей Pathfinder… чтобы еще сильнее затянуться в Encased и поделиться своими впечатлениями в этом обзоре.
Апокалипсис в песочнице
Сеттинг Encased заявлен как полностью оригинальный, и формально это действительно так. Альтернативные 1970-е годы с приблизительно такими же технологиями, в которых Холодная война завершилась практически одновременно с «горячей» Вьетнамской, потому что где-то в пустынном захолустье был найден странный объект под названием Купол, созданный то ли пришельцами, то ли древней цивилизацией, которую окрестили Праотцами.
Страны забросили давние распри и создали международную корпорацию под названием CRONUS, единственной целью которой стало исследование Купола – нового фронтира человечества, щедро набитого многообещающими с точки зрения науки артефактами – реликтами. Самым замечательным в этом фронтире стало то, что он не требовал никаких глубоководных погружений или космических перелетов, а располагался в ограниченном пространстве на суше – эдакая гигантская песочница.
Но была и обратная сторона – попав в Купол, ни одно живое существо не могло выбраться обратно. Грузов это не касалось, и они исправно вывозились в беспилотном режиме. Реликты существенно продвинули технологический уровень человечества и стали выгодным бизнесом – вокруг Купола вырос целый город, а поток добровольцев, желающих отправиться на новый фронтир человечества, практически не иссякал, хоть это и была дорога в один конец. Одним из таких добровольцев оказывается и персонаж игрока, которого можно создать самому или выбрать из предложенных готовых вариантов.
Может возникнуть закономерный вопрос, где же тут постапокалипсис. Конечно, Купол – не самое гостеприимное место, где хватает радиации, опасных аномалий в духе чернобыльской Зоны и не самых дружелюбных существ, но поначалу мы выполняем вполне будничные и обыденные задачи, пусть и со скидкой на особенности региона. Однако, практически сразу все «встает на свои места»: прямо у вас на глазах происходит выброс вихря энергии непонятной природы, который приводит к огромным жертвам, разрушениям и потере связи с внешним миром.
Вы просыпаетесь – как оказалось, через два года – и теперь видите перед собой совершенно типичную для постапокалиптического сеттинга картину. Разрушения, бандиты, мутанты, странный религиозный культ, квазигосударственные формирования выживших, цепляющихся за атрибуты старой жизни и грызущихся между собой. В довершение всего Вихрь (здесь его пишут с большой буквы!) дал некоторым людям псионические способности. Прямо Outriders в стиле ретро, и не на далекой планете, а в затерянной в пустыне резервации. Но ее тоже придется спасать.
Сделано с душой
Как вы наверняка уже поняли, несмотря на формально новый сеттинг, Encased – совершенно типичный, просто-таки сферический пост-ап в вакууме, наполненный как прямыми заимствованиями, так и творческими переосмыслениями многих идей. Но, как говорят музыканты, нот всего семь – и базовых типов сюжетов, кстати, тоже. Обвинять Encased в плагиате может разве что человек, начисто лишенный души. Все эти заимствования выглядят скорее данью уважения предшественникам, наполненной теплотой и любовью.
Аномалии, в которые нужно кидать болты. Заправка «Пикник на обочине». Руководство по выживанию «Сдохни или умри». Кастовое общество с цветовой дифференциацией штанов и делением на администрацию, ученых, военных, техников и рабочих. Сумасшедшая женщина-бандит по кличке «Твоя мамка» и камео патриархов отечественного игрожура.
Да и вообще, здесь почти у каждого NPC есть имя и фамилия, иногда говорящие, а иногда просто характеризующие сложившийся под куполом интернационал. По количеству скрытых и не очень цитат, отсылок, фан-сервиса и характерного юмора с Encased могут сравниться разве что нежно любимые мной и довольно похожие жанрово «Санитары подземелий». Со скидкой на уклон последних в уголовную и военную тематику.
Причем все это выглядит милым, органичным и каким-то теплым и ламповым. В отличие от Pathfinder, которая хоть и была разработана в России, но переводилась с английского, Encased изначально писалась на русском языке. Поэтому даже в обычном разговоре или описании предмета может проскользнуть какая-то фраза или мем, характерный именно для нашего культурного поля, который при переводе на английский может потерять игру слов или смысл вообще.
Encased пытается действительно рассказать историю, которую творите вы. В логе квестов есть специальный раздел «Моя история», обновляемый по мере прохождения, а в диалогах – натурально слова от автора, которые придают описываемым событиям какую-то книжность. Они озвучены, как и многие другие реплики диалогов – довольно необычное решение, которое, к сожалению, не всегда органично сочетается с игровым процессом.
Не вполне забытое старое
Лозунг «Fallout вашей мечты» оказывается верным лишь отчасти. Dark Crystal Games была основана выходцами из Larian, и поиграв в Encased уже первые пару часов, понимаешь, что это скорее Original Sin в постапокалиптическом сеттинге.
Изометрия с подвижной камерой, квесты с разнообразными способами решения, нужные реплики в диалогах, завязанные на определенные атрибуты и принадлежность к фракции, репутация, отношения со спутниками, пошаговая боевка с расходом очков действия и упором на использование способностей, даже расположение отдельных элементов интерфейса. Не хватает разве что такой же развитой синергии эффектов.
Мир Encased разделен на отдельные локации с поддержкой быстрого перемещения по глобальной карте и заметными экранами загрузки даже на SSD, но в плане передвижения у игрока полная свобода. Даже при наличии четкого задания вы можете идти куда угодно – и, например, навестить старого друга, тоже выжившего после катастрофы, а не бежать в ближайший город к цели квеста.
К сожалению, по меркам современных RPG этот мир не всегда выглядит достаточно живым – например, у NPC практически отсутствуют суточные ритмы активности. Зато локаций здесь действительно много, и, несмотря на преобладание ландшафта «пустоши», они достаточно сильно друг от друга отличаются.
И снова, как и в случае с Pathfinder, мы наблюдаем типичный пример ситуации «ничего нового, но именно поэтому так хорошо». Причем ролевая система Encased гораздо проще и понятнее в освоении – базовые атрибуты, способности с привязанными к их уровню прокачки активными и пассивными умениями, перки.
Для первого раза я бы порекомендовал выбрать готового персонажа, а уже в процессе оценить возможные альтернативные пути, чтобы более четко понимать, какие из них вы хотите исследовать, и сделать акцент на соответствующие характеристики в последующих прохождениях.
Развиваться можно в любую сторону, все зависит исключительно от предпочтительного стиля игры. Для самых ленивых есть сюжетный режим сложности, прощающий практически все ошибки. Как и в Divinity, каждая игровая ситуация, от банальной запертой двери до сложного квеста, имеет несколько путей решения, поэтому вариативность прохождения просто огромна. Как и количество самих квестов – уже в первые пару-тройку часов их набегает более двух десятков.
В представленном выше трейлере разработчики показывают, как можно пройти игру не стандартной для большинства RPG комбинацией боя и диалогов, а нетривиальными путями – серийным убийцей или, наоборот, пацифистом с нелетальным оружием, откровенным тупицей или патологическим молчуном – выбирать лишь вам.
Кстати, разработчики отдельно отмечают влияние игр на реальную жизнь, так называемый эффект Протея – например, те, кто склонен помогать виртуальным персонажам, с большей охотой помогут людям в жизни.
В игре многофакторная система репутации – действия и поступки персонажа оценивают как его «Крыло» (местный аналог каст), так и различные фракции и даже отдельные персонажи-спутники. Высокая репутация может открыть вам недоступные ранее пути и реплики в диалогах, а конфликт с напарником – привести к его уходу. Да, дружба с одной группой не всегда означает вражду с другой – даже любителям сложных дипломатических маневров найдется, чем себя порадовать.
Не останутся разочарованы и любители крафта. Его механика также аналогична серии Divinity – что-то делается на специальных станках (столы-верстаки, плиты, костры), что-то в произвольном месте через специальное меню. Особое значение приобретает приготовление еды – в Encased есть элементы выживания в виде голода, жажды и радиационного излучения, а разнообразию эффектов от еды позавидует любая книга заклинаний в каком-нибудь заштатном фэнтези-сеттинге.
Практическая выгода есть даже от посещения туалета – это выводит из организма персонажа радиацию. По этому поводу есть даже отдельная ачивка – игра остается верной своему юмору. Также стоит отметить милую мелочь в виде текстовых квестов-головоломок, случайных встреч (как в боевом, так и в текстовом формате) и прочих подобных моментов.
Бедненько, но миленько
Несмотря на все сюжетные и геймплейные прелести, техническое исполнение игры все же спускает с небес на землю и заставляет вспомнить, что мы все-таки имеем дело с инди-проектом. Графику Encased нельзя назвать плохой, но по сравнению с Pathfinder или Divinity она выглядит гораздо более простой и невзрачной. Модели персонажей примитивны, оружие за их спинами будто бы парит в воздухе, эффекты от взрывов и способностей тоже не впечатляют. Складывается ощущение, что играешь во что-то безусловно качественное, но уже старое.
Сэкономили и на анимациях. Иногда они выглядят немного дергаными, а выполняя разные рутинные действия типа выбивания дверей или взлома замков, персонаж всегда делает одно и то же движение, никак не завязанное на окружающую реальность. То есть, например, он не ломает дверь, а делает странные пассы руками и ногами, проходящими сквозь нее, после чего она таинственным образом открывается. И неважно, распашная она или раздвижная. А проход лестницы так и вообще выглядит как телепортация на другом ее конце.
А вот звук в Encased оказался на высоте. Во-первых, стоит отметить завораживающие электронные композиции саундтрека – пожалуй, одни из наилучших в истории нашего геймдева. А во-вторых, здесь изначально на русском был сделан не только текст, но и озвучка. Конечно, иногда ей недостает эмоций и драматизма, но слушать ее очень приятно. Для игр такого уровня озвучка в принципе не такое уж и частое явление.
Управление и интерфейс здесь получше, чем в Pathfinder, и больше напоминают как раз Original Sin, но той самой многооконной системы не ждите – в режиме просмотра квестов, параметров персонажа и инвентаря интерфейс растягивается на весь экран. Но по функционалу все вполне интуитивно, и вопросы вызывает разве что внешний вид – частично полупрозрачные окна странных расцветок смотрятся немного несолидно. Также порадовала стабильность работы и полное отсутствие багов.
Вердикт
Encased в очередной раз подтвердила, что в России умеют делать игры и верят в классические RPG. Может быть, это и не «Fallout вашей мечты» – хотя, на мой взгляд, игра полностью заслужила это звание. Но правда в том, что она ценна сама по себе и просто-таки обязательна к ознакомлению для всех фанатов Fallout, Divinity, Shadowrun, Wasteland и просто хороших RPG.
И не пугайтесь ее неказистого вида – этот теплый ламповый постапокалипсис затянет вас не на одно прохождение. Вперед, под Купол!