Cubiq.ru

Обзор Encased – Ламповый постапокалипсис

В отличие от первого пандемийного 2020-го, нынешний год выдался богатым на интересные релизы от отечественных разработчиков. Не успели мы толком поиграть в новые King’s Bounty и Pathfinder, как питерская инди-студия Dark Crystal Games порадовала нас уже не сиквелом и не ремастером, а совершенно новой, как сейчас принято говорить, «интеллектуальной собственностью» — научно-фантастической постапокалиптической RPG Encased, замахнувшейся на народный титул «новый Fallout вашей мечты».

  • Разработчик: Dark Crystal Games
  • Издатели: Prime Matter, Black Tower Entertainment, Koch Media
  • Дата выхода: 7 сентября 2021 года

История повторяется – глядя на Pathfinder: Wrath of the Righteous и Encased, я не могу удержаться от их сравнения. Точно так же, как пару десятков лет назад сравнивал Baldur’s Gate и Fallout. В те времена «высокое фэнтези» Забытых Королевств казалось мне привлекательнее постъядерной романтики, сегодня практически в равной степени «зашли» обе игры. Поэтому пришлось оторваться от сильно затянувшей Pathfinder… чтобы еще сильнее затянуться в Encased и поделиться своими впечатлениями в этом обзоре.

Апокалипсис в песочнице

Обзор Encased

Сеттинг Encased заявлен как полностью оригинальный, и формально это действительно так. Альтернативные 1970-е годы с приблизительно такими же технологиями, в которых Холодная война завершилась практически одновременно с «горячей» Вьетнамской, потому что где-то в пустынном захолустье был найден странный объект под названием Купол, созданный то ли пришельцами, то ли древней цивилизацией, которую окрестили Праотцами.

Страны забросили давние распри и создали международную корпорацию под названием CRONUS, единственной целью которой стало исследование Купола – нового фронтира человечества, щедро набитого многообещающими с точки зрения науки артефактами – реликтами. Самым замечательным в этом фронтире стало то, что он не требовал никаких глубоководных погружений или космических перелетов, а располагался в ограниченном пространстве на суше – эдакая гигантская песочница.

Обзор Encased

Но была и обратная сторона – попав в Купол, ни одно живое существо не могло выбраться обратно. Грузов это не касалось, и они исправно вывозились в беспилотном режиме. Реликты существенно продвинули технологический уровень человечества и стали выгодным бизнесом – вокруг Купола вырос целый город, а поток добровольцев, желающих отправиться на новый фронтир человечества, практически не иссякал, хоть это и была дорога в один конец. Одним из таких добровольцев оказывается и персонаж игрока, которого можно создать самому или выбрать из предложенных готовых вариантов.

Может возникнуть закономерный вопрос, где же тут постапокалипсис. Конечно, Купол – не самое гостеприимное место, где хватает радиации, опасных аномалий в духе чернобыльской Зоны и не самых дружелюбных существ, но поначалу мы выполняем вполне будничные и обыденные задачи, пусть и со скидкой на особенности региона. Однако, практически сразу все «встает на свои места»: прямо у вас на глазах происходит выброс вихря энергии непонятной природы, который приводит к огромным жертвам, разрушениям и потере связи с внешним миром.

Вы просыпаетесь – как оказалось, через два года – и теперь видите перед собой совершенно типичную для постапокалиптического сеттинга картину. Разрушения, бандиты, мутанты, странный религиозный культ, квазигосударственные формирования выживших, цепляющихся за атрибуты старой жизни и грызущихся между собой. В довершение всего Вихрь (здесь его пишут с большой буквы!) дал некоторым людям псионические способности. Прямо Outriders в стиле ретро, и не на далекой планете, а в затерянной в пустыне резервации. Но ее тоже придется спасать.

Сделано с душой

Обзор Encased

Как вы наверняка уже поняли, несмотря на формально новый сеттинг, Encased – совершенно типичный, просто-таки сферический пост-ап в вакууме, наполненный как прямыми заимствованиями, так и творческими переосмыслениями многих идей. Но, как говорят музыканты, нот всего семь – и базовых типов сюжетов, кстати, тоже. Обвинять Encased в плагиате может разве что человек, начисто лишенный души. Все эти заимствования выглядят скорее данью уважения предшественникам, наполненной теплотой и любовью.

Обзор Encased

Аномалии, в которые нужно кидать болты. Заправка «Пикник на обочине». Руководство по выживанию «Сдохни или умри». Кастовое общество с цветовой дифференциацией штанов и делением на администрацию, ученых, военных, техников и рабочих. Сумасшедшая женщина-бандит по кличке «Твоя мамка» и камео патриархов отечественного игрожура.

Да и вообще, здесь почти у каждого NPC есть имя и фамилия, иногда говорящие, а иногда просто характеризующие сложившийся под куполом интернационал. По количеству скрытых и не очень цитат, отсылок, фан-сервиса и характерного юмора с Encased могут сравниться разве что нежно любимые мной и довольно похожие жанрово «Санитары подземелий». Со скидкой на уклон последних в уголовную и военную тематику.

Обзор Encased

Причем все это выглядит милым, органичным и каким-то теплым и ламповым. В отличие от Pathfinder, которая хоть и была разработана в России, но переводилась с английского, Encased изначально писалась на русском языке. Поэтому даже в обычном разговоре или описании предмета может проскользнуть какая-то фраза или мем, характерный именно для нашего культурного поля, который при переводе на английский может потерять игру слов или смысл вообще.

Обзор Encased

Encased пытается действительно рассказать историю, которую творите вы. В логе квестов есть специальный раздел «Моя история», обновляемый по мере прохождения, а в диалогах – натурально слова от автора, которые придают описываемым событиям какую-то книжность. Они озвучены, как и многие другие реплики диалогов – довольно необычное решение, которое, к сожалению, не всегда органично сочетается с игровым процессом.

Не вполне забытое старое

Обзор Encased

Лозунг «Fallout вашей мечты» оказывается верным лишь отчасти. Dark Crystal Games была основана выходцами из Larian, и поиграв в Encased уже первые пару часов, понимаешь, что это скорее Original Sin в постапокалиптическом сеттинге.

Изометрия с подвижной камерой, квесты с разнообразными способами решения, нужные реплики в диалогах, завязанные на определенные атрибуты и принадлежность к фракции, репутация, отношения со спутниками, пошаговая боевка с расходом очков действия и упором на использование способностей, даже расположение отдельных элементов интерфейса. Не хватает разве что такой же развитой синергии эффектов.

Обзор Encased

Мир Encased разделен на отдельные локации с поддержкой быстрого перемещения по глобальной карте и заметными экранами загрузки даже на SSD, но в плане передвижения у игрока полная свобода. Даже при наличии четкого задания вы можете идти куда угодно – и, например, навестить старого друга, тоже выжившего после катастрофы, а не бежать в ближайший город к цели квеста.

К сожалению, по меркам современных RPG этот мир не всегда выглядит достаточно живым – например, у NPC практически отсутствуют суточные ритмы активности. Зато локаций здесь действительно много, и, несмотря на преобладание ландшафта «пустоши», они достаточно сильно друг от друга отличаются.

Обзор Encased

И снова, как и в случае с Pathfinder, мы наблюдаем типичный пример ситуации «ничего нового, но именно поэтому так хорошо». Причем ролевая система Encased гораздо проще и понятнее в освоении – базовые атрибуты, способности с привязанными к их уровню прокачки активными и пассивными умениями, перки.

Для первого раза я бы порекомендовал выбрать готового персонажа, а уже в процессе оценить возможные альтернативные пути, чтобы более четко понимать, какие из них вы хотите исследовать, и сделать акцент на соответствующие характеристики в последующих прохождениях.

Обзор Encased

Развиваться можно в любую сторону, все зависит исключительно от предпочтительного стиля игры. Для самых ленивых есть сюжетный режим сложности, прощающий практически все ошибки. Как и в Divinity, каждая игровая ситуация, от банальной запертой двери до сложного квеста, имеет несколько путей решения, поэтому вариативность прохождения просто огромна. Как и количество самих квестов – уже в первые пару-тройку часов их набегает более двух десятков.

В представленном выше трейлере разработчики показывают, как можно пройти игру не стандартной для большинства RPG комбинацией боя и диалогов, а нетривиальными путями – серийным убийцей или, наоборот, пацифистом с нелетальным оружием, откровенным тупицей или патологическим молчуном – выбирать лишь вам.

Кстати, разработчики отдельно отмечают влияние игр на реальную жизнь, так называемый эффект Протея – например, те, кто склонен помогать виртуальным персонажам, с большей охотой помогут людям в жизни.

Обзор Encased

В игре многофакторная система репутации – действия и поступки персонажа оценивают как его «Крыло» (местный аналог каст), так и различные фракции и даже отдельные персонажи-спутники. Высокая репутация может открыть вам недоступные ранее пути и реплики в диалогах, а конфликт с напарником – привести к его уходу. Да, дружба с одной группой не всегда означает вражду с другой – даже любителям сложных дипломатических маневров найдется, чем себя порадовать.

Обзор Encased

Не останутся разочарованы и любители крафта. Его механика также аналогична серии Divinity – что-то делается на специальных станках (столы-верстаки, плиты, костры), что-то в произвольном месте через специальное меню. Особое значение приобретает приготовление еды – в Encased есть элементы выживания в виде голода, жажды и радиационного излучения, а разнообразию эффектов от еды позавидует любая книга заклинаний в каком-нибудь заштатном фэнтези-сеттинге.

Практическая выгода есть даже от посещения туалета – это выводит из организма персонажа радиацию. По этому поводу есть даже отдельная ачивка – игра остается верной своему юмору. Также стоит отметить милую мелочь в виде текстовых квестов-головоломок, случайных встреч (как в боевом, так и в текстовом формате) и прочих подобных моментов.

Бедненько, но миленько

Обзор Encased

Несмотря на все сюжетные и геймплейные прелести, техническое исполнение игры все же спускает с небес на землю и заставляет вспомнить, что мы все-таки имеем дело с инди-проектом. Графику Encased нельзя назвать плохой, но по сравнению с Pathfinder или Divinity она выглядит гораздо более простой и невзрачной. Модели персонажей примитивны, оружие за их спинами будто бы парит в воздухе, эффекты от взрывов и способностей тоже не впечатляют. Складывается ощущение, что играешь во что-то безусловно качественное, но уже старое.

Сэкономили и на анимациях. Иногда они выглядят немного дергаными, а выполняя разные рутинные действия типа выбивания дверей или взлома замков, персонаж всегда делает одно и то же движение, никак не завязанное на окружающую реальность. То есть, например, он не ломает дверь, а делает странные пассы руками и ногами, проходящими сквозь нее, после чего она таинственным образом открывается. И неважно, распашная она или раздвижная. А проход лестницы так и вообще выглядит как телепортация на другом ее конце.

Обзор Encased

А вот звук в Encased оказался на высоте. Во-первых, стоит отметить завораживающие электронные композиции саундтрека – пожалуй, одни из наилучших в истории нашего геймдева. А во-вторых, здесь изначально на русском был сделан не только текст, но и озвучка. Конечно, иногда ей недостает эмоций и драматизма, но слушать ее очень приятно. Для игр такого уровня озвучка в принципе не такое уж и частое явление.

Управление и интерфейс здесь получше, чем в Pathfinder, и больше напоминают как раз Original Sin, но той самой многооконной системы не ждите – в режиме просмотра квестов, параметров персонажа и инвентаря интерфейс растягивается на весь экран. Но по функционалу все вполне интуитивно, и вопросы вызывает разве что внешний вид – частично полупрозрачные окна странных расцветок смотрятся немного несолидно. Также порадовала стабильность работы и полное отсутствие багов.

Вердикт

Обзор Encased

Encased в очередной раз подтвердила, что в России умеют делать игры и верят в классические RPG. Может быть, это и не «Fallout вашей мечты» – хотя, на мой взгляд, игра полностью заслужила это звание. Но правда в том, что она ценна сама по себе и просто-таки обязательна к ознакомлению для всех фанатов Fallout, Divinity, Shadowrun, Wasteland и просто хороших RPG.

И не пугайтесь ее неказистого вида – этот теплый ламповый постапокалипсис затянет вас не на одно прохождение. Вперед, под Купол!

Рейтинг читателей1 Оценка
9
Плюсы
новый интересный сеттинг
вариативность прохождения
большое количество и разнообразие квестов
изумительный фан-сервис в русском культурном поле
хорошие саундтрек и озвучка
Минусы
устаревшая графика
излишне упрощенные анимации
не всегда удачные слова «от автора»
8.5
Monty Loveless

Играю больше 20 лет, переводчик и редактор первого российского издания Книги рекордов Гиннеса для геймеров 2008 года. Множество сопутствующих интересов, от оружия и военной техники до фэнтези, гаджетов и железа. Большой поклонник классических RPG, но всегда открыт чему-то новому, особенно если в нем есть хоть что-то, помимо собственно новизны.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
В центре внимания
Следите за новостями в нашем Telegram-канале