- Разработчик: Owlcat Games
- Издатель: Deep Silver
- Дата выхода: 2 сентября 2021 (ПК), 1 марта 2022 года (PS, Xbox)
При всех спорных моментах Kingmaker игра стала успешной – не в последнюю очередь благодаря изголодавшимся по новинкам фанатам жанра. Сиквел был лишь вопросом времени, и сегодня мы рады приветствовать Wrath of the Righteous, призванную развить успех предшественницы.
Новая Pathfinder также финансировалась на Kickstarter и при заявленной цели в 300 тысяч долларов набрала больше двух миллионов. Не самый огромный по современным меркам бюджет, но и потрачен он был не на голливудских актеров. Поэтому в итоге получилась пусть и снова не лишенная недостатков и спорных моментов, но достойно развивающая идеи классики и в то же время самобытная игра, которой можно без преувеличения гордиться.
За веру и свет
Сюжет Wrath of the Righteous разворачивается в той же вселенной, что и действие Kingmaker, но прямым продолжением не является. На этот раз вместо Украденных Земель нас ждет Мендев, именуемый «крестоносным королевством». Это государство, ведомое королевой-паладином Голфри, стоит на страже Голариона от Мировой язвы – разрыва между измерениями, в который хлынули демоны из Бездны, одного из так называемых планов существования (слоев реальности) этой вселенной. Примечательно, что Бездна и Ад – это совершенно разные в контексте Pathfinder понятия.
И таких нюансов в игре куча, как и положено любой хорошей RPG. Благодаря солидным настольным корням и качественной работе сценаристов сеттинг и лор игры проработаны просто великолепно и раскрываются буквально во всем – диалоги, описания предметов, окружающие предметы и, конечно же, книги и записки. Многие упоминающиеся в текстах и диалогах понятия «подсвечиваются» в стиле «Википедии», как это было сделано, например, в Tyranny. Можно навести курсор и получить краткую справку.
Возвращаясь к сеттингу и истории – Мендев под руководством своей королевы уже много лет ведет постоянную войну с демонами, с переменным успехом устраивая крестовые походы, которых на момент начала игры уже было четыре. Теряя людей, а иногда и целые города. Пятому крестовому походу лишь предстоит начаться, и наш герой, раненый и без сознания, прибывает в стоящий почти на границе Мировой язвы город Кенабрес – один из оплотов борьбы с демонической угрозой. Аккурат в день города – война войной, а вечеринка по расписанию.
Естественно, пойди эта вечеринка по плану, это не была бы фэнтезийная RPG. Подлечившись у драконессы-хранительницы города, мы успеваем лишь выпить пару кружечек пивка и поучаствовать в некоторых развлечениях, после чего на город обрушивается внезапный удар демонических сил во главе с самим лордом Дескари – гигантским насекомоподобным демоном, способным убить даже дракона – что он, собственно, и делает.
Разрозненные защитники спешно отступают в более или менее безопасные анклавы, но надежда еще не потеряна – ведь есть герой, способный переломить ход сражения и сыграть ключевую роль в Пятом крестовом походе, погнав демонов обратно в Бездну. Как говорится, угадайте кто.
Из всего сказанного выше легко понять, что сюжет в целом довольно сильно насыщен типичными для фэнтези клише. Тут вам и «избранность», и внезапно сорванный праздник, и обреченность с толикой надежды – практически полный комплект. Что удивительно, несмотря на рациональное понимание этого факта, по ощущениям игра совершенно не кажется хуже. Возможно, дело в мелких деталях, благодаря которым мир Голариона перестает выглядеть черно-белым в духе «высокого» фэнтези и кажется гораздо более свежим, настоящим и живым.
Конечно, это не мрачный мир типа Ravenloft, не тотальная война без однозначно положительных героев, как в Warhammer, и не приземленное «темное фэнтези» а-ля «Игра престолов». Но в Мендеве далеко не все гладко.
Богачи невзирая на демоническое вторжение устраивают вечеринки с танцами на столах голышом, местный криминал использует сложившийся бардак для грабежей и мародерства, радеющие за дело и порядок инквизиторы готовы без суда и следствия казнить при малейшем подозрении, и даже сама королева, наместница доброй богини Иомедай, продлевает себе молодость дорогущими зельями, на стоимость которых можно легко накормить едва ли не всех нуждающихся.
Разработчики устами своих персонажей не боятся отколоть крепкое словцо или поднимать острые вопросы типа социального неравенства и расовых предрассудков, причем это сделано очень красиво и изящно, без набившей оскомину «повесточки». Здесь даже есть ЛГБТ-персонажи, но боже упаси увидеть в них какую-то пропаганду.
Не вширь, а вглубь
Возможно, кому-то это и не понравится, но ролевая система и боевка Wrath of the Righteous никаких существенных инноваций в себе не несут. Это все та же производная третьей редакции D&D с некоторыми различиями в деталях, которая глобально не особенно сильно отличается не то, что от Kingmaker, но и от большинства серьезных CRPG вообще. Классы, расы, атрибуты, атака, защита, слоты заклинаний, спасброски – любой фанат жанра прослезится от знакомых слов, но вот новичку разобраться во всех этих тонкостях будет очень тяжело.
И не только новичку – даже мне с полностью пройденной серией Baldur’s Gate и парой лет игры в самые разнообразные модули Neverwinter Nights за спиной после долгого перерыва разобраться было сложно. Я чуть ли не физически ощущал, как крутятся в моей голове воображаемые шестеренки. К счастью, на этот случай в игре предусмотрены гибкие настройки уровня сложности и автоматической прокачки персонажей. От «знакомства с сюжетом» до полного хардкора. Есть здесь и подробный туториал.
Но отсутствие новых глобальных идей компенсируется великолепной реализацией. Разработчикам идеально удалось перенести в компьютерный формат настольные правила – причем без лишней помпы, как это было заявлено в Baldur’s Gate 3. Одних только классов для создания персонажа здесь доступно 25 (двадцать пять!), в каждом из которых есть 6-7 подклассов, плюс еще 13 дополнительных с определенными требованиями, которые можно использовать для мультикласса.
Пожалуй, впервые в изометрических RPG реализована механика сражения верхом – мы ждали этого едва ли не со времен первой Neverwinter Nights. И таких деталей тут не просто много, а очень много – уместить их в одну статью не представляется возможным. Для этого есть встроенная в игре энциклопедия.
Baldur’s Gate of Might and Magic
Геймплейно Wrath of the Righteous можно описать тремя словами – это просто «та самая RPG». Все очень похоже на Kingmaker, но теперь нам доступна вращающаяся камера, которая действительно очень сильно помогает – разные ракурсы позволяют разглядеть разные детали. Бой – реальное время с паузой, аналогичный тому же Kingmaker, Pillars of Eternity или Tyranny. При желании можно включить пошаговый режим в стиле «два действия на ход» с некоторыми нюансами. Настольные корни проявляются в периодических проверках навыков в диалогах, взаимодействии с предметами окружения и даже текстовых квестах.
Наверное, именно так выглядела бы новая Baldur’s Gate, если бы ее сделала Obsidian. Партия с разными вариантами спутников, море диалогов, побочные квесты, формации, разные способы прохождения квестов, влияние действий на мировоззрение, полусвободное перемещение по миру игры – даже курсор конечной точки передвижения выглядит абсолютно так же, вызывая приступы ностальгии. Конечно, есть и отличия, связанные с удобством и некоторыми условностями ради так называемого «quality of life» — например, общий инвентарь или моментальный сбор трофеев после выхода из локации.
Но есть здесь и свои уникальные механики, развивающие идеи, заложенные в Kingmaker. Каждый отдых мы назначаем ответственных за охрану, маскировку, объединенную с кулинарией алхимию и написание свитков. Блюда можно приготовить по разным рецептам, каждое из них дает свои бонусы на следующий день. А присутствие в сеттинге войны с демонами обусловило такой момент, как Порча Бездны – отдых в небезопасных местах (вне города и лагеря своих сил) повышает особую шкалу, которая по достижении определенного уровня начинает давать штрафы к параметрам. Чтобы ее сбросить, нужно, как вы наверняка догадались, отдохнуть в безопасном месте.
Но, пожалуй, самой необычной и одновременно спорной механикой Wrath of the Righteous стали крестовые походы, сменившие менеджмент королевства из Kingmaker. Ее даже сложно назвать механикой – в сущности, это отдельная игра, но тоже не выдумка разработчиков, а перенос механики настолки. Pazio, создатели исходного Pathfinder, очень любят насыщать свои модули элементами менеджмента. В компьютерной реализации это вылилось в создание едва ли не особого поджанра, который я бы назвал «глобальной RPG».
В плане геймплея крестовые походы выглядят как строительство городов и фортов, наём юнитов с недельным приростом, перемещение армий по глобальной карте и пошаговые тактические сражения на разлинованном на клетки поле, где командующий войском генерал дает ему бонусы и может использовать заклинания, а сами юниты обозначаются моделью с циферкой, указывающий их количество. Ничего не напоминает? Впрочем, это неудивительно – в Owlcat есть выходцы из Nival, которые работали над пятыми «Героями».
Возможно, кому-то такой подход покажется интересным и соответствующим первоисточнику, и он по-своему будет прав. Но на мой взгляд, попытка «прикрутить» к CRPG глобальную стратегию выглядит несколько перегруженной и избыточно сложной. Конечно, это дело вкуса, но мне больше была бы по душе «чистая» ролевая игра.
Есть куда расти
Немного коснемся технической части. Судить ее слишком строго, пожалуй, не стоит – все же до уровня AAA-проекта Wrath of the Righteous откровенно недотягивает, а по сравнению с аналогами все сделано очень даже мило. Хотя, на мой вкус, по графике и дизайну локаций новая Pathfinder все же уступает последним Divinity и Baldur’s Gate 3, но это все-таки игроки немного другой лиги.
Саундтрек простой и ненавязчивый, озвучка, несмотря на российское происхождение, на английском. Да и сама игра, скорее всего, делалась тоже не на русском – по крайней мере в тестовой версии я натыкался на явные огрехи перевода, которые были исправлены в финальной. Теперь русский текст практически идеальный, а оставшиеся недостатки почти наверняка исправят в ближайших патчах.
А вот за что Wrath of the Righteous действительно стоит поругать, так это за интерфейс и баги. Если на игровом экране все более или менее сносно и относительно интуитивно, то при рассмотрении инвентаря, экрана персонажа, дневника и прочих подобных элементов разработчики решили вернуться к истокам классических CRPG – вернее, вновь оставить их без изменения, так как в Kingmaker все было точно так же. И вместо лаконичных многооконных систем в духе Divinity или Neverwinter Nights интерфейс напоминает старые D&D-игры на Infinity Engine, по современным меркам выглядя несколько громоздким и перегруженным.
Баги тоже наверняка будут исправлены, да и особо критичных и «ломающих игру» среди них я не заметил, но досадные мелочи типа внезапно застывающих на лошади персонажей (для решения проблемы приходится спешиваться и двигать героя и лошадь отдельно – тогда все хорошо), утыкания в узких проходах (что особенно иронично при названии Pathfinder) или невозможности продать товары раздражают очень сильно.
Вердикт
Wrath of the Righteous получилась идеальным сиквелом – развивая идеи Kingmaker, она стала лучше предшественницы буквально во всем. Игра безусловно обязательна для всех поклонников не только первой части, но и жанра CRPG вообще, особенно в условиях нынешнего «безрыбья». Когда все Divinity, Pillars of Eternity и Tyranny уже пройдены, а полноценного релиза Baldur’s Gate 3 непонятно сколько ждать, новая Pathfinder как никогда кстати.
Готовьтесь посвятить ей десятки часов своей жизни. Возможно, не раз – реиграбельность тут довольно значительная. Но будьте снисходительны к багам и сложности освоения. Это игра явно не для всех, однако если вы уделите ей частичку своего сердца и разума, она точно отплатит вам взаимностью. А недавно разработчики поделились еще одной прекрасной новостью – 1 марта 2022 года планируется релиз на консолях.
Забавная оценка. 8.0. Притом что у кингс баунти 2 оценка 8.5. У бездушного шлака, который не может похвастаться не только сюжетом и геймплеем, но даже графикой. Чемоданчики хорошая штука.
Прежде всего — спасибо, что следите за нашими публикациями, это приятно! Что касается оценок, то обзор KB2 делал другой автор, у нас есть определенная творческая свобода в этих вопросах. Не знаю, сколько бы он поставил Pathfinder, попади она к нему, и не знаю, сколько бы я поставил KB2, попади она ко мне.
К тому же стоит не только смотреть на цифры, но и читать сам текст. Pathfinder в целом мне очень понравилась, и если вы фанат жанра, я ее определенно рекомендую. Но среди нашей аудитории есть не только любители хардкорной CRPG-классики, поэтому я отметил сложность освоения. А за баги и спорную, на мой взгляд, попытку прикрутить туда по сути отдельную игру в духе «Героев» оценка была снижена.
Что же касается чемоданов, то большая их часть распределяется в секретном чате игрожура, нам почти не достаётся. Если что — подскажите, где забрать свою долю, может быть, мы не в курсе.
Здесь все очень субъективно. На мой вкус сюжет КБ2, равно как и игровой процесс (особенно в части боевой системы) разработчикам удался неплохо. Что до картинки, в игре отличные пейзажи и приятно скомпонованный мир, теплые, но хорошо подобранные краски и очень уютные декорации. Возможно, вам этого покажется мало на фоне современных ААА-тайтлов, но для игры уровня КБ2 визуальная сторона (а также звук и музыка) вышли вполне убедительно. И я бы ни в коей мере не назвал ее «бездушной». У нее не такая «душа», как у серии Катаури, но есть своя собственная. Жаль, что вы не смогли её распознать.
Что до чемоданов, смешно такое читать. В сети хватает вбросов. Возможно, не во все стоит верить 🙂
Не знаю, что там насчёт сюжета , но с оптимизацией у этих старых новоделов лажа. Я могу ещё понять инди разработчиков, которые не могут протестировать на разных вариациях компов, в виду чисто своего. А у тех и этих с бабками всё норм. Блин ну не все же обладатели 4к мониторов и разрешение эйчди не всем сдалось. Какого фига!
Вы имеете в виду KB2 или Pathfinder? Если речь о Pathfinder, то на какой конфигурации запускали? Я играю на ноутбуке с Ryzen 5 4600H и GTX 1660 Ti, по нынешним временам параметры средние, все идеально работает на максимальных настройках. Даже от батарейки. Именно в плане быстродействия, баги я не беру, они есть и они напрягают.
Ну и не сказал бы, что Owlcat уже можно считать AAA-студией, на мой взгляд они как раз на грани инди, и в деньгах не то чтобы прямо купаются.
Даже индюшатники используют бетатестеров. Правда весь цимес в том, что бетеры это в основном твичёвские нувориши, с компами за лямы. В то время как основное число игроков, не важно из какого они региона земного шара, до сих пор пользуется железом уровня 2015 как максимум. И это не моё мнение, тупо статистика.
Игра, пускай и с несколько большими пикселями чем в Балдуре 2000х, но выглядящая точно так же, тормозит как некст ген продукт. В чём беда спрашивается? В ориентировке на тех, кто может позволить себе нормальный комп? Беда тогда с их маркетингом.
Я прекрасно знаю статистику, да и ноут мой сложно назвать «компом за лямы». В бете с весны, каких-то диких тормозов не заметил. А если сравнить старые BG (не Enhanced Edition!) с WotR, разница будет все же разительной — в наших воспоминаниях игры выглядят гораздо лучше, чем на самом деле.
И да, вы так и не сказали, на чем запускали игру. И что помешало попроситься в бету самому? Там точно не обязательно было быть мажором с твича, я проверял.
Чуть завышена оценка, все-таки, 7/10 было бы норм. Из плюсов: игра под 100 часов, неидеальная, но такая знакомая боевая система, богатый лор, превосходная музыка (Серега, привет!). Из минусов: своеобразная реализация некоторых механик PF (к примеру: аазимары почему-то не имеют привычных расовых бонусов к статам с соотв. штрафами к уровню; мифические пути весьма своеобразно вплетены в сюжет; есть походовый режим для любителей дооолгого прохождения — имело смысл уменьшить количество проходных врагов и увеличить получаемый опыт в таком режиме), игра прямо кричит, что не рассчитана на российский рынок — изначально английская озвучка и тексты, ЛГБТ тематика, черная паладин-лесбиянка — ну ок, это вызывает в целом понимание, но легкое раздражение присутствует. Тем не менее, это тот же Pathfinder, но без замка, что огромный плюс. И существенный плюс для меня в realtime, это не пошаговая d&d 5 игра с простыми механиками, но большим рандомом и постоянной задр**кой в преимущество/помеху, как BG3 и Solasta. Примерно как POE2, которую прошел с большим удовольствием. Осталось еще найти 70+ часов на прохождение WotR.
Ну 7 или 8 это не то чтобы кардинальная разница, заслуживающая горячих споров.
Не вполне понятны претензии к пошаговому режиму при том, что всем устраивает realtime — можно его просто не включать )
Английский текст и озвучка — недостаток с большой натяжкой, а с точки зрения популярности игры и российского геймдева в целом могут считаться даже плюсом. ЛГБТ тематика тут совершенно ненавязчивая — я тоже не поклонник «повесточки» и «новой этики», но каких-то кричащих фактов не наблюдаю, не больше чем в каких-нибудь Mass Effect или первой Dragon Age.
А вот что замка нет, но есть крестовые походы, преимущество достаточно сомнительное. ИМХО лучше было бы сделать «чистую» RPG.