Cubiq.ru

Серия игр Dune — история прародительницы целого жанра

В 2021 году должен выйти фильм «Дюна» по роману Ф. Герберта от именитого режиссера Дени Вильнёва с оскароносными актерами в главных ролях. Поэтому мы решили рассказать вам о лучших играх по этой впечатляющей вселенной.

Эти игры нельзя назвать серией в полном понимании этого слова. Мало того, что их делали совершенно разные студии, так еще и все они (за исключением серии RTS от Westwood Studios) относятся к совершенно разным игровым жанрам. Тем не менее действие всех вошедших в список игр происходит во вселенной «Дюны», пусть и с разной степенью переосмысления и некоторыми отклонениями от оригинала.

Оригинальная серия книг «Дюна» писалась Френком Гербертом с 1965 по 1985 год, и не привлекала особого внимания геймдизайнеров. Лишь вышедший в 1984 году фильм легендарного Дэвида Линча заставил студии обратить внимание на интересный космический сеттинг, полный странных технологий, предательств и кровавых расправ.

Battle for the Galaxy – бесплатная браузерная игра в жанре MMORTS, в которой игроку предлагается заняться покорением новой планеты.

Dune (1992)

Dune

Первой попыткой перенести сеттинг отдаленной пустынной планеты с запасами ценного спайса в мир видеоигр стала работа французской студии Cryo Interactive Entertainment. Интересно, что этот проект стал первой игрой этой компании.

Главным героем был юный Пол Атреидес, наследник герцога Лето Атреидеса. Сюжет Dune во многом следовал событиям первого романа серии с незначительными расхождениями. Образы многих персонажей вдохновлялись фильмом Дэвида Линча, и в вышедшем в 1993 году переиздании даже были использованы аудио- и видеофрагменты из него.

Разработчики приняли смелое по тем временам решение совместить в одной игре элементы стратегии в реальном времени и квеста. Переход от одного жанра к другому был плавным и осуществлялся по мере продвижения по сюжету – если в начале игры мы в основном летали на орнитоптере по планете и пытались договориться с ключевыми персонажами, то ближе к концу основными занятиями становились добыча спайса, наем войск, обустройство баз и сражения сначала с вражеским Домом Харконенн, а затем и с элитными войсками самого Императора.

Для успешного прохождения геймерам приходилось проявлять навыки стратегического планирования и следить за балансом между войсками и экономикой. Чрезмерное увлечение развитием армии на первых этапах игры может не только вызвать недостаток спайса для выплаты дани Императору (что чревато ранним вторжением), но и спровоцировать масштабную атаку Харконеннов, которые по сюжету долгое время убеждены в своей полной победе над Домом Атреидес.

Игра внесла свой вклад не только в развитие жанра стратегий, но и в игровую индустрию в целом. «Дюна» стала первой в истории игрой, в упаковке которой использовались привычные всем заставшим эпоху игр на CD и DVD геймерам вкладыши-обложки для стандартных коробок. До этого вся полиграфия выполнялась прямо на коробках с играми, что значительно повышало их себестоимость.

На момент своего выхода «Дюна» была достаточно успешной, разойдясь за 5 лет тиражом в 300 тысяч копий. Многие критики достаточно лестно отзывались об игре. К сожалению, современным геймерам она почти неизвестна – ведь в том же году у нее появился очень сильный конкурент.

Dune II: Battle For Arrakis (1992)

Dune II: Battle For Arrakis

Лицензией на производство игр во вселенной Дюны в ранние девяностые владела студия Virgin Interactive, которая и издала первую Dune. Во время разработки проекта Cryo Interactive у представителей издателя не раз возникали опасения, что молодая французская компания не сможет достигнуть приемлемого результата, поэтому боссы втихаря начали параллельный проект, отдав его уже хорошо известной по Eye of the Beholder Westwood Studios.

И если Cryo Interactive пытались сделать свою игру как можно ближе к литературному источнику, то Вествуд, проанализировав роман, выделили из него ключевую для своей игры идею – весь сюжет сводится к борьбе за контроль над спайсом. А значит, лучшим жанром для игры будет чистая стратегия, а роль персонажей вполне можно ограничить брифингами перед миссиями.

Так родилась игра, которую часто называют первой RTS в современном понимании этого жанра. В угоду геймплейным сображениям Вествуд заметно перекроили сюжет, добавив в него еще один Великий Дом (а именно Ордосов) и превратив партизанскую войну местного населения против оккупантов в жестокие зарубы футуристических армий. Конечно, фримены остались в игре (какая же Дюна без этих харизматичных бедуинов далекого космоса) – но из основы армии Атреидесов они превратились в один из видов доступных для найма юнитов.

Dune II: Battle For Arrakis

Выбрав один из трех Домов (добрых и склонных к стремительным атакам Атреидесов, злобных любителей тяжелых пушек Харконеннов или коварных любителей отжима чужой техники и подрыва зданий Ордосов), геймеры строили базы, налаживали добычу спайса, клепали множество танчиков и отрядов пехоты, убегали от Шаи-Хулудов (огромных червей, скрывающихся под песком) и, конечно же, сражались с войсками противоборствующих домов за контроль над отдельными секторами Арракиса. По мере продвижения по сюжету постепенно открывались новые юниты и здания, а в самом конце приходилось сражаться сразу против двух остальных домов и примкнувшего к ним Императора.

Большинство юнитов для всех трех Домов были плюс-минус одинаковыми с чисто визуальными различиями, но ближе к последней трети игры открывались уникальные для каждого Дома войска и абилки. Так, Харконнены умели обрушивать на своих врагов мощные ракеты и строить убертанки-девастаторы, Атреидесы нанимали фрименов, бомбили вражеские базы орнитоптерами и строили звуковые танки, ну а Ордосы нанимали подрывников и строили танки-девиаторы, которые временно захватывали контроль над вражеской техникой.

Список фич Dune II внушителен даже для современных стратегий, а тогда она вообще казалось идеальной игрой про войну. Танки и харвестеры (комбайны для сбора спайса) могли легко давить вражескую пехоту, бить по воздушным целям могли только ракетницы, харвестер можно было забирать с полей спайса с помощью грузового самолета (он же мог эвакуировать технику из боя на ремонт), построенные на «голом грунте» здания постепенно теряли прочность, что сказывалось на их эффективности.

Множество заложенных в Dune II идей нашли свое развитие как в дальнейших работах Westwood (по сути, именно благодаря Дюне появилась легендарная серия Command & Conquer), так и в проектах других студий. А интерфейс с основным экраном, мини-картой и панелью статуса и приказов для выбранного объекта и вовсе стал стандартным для всех стратегических игр.

За 4 года было продано 250 000 копий игры. Она получила множество престижных наград, высокие оценки от большинства критиков (средняя оценка составила 9 из 10) и до сих пор считается одной из самых важных игр в истории жанра RTS.

Dune 2000 (1998)

Dune 2000

Ко второй половине двухтысячных дела у Westwood Studios шли относительно неплохо, а вот у их владельца и издателя Virgin Interactive постепенно начали появляться финансовые проблемы. Поэтому издатель настоял на выпуске продолжения серии игр «Дюна». К сожалению, почти все силы Westwood Studios были брошены на работу над серией Command & Conquer. Поэтому вместо создания принципиально новой игры студия привлекла новичков-аутсорсеров из Intelligent Games и ограничилась лишь полным редизайном Dune II.

В итоге геймеры получили ту же самую игру, только с более современной графикой. Единственным заметным геймплейным изменением стало то, что разные типы вооружения теперь наносили разный урон по разным юнитам (осадные танки хорошо били по зданиям и пехоте, но были бесполезны против техники, а вот обычные танки прекрасно справлялись с техникой, но были не очень эффективны против пехоты). Также в игре наконец-то появился мультиплеер.

Может быть, в 1995 году этого и хватило бы для успеха. Однако в эпоху StarCraft и Age of Empires этого было уже мало. «Дюна 2000» пусть и не стала полным провалом, но продавалась не так хорошо, как надеялся издатель. Большинство критиков разгромили проект в своих рецензиях, поставив ему оценки около 6 из 10. Вскоре после выхода игры студия «Вествуд» была куплена у Virgin Interactive канадским гигантом Electronic Arts.

Emperor: Battle for Dune (2001)

Emperor: Battle for Dune

Впервые в истории игр по романам Герберта события вышли за пределы Арракиса – теперь мы имеем возможность сражаться на поверхности Каладана (родной планеты Атреидесов), Гьеди Прайм (родины Харконеннов) и нескольких других планет с совершенно разными ландшафтами.

Большинство юнитов сохранили свои названия и базовую механику, но кардинально поменяли внешний вид – девастаторы превратились в подобие AT-ST, а девиаторы стали антигравитационными. Вооружение в большинстве своем с огнестрельного сменилось на плазменно-лазерное. К тому же каждый Дом получил по несколько кардинально новых юнитов. Наконец, игра перешла в полное 3D со свободной камерой.

Критики встретили игру достаточно благосклонно, выставив ей средний балл в 8 из 10. Emperor: Battle for Dune запомнилась отличной графикой и великолепным саундтреком. В геймплейном плане новый проект Westwood и Intelligent Games не предлагал ничего принципиально нового, а мультиплеер не получил много внимания со стороны разработчиков. В первый год после своего выхода «Император» достаточно неплохо продавался, но вышедший в 2002 году Warcraft III надолго выкинул почти всех конкурентов с рынка RTS, поэтому в наши дни Emperor практически забыт.

Frank Herbert’s Dune (2001)

Frank Herbert's Dune

В 2001 году на экраны вышел мини-сериал «Дюна Френка Герберта», и создавшие первую игру в этом сеттинге французы из Cryo Interactive решили немного подзаработать и сделать игру по сериалу.

На момент разработки проекта в Cryo испытывали финансовые трудности, что заметно сказалось на качестве игры. Получившаяся в итоге Action-adventure «радовала» геймеров постоянными тормозами, отвратительным дизайном уровней, слабой графикой и очень малым количеством контента. Само собой, никто не спешил покупать настолько плохую игру. Да и критики редко ставили ей оценки выше 5/10. При этом на покупку лицензии и разработку игры студия потратила последние деньги.

Как мы писали в самом начале, Dune стала первой игрой студии Cryo Interactive. В чем-то иронично, что еще одна игра по «Дюне» стала последним проектом студии, после выхода которого она была закрыта.

Что дальше?

Долгие годы казалось, что после провала двух последних попыток создать игры по Дюне больше ни одна студия не возьмется за этот материал. Эпоха всемирной популярности романа Герберта казалось окончательно прошедшей. Но в феврале 2019 года студия Funcom объявила о заключении контракта с нынешним правообладателем, а именно киностудией Legendary Entertainment, на выпуск как минимум трех игр в сеттинге Дюны. Одна из них точно будет представлять собой ММО с огромным открытым миром.

Норвежская студия запомнилась нам по таким качественным проектам, как квесты The Longest Journey и Dreamfall: The Longest Journey, ММОРПГ Age of Conan: Hyborian Adventures и The Secret World, а также по харкдорной выживалке Conan Exiles. Игры во вселенной Конана показали, что студия замечательно работает с литературными источниками и не только заботливо переносит персонажей и локации со страниц книг на экраны ПК, но и органично дополняет игровую вселенную собственным контентом.

Скорее всего, релиз как минимум одной из трех запланированных игр будет приурочен к выходу фильма. Поэтому фанаты серии «Дюна» могут смотреть в будущее с оптимизмом – сделав паузу в 20 лет, Dune вернется в мир компьютерных игр.

Заключение

Dune

Серия романов Ф. Герберта стала настоящей вехой в истории научной фантастики. К сожалению, почти все попытки перенести ее события со страниц книг в другие медиа заканчивались не очень удачно. Дорогущий фильм Линча провалился в прокате, а обе студии, занимавшиеся созданием игр по Дюне, закрылись вскоре после выпуска одной из них. Возможно, дело в том, что этот полный интриг и глубокой философии сеттинг слишком сложен для формата кино и игр.

Тем не менее такие шедевры, как Dune, Dune II и Dune 2000 навсегда запомнились заставшим их геймерам и внесли огромный вклад не только в историю жанра RTS, но и во всю индустрию видеоигр. А благодаря Funcom у нас, возможно, скоро появится еще один шанс побывать на песчаной планете и сразиться с врагами за контроль на ценным спайсом, который, как известно, маст флоу.

LurelnLey

LurelnLey

Игры и книги - мой способ прожить несколько жизней за одну. Мое детство пришлось на время, когда свет увидели проекты, уже ставшие бессмертной классикой: Heroes of Might and Magic, Diablo, Warcraft и прочие. С тех пор и появился интерес к индустрии, который вряд ли когда-нибудь угаснет.

Рекомендуем

Подписаться
Уведомить о
guest
2 Комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Monty Loveless
Monty Loveless
1 год назад

Определенно лайк, но разве у Харконненов была возможность нанимать сардукаров? Сардукары воевали против игрока начиная с 8-9 миссии, когда два оставшихся Дома объединялись. Независимо от того, за кого мы играли 🙂 А так у каждого Дома один уникальный юнит на заводе (соник танк/девиатор/девастатор) и свой «бонус» во дворце (фримены/саботер/рука смерти).

HIPER GK-5 Paladin

В центре внимания

Новое поколение уже здесь: наш обзор PlayStation 5
Holler Box
Следите за новостями в нашем Telegram-канале
Holler Box