Cubiq.ru
Серия игр Counter-Strike – Король онлайн-шутеров

Серия игр Counter-Strike – Король онлайн-шутеров

Легендарной серии онлайн-шутеров Counter Strike уже более 20 лет, и в честь этого мы решили рассмотреть историю франшизы и разобраться, что помогло ей взобраться на вершину жанра командных шутеров, чем отличаются друг от друга разные ее части и что ждет «Контру» в будущем.

История игр серии Counter Strike началась в далеком 1999 году, когда мододелы Мин Ли и Джесс Клифф выпустили мультиплеерный мод для шутера Half-Life, посвященный противостоянию отряда спецназа и группировки террористов. Примерно в то же время вышли две другие популярные игры в том же сеттинге – Tom Clancy’s Rainbow Six и SWAT 3: Close Quarters Battle. Да и тема международного терроризма в те годы не сходила с экранов телевизоров, так что и интерес к играм про борьбу с террором был очень высоким.

При этом в отличие от Rainbow Six и SWAT 3, где основным режимом была сингловая кампания, Counter Strike был чисто мультиплеерным. И если Rainbow Six и SWAT были в первую очередь тактическими шутерами и использование различных спецсредств вроде свето-шумовых гранат было основой геймплея, то в CS на первом месте были бодрые и динамичные перестрелки, а гранаты играли вспомогательную роль.

Большинство других популярных в те годы онлайн-шутеров вроде Quake III Arena или Unreal Tournament предлагали юзерам только режим командного дезматча в терявшем популярность Sci-Fi сеттинге. А вот в CS злободневный сеттинг сочетался с уникальными игровыми режимами, среди которых были спасение/удержание заложников, установка/обезвреживание бомбы и эскорт/убийство VIP. Мод быстро завоевал огромную популярность и привлек внимание правообладателей HL, компании Valve. Студия быстро сориентировалась и выкупила права на CS, заодно наняв Мина и Джесса для работы над stand-alone игрой.

Counter-Strike (2000)

Counter-Strike

На переделку фанатского мода понадобилось меньше года, и уже в 2000 года вышла первая игра серии Counter-Strike. В ней сохранен базовый геймплей мода, а именно командные бои спецназа против террористов в одном из трех режимов. Бои состоят из нескольких раундов, после каждого из которых обе команды получают определенную сумму денег (победители больше, проигравшие меньше).

На эти деньги в начале следующего раунда каждый игрок приобретает более совершенное оружие. Оружие размещалось в 4 слотах – основная пушка (обычно штурмовая винтовка или пистолет-пулемет), вспомогательное оружие (пистолет), нож, гранаты (в этот слот можно помещаются по несколько осколочных, дымовых и свето-шумовых гранат). Также появилась возможность купить бронежилет, снижавший весь поступавший урон, и шлем, иногда спасавший от хэдшотов.

Основное оружие делится на автоматы, которые были хороши на средней дистанции, дробовики и пистолеты-пулеметы, убойные вблизи, но бесполезные на дистанции, снайперские ружья для кемперов и пулеметы для любителей поливать врага градом свинца через стены и двери.

Оружейные гики могли порадоваться наличию моделей реального оружия – от пистолетов Glock-18 и Desert Eagle до автоматов АК-47 и M4A1.

«Контра» быстро стала сверхпопулярной как в мире, так и в РФ. В ранние двухтысячные в нее рубились везде – в игровых залах, дома с друзьями через интернет, в школьных и университетских классах информатики и даже в офисах. Благодаря идеально отточенному балансу CS быстро стал киберспортивной дисциплиной. Последний официальный апдейт CS 1.6 вышел в 2003 году.

Купить

Counter-Strike: Condition Zero (2004)

Counter-Strike: Condition Zero

Разработка сиквела началась еще в 2000 году сразу после выхода оригинала. Изначально релиз планировался еще на 2002 год, но из-за занятости Valve работой над движком Source и сиквелом Team Fortress разработкой проекта занималась сначала Rogue Entertainment, потом Gearbox Software и, наконец, Ritual Entertainment. Такой «лоскутный» принцип работы не мог не сказаться на качестве игры – ее графика выглядела устаревшей по меркам 2004 года.

Основным отличием сиквела стало появление сингловой кампании, в котором геймерам предстояло строить карьеру в отряде спецназа. Мультиплеерный же режим изменился совсем незначительно – добавились несколько новых карт и видов оружия.

И критики, и простые геймеры прохладно отнеслись к выходу сиквела – его средняя оценка составила всего 7 баллов из 10. К тому же большинству игроков было просто некогда проходить сюжетную кампанию, потому что в том же году состоялся релиз следующей части серии CS.

Купить

Counter-Strike: Source (2004)

Counter-Strike: Source

Закончив работу над Source, студия Valve решила перенести на него все свои проекты, включая и Counter-Strike. За основу была взята версия CS 1.6, откуда в игру перекочевал как базовый геймплей, так и большая часть контента. В итоге CS: Source отличалась от CS 1.6 только гораздо более красивой графикой, наличием щита у контр-террористов и парочкой новых карт.

Геймеры восприняли эту часть серии как возвращение к истокам, и на долгие годы именно Source стал самой популярной частью франшизы. Именно по нему стали проводиться все крупнейшие киберспортивные турниры, тогда как Condition Zero оказалась забыта как досадное недоразумение.

Средняя оценка игры у большинства игровых изданий составила порядка 9 из 10. Игра регулярно обновлялась как усилиями Valve, так и мододелами. В 2010 году игровой движок был обновлен до версии Source 2. Тем не менее уже в 2011 году был анонсирован выход новой части серии.

Купить

Counter-Strike: Global Offensive (2012)

Counter-Strike: Global Offensive

Студия сделала выводы из истории с Condition Zero, поэтому новая часть была чисто мультиплеерной. Базовый геймплей опять не изменился, и все отличия GO от CS 1.6 сводятся к новому набору карт, гораздо более красивой графике, гораздо большему выбору оружия (ассортимент увеличился чуть ли не в 2 раза) и появлению новых видов гранат – «обманки», которая производит звук выстрела и дезориентирует врагов, и коктейля Молотова, который временно поджигает участок карты.

В 2013 году в игре появилась механика, на долгие годы предопределившая ее развитие, а именно скины для оружия. Теперь в награду за успешные бои можно получить лутбоксы, из которых с долей вероятности выпадают различные скины, которые можно применять самостоятельно или продавать другим геймерам (иногда и за реальную валюту, хотя Valve с этим борется). При желании эти же лутбоксы можно купить в премиум-магазине.

CS:GO вплотную подошел к формату ММО – в игре даже периодически проводятся различные акции. Студия регулярно обновляет проект, добавляя в него новые скины, оружие, карты и даже режимы (так, в 2018 году в игре появился модный режим королевской битвы).

В декабре 2018 года проект полностью перешел на модель free-to-play, а значит, зарабатывать на нем Valve теперь собирается в основном путем продажи лутбоксов. В настоящее время CS:GO удалось полностью вытеснить предыдущие части франшизы с киберспортивной сцены.

Играть

Что дальше?

Судя по регулярным обновлениям CS:GO, в ближайшее время Valve планирует заниматься развитием именно этого проекта. К тому же в настоящее время жанр командных шутеров переживает относительный упадок на фоне пика популярности всевозможных королевских битв и других жанров. Так что условия на рынке сейчас совсем не благоприятные для выхода новой части франшизы. Скорее всего, релиз новой части серии, которая пока даже не была анонсирована, состоится не раньше 2022 года.

По состоянию на весну 2021 года, ежедневно в борьбе спецназа и террористов принимают участие около 800 тыс. человек, поэтому с разработкой чего-то нового торопиться у Valve повода просто нет.

Заключение

Игры серии Counter-Strike быстро завоевали популярность благодаря сбалансированному динамичному геймплею, реалистичному и актуальному сеттингу и оригинальным игровым режимам. За более чем 20 лет своего существования франшиза не только завоевала титул короля онлайн-шутеров, но и успешно защищает его в противостоянии с конкурентами.

Во многом Valve удается сохранять популярность игры за счет принципа «не ломай то, что работает» – все сиквелы и обновления добавляют в CS свежий контент и режимы, но практически не затрагивают базовый геймплей.

LurelnLey

LurelnLey

Игры и книги - мой способ прожить несколько жизней за одну. Мое детство пришлось на время, когда свет увидели проекты, уже ставшие бессмертной классикой: Heroes of Might and Magic, Diablo, Warcraft и прочие. С тех пор и появился интерес к индустрии, который вряд ли когда-нибудь угаснет.

Рекомендуем

Outriders
Обзор Balan Wonderworld - Неудавшийся мир чудес
Обзор Kingdoms of Amalur: Re-Reckoning (Switch) – Новый шанс забытого хита

Sven KB-G8500
Sven RX-G750
Обзор подставки Razer Base Station Chroma – Для идеального игрового места
Обзор игрового ноутбука Acer Predator Helios 300 – Не хуже флагманов
Обзор микрофона Trust GXT 215 Zabi
Обзор коврика для мыши Canyon CND-CMP8 – Действительно большой
Logitech G333
Обзор беспроводной механической клавиатуры Razer BlackWidow V3 Pro

В центре внимания