Cubiq.ru

Игры серии Wolfenstein

История игр из серии Wolfenstein, чей сеттинг построен на сочетании темы Второй мировой войны и фантастики.

Серия игр Wolfenstein – замечательный пример одной из успешнейших, обширных (а тайтл Wolfenstein насчитывает уже больше десятка проектов) и долгоживущих серий в мире видеоигр. Мультиплатформенная и мультижанровая, хотя приоритеты в пользу ПК и ФПС здесь явно присутствуют, именно линейка Wolfenstein очень сильно повлияла на становление и дальнейшее развитие жанра шутер от первого лица. Плюс нельзя забывать про очень необычный и привлекательный сеттинг, совмещающий тему Второй мировой войны с фантастикой и устремляющийся в невероятно глубокую альтернативную историю с мистикой и паранормальщиной.

В общем, серия Wolfenstein явно заслуживает внимания игроков, поэтому сегодня мы рассмотрим ее повнимательнее, проследив с чего все начиналось и чем все закончилось.

Предыстория

Castle Wolfenstein (1981): первая игра серии

Для большинства геймеров Wolfenstein – это в первую очередь ураганные шутеры с увлекательным геймплеем и, если брать последние части франшизы, отменной графикой и ярким хитросплетенным сюжетом. Но начиналось все не с них.

Castle Wolfenstein (1981): непритязательно, но гениально

Первые две игры, Castle Wolfenstein (1981) и Beyond Castle Wolfenstein (1984), представляли собой аркадные стелс-экшены и были разработаны студией Muse Software.

Castle Wolfenstein (1981): таймер снизу отсчитывает время до открытия ящика, а солдат рядом не обращает внимание на героя, потому как он переоделся в форму СС

В первой части играть нужно было за безымянного шпиона, который проникает в замок Вольфенштайн, чтобы выкрасть у нацистов секретные документы.

Beyond Castle Wolfenstein (1984): при встрече нацисты стали требовать пропуск

В продолжении Beyond Castle Wolfenstein, вышедшем в 1984 году, играть приходится уже за солдата союзников, который пытается проникнуть в бункер Гитлера и взорвать фюрера вместе со всеми высшими чинами Третьего рейха.

Beyond Castle Wolfenstein (1984): графика вроде как стала лучше, но невооруженным глазом увидеть различия трудно

Монохромная пиксельная графика, упрощенный вид сверху\сбоку, минималистичные однообразные уровни – ничего сверхвыдающегося для глаз современного геймера. Но для начала 80-х это был настоящий прорыв, особенно по части геймплея. Считается, что именно эти две игры первыми заложили принципы стелса. Хотя, будем откровенны, это все же более похоже на аркадный экшен, где врагов можно просто расстреливать из пистолета, наплевав на конспирацию и скрытность – хватило бы боеприпасов.

В то же время именно здесь впервые появилась возможность переодеваться во вражескую форму и пользоваться найденными пропусками, чтобы обмануть патруль. А на открытие сундуков с полезными вещичками тратится существенное время, за которое противники, бодро вышагивающие по уровню и заглядывающие в каждый уголок, могут легко застрелить наглого расхитителя казенного имущества.

Знакомитесь, Уильям Бласковиц

Wolfenstein 3D (1992): Би-Джей vs наци-мутант

1992 год стал эпохальным для жанра FPS, ведь именно тогда id Software выпустила Wolfenstein 3D – игру, которую считают первым шутером от первого лица. Хотя сегодня многие называют это утверждение довольно спорным. Не станем вдаваться в столь сложные и располагающие к дискуссии нюансы, а просто отдадим должное id Software, подаривших нам эту замечательную игру, ставшую в итоге родоначальницей целой плеяды великолепных шутеров.

Wolfenstein 3D (1992): тайники с сокровищами и припасами — характерная черта серии

Помимо того, что Wolfenstein 3D стала первой игрой серии, относящейся к жанру FPS, она также стала первой, где фигурирует в качестве главного героя мужественный и несокрушимый Би-Джей Бласковиц – агент Управления Секретных Операций, в чьи задачи входит сбор данных и проведение диверсий глубоко в тылу врага.

Wolfenstein 3D (1992): с точки зрения современного геймдизайна стены, сплошь утыканные портретами фюрера — весьма сомнительное решение, но здесь это здорово играло на атмосферу

Также Wolfenstein 3D стала первой в серии, где наряду с привычными нацистами появляются их мутировавшие собратья и некоторые сверхъестественные противники (призрак Гитлера, запускающий в героя файерболы), а в конце каждого эпизода, состоящего из нескольких уровней, игрока ожидает встреча с боссом. В общем, игра под началом id Software, которая выкупила у Muse Software права на франшизу Wolfenstein, практически сразу определилась с направлением своего дальнейшего развития и придерживается его (с некоторыми незначительными отклонениями) вплоть до наших дней.

Spear of Destiny (1992): по части геймплея и дизайна никаких изменений

В том же году вышел приквел игры Spear of Destiny и два дополнительных эпизода к нему. Сюжет Spear of Destiny посвящен легендарному артефакту Копье судьбы, похищенному нацистами для своих оккультных экспериментов по созданию чудо-оружия и армии суперсолдат.

Spear of Destiny (1992): шестиствольный пулемет — мощнейшая пушка в DOS-версии (в MAC-версии появились ракетница и огнемет)

В качестве главного героя здесь все также выступает неустрашимый Би-Джей, а вот среди обычных противников и боссов появились новые, весьма эпатажные и запоминающиеся личности. Например, жуткие демоны, призраки и усовершенствованные доктором Шаббсом солдаты-мутанты.

Кстати, Wolfenstein 3D, несмотря на свой солидный возраст, является одной из наиболее популярных ретро-игр, которую можно легко скачать в сервисе Steam или любом другом аналогичном цифровом сервисе.

Купить

Возвращение в замок Вольфенштайн

Return to Castle Wolfenstein (2001): война войной, а обед по расписанию — горячая еда будет частенько встречаться Блажковицу, дабы он смог восстановить утраченные в борьбе с нацистами силы

В 2001 году серия вышла из затянувшегося на 9 лет отпуска и обрадовала поклонников новой, весьма удачной во всех отношениях частью Return to Castle Wolfenstein. Разработкой проекта (или, вернее, ее кураторством) по-прежнему занималась id Software при участии Gray Matter Interactive и Nerve Software, а качестве издателя выступила Activision.

Оригинальная игра вышла на ПК, а в 2003 году появились специальные версии для консолей (PlayStation 2 & Xbox) с некоторыми изменениями и дополнительным контентом.

Сюжет и сеттинг Return to Castle Wolfenstein по-прежнему основываются на теме оккультизма и секретных экспериментов, которыми были одержимы верхушки руководства Третьего рейха. Главный герой, Би-Джей, по распоряжению Управления Секретных Операций союзных войск, отправляется в тыл к противнику, чтобы добыть подробную информацию о секретных разработках нацистов. Но попадает в плен к врагу и оказывается заточенным в замке Вольфенштайн. Благодаря собственной ловкости и природной сообразительности герой бежит из тюремной камеры и возвращается к выполнению своего задания. С этого момента игрок и берет процесс под свой контроль.

Return to Castle Wolfenstein (2001): в мире Wolfenstein нежить сражается на стороне нацистов

Разумеется, со времен Wolfenstein 3D прогресс в игровой индустрии шагнул далеко вперед, и новая часть получилась намного более разнообразной и насыщенной, чем ее предшественница. Действие Return to Castle Wolfenstein выходит далеко за пределы замка, игроку доступна масса оружия (плюс по-прежнему присутствуют некоторые самые простые элементы стелса), графика и физика для своего времени просто превосходны, а противостоят герою необычные и разнообразные противники (включая боссов) с неплохим, очень чутким ко всему подозрительному ИИ.

В то же время все характерные «фишки» серии остались на месте: сверхъестественные противники, экстравагантные боссы, обилие тайников, сокровища, восстанавливающие предметы (включая пресловутые собачьи пайки и горячие обеды) и, самое главное, особая атмосфера, выстроенная на совмещении элементов приключенческого экшена, готики, шпионской романтики, хоррора и военной темы. В общем, Return to Castle Wolfenstein очень даже можно считать успешной вехой в развитии серии.

Wolfenstein: Enemy Territory (2003): добротный середняк среди многопользовательских шутеров своего времени

В 2003 году на базе Return to Castle Wolfenstein выходит самостоятельное дополнение – Wolfenstein: Enemy Territory, рассчитанное на многопользовательскую игру. Стандартный, довольно неплохо реализованный военно-тактический шутер с командными сражениями, в котором доступно несколько разных классов бойцов с прокачиваемыми умениями.

Купить Return to Castle Wolfenstein Скачать Wolfenstein: Enemy Territory

Wolfenstein по-новому

Wolfenstein (2009): самая неоднозначная игра серии

Забавно, что практически каждая последующая игра серии представляет собой своего рода перезапуск франшизы: несмотря на общий сеттинг и единого главного героя, технически эти игровые проекты очень сильно различаются между собой, да и сюжет основных игр серии имеет мало точек соприкосновения, зачастую просто игнорируя события предшественников.

Именно сеттинг (с некоторыми, опять же, добавлениями и изменениями) является главным связующим звеном в серии, и в Wolfenstein 2009-го года от Raven Software и id Software он по-прежнему на месте и неплохо справляется со своими функциями. Хотя, забегая вперед, отметим, что именно эта часть получила среди игроков наиболее противоречивые отзывы из-за многочисленных неоднозначных нововведений в геймплее.

Wolfenstein (2009): солдат вермахта в экипировке от «Черного Солнца»

Разумеется, не все изменения в игровом процессе обусловлены желанием разработчиков внести сюда что-то качественно новое и интересное. Существенная причина такого ощутимого разрыва между играми серии Wolfenstein заключается в том, что друг от друга их отделяют чуть ли не десятилетия, в течение которых игровая индустрия не стояла на месте, и многие приемы и средства из арсенала разработчиков безнадежно устарели, став неактуальными и неинтересными. Судите сами: Wolfenstein 3D вышла в 1992 году, Return to Castle Wolfenstein – в 2001 году, а рассматривая в этом разделе Wolfenstein – в 2009 году. Да и поклонников серии, даже самых преданных, нельзя все время кормить одними и теми же «пряниками», ибо они обязательно рано или поздно взбунтуются, начнут называть серию «конвейером» и потребуют перемен.

В общем, разработчиков с их весьма спорной Wolfenstein 2009 года мы чуточку реабилитировали, теперь перейдем к рассмотрению самой игры.

Wolfenstein (2009): в Айзенштадте не все спокойно

Нацисты не оставляют своих попыток при помощи магии и оккультизма отыскать способ выиграть войну, и на этот раз используя силу загадочных артефактов открывают портал в параллельный мир, где и обнаруживают неиссякаемый и неимоверно мощный источник энергии. Прознав про это, Управление Секретных Операций в очередной раз посылает своего лучшего оперативника, то бишь Би-Джея Бласковица, в город Айзенштадт, где и проводятся эксперименты по применению «Черного Солнца» (такое название нацисты дали обнаруженной энергии неизвестного происхождения), с целью прекратить все творящееся здесь безобразие и предотвратить угрозу мирового масштаба.

Wolfenstein (2009): параллельное измерение

Игроков встречает отлично прорисованное окружение и замечательные спецэффекты, погружающие в атмосферу небольшого австрийского городка середины прошлого века, в котором скрываются зловещие тайны и проводятся секретные военно-научные эксперименты. Также разработчики предоставили игроку возможность перешагнуть за завесу нашей реальности и побывать в ином измерении, используя для этого силу специального медальона.

Wolfenstein (2009): несмотря на сильные разрушения, город все равно выглядит потрясающе

Противников в Wolfenstein стало еще больше и среди их числа появились опасные маги-чернокнижники и жуткие порождения иных миров. Никуда не делись и рядовые бойцы вермахта, вооруженные и экипированные самыми последними сверхсекретными военными разработками (мощная броня и экзоскелеты, реактивные ранцы, фотонные пушки и так далее). Ну и в заключении ключевых сюжетных событий игрока ожидают незабываемые сражения с боссами, представленными здесь безумными нацистскими учеными и жестокими нацистскими командирами, многие из которых встречались в предыдущих играх серии.

Wolfenstein (2009): герой постоянно взаимодействует с различными персонажами

Как уже было сказано, в Wolfenstein появились некоторые нововведения, призванные сделать мор вокруг героя более живым и интерактивным. Город Айзенштадт представлен здесь условно открытой локацией (разумеется, все перемещения за ее рамки связаны с сюжетным развитием) с многочисленными тайниками, побочными заданиями и разбросанными повсюду записями (документами, письмами, научными отчетами и так далее), проливающими больше света на суть происходящий событий. Игрока постоянно окружает большое количество второстепенных персонажей, ведущих между собой различные беседы и, опять же, дающих игроку массу новой интересной информации. Наконец, противники на территории города постоянно респавнятся и создают Блажковицу дополнительные трудности при перемещении между миссиями.

Игра изъята из продажи в официальных цифровых сервисах.

Новый порядок и Старая кровь

Wolfenstein: The New Order (2014): планета под гнетом нацизма

2014 год ознаменовался очередным перезапуском, придавшим серии тот вид, в котором она пребывает в настоящий момент. Ответственна за это студия MachineGames, и нужно сразу отметить, что получилось у нее все просто замечательно.

В игре преобразилось буквально все: фантастический сеттинг, в котором нацисты смогли завоевать не только Европу, но и весь мир (действие Wolfenstein: The New Order и последующих игр разворачивается в альтернативном мире 60-х годов); графика и дизайн, в котором перемешался ретрофутуризм и причудливые технологии; наконец, постановка сюжета, который получился невероятно увлекательным, насыщенным и вообще, вполне заслуженно может считаться одним из лучших в мире компьютерных игр за последние лет десять! И пусть говорят, что в шутерах сюжетная история не настолько важна, как, скажем, в RPG, а куда более значителен сам процесс (с ним у The New Order, кстати, тоже полный порядок) – MachineGames очень наглядно доказали обратное.

Даже главный герой изменился до неузнаваемости: из несокрушимого супергероя он стал персонажем чуть ли не трагическим, открытым для переживаний и чувств, каким-то уязвимым, пусть эта уязвимость является неочевидной и несколько необычной. В общем, MachineGames принесли в серию интереснейшие изменения, что называется, по всем фронтам, и в отличие от предыдущей игры их обновленная концепция Wolfenstein смогла «выстрелить» в хорошем смысле слова. Wolfenstein: The New Order по версии многих изданий стала игрой года, завоевала кучу наград за сюжет и геймплей (кто бы мог подумать, что такое возможно для «коридорного шутана», жанра, давно похороненного вездесущими злопыхателями), а самое главное, подарила игрокам незабываемое виртуальное приключение и приятные эмоции.

В 2015 году вышло самостоятельное дополнение, являющееся приквелом событий The New Order. Речь идет о Wolfenstein: The Old Blood, где Би-Джей сражался уже против армии наци-зомби и свирепых боссов. Причем все это происходило в хорошо знакомом всем поклонникам серии замке и прилегающих к нему окрестностях. Разработкой игры занималась все та же MachineGames.

Купить Wolfenstein: The New Order Купить Wolfenstein: The Old Blood

Wolfenstein 2: The New Colossus

Wolfenstein II: The New Colossus (2017): захватывающие дух перестрелки и впечатляющие противники

Финальная игра в нашем списке, опять же разработанная MachineGames и продолжающая сюжет The New Order. Отличный во всех отношениях шутер, достойно выдерживающий планку качества, установленную предшествующей частью, однако оставляющий после уже не такие яркие эмоции: все-таки большую часть из предложенного мы видели в The New Order и The Old Blood.

В то же время новое место действия (из Европы сюжет The New Colossus переносит нас в США, где также во всю господствуют нацисты) новые события, персонажи и обновленный арсенал (с возможностью улучшать любимую пушку) вызывают к игре сильный интерес, которая после прохождения оставляет положительное впечатление.

Купить

На этом мы завершаем историю Wolfenstein и надеемся, что в дальнейшем серия пойдет все тем же путем, и каждая ее новая игра будет зрелищным и увлекательным высокобюджетным блокбастером с неповторимым и цепляющим сюжетом, инновационным и зубодробительным геймплеем, и глубокой всепоглощающей атмосферой. Спасибо за внимание!

shym

Первое знакомство с видеоиграми состоялось в раннем детстве, в парке аттракционов, где был павильон с аркадными автоматами. С тех пор игры стали главным развлечением в жизни, а порой кажется, что и чем-то большим…

Комментировать

Следуйте за нами