- Разработчик: Dancing Dragon Games
- Издатель: Freedom Games
- Дата выхода: 10 июня 2022 года
Symphony of War: The Nephilim Saga – лирическая песнь классическим TRPG, вроде Battle for Wesnoth, Langrisser (Warsong) и The Fire Emblem Series. Хотя на первый взгляд, особенно в зачине, игра в большей степени напоминает Final Fantasy Tactics: группа героев, по долгу службы втянутых в локальный конфликт империи, становится разменной монетой в подковерной игре фанатиков и власть имущих. Разгораются новые войны, герои и злодеи меняются ролями, силы набирает древнее зло, грозящее расколоть мир Танры до основания.
Сюжетные зарисовки между битвами также напоминают сценки из Final Fantasy Tactics – не только содержанием, но и схожими анимациями. Даже местная музыка отчасти похожа на работы Хитоши Сакимото и Масахару Ивата, общим настроением уж точно. И как-то обидно после иных кат-сцен возвращаться на неказистое поле боя игры. А меж тем, именно там происходит вся магия Symphony of War.
Схватки в игре разворачиваются на просторных, исчерченных квадратами картах, по которым пользователь и его ИИ-оппоненты перемещают не героев, но небольшие отряды войск во главе с лидером. Наличие лидера – обязательное условие для формирования отряда, зато им необязательно должен быть какой-то сюжетный персонаж.
Система лидеров тесно переплетена с механиками формирования команд и морали – боевого духа отряда. Высокая мораль увеличивает шанс на нанесение дополнительных ударов по противнику, тогда как низкая – снижает исходящий урон и повышает вероятность того, что подконтрольные ИИ бойцы сдадутся без боя. Мораль растет, если отряд побеждает противника (полностью или по общим очкам урона) и падает в случае поражения – особенно сильно, если в бою падет лидер.
Отряды игрок формирует самостоятельно. Состав может варьироваться от одного до девяти юнитов и зависит от параметра вместимости, который, опять же, определяется параметрами лидера. Каждый юнит в игре требует определенного числа очков вместимости, какие-то (например, наемники) запрашивают повышенную цену, а некоторые модификаторы, вроде личных качеств лидера, наоборот – снижают требования для определенных типов боевых единиц.
В Symphony of War представлены свыше тридцати разнообразных и по-своему уникальных классов, многие из которых могут быть улучшены. Так, обычный боец может стать разбойником, лучником, магом, скаутом или солдатом, из которого впоследствии может вырасти страж, чемпион или конный рыцарь. А девушка-воин – переквалифицироваться в жрицу, мечницу или, например, аколита, чтобы впоследствии стать валькирией или паладином.
Все юниты в ходе сражений получают уровни, очки классов и развивают характеристики. Оружие и броня чаще всего определяются классом или модификаторами, тогда как сила, ловкость, лидерство и магический потенциал растут в случайных пропорциях при каждом начислении опыта. Отсюда уникальность каждого подопечного – из обычного, нанятого в постоялом дворе лучника может со временем получиться отличный предводитель стрелков, которому не жалко вручить лидерский трейт капитана лучников.
Помимо навыков, которые можно изучить, есть еще и врожденные таланты, достающиеся вам вместе с бойцами: кто-то может меньше стоить, чьи-то таланты подходят под определенные классы лучше, чем под другие. Более того, каждый житель Танры рождается со связью с одним из элементов природы: землей, водой, молнией, огнем, тьмой или светом, что сказывается на их характеристиках, дает бонусы и пенальти в определенную погоду.
Все это в совокупности заставит вас провести не один час в разделе организации армии и на ярмарках, где помимо прочего попадаются любопытные артефакты, которые можно привязывать к отрядам для еще большей индивидуализации. Кстати, есть еще и уровень угрозы – параметр каждого юнита, который в сумме определяет опасность отрядов. Если с вашей стороны серьезный перевес, противник с большей вероятностью капитулирует, а сам наверняка изберет целью войско с наиболее низким показателем.
Внутри отряда войны распределяются по клеткам или устанавливаются между клетками. Как правило в смешанных отрядах в авангарде идут тяжелые юниты с высоким уровнем прикрытия, они принимают на себя удар и снижают исходящий урон по союзникам во фланге. От построения в купе с удачей и особыми навыками юнитов зависит, как именно распределится урон по отряду.
Схема «камень-ножницы-бумага» реализована здесь специфическим образом. Условно, можно считать, что в ней участвуют оружие с пробитием брони, тяжелая и легкая броня, все остальное идет на откуп особенностям конкретных типов оружия. Так, копья, мечи и палицы наносят «нормальный» урон бронированным юнитам, однако копья сильны против конных, луки и арбалеты – против тяжелых, а магия игнорирует броню вовсе.
На тактической карте, помимо врагов, расположены разнородные объекты и элементы ландшафта с особенностями. Например, холмы и леса дают очевидные преимущества лучникам и бойцам, которые хотят укрыться от стрел соответственно, форты предоставляют сразу два преимущества, а дороги увеличивают дальность хода.
Помимо этого, в ходе миссии игрок может посещать базары с редкостями, восстанавливать в храмах бойцов, захватывать конюшни, поселения, шахты и базы, находить сокровища, чтобы получать опыт фракции и ресурсы: драгоценные камни, металлы, лошадей, золото. Опыт фракции влияет на цены и технологический прогресс, а ресурсы необходимы для улучшения юнитов: чтобы изменить класс, нужно не только заработать очки специализации и развить определенную характеристику, но и вложить какое-то количество ресурсов, которые вернутся, если вы передумаете и захотите изменить профессию бойца.
Наконец, игрокам доступно древо технологий, состоящее из трех ветвей. За каждый уровень фракции игроку выдаются свитки, которые он может потратить в разделах «Академия войны», «Тактика и Командование» или «Ремесло». Первое сфокусировано на магических дисциплинах, второе на тактике, третье на улучшениях для войска. В древе, помимо прочего, разблокируются новые виды юнитов и навыки. Например, приказ сосредоточить атаку на лидере вражеского отряда.
При всем потенциале Symphony of War, я не могу не пожурить разработчиков за вялый ИИ. К сожалению, он действует исходя из параметра угрозы отряда и трейтов на агрессию, полностью игнорируя особенности бойцов, ландшафт и прочие тонкости. Так, конные войска ИИ могут отряд за отрядом разбиваться об ваш небольшой юнит с копейщиками в авангарде, а его лучники врываться в окружение бойцов ближнего боя. ИИ «торгует» отрядами с пугающим равнодушием и не способен извлекать преимущества из численности и состава войск.
В Symphony of War всего три уровня сложности, и на среднем игра по-прежнему ощущается очень легкой из-за бестолкового поведения противника, а высокая сложность лишь увеличивает исходящий урон, что, конечно, добавляет неприятностей, но умнее компьютер не делает. На мой взгляд проект с таким удивительно высоким тактическим потенциалом очень многое теряет, если ИИ не может его как следует реализовать. Каждый бой в результате — задачка, когда могла бы быть шахматная партия.
Еще одна проблема игры – неинформативные интерфейсы. Если ваши юниты заходят в форт или поднимаются в гору, в статусе отряда не отображается никакого модификатора. То же самое с погодой и ее влиянием на наследные свойства бойцов, и так далее. Чтобы понимать, в каком положении находится юнит, какие на него действуют бонусы и отрицательные эффекты, приходится держать в уме подсказки из туториала или постоянно сверяться с книгой советов.
Symphony of War: The Nephilim Saga – по-своему очаровательная дань уважения жанру, который заглядывает на ПК настолько редко, что ей простительно очень многое. Если вы соскучились по Shining Force или Langrisser, и всегда мечтали пощупать что-то близкое по духу портативным эксклюзивам Fire Emblem, обязательно приобщитесь, но со знанием английского и исключительно на высокой сложности.