Серия TOCA (1997 — 2006)
Все началось с серии гоночных симуляторов TOCA от британской компании Codemasters (совсем недавно она влилась в дружную семью студий Electronic Arts и теперь будет трудиться как над собственными играми, так и над серией Need for Speed). Первая часть франшизы вышла в 1997 году и была посвящена гоночным состязаниям, основанным на крупнейшем чемпионате Великобритании по автоспорту.
Серия TOCA просуществовала 9 лет и успешно конкурировала с линейками Gran Turismo и Forza Motorsport. Игры TOCA были в меру реалистичными, с достоверной моделью повреждений и лицензированными чемпионатами. Однако после выхода TOCA Race Driver 3 в 2006 году Codemasters решила трансформировать серию во что-то новое. Так появилась GRID.
Это не новый опыт для студии-разработчика: таким же образом серия Colin McRae Rally превратилась в DiRT.
Race Driver: GRID (2008)
Седьмая часть серии TOCA, и в то же время первая часть серии GRID, Race Driver: GRID вышла в 2008 году на множестве платформ, включая РС, консоли PS3, Xbox 360 и Nintendo DS, а также на аркадных автоматах.
Игра сохраняла баланс между симулятором и аркадой, но жестоко наказывала тех, кто пришел в нее из Need for Speed и по привычке рвался к победе, тараня противников и врезаясь в ограждения. Благодаря честной системе повреждений такое поведение приводило к значительному ухудшению состояния автомобиля: к финишу можно было приехать на трех колесах и с закипевшим радиатором, или же вообще не добраться до черты, заглохнув посреди трассы. О том, чтобы занять лидерские позиции, не могло идти и речи.
Поэтому приходилось играть осторожно: не толкаться, не врезаться, обходить соперников за счет скилла, а не наглости. Стать ближе к победе помогали настраиваемая сложность и механика под названием Flashback, которая позволяла отмотать несколько секунд гонки и исправить ошибку, например, после аварии. Сейчас эту механику подхватили многие гоночные игры, в том числе серия Forza Horizon, но в 2008 году она была в новинку.
В Race Driver: GRID был представлен большой выбор (более сорока) автомобилей от известных производителей, а трассы были разбросаны по всему миру – в США, Европе и Японии; одни, вроде Спа-Франкоршам, основаны на реальных гоночных треках, другие вымышлены и пролегали по разным регионам, в том числе по городским улицам. Соответственно им, отличались и гоночные режимы: например, в соревнованиях по дрифту участвовали тюнингованные авто, а заезды проходили в промзоне, а на гонку «24 часа Ле-Мана» допускались только специализированные спорткары в нескольких категориях.
Игра привлекла геймеров многими факторами. Во-первых, разнообразием машин, трасс и видов состязаний. Во-вторых, продуманным режимом карьеры, в котором игрок управлял собственной командой, а денежный поток был достаточно сбалансированным, чтобы можно было покупать новые автомобили, но не иметь возможности быстро скупить весь автопарк. В-третьих, отличной моделью поведения и повреждений болидов, одинаково удобным управлением на клавиатуре, геймпаде и руле, топовой для своего времени графикой, неплохим ИИ и отсутствием багов. У Codemasters получилась близкая к идеалу гоночная игра, которая, по сути, так и не была превзойдена последующими частями серии.
Игра недоступна в продаже в официальных цифровых сервисах
GRID 2 (2013)
Сиквел последовал спустя пять лет и привнес некоторые изменения по сравнению с оригиналом.
Визуальный стиль GRID 2 стал более мрачным, приземленно-реалистичным. Модель поведения автомобилей сделала крен в сторону дрифта – они то и дело срывались в занос и охотно скользили практически по любому типу покрытия. Для многих геймеров особенно болезненным стало упразднение вида из кабины.
Вместе с тем, были добавлены новые трассы (но они быстро начинали повторяться) и режимы – например, заезд, в котором необходимо обогнать как можно больше соперников. Игру критиковали за слабое развитие в рамках серии и более простой, чем в первой части, геймплей. Однако в момент выхода на РС у нее почти не было конкурентов – зато на консолях игроки отдавали предпочтение свежим Forza Horizon и Gran Turismo 5.
Игра недоступна в продаже в официальных цифровых сервисах
GRID Autosport (2014)
Прислушавшись к критике GRID 2, Codemasters уже через год выпустила то ли продолжение, то ли спин-офф к серии. GRID Autosport ощущалась работой над ошибками: вид от первого лица вернули, управление усложнили, добавили множество разнообразных гоночных дисциплин, обновили модель повреждений (даже добавили износ узлов авто), улучшили графику, а также упростили карьеру и сделали акцент на мультиплеере.
Разработчики хорошо поработали над симуляцией поведения машин, и GRID Autosport служила неплохим аттракционом для тех, кто жаждал поставить перед собой вызов. Однако не каждый игрок был готов совладать со скукой, вызванной однообразием трасс, и странным поведением ИИ, который норовил устроить свалку на первом же повороте, что могло привести к плачевным последствиям.
Кроме того, многие отмечали, что игра лишилась того, что делало серию GRID уникальной – своего лица, ощущения балансирования на грани поражения, того духа соперничества, что заставляет играть ночь напролет. GRID Autosport очень быстро приедалась, а альтернатив в жанре у игры было достаточно много. Однако это не помешало проекту показать хорошие продажи, а авторам – выпустить его на Nintendo Switch и мобильные платформы в дополнение к РС, PS3 и Xbox 360.
Игра недоступна в продаже в официальных цифровых сервисах
GRID (2019)
В какой-то момент в Codemasters посчитали, что серии требуется мягкий перезапуск (или просто решили сыграть на чувствах ностальгирующих фанатов), и объявили о создании игры GRID без подзаголовка в названии. Упор делался на механику «возмездия»: по задумке, ИИ-оппоненты запоминали действия игрока, и если тот вел себя слишком агрессивно, действовали так же в ответ. Это должно было сделать их более «живыми», а в игровой процесс внести нотку непредсказуемости.
И новая геймплейная механика сработала: аккуратный игрок не испытывал проблем с соперниками, зато дорожный хам быстро сталкивался с последствиями своего поведения. Оскорбленные противники буквально начинали охотиться на автомобиль обидчика, снижая шансы на победу.
Увы, только этим и могла похвастать GRID 2019 года. Автомобилей, трасс и режимов стало меньше, чем в предыдущих частях серии, поведение машин ухудшилось, а физику и модель повреждений называли в лучшем случае странной, иногда не стесняясь и более громких эпитетов. Не обрадовал геймеров и распил проекта на DLC, чем, кстати, грешили и другие выпуски линейки, кроме Race Driver: GRID. Игре не удалось завоевать титул королевы симкад, и о ней очень быстро забыли.
Что дальше?
Сейчас, когда Codemasters перебралась под крыло EA, будущее серии GRID остается туманным. У Electronic Arts есть свои гоночные франшизы, которые издатель развивает, и еще одна может оказаться лишней.
С другой стороны, британская студия сохранила относительную свободу и, возможно, оставит за собой инициативу по выпуску новых игр серии GRID. Время покажет.