Cubiq.ru
Серия игр Amnesia

Серия игр Amnesia

В одном из своих прошлых материалов я упоминал массивную волну миниатюрных инди-хорроров, захлестнувшую цифровые прилавки некоторое время тому назад. Если помните, в большинстве своем они представляли из себя бродилки от первого лица, в ограниченных пространствах, с достаточно унылыми попытками в геймплей и, собственно, в ужасы.

Так вот, еще в той статье я не преминул отметить схожесть сего хоррор-потока с «Амнезией» — и все потому что именно она, в своем роде, стала основоположником движения, концептуально, и, достаточно часто, визуально. Разве только уровень качества промеж основоположником и последователями часто разнился настолько, что стыдно становилось за обе стороны… Но что поделать, такова частая судьба классики.

Признаться, я сам добрался до серии пост-фактум, уже после того, как опробовал с десяток игр-клонов, разочаровавших меня только чуть-чуть меньше, чем релизная версия Cyberpunk 2077. Посему, ожидания от самой «Амнезии» были отвратительно низкими; однако, проведя в игре часик-другой, я довольно быстро понял почему оригинал настолько хорош и вдохновляющ, и почему «отпрыски» франшизы чаще всего выходят столь убогими, что даже тегом «инди» их не оправдать.

Серия игр Amnesia

Об этом сегодня мы и поговорим — об эстетике ужаса серии Amnesia, об оставленном ей наследстве и о том, как же обидно, что вторая часть SOMA все еще не увидела свет. Это так, между делом. Одна студия все-таки.

Amnesia: The Dark Descent (2010)

Amnesia: The Dark Descent (2010)

Нужно помнить, что на дворе стоял 2010-й — тогда еще мрачные головоломки от первого лица не были столь широко представлены в мире видеоигр; как минимум, шорох о них не ходил в широких массах, знакомых, пожалуй, лишь со славной-доброй Пенумброй, да и то весьма отдаленно.

На тот момент последним громким хоррор-проектом в игровой индустрии являлся Dead Space, но он смотрел в космос, на злобных некроморфов, с высокотехнологичными шахтерскими и инженерными примочками наперевес. До этого игрокам основательно выносила разум (в хорошем смысле) Resident Evil 4, несколько уведшая свою франшизу в экшен; еще незадолго до того страху нагоняла F.E.A.R., предпочитавшая футуристичный милитаризм этим вашим викторианским замашкам.

Иными словами, мэйнстримом владел хоррор, не желавший отпускать игрока в гущу событий незащищенным и не требующий максимального напряжения извилин; сие, как можно догадаться, создало своеобразную нишу, в которую очень удобно и уместилась Amnesia: The Dark Descent.

Amnesia: The Dark Descent

Шведы из Frictional Games значительно (и крайне смело) видоизменили несколько застоявшуюся формулу хоррора тех лет: они запаковали весь огнестрельный бум-бум и выслали его в такие-то дали, променяв огневую мощь на прятки; вместо физики летящих во все стороны конечностей, они выбрали физику обычных бытовых предметов, мебели и колбочек, покатывающихся в открываемых ящиках.

Наконец, в то время как большая часть хоррор-игр тех дней чередовала моменты ужаса и перестрелок, разработчики Амнезии, за неимением перестрелок, практически целиком укрыли свое детище атмосферой кошмара и нарастающего напряжения. Скажу сразу: я не фанат подобной структуры целиком, и стрельба, к примеру, мне нравится куда больше пряток — однако, нельзя не согласиться с тем, что Amnesia: The Dark Descent как минимум предложила жанру свежую перспективу, довела её до мэйнстрима и, без малого, изменила то, как игры-ужастики пишутся сегодня. О чем говорить, если та же Resident Evil 7 порой больше напоминала Амнезию, нежели сам Resident Evil.

На случай, если вам вдруг не довелось поиграть, то вот суть: вы — Дэниэл, парень, который приходит в себя где-то в недрах мрачного поместья, совершенно ничего о себе не помнит и в качестве изначальной наводки вынужден использовать письмо, написанное им самим… самому себе. В полутьме пустынного особняка Дэниэл будет открывать комоды, чтобы найти предметы, зажигать лампы, чтобы не сойти с ума от темноты, строить башни из ящиков и швырять стулья — потому что веселая штука, эта ваша игровая физика.

Сюжет в Амнезии по-настоящему силен и является, по сути, двигателем игрового процесса — вы пойдете в ту темную комнату и найдете там какой-нибудь условный рычаг, только чтобы узнать, что же на самом деле с вами происходит. Если не помрете в процессе — того лучше. Кстати насчет смерти, смертельных угроз и нелюбви к шкафчикам с прорезями — быть может, это непопулярное мнение, но на мой взгляд, самым слабым местом что у Амнезии, что у её последователей, всегда являлись враги. В The Dark Descent их, слава небесам, умиротворяюще мало, но когда они все же появляются, то ощущаются скорее как удар по геймплею, нежели как качественная прибавка к нему.

Amnesia: The Dark DescentНу просто вот извините — трудно найти что-то интересное в убегании и прятках, особенно когда делаешь это десятый раз к ряду и страха уже никакого нет, одно раздражение. Стоит отметить, кстати, что разработчики, кажется, думали так же, ведь в следующих играх серии (или в той же SOMA) стычки с врагами практически отсутствуют — всего две-три на всю игру и проходимы они довольно легко и изящно, спасибо большое, фух, как же мне не нравится быть безоружным и беззащитным перед лицом опасности… Не понимаю, почему такой формат столь популярен, хоть убей…

…Но как бы там ни было, несмотря на мое недовольство внутриигровыми супостатами, в общем и целом, Amnesia: The Dark Descent вышла замечательной, напряженной, временами действительно пугающей и повествовательно интригующей игрой, которая вот взяла, пришла и задала целое новое направление своему жанру. Геймдизайнерские плоды сей хоррор-революции варьируются от качественных до отвратительных, но факт того, что эта революция действительно произошла, отрицать просто невозможно.

КУПИТЬ

Amnesia: A Machine for Pigs (2016)

Amnesia: A Machine for Pigs

  • Платформы: Nintendo Switch, PlayStation 4, Xbox One, Windows, Linux, macOS, Mac OS

Изначально не более чем модификация, впоследствии переросшая в косвенный сиквел для The Dark Descent, вторая часть Амнезии, A Machine for Pigs была лишь издана Frictional Games, в то время как за разработку отвечала команда из The Chinese Room. Сия команда, решив привнести новизны в геймплей, невозбранно выпилила из проекта механики инвентаря, заправки лампы маслом, зажигания светильников спичками, добавила регенерацию здоровья, убрала урон психике… А что осталось-то, спросите? Ну… локации стали побольше? ИИ… поумнел?..

Сомнительные геймплейные решения в сторону — безусловно, главным достоинством A Machine for Pigs вновь является сюжет, вкупе с сопутствующей ему угнетающей атмосферой, мрачнеющей на глазах с каждым новым повествовательным витком. Спойлер — помните те неоднозначные ощущения из первой части, когда мы узнаем, что Дэниэл являлся соучастником Александра во многих его кошмарных экспериментах и даже помогал ему отлавливать новых жертв?..

Amnesia: A Machine for Pigs

Ну так вот, эти ощущения сильнее стократно с Освальдом Мандусом, порешившим столько народу столь ужасающим способом, что Дэниэл (его дальний родственник, кстати) в сравнении считай что маленький английский ангелочек. Амнезия любит грешных протагонистов на пути к искуплению (если этого искупления захочет игрок, конечно).

Итого, Amnesia: A Machine for Pigs есть ничто иное, как отринувший предков наследник первой части — но лишь в плане игрового процесса. Сюжетная составляющая как раз-таки полностью соответствует духу франшизы, заставляя скрежетать зубами даже самых твердых душой и нервами. Ради истории, и пожалуй только ради истории, игре стоит уделить непосредственное внимание.

КУПИТЬ

Amnesia: Rebirth (2020)

Amnesia: Rebirth

Платформы: PlayStation 4, Windows, Linux, Amazon Luna, Mac OS

Десять лет спустя выхода The Dark Descent, в 2020-м году, Frictional Games решила вернуться к разработческому штурвалу и собрать вместе игру, чуть более близкую к геймплейным традициям франшизы. Так, мы возвращаемся к поиску спичек, зажиганию ламп, степенному безумию… и возможности пропустить стычку с монстром, если надоело выплясывать с ним круги по гробницам и пещерам.

Забавно, наверное, что при всей моей вышеупомянутой холодности к пряткам, я бы все же предпочел помереть десять раз, но на одиннадцатый успешно не помереть, нежели просто взять и магически обойти чудище стороной. Геймерская гордость — буду терпеть то, что не нравится, потому что пропуск того, что не нравится, кажется вопиющей игровой слабостью.

Amnesia: Rebirth

Между тем, сюжет Rebirth хронологически пролегает к современности ближе, чем любая другая история Амнезии — здесь нас забрасывают в начало двадцатого века, на просторы колониальной Африки, где мы, французская исследовательница по прозвищу Таси, попадаем в такой замес, что скрежет зубов начинается с самой завязки. Алжир, разбитый самолет, таинственный амулет, беременность главной героини, её погибший муж… Потеря памяти, разумеется. Мурашки по коже, честно говоря. Чего шведы не растеряли за двадцать лет существования франшизы, так это умения закрутить историю, что затягивает с головой.

Поскольку игра вышла относительно недавно, ударяться в анализ сюжетной составляющей не будем, даже с пометкой «спойлер». Лучше пройдите Rebirth самостоятельно и прочувствуйте на себе, что есть современная Амнезия, со всеми её вымораживающими ужасами. Тут есть от чего кривиться и качать головой, уж поверьте на слово…

КУПИТЬ

Итог

The Dark Descent – бесспорно, классика жанра. A Machine for Pigs — как минимум интересная зарисовка на тему классики жанра. Rebirth – достойное продолжение классики жанра. Каждая часть заслуживает своего шанса, а конкретно The Dark Descent и вовсе обязательна для прохождения, если хотите отследить истоки развития игрового хоррора в течение последнего десятилетия. Порешили десятки людей самым что ни на есть брутальным способом и потеряли память? Тогда мы идем к вам.

Итог

А я пока продолжу ждать сиквел SOMA, словно надежда все еще есть… Между делом, у кого-нибудь имеется почтовый адрес главы Frictional Games? Друг попросил. А, ладно… Хорошего дня!

forevermore

Я знаю некоторых боссов Dark Souls лучше, чем собственных друзей. Но у меня хотя бы есть друзья, а значит еще не все потеряно.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
MSI Vigor GK71 Sonic
HIPER HG-Z5-1460 ZET
В центре внимания