Cubiq.ru

Серия игр Penumbra: Лавкрафтовский ужас в ледяных декорациях

С выходом Alien: Isolation жанр чистого survival-horror получил новое дыхание. А чтобы легче пережить отсутствие его сиквела, мы решили вспомнить, с чего начался предыдущий ренессанс хорроров 12 лет тому назад, и рассказать вам о серии игр Penumbra.

Замкнутое пространство вдали от цивилизации идеально для ужастиков. Оно позволяет авторам таких произведений эксплуатировать клаустрофобию, взывать к потаенным страхам перед одиночеством, темнотой и неизвестностью, наделить злодеев абсолютной властью над судьбами персонажей, лишить зрителей (или игроков) любых надежд на случайное спасение.

Чаще всего в качестве сеттинга для сделанных в таком ключе фильмов и игр выбирают космос – ведь что может быть страшнее безжизненной тьмы? Чуть ли не на втором месте по популярности полярные станции, которые по степени изолированности недалеко ушли от космических. К тому же ослепительные белоснежные ледяные просторы позволяют разнообразить визуальный ряд и играть на контрастах. И если для кинематографического арктического хоррора воплощением жанра стало «Нечто», то в мире игр на ПК это место по праву принадлежит серии игр Penumbra.

Интересно, что история «Полутени» (именно так Penumbra переводится с латыни) началась с небольшой демки. В 2006 году маленькая шведская компания Frictional Games, состоявшая в основном из студентов, завершила работу над своим дебютным проектом – игровым движком HPL Engine, предназначенным для игр-хорроров (HPL – инициалы знаменитого мастера ужасов Говарда Филлипса Лавкрафта).

Чтобы привлечь внимание потенциальных инвесторов и более крупных студий, компания разработала короткую игру Penumbra Tech Demo. В ней персонаж игрока исследовал заброшенную арктическую станцию, спасался от ужасных монстров и мог использовать множество разбросанных по локации предметов.

Как и положено демке, та Пенумбра распространялась бесплатно. Неожиданно для создателей игра нашла отклик не только среди профессиональных геймдизайнеров, но и у простых игроков. Геймеры стали требовать продолжения рассказанной в демо-Penumbra истории, и шведы решили не упускать золотую рыбку и самостоятельно разработать полноценную игру на своем движке. При этом вместо одной огромной игры была задумана трилогия, состоящая из отдельных эпизодов. Такая модель издания позволяла поддерживать интерес публики и получать финансирование для разработки последующих игр.

Penumbra: Overture (2007)

Первая часть серии появилась всего лишь через год после выхода демки. Рассказанная в ней история начиналась с е-мейла от главного персонажа игры, который тот отправил одному из своих друзей. Все дальнейшее повествование было оформлено именно в виде таких писем.

Для нашего героя, 30-летнего физика по имени Филипп Лафреск, все тоже началось с е-мейла. Причем мало того, что это письмо он получает от имени своего отца Говарда, которого считал погибшим, так еще и приходит оно вскоре после смерти его матери. В письме отец просит Филиппа уничтожить все содержимое банковской ячейки. В этой ячейке среди прочего наш персонаж находит карту какого-то объекта, расположенного в Гренландии. Любопытство и желание выяснить судьбу отца берет верх над осторожностью, поэтому Лафреск отправляется к указанной на карте точке.

На месте Филиппу приходится спасаться от холода, укрывшись в заброшенной шахте. Внезапно вход в шахту оказывается завален, поэтому нашему герою не остается ничего, кроме как исследовать комплекс в надежде найти запасной выход.

Само собой, в процессе этих исследований мы столкнемся со множеством странностей и опасностей и будем решать головоломки с помощью подручных предметов (благодаря продвинутой для тех времен физике взаимодействовать можно было практически со всем окружением). Постепенно нам начнут встречаться записки сумасшедшего ученого, а на связь по радио выйдет интересный и слегка свихнувшийся персонаж, представляющийся как Рыжий. Рыжий говорит, что заперт в шахте, просит найти его и обещает взамен ответить на все наши вопросы, в том числе и про отца.

Дорога к Рыжему осложняется населяющими комплекс опасными созданиями – чем-то вроде зомби-собак, гигантскими пауками и даже парочкой огромных плотоядных червей. А так как вопреки стереотипу из Half-Life в реальности ученые-физики редко носят с собой мощные стволы, то лучшим способом пережить встречу с этими чудищами будет делать ноги, отвлечь тварь чем-то вкусным или где-нибудь спрятаться. При этом можно было покосплеить Гордона Фримена и ударить монстра чем-нибудь тяжелым и металлическим с летальными последствиями.

В отличие от большинства ужастиков тех времен, крови и расчлененки в Пенумбре было очень мало – как любой хороший триллер, она пугала не этим, а ощущением одиночества, мрачной тайны и постоянного саспенса.

Кроме великолепно-ужасной атмосферы, запомнилась эта игра еще и тем, что в ней для взаимодействия с предметами было недостаточно просто кликнуть на них мышкой. Нужно было еще и сделать движение мышкой в направлении, соответствующем тому, что вы хотите сделать.

Например, чтобы открыть дверь, нужно было кликнуть на дверную ручку, зажать ЛКМ и потянуть мышь на себя. Причем чем резче вы тянули мышку – тем шире открывалась дверь. Это не только способствовало полному погружению в игровой мир, но и расширяло тактический арсенал нашего героя – например, можно было приоткрыть дверь, заглянуть в щелочку и в случае чего резко захлопнуть ее.

Несмотря на такое новаторство, большинство геймеров и критиков встретили игру с гораздо меньшим восторгом, чем предшествующую ей демку. Главными претензиями были неудобная боевка, скомканная манера подачи сюжета через записки и е-мейлы, а также не очень внятная мотивация главного героя.

Купить

Penumbra: Black Plague (2008)

Во второй части серии разработчики учли почти все замечания игроков и пожелания критиков. В результате игра превратилась в рафинированный стелс-хоррор без всякой возможности вступить в прямой бой с противниками. Ради этого пришлось убрать из нее собак с пауками и заменить их на смертоносных зомби.

Из шахтного комплекса наш Филипп перебирается в бункер организации, которая занималась исследованиями паранормальных явлений. Однако особой радости это не приносит – все сотрудники станции либо погибли, либо превратились в тех самых зомби. К тому же нас начинают преследовать не только реальные враги, но и периодические галлюцинации и «голоса».

В процессе исследований выясняется, что и шахтеры, и мутировавшая живность, и исследователи, и даже сам наш ГГ стали жертвой жуткого вируса. Тем временем наш внутренний голос мало того, что обретает имя, так еще и пытается манипулировать нашими действиями, а когда эти попытки срываются, начинает пытаться убить нашего героя.

Помощь приходит, откуда не ждали – оказывается, что вирус вырвался на свободу при исследовании гробницы существа по имени Туурнгайт. Это самое существо внезапно выходит на связь и предлагает помочь. А чтобы заслужить его доверие приходится решать сложные задачи и проявлять гибкость мышления.

В целом «Черная чума» получилась именно тем, чего ждали от первой части. Разве что к страхам нашего персонажа добавилось еще и ощущение постепенного съезжания с катушек, что сделало игру еще страшнее.

Купить

Penumbra: Requiem (2008)

Frictional Games настолько не терпелось рассказать историю до конца, что третья и заключительная часть серии вышла в том же году, что и вторая, с интервалом всего лишь в 9 месяцев.

«Реквием» доводит безумие до логического финала – все происходящее больше всего напоминает одну большую галлюцинацию, в которой переплелись отрывки двух предыдущих игр. Мы попадаем в смутно знакомые локации, общаемся с погибшими персонажами и пытаемся найти ключи, позволяющие собрать всю картину воедино.

Выполняя задания Туурнгайта, наш персонаж, как ему кажется, становится все ближе к свободе и истине… А потом наступает концовка. И пусть «Реквием» вышла 11 лет назад, каждый любитель хорроров должен увидеть ее сам. Хотя бы для того, чтобы попытаться самому понять, чем же все закончилось.

Купить

Заключение

Несмотря на то, что концовка «Реквиема» ставит скорее многоточие, чем точку, история все-таки была рассказана и серия завершилась. Впрочем, Frictional Games и по сей день продолжает делать качественные survival-horror в замкнутых пространствах (Amnesia в средневековом замке и SOMA под водой). Так что «Полутень» не умерла, а скорее переродилась, ведь страх перед темнотой и одиночеством – один из самых древних.

А если вам по душе именно холодные просторы Гренландии, то стоит скачать фанатский мод Penumbra: Necrologue для Amnesia и еще раз насладиться той самой атмосферой в новых декорациях и с гораздо лучшей графикой.

Скачать

Аватар

LurelnLey

Игры и книги - мой способ прожить несколько жизней за одну. Мое детство пришлось на время, когда свет увидели проекты, уже ставшие бессмертной классикой: Heroes of Might and Magic, Diablo, Warcraft и прочие. С тех пор и появился интерес к индустрии, который вряд ли когда-нибудь угаснет.

Рекомендуем

В центре внимания

Аватар
Следите за новостями в нашем Telegram-канале
Holler Box