- Разработчик: Quantic Dream
- Издатель: Sony Interactive Entertainment, Quantic Dream
- Дата выхода: 25 мая 2018 года — PS4, 12 декабря 2019 года — РС
Игры Quantic Dream – это сюжетно-ориентированное «кинцо», по сути – симуляторы ходьбы и QTE, в которых главная роль отдается не геймплею, а истории и возможным развилкам ее течения. Не всем нравится такой жанр, но есть у него и много поклонников, и при всех своих недостатках, работы французской команды получаются существенно качественнее большинства конкурентов.
Дэвид Кейдж, глава студии, хороший визионер и плохой сценарист. Поэтому и Fahrenheit, и Heavy Rain, и Beyond: Two Souls были красивыми, кинематографичными, инновационными, но вместе с тем рваными и иногда невыносимыми играми – особенно по части сюжета. Не обошла эта проблема и Detroit: Become Human – перед нами впечатляющее приключение, которое начнет рассыпаться, если воспринимать его хоть немного всерьез.
Итак, недалекое будущее, в котором андроиды стали такими же бытовыми устройствами, как микроволновка или смартфон. Они ходят за покупками, убирают улицы, заботятся о детях, готовят еду – в общем, используются в самых разных сферах общественной жизни, вплоть до «работы» в борделях и стрип-клубах. Среди людей, соответственно, растет безработица и недовольство машинами, но при этом уровень достатка остается на достаточно высоком уровне – даже житель бедного района может позволить себе андроида.
События игры разворачиваются в Детройте, и к началу сюжетной линии в городе уже некоторое время ходят слухи о девиантах – андроидах, которые из-за программного сбоя начинают испытывать эмоции. Другими словами, машины обретают человечность. Чтобы разобраться в ситуации, компания «Киберлайф», которая производит андроидов, присылает в полицейское управление Детройта RK800 «Коннор» – модель-прототип, созданную для помощи в расследованиях. Это первый играбельный персонаж Detroit: Become Human.
В это же время в доме престарелого художника Карла Манфреда находится андроид RK200 «Маркус» – еще один прототип, выступающий в роли сиделки Карла. Впрочем, очень скоро Маркус «погибает» и отправляется на свалку, где, «переродившись», становится девиантом и решает посвятить себя борьбе за права андроидов. Будет она мирной или же грядет восстание – решать игроку.
Наконец, третьим протагонистом игры становится АХ400 «Кэра» – домашний робот-помощник, вынужденная скрываться с маленькой девочкой после того как стала девиантом и напала на жестокого хозяина. Когда-нибудь пути всех троих героев пересекутся, но, прежде чем это произойдет, им придется пережить немало потрясений, которые, с помощью игрока, определят их судьбы.
Из всей троицы персонажей самым интересным получился Коннор. У него единственного есть выбор – стать девиантом или остаться запрограммированной машиной (технически, такой выбор есть и у Кэры, но во втором случае она выбывает из сюжета уже в самом начале игры). Ему дали самого интересного второстепенного героя – пожилого детектива Хэнка Андерсона, который ненавидит андроидов, но по ходу повествования может изменить свое мнение. У него больше всего экшен-эпизодов и интересная механика расследования, схожая с таковой из Batman: Arkham Origins. Наконец, Коннор самый обаятельный, что неудивительно – как признается он сам, его внешность и голос разработаны таким образом, чтобы андроид вызывал доверие у людей. Противостояние своему же виду, внутренняя борьба героя заставляют игрока сопереживать ему – и внести свой вклад в формирование его характера.
В противовес охотнику на девиантов, революционер Маркус кажется очень скучным. Он – функция, которая двигает сюжет и не может сильно отклоняться от заданных сценаристами рамок. Игрок лишь незначительно влияет на поведение андроида, но следить за Маркусом неинтересно – гораздо более яркими получились его спутники, а также события, которые разворачиваются вокруг него.
Кэра же ощущается необязательным персонажем, и, хоть ее приключения довольно драматичны, на сюжет они не влияют. Тем не менее отношения между героиней и ее юной подопечной приковывают внимание, а опасности, с которыми они сталкиваются, вызывают искренние переживания.
Однако слабо прописанные герои – не самая весомая проблема Detroit: Become Human; гораздо большее недоумение вызывает излишнее очеловечивание их. Очень легко забыть, что перед нами машины – уж слишком естественно они себя ведут. Поэтому возникает сильный диссонанс: с одной стороны, это машины, бытовые приборы вроде холодильника. С другой, встретив такого андроида на улице, – даже не-девианта, – не удастся отличить его от человека. И как в этом случае к ним относиться? Как к роботам? Как к людям? Игра активно подталкивает ко второму варианту, заставляя игрока, который желает остаться на стороне человечества, чувствовать себя последней сволочью.
Обрести самосознание и эмоции андроидам оказалось недостаточно – они очень скоро начинают называть себя народом. Пройдя через годы рабства и унижений, они хотят свободы, равных прав и личной собственности. Кейдж буквально тычет игроку в лицо тяжелым положением машин – кажется, в игре нет ни одного человека, который хорошо обращается с андроидами (кроме художника и чернокожей женщины, объясняющей свое сострадание тем, что ее народ тоже когда-то угнетали). Параллели очевидны, социальный посыл ясен, но, исходя из сеттинга, захочет ли геймер сочувствовать машине? Вряд ли. Поэтому машины здесь действуют как люди, пусть это и обманывает игрока, вредит восприятию, вводит в заблуждение. Зато подтолкнет к «положительной» концовке, где все поют взявшись за руки. Браво, мистер Кейдж.
Тем не менее, если принять условности мира и сюжета, играть в Detroit: Become Human очень интересно. Здесь гораздо больше интересных ситуаций в сравнении с Heavy Rain и Beyond: Two Souls, а игра чередует спокойные эпизоды с напряженными. Уже в первой миссии протагонисту предстоит разобраться с андроидом, который взял маленькую девочку в заложники, а далее повествование только раскручивается, и ближе к финалу бросает героев в самые разные ситуации – погони, сражения, «прятки» с врагом и так далее. Провалить QTE, если играть на продвинутой сложности, легко, и неудача может привести к серьезным последствиям, вплоть до потери персонажа.
Вообще, влияние действий игрока на развитие сюжета здесь очень сильно. Да, у некоторых главных героев до определенной точки развития истории есть сюжетная «броня», а исход отдельных событий предопределен, однако игра оставляет достаточно развилок, чтобы игрок управлял сюжетной линией. Принятые решения могут отразиться через несколько эпизодов, а совершенные одним героем действия могут повлиять на другого совершенно неожиданным образом. Другими словами, развешивая чеховские «ружья» в начале истории, не стоит удивляться, когда они «выстрелят» в ее конце. И это впечатляет: интерактивное кино развивается, но все еще держит игроков в узких рамках, создавая лишь иллюзию выбора (вспомните игры Telltale). Detroit: Become Human немного раздвигает эти рамки.
Погрузиться в виртуальный Детройт 2038-го помогает и шикарная визуальная часть. И речь не только о картинке, которая, хоть и слегка замылена, впечатляет красивыми локациями и дорогими эффектами. Весомый вклад в восприятие вносит отличная игра актеров, детализация и мимика лиц, правдоподобная анимация. Персонажи очень похожи на людей, при этом не попадая в «зловещую долину» – такой уровень достигается немногими играми.
Но за красивую графику приходится платить. На РС Detroit: Become Human предъявляет довольно высокие требования к ресурсам компьютера. Причем большой упор делается на процессор, несмотря на компактность игровых локаций – возможно, при портировании использовался какой-то хитрый эмулятор или же разработчики «не смогли» в оптимизацию. Как бы то ни было, поиграть на максимальных настройках смогут лишь владельцы мощных ПК, и даже они не будут застрахованы от периодических вылетов и зависаний игры. Зато к управлению претензий нет – его хорошо адаптировали и для геймпада Xbox One, и для мыши с клавиатурой.
Quantic Dream во главе с Дэвидом Кейджем замахнулась на мощное социальное высказывание, но донести его до игрока не смогла. Возможно, в другом, более толерантном обществе, люди проникнутся историей восставших машин, однако игроку, чтобы всерьез вести андроидов к победе над своим же видом, нужно очень ненавидеть человечество. Тем не менее, если оценивать игру с точки зрения геймплея, режиссуры и нелинейности – перед нами без пяти минут шедевр, с головой затягивающий в приключения героев.
В результате это одновременно и отличная игра, и смешное в своей наивности кино. Стоит ли Detroit: Become Human внимания? Определенно да – это дорогой, качественный проект, способный подарить немало ярких эмоций. Но будьте готовы к тому, что сценарий наверняка вызовет у вас много вопросов.