Компания Obsidian Entertainment была создана летом 2003 года в американском городе Ирвайн (штат Калифорния). Основу ее коллектива составили бывшие сотрудники студии Black Isle Studios, которая прославилась работой над Fallout 2, Planescape: Torment и Baldur’s Gate II.
Дебютной работой Обсидиан стала вторая часть Star Wars: Knights of the Old Republic, которая пусть и не вышла такой, как планировалась, но принесла студии известность и финансовый успех. С тех пор студия попеременно то погружается в кризис, то выпускает признанные шедевры.
1. Pillars of Eternity
Пусть злые языки, намекая на большое количество сиквелов чужих работ, называют Obsidian «подмастерьями». Лучшую свою игру студия сделала полностью самостоятельно.
Смешав каноны классического изометрического партийного РПГ а-ля Baldurs Gate и NWN с продуманным фэнтези-сеттингом собственного сочинения, интересными квестами и парочкой уникальных механик вроде получения опыта за мобов только до заполнения соответствующей графы в бестиарии или сменяемых прямо в бою томиков с заклинаниями, которыми еще и можно обмениваться с другими чарами в пати, студия получила уникальный коктейль, которым уже насладились сотни тысяч геймеров.
2. Star Wars: Knights of the Old Republic II – The Sith Lords
Если бы в свое время LucasArts не торопили студию с работой над ее дебютным проектом, то сейчас вторая часть KOTOR возглавляла бы не только этот топ, но и многие другие списки лучших РПГ. Но даже в недоделанном виде эта игра все равно затягивает сложными и продуманными характерами однопартийцев, проработанным сюжетом и увлекательным геймплеем.
Большинство квестов здесь имеет разные пути решения, и не всегда самый «светлый» вариант действий ведет к хэппи-энду. И если в первой части франшизы главной загадкой было прошлое протагониста, то в The Sith Lords все сопартийцы полны сюрпризов, и в зависимости от ваших поступков далеко не все из них останутся на вашей стороне до самого конца.
3. South Park: The Stick of Truth
С самого начала своего существования Обсидиан показали, что умеют справляться с франшизами. И даже из такого, казалось бы, не очень подходящего для воплощения в виде видеоигры материала, как мультсериал South Park, студии удалось соорудить мини-шедевр.
В «Палке истины» классические механики JRPG тесно переплетаются с фирменным юмором сериала, а любимые персонажи получают неожиданное развитие. К тому же где еще можно сразиться одновременно против эльфов, вампиров, злобных пришельцев и зомби-нацистов?
4. Fallout: New Vegas
Символично, что работу над аддоном к третьем «Фоллу» вели люди, создавшие в свое время тот самый Fallout 2. Возможно, именно поэтому в среде преданных фанатов Пустошей принято котировать New Vegas гораздо выше, чем обычный Fallout 3.
В основу сюжета положены разборки между тремя фракциями – известной всем любителям франшизы Новой Калифорнийской Республикой, легионом Цезаря (толпа дикарей-работорговцев, косплеящих Древний Рим) и Мистером Хаусом (загадочный магнат, владеющий руинами Лас-Вегаса).
Призом для победителя станет чудом уцелевшая Дамба Гувера. Ролевая система по сравнению с обычной «трешкой» почти не изменилась, а вот система модификации оружия заметно расширилась и теперь на пушки можно цеплять много крутого обвеса вроде расширенных магазинов и оптических прицелов.
5. Pillars of Eternity II: Deadfire
На первый взгляд сиквел «Столпов вечности» имеет все, что нужно для успеха. Большинство достоинств оригинала здесь сохранились, а сюжет стал даже эпичнее – в этот раз противостоять придется не мрачному культу, а проснувшемуся Богу, который решил собрать как можно больше душ.
Но разработчики слегка перестарались с нововведениями и добавили в игру корабль, который не просто служит для передвижения между локациями, а скорее заменяет крепость Каэд Нуа из оригинала. Морские путешествия полны побочных квестов и баталий с другими кораблями. В итоге атмосфера и геймплей сиквела слишком отличаются от оригинала, чтобы повторить его успех.
6. Neverwinter Nights 2
Второй «Невервинтер» – классическая партийная РПГ во вселенной Dungeons & Dragons. Бодренькое начало в духе «враги сожгли родную деревню» здесь перетекает сначала в долгие поиски фрагментов древнего артефакта, затем в менеджмент крепости и ее подготовку к обороне, а затем в зрелищную финальную битву с воплощением Древнего Зла.
С учетом максимально приближенной к реалиям настольной D&D ролевой системы фишкой игры становится даже не сюжет, а развитие персонажей. Враги здесь могут со временем стать друзьями, а друзья – предать в самый неподходящий момент.
К сожалению, занять более высокое место в нашем топе NWN 2 мешает дисбаланс финальной четверти кампании, когда заточенные на криты билды и воины без профисиенси на мечи начинают страдать, а прокачавшие Магию Света чары выжигают целые толпы.
7. Tyranny
«Тирания» – еще один проект в любимом Обсидианом жанре изометрических партийных РПГ. Здесь вас ждет продуманный игровой мир, множество вариантов прохождения квестов, огромное разнообразие стартовых условий и «серая мораль», в которой нет места Добру и Злу в традиционном понимании.
Вроде бы наш персонаж и представляет собой классического прихвостня Темного властелина, но далеко не всегда его действия будут однозначно злыми. Забраться повыше в нашем списке этому проекту помешали слабая ролевая система, примитивная боевка и чересчур тесные локации.
8. Alpha Protocol
Будучи дебютной самостоятельной работой студии (и KOTOR 2, и NWN 2 все-таки делались по лицензии), «Альфа Протокол» должен был показать, что Обсидианы умеют придумывать игровые миры. С этой задачей игре удалось справиться – полный интриг и международных заговоров сюжет действительно затягивает, а потрясающая нелинейность в теории должна заставить проходить игру много-много раз.
Вот только то же самое было в Deus Ex – но к этому прилагалась крутая ролевка, интересный стелс и динамичная боевая система. Здесь же кроме сюжета толком и похвалить нечего. Зато игра порадовала мемом «Воруй, убивай, [люби] гусей».
9. Pathfinder Adventures
Когда мы читаем в описании проекта «адаптация настольной игры во вселенной D&D», сразу вспоминаются работы той же студии Обсидиан вроде Neverwinter Nights, в которых механики настолки органично вписаны в привычные рамки CRPG.
Но в Pathfinder Adventures слова про настолку надо понимать буквально – здесь нас ждут карточки персонажей и те самые многогранные кубики, от чисел на которых зависит здоровье и судьба наших чаров. Жаль, что погружение в игровой мир при этом начинает стремиться к нулю.
10. Dungeon Siege III
Первая часть Dungeon Siege была прорывом для своего времени, ведь в ней сочетались бесшовный мир и первая в истории РПГ комбинированная система прокачки (кач за опыт + прокачка навыков при использовании).
К сожалению, сделанный Обсидианом триквел по сути мало отличается от большинства РПГ своего времени. Разве что графика здесь чуток посимпатичнее, чем в большинстве проектов 2011 года.
11. Armored Warfare: Проект Армата
«Армата» должна была реализовать потаенные мечты игроков в World of Tanks. Тут тебе и современные модели техники, и вручную управляемые ПТУРСы, и множество колесных машин, и PvE-режимы, и сугубо вспомогательная роль САУ, и разный урон от попадания в разные модули.
Но по прошествии 5 лет после релиза «Арматы» в WoT все равно играет в десятки (а то и сотни) раз больше людей, чем в Armored Warfare. Возможно, Wargaming все-таки были правы и далеко не все идеи игроков достойны реализации. А может, просто не стоит ждать хорошей игры про танки от студии, которая всю жизнь клепала отличные РПГ?
12. Skyforge
Оригинальная ММОРПГ с уникальными механиками в интересном техно-фэнтезийном мире, где магия соседствует с огромными боевыми роботами. Игра может похвастаться крутой системой прокачки (опыта здесь нет как такового, а параметры чара повышаются путем взятия ачивок), динамичной боевкой с кучей комбо и возможностью стать Богом.
Вот только забагованность и криво работающий CryEngine 4 пока не дают проекту реализовать весь его потенциал.
В разработке: The Outer Worlds
В этой экшен-РПГ с видом от первого лица разработчики собираются рассказать нам историю неудачливого колониста, который проспал лишние 70 лет и прилетел к далекой планете, когда она уже была обжита человечеством.
Нас ждут разборки как со злобными корпорациями и кланами колонистов, так и с не очень дружелюбным коренным населением, живущим на пока не освоенных частях экзопланеты. Релиз игры ожидается в конце лета 2019 года.
Ну можно поспорить с тем, что Пиларс лучшая их игра, мне кажется КОТОР гремел сильнее 🙂 Хотя Пиларс тоже неплохи, но мне, изучившему второй «Балдур» вдоль и поперек, как-то быстро надоели. Хотя может быть это я просто старею и играть некогда, Original Sin вот тоже забросил…
Пожалуй, сильнее гремел первый КОТОР, который от BioWare 🙂
Это да, все время путаю, кто что разрабатывал с этими первыми и вторыми частями 🙂 В моем сознании BioWare и Obsidian периодически сливаются воедино 🙂 Но все равно ИМХО второй КОТОР популярнее Пиларсов был, хотя сравнить сложно :))) И обе игры хороши 🙂
За мем про гусей в Альфа протоколе автору отдельный респект, выдает истинного профи :)))