- Разработчик: Firaxis Games
- Издатель: 2K
- Дата выхода: PC — 21 октября 2016, Switch — 16 ноября 2018, PS4, Xbox One — 22 ноября 2019
Последней игрой серии, посетившей консоли, была Civilization Revolution, и это было еще в 2008 году. Потребовалось 11 долгих лет, прежде чем франшиза вернулась на экраны ТВ и, надо сказать, ожидание того стоило – перед нами не идеальная, но очень хорошая адаптация Civilization VI.
Разработчики учли, что игроки будут находиться на расстоянии от экрана большем, чем при игре в РС-версию. Поэтому консольная версия встречает увеличенными шрифтами и более крупными элементами интерфейса, чем в Civilization VI для ПК. И это, с одной стороны, порождает недочеты, вроде надписей, которые наползают друг на друга (особенно на карточках политических курсов). С другой – игровые меню и кнопки удобно структурированы и разнесены по сторонам экрана, поэтому ваша цивилизация не скрывается за нагромождениями иконок и таблиц.
Что касается управления с помощью геймпада, это удобнее, чем может показаться. Правым стиком вы двигаете камеру, левым – перемещаете курсор. В меню можно задействовать бамперы и триггеры, чтобы быстро переключаться, например, между лидерами других цивилизаций, а многие действия не требуют отдельного нажатия кнопки – к примеру, чтобы выполнить дальнобойную атаку, достаточно выбрать юнит и указать на врага.
Если сравнивать с управлением мышью, здесь геймпад все еще проигрывает: в консольной версии приходится совершать лишние движения там, где на ПК хватало простого наведения курсора. Впрочем, в такой неспешной игре, как Civilization VI, это не раздражает, и в целом можно говорить, что адаптация игры выполнена на твердую «четверку» (по пятибалльной шкале, конечно же). Разобраться с нюансами поможет подробная система обучения, а за возможность руководить цивилизацией, удобно устроившись на диване перед большим ТВ можно и потерпеть некоторые неудобства – ну, или подключить мышь к консоли.
В остальном же консольная Civilization VI – это все та же «Цивилизация». Немного урезанная по возможностям, — так, в мультиплеере могут играть не более четырех человек на одной карте, а в одиночной игре количество ИИ-соперников ограничено одиннадцатью; кроме того, поддержки модов здесь нет, а кроссплатформенного мультиплеера не предвидится, — но такая же затягивающая, точно так же следующая незабвенному принципу «еще один ход – и спать».
Все геймплейные механики остались на месте, и игрок, знакомый с РС-версией, не увидит разницы, запустив консольную. Более того, кажется, что разработчики слегка подтянули ИИ противников, сделав тех более агрессивными и сообразительными. По крайней мере, при игре на РС (а мне довелось провести не один десяток часов в смешанных хотсит баталиях с другими игроками и ИИ) огорчало, что враги редко пользуются авиацией и практически не ставят шпионам других задач, кроме хищения казны. Здесь же они «поумнели» и стали понимать, что район «Аэродром» строится не красоты ради. В результате кажущаяся легкой война затягивается на добрую сотню лет, отбирая немало сил и нервных клеток.
Итак, перед нами множество цивилизаций, каждая с уникальными пассивными бонусами, юнитами, районами и зданиями. Выбор страны зависит от ваших целей: Македония при Александре подойдет для воинственных игроков; Норвегия во главе с Харальдом установит господство над морями; Россия, ведомая Петром Великим, станет идеальным выбором для жаждущих экспансии стратегов; Франция с Екатериной Медичи стремится достичь культурной победы и сильно портит жизнь соседям своими шпионами. И так далее. Возглавив цивилизацию, вы должны привести ее к победе одним из путей: военным, научным, культурным, религиозным, дипломатическим.
В Civilization VI вам предстоит строить города и районы, расширять границы своей империи, соревноваться с соперниками в количестве возведенных чудес света, налаживать торговлю и дипломатические отношения, а при необходимости – и воевать. Постепенно вы будете продвигаться по древам развития науки и культуры, постигать новые технологии и открывать новые типы правительств, выбирать карточки, которые дают определенные бонусы, и апгрейдить юнитов – от воинов с дубинками до современных танков, бомбардировщиков и РСЗО. Игра заставляет тщательно планировать развитие, – буквально, на сотни лет вперед, – и не позволяет расслабляться: здесь всегда есть что строить, исследовать и улучшать.
Однако базовая игра содержит лишь малую часть контента, приготовленного разработчиками для будущих дополнений. На PS4 и Xbox One можно отдельно приобрести основную версию Civilization VI и комплект DLC, который включает Rise and Fall и Gathering Storm (на Switch комплект также поступил в продажу). И это тот случай, когда придется раскошелиться, ведь дополнения полностью перекраивают игру, наполняя ее новыми возможностями. В России, кстати, действуют региональные цены для PS4: базовая версия обойдется вам в 2899 рублей, а комплект дополнений – в 2849 рублей, тогда как в других странах и на Xbox One придется выложить $59.99 и $49.99 соответственно.
Итак, DLC Rise and Fall дополняет «Цивилизацию» системой «исторических моментов» – так называются любые свершения подконтрольного вам народа, будь то открытие чуда природы, достижение определенного количества жителей в городе или привлечение великого человека. Каждый момент приносит очки, которые суммируются: в зависимости от достигнутого к концу эры результата, вы перейдете в Золотой, провалитесь в Темный или останетесь в Обычном веке – с соответствующими бонусами устремления, действующими на протяжении всей эры.
Здесь же появилась механика лояльности и институт губернаторства. Каждый город вашей империи будет получать очки лояльности, зависящие от благополучия и других факторов. Если лояльность падает, город может взбунтоваться и отделиться от государства, а то и самостоятельно присоединиться к более успешному соседу. Чтобы держать города в узде, необходимо отправлять в них губернаторов, которых к тому же можно прокачивать, получая различные бонусы.
В Gathering Storm изменений еще больше. Большой акцент сделан на дипломатию: вы получаете больше возможностей по взаимодействию с соседями на политической арене, можете задавать цели на Всемирном конгрессе, созывать внеочередные заседания, связанные с различными кризисами, а также устраивать масштабные международные соревнования, за победу в которых сможете получить ощутимые бонусы.
Еще одна важная механика дополнения – влияние цивилизаций на климат планеты. Угольные и мазутные электростанции дают стране много энергии, но за это придется расплачиваться повышением уровня моря и участившимися стихийными бедствиями. Построив город неподалеку от вулкана, приготовьтесь к возможному извержению, а прилегающие к реке клетки неизбежно будут затапливаться во время разливов. Конечно, в игре появилось очень много районов и построек, позволяющих адаптироваться к изменениям климата.
Кроме всего прочего, дополнения добавляют в Civilization VI новых лидеров и страны, чудеса света и природы, мирных и боевых юнитов (включая огромных боевых роботов). Поэтому настоятельно рекомендуется не ограничиваться базовой версией игры, а расширить геймплейные возможности контентом и механиками из DLC.
Civilization – это одна из лучших, если не лучшая, 4X-франшиз, и шестая часть достойно ее представляет. Если вы любите вдумчивые и многогранные стратегии, игра обязательно должна быть в вашей коллекции. Ну а выбор платформы, – РС, PS4, Xbox One, Nintendo Switch, iOS, – это уже исключительно дело вашего вкуса!