Cubiq.ru

Обзор Paper Mario: The Origami King – Бумажная симфония

Игры Nintendo – совершенно уникальный феномен геймдизайна. Оставаясь верной философии «игры должны быть для всех», японская компания продолжает разрабатывать совершенно невероятные произведения. Даже на не самом мощном железе ей удается создавать яркие и красочные миры, заставляющие забыть о технических ограничениях, а обманчиво «детская» внешность скрывает за собой хардкорность, временами не уступающую какой-нибудь Dark Souls. Все это в полной мере касается и Paper Mario: The Origami King, о которой мы расскажем в этом обзоре.

Mario уже больше трех десятков лет является ведущей франшизой Nintendo. За все эти годы пухленький усатый итальянский водопроводчик успел отметиться, пожалуй, во всех игровых жанрах, начиная от классических платформеров и заканчивая гонками, RPG и даже стратегией. Игры о нем не формируют единую серию, но объединены общими персонажами, концепциями и мотивами, поэтому о них очень часто говорят как об «играх про Марио».

Тут стоит отметить, что фанатом игр Nintendo я тоже никогда не был, повторяя ошибку многих геймеров и считая их слишком «детскими». Да, покупая Switch, я держал в голове Breath of the Wild, но не из-за нинтендовского наследия, а скорее наоборот, из-за сходства с более традиционными RPG с открытым миром. А вот к Марио особого пиетета не было – последний раз я играл во «что-то про Марио» еще на «Денди». Но посмотреть очередную знаковую новинку все же хотелось.

RPG или нет?

Все как в JRPG

Paper Mario – отдельное ответвление франшизы, где, как и следует из названия, наш усатый герой приобретает бумажную форму. Switch – моя первая консоль Nintendo, так что сравнить впечатления от игры с предыдущими частями не получится, но насколько мне известно, все они представляют собой RPG про бумажную реинкарнацию Марио.

Говоря об RPG, хочется сразу предупредить хардкорных фанатов жанра – не стоит ждать от мультяшной игры про бумажного человечка в бумажном мире с возрастным рейтингом 6+ D’n’D-шной детальной ролевой системы и массэффектовских моральных дилемм. Однако здесь, как и у «больших» RPG, есть сюжет, концепция мира, какие-никакие параметры персонажа, карта, снаряга и даже боевая система.

В целом жанр Paper Mario, как и в случае со многими играми Nintendo, особенно про Марио, определить в рамках сложившихся стереотипов довольно проблематично. С виду это вроде забавная адвенчура с элементами головоломки-платформера, но все механики раскрываются постепенно, и через какое-то время понимаешь – здесь довольно много от JRPG. И большое количество диалогов, и система инвентаря и меню, и пошаговая боевка, и даже музыка.

На музыке стоит остановиться отдельно. Пожалуй, это первое, чем цепляет игра, начиная со стартовой заставки. Мелодии сложные и красивые, наполнены звучанием различных инструментов – под такой саундтрек хочется жить и играть. Композиторы постарались на славу, поэтому играть нужно обязательно со звуком. В портативе – в наушниках. Иначе можно потерять львиную долю удовольствия.

Этот бумажный мир

Сеттинг игры представляет собой волшебный мир, полностью сделанный из бумаги. Как и всегда в нинтендовских играх, он нарисован очень ярко и сочно, прекрасно смотрится на экране консоли и наполнен забавными деталями, часто имеющими сюжетное и геймплейное значение – например, отклеенный уголок можно «оторвать», открыв потайную дверь.

Сюжет игры простой и незатейливый – Марио и Луиджи на своем верном карте едут в замок Принцессы Пич, пригласившей их на фестиваль Оригами. Но на месте их встречает странное запустение, а Пич ведет себя несколько странно. Практически сразу выясняется, что ее разумом завладел Король Оригами, превративший некогда мирных плоских жителей королевства в злобных «Сложенных солдат» (Folded Soldiers) и решивший положить конец беззаботной жизни тоадов. Естественно, мы в роли Марио на пару с сестрой злодея по имени Оливия, не принявшей сторону брата, должны спасти это бумажное королевство.

Марио против оригами

Для спасения мира от дальнейшего складывания в оригами в нашем распоряжении есть молоток, которым можно разносить разнообразные препятствия и применять в бою; мешочек конфетти, заделывающих прорехи в самой ткани бумажной реальности, созданные злодеем; фирменный прием Марио с прыжками на врагов; ряд других полезных предметов, которые можно купить или найти в ходе приключений. Именно на их покупку мы и собираем монетки, разбросанные по игровому миру.

В плане геймплея большая часть игры, за исключением сражений, представляет собой приключение с элементами головоломки-платформера. Под уже упомянутый прекрасный саундтрек мы гуляем по бумажному миру, находим разные интересные предметы, решаем задачки, продвигаемся дальше. Поначалу все кажется простым и детским, но это впечатление очень обманчиво.

Вернее, на первых порах все и правда просто, но плавно и понемногу в наши приключения изящно вплетаются достаточно хардкорные элементы. Некогда простые бои заставляют серьезно напрячь извилины, платформинг становится все более и более изощренным, а «ненужные» грибы для восстановления здоровья начинают быстро расходоваться.

Иногда некоторое однообразие игрового процесса разбавляется неординарными головоломками с интересными механиками. Например, «магические круги» с управляемыми движением длинными руками 1000-Fold-Arms позволяют дотянуться до удаленных предметов, оторвать закрывшую дверь бумагу или накостылять боссу. А по мере прохождения игры таких способностей открывается все больше.

Те самые магические руки

Приключение линейное – пока мы не выполним определенные необходимые условия, дальше по сюжету не продвинемся. В случае затруднений можно попросить подсказку у Оливии, нажав «X». Однако, мир не представляет собой «коридор» – передвигаться по нему в определенных пределах можно свободно, заделывая при помощи конфетти разрывы, спасая Тоадов и собирая коллекционные предметы. В меню ведется соответствующая статистика.

Музей наших приключений

В локации-хабе – городке Toad Town – есть музей наших приключений, где по мере получения этих «ачивок» раскрываются различные экспонаты. Кроме того, из музея можно быстро перемещаться в другие локации при помощи труб. Еще в городе есть магазины и боевая лаборатория, но для открытия каждого здания сначала придется спасти его владельца.

Покой нам только снится

Боевая система – один из немногих спорных моментов игры. Если не единственный. Наткнувшись в игровом мире на враждебное существо, мы переносимся в особое «боевое» измерение, представляющее собой арену круглой формы, разделенную на кольца и сектора. Марио находится в центре арены, враги разбросаны по ней более или менее хаотично. Своего рода местный вариант пошаговых сражений из JRPG.

В начале каждого хода у нас есть возможность несколько раз передвинуть кольца или сместить врагов между секторами, чтобы выстроить их необходимым образом для соответствия нашей зоне поражения. Если это нам удается, сила атаки увеличивается, и в большинстве случаев разделаться со злодеями удается за одну серию ударов, особенно если в кульминационные моменты вовремя нажимать «А». В противном случае враг делает ответный ход, нанося урон Марио, который можно попытаться заблокировать – тоже кнопкой «A» с грамотным таймингом.

Позиция выбрана – все враги под ударом

Процесс постоянно поддерживает в напряжении – время на передвижения ограничено. Его можно докупать за монетки, но тогда каждое сражение будет идти в убыток. Также можно призвать на помощь ранее спасенных в приключениях Тоадов (тоже не бесплатно) или обратиться за советом к Оливии.

Босс занял наше место

Сражения с боссами немного отличаются, но тоже требуют выставления колец. На этот раз в центре арены находится противник, а Марио мы должны провести по стрелочкам к уязвимому месту босса, закончив путь специальным значком действия.

Если первое время эти головоломки с кольцами кажутся забавными и необычными, то спустя пару десятков боев от них очень сильно устаешь. Игра бы ничего не потеряла, будь здесь чуть больший акцент на платформинге и сражения непосредственно в локациях приключений – тем более, что технически это вполне реализовано. Бои с некоторыми крупными противниками представляют собой мини-головоломки, где надо уворачиваться и бить молотком, без перехода в боевой режим. Можно также прыгнуть на обычного врага или тоже его ударить, но уничтожение с одного удара удается только после прокачки героя, и то не всегда.

Прокачки в традиционном смысле здесь, кстати, нет – и если в «обычных» RPG она бы компенсировала рутину сражений, то в Paper Mario ее отсутствие является первым демотивирующим фактором, заставляющим этих сражений избегать. Параметры персонажа растут при получении специальных сердечек Max Up Heart – они разбросаны в строго определенных местах приключения и поднимают максимальный уровень здоровья и урон от атаки.

Nintendo вновь на высоте

Все помнят, что нужно делать?

Paper Mario радует ненавязчивым фан-сервисом. Многое в мире игры выглядит шутливым напоминанием о других играх про Марио – и путешествия по большим трубам, и огненные «вертушки», и знакомые предметы, и забавные диалоги. К сожалению, игра не переведена на русский язык. С пониманием сюжета и задач никаких проблем возникнуть не должно, но вот большую часть юмора без знания английского (и основных моментов франшизы Марио) можно не уловить.

Сюжетно необходимая рыбалка. Обратите внимание на то, как нарисована вода

Технически игра исполнена просто безупречно. Не стоит забывать, что это игра Nintendo – и это заметно с самой стартовой заставки, когда джойконы в руках начинают приятно вибрировать, показывая возможности HD Rumble. Многие механики завязаны на управление движением – например, упомянутые «магические круги» или рыбная ловля. Оптимизация идеальная, все работает быстро и плавно. Время загрузки не превышает нескольких секунд. Контраст со многими играми сторонних разработчиков просто разительный.

Твоя принцесса в этом замке!

Приключения бумажного Марио стали для меня довольно необычным опытом. После изматывающих сражений и напряженного менеджмента скудных ресурсов XCOM 2 путешествие в сказочный мир ощущается глотком свежего воздуха. Конечно, фанатизма не появилось, но игра определенно оставляет впечатление качественно сделанного продукта. Именно так и нужно делать игры для Switch.

Поэтому на мой взгляд, Paper Mario: Origami King понравится не только фанатам ее главного героя. Прекрасная музыка, интересные головоломки и красочный мир способны затянуть любого, кто хотя бы ненадолго готов отвлечься от повседневной рутины и отправиться в красивую сказку.

Рейтинг читателей0 Оценок
0
Плюсы
необычная концепция мира
яркий и красочный видеоряд
поразительный саундтрек
идеальное техническое исполнение
интересные механики
Минусы
неудачная боевая система
отсутствие русской локализации
9
Monty Loveless

Monty Loveless

Играю больше 20 лет, переводчик и редактор первого российского издания Книги рекордов Гиннеса для геймеров 2008 года. Множество сопутствующих интересов, от оружия и военной техники до фэнтези, гаджетов и железа. Большой поклонник классических RPG, но всегда открыт чему-то новому, особенно если в нем есть хоть что-то, помимо собственно новизны.

В центре внимания

Аватар
Сколько кнопок нужно игровой мышке? Рассказываем в обзоре HyperX Pulsefire Raid!
Holler Box