Cubiq.ru

Восстань и воссияй: Серия игр Half-Life

История легендарной серии компьютерных игр, посвященных приключениям отважного ученого-физика, внезапно оказавшегося последней надеждой человечества в борьбе с инопланетными захватчиками.

У каждого геймера имеется своя правда насчет того, какой проект больше других достоин звания лучшего шутера всех времен и народов. И, наверное, такой подход будет самым верным и справедливым, ведь «на вкус и цвет все фломастеры разные». Однако есть одна игра, чье название при упоминании заветного словосочетания «Лучший FPS» звучит куда чаще других. Более того, оно даже стало в некотором роде нарицательным, обозначая в числе прочего самую совершенную и идеальную игру на свете, а также олицетворяя собой некую игру-мечту, которая, быть может, так никогда и не появится.

Речь идет о Half-Life, причем определение «лучшая» в данном случае будет вполне уместным для любой части этой замечательной серии. По мнению самых смелых и оптимистически настроенных игроков, в том числе и для несуществующей Half-Life 3, возможность появления которой уже в течение многих лет и вплоть до настоящего момента остается открытым вопросом.

Мы решили немного освежить в памяти то, с чего все начиналось, и проследить славную историю выдающейся во всех отношениях серии игр Half-Life.

Half-Life (1998)

Когда жанр FPS казался уже вполне сформировавшимся и не способным удивлять, миру интерактивных развлечений явилось чудо под названием Half-Life. Случилось это в 1998 году, причем стоит отметить, что никаких великих знамений и серьезных предпосылок этому грандиозному событию не предшествовало. Все случилось как-то само собой.

Начнем рассмотрение этой выдающейся игры мы не с сюжетной составляющей, а с ее главного героя, создавая образ которого Valve Corporation, кажется, решила пойти вопреки всем устоявшимся принципам и правилам, и который выступает неизменным протагонистом во всех основных играх серии Half-Life за исключением некоторых дополнений. И, несмотря на всю свою нетипичность и противоречивость, именно этот герой стал одним из популярнейших персонажей мира видеоигр!

Центральным действующим лицом является молодой (на момент первой части ему 27 лет) и не очень разговорчивый ученый-физик Гордон Фримен, участвующий в секретных экспериментах научно-исследовательского центра «Черная Меза». Полная противоположность большинству перекачанных, неубиваемых и не особо обремененных интеллектом героев из экшенов. Причем даже в рамках своей научной профессии Гордон находится далеко не на первых позициях, исполняя роль этакого мальчишки-ассистента, толкающего тележку с исследуемыми материалами и нажимающего нужные кнопки и рычаги под распоряжения более мудрых и важных мужей науки. Плюс его характерная внешность, сдержанное и даже какое-то скромное поведение, и абсолютная молчаливость, явно противопоставленная чрезмерной болтливости большинства крутых героев, сыплющих остротами и шуточками по любому поводу. И вдруг именно этому, совершенно неготовому к встрече с опасностями парню судьба отдает тяжкое бремя по спасению человечества!

Конечно, изначально в первой части он пытался спасти самого себя, а также прочих выживших сотрудников «Черной Мезы», но в дальнейшей перспективе его роль стала куда значимее, и эта задумка сыграть на контрастах и сделать столь нетипичного героя в итоге оказалась поистине гениальной.

Если продолжать тему особенностей сторилайна Half-Life, то от большинства шутеров на ПК история отличается очень мощным элементом «научности». Разумеется, все представленные в ней технологии и устройства являются вымышленными, но при этом досконально продуманными, весьма эффектно и натуралистично представленными. И за счет этого (и некоторых других факторов) у игры сформировалась такая насыщенная и неповторимая атмосфера, вызывающая явные ассоциации с лучшими произведениями золотого века сай-фай.

Плюс инновационная на момент релиза подача сюжета, неразрывно связанная с игровым процессом, когда игрок в лице Гордона Фримена ощущает свое непосредственное участие во всех происходящих событиях, а не просто наблюдает за их развитием посредством видеороликов или скучных брифингов между миссиями. А последнее было очень распространенным явлением среди шутеров конца 90-х.

Далее обратим свои взоры на место действия и геймплей – элементы, важность которых для любого FPS трудно переоценить. И в Half-Life они определенно имели революционное значение. «Черная Меза» — огромный научный комплекс, представленный в игре не отдельными изолированными и никак не связанными между собой локациями, а как единая хорошо продуманная модульная система, позволяющая игроку свободно перемещаться (с недолгими загрузками между определенными зонами) по огромным пространствам. Более того, такие перемещения туда и сюда, исследование окружения и взаимодействие с его объектами были ключевым фактором дальнейшего продвижения по сюжету. Решение действительно непростых логических задач в Half-Life было равнозначной частью игрового процесса, наравне с перестрелками.

Перестрелки также получились неповторимыми и увлекательными. Ибо сражаться здесь приходилось как с диковинными и непредсказуемыми в своем поведении существами из иных миров, так и с бойцами подразделения HECU. А на более поздних этапах еще и с более продвинутыми черными оперативниками. Причем все противники-люди обладали тактически грамотным ИИ.

Оружия в игре оказалось предостаточно – 14 уникальных единиц. Причем оно было представлено как вариациями привычных автоматов и пистолетов, так очень необычными образцами, разработанными в стенах комплекса или имеющими инопланетное происхождение. Ну и нельзя не упомянуть про фирменную монтировку (она же фомка или лом) и защитный костюм H.E.V., ставших своего рода фетишами серии.

Подводя итог первой части, можно отметить, что каждый ее элемент (сюжет и способ его подачи, место действия, уникальный игровой процесс, противники и, разумеется, вытекающая из всего этого атмосфера) стал существенной и неотъемлемой частью той революции, которую принесло появление Half-Life.

Купить

Half-Life: Opposing Force (1999)

Первое дополнение для первой части, вышедшее на ПК в 1999 году. Действие Opposing Force разворачиваются параллельно сюжету оригинальной игры, но отображает все происходящее глазами нового героя – бойца Адриана Шепарда, прибывшего на место в составе сил спецподразделения HECU для устранения угрозы и предотвращения утечки информации.

Купить

Half-Life: Blue Shift (2001)

Второе дополнение для Half-Life, появившееся в 2001 году. Главным героем является Барни Калхаун – охранник «Черной Мезы», фигурирующий и в последующих играх серии. Опять же, действие Blue Shift происходит одновременно с событиями оригинальной игры, но все происходящее отображено с позиции нового героя.

Купить

Half-Life: Decay (2001)

Третье и последнее самостоятельное дополнение для Half-Life, изначально предназначенное в качестве эксклюзива для PlayStation 2, но позже портированное группой поклонников также и на ПК. Действие Half-Life: Decay представлено от лица двух новых героинь и разворачивается в момент катастрофы в «Черной Мезе». Игра рассчитана на кооперативное прохождение для двух игроков в сплит-режиме.

Игра изъята из продажи в официальных цифровых сервисах

Half-Life 2 (2004)

В 2004 году выходит Half-Life 2, которая продолжает события первой части спустя двадцать лет, для главного героя, Гордона Фримена, пролетевших в одно мгновение, ибо все это время он пребывал в состоянии стазиса.

Интересная особенность заключается в том, что хотя сюжет новой игры разворачивается в той же вселенной, что и в первой части, все окружение и атмосфера ощутимо поменялись. И дело даже не в том, что игрокам встречается совершенно иной технологический уровень (графика, физика, анимация, визуальные и графические эффекты), а в том, как грамотно разработчики смогли развить и расширить изначальную концепцию выдуманного ими мира, не разрушив при этом ее целостности и взаимосвязи. Ведь серия Half-Life считается одной из немногих, чей сеттинг и сюжет могут похвастаться удивительной глубинной и проработанностью, а также сотнями мельчайших деталей, отсылок и прочих взаимосвязанных элементов, постоянно притягивающих к себе внимание.

Вернемся к сюжетной завязке Half-Life 2. Фримен пребывает в Сити 17 и обнаруживает, что Земля находится под властью инопланетной цивилизации Альянс, чьи интересы представляет марионеточное земное правительство во главе с Уоллесом Брином, установившее жестокий тоталитарный режим.

Вскоре силы «Гражданской обороны» Сити 17 вычисляют присутствие чужака и начинают его преследование. Именно с этого момента и начинаются основные приключения Фримена и его борьба за освобождение Земли совместно с членами Сопротивления.

Как и ранее все сюжетное повествование происходит прямо через геймплей, без видеовставок. И за счет этого все действие производит эпичное и сильное впечатление. Причем такой прием все еще сопряжен с чувством новизны и оригинальности, несмотря на то, что перекочевал из первой части. Во многом это связано с уже отмеченной ранее неожиданной эволюцией сюжетной основы, принесшей новое окружение и атмосферу. Да и размах некоторых ключевых сцен стал более впечатляющим, а сами они более кинематографичными и зрелищными.

Сражения в Half-Life 2 также используют продвинутую идею вариативности и разнообразия из первой части, основываясь на изобилии врагов, грамотном ИИ, оригинальном оружии. Причем бои гармонично чередуются с решением интересных головоломок, основанных на различных физических манипуляциях, что не позволяет геймплею сойтись в сплошной поток однообразных перестрелок. Еще в игре появился транспорт, вносящий свою ощутимую лепту в общее разнообразие процесса, стала заметнее роль напарников, будь то случайный отряд повстанцев или Аликс Вэнс — верная спутница и один из самых ярких персонажей Half-Life 2.

Кстати, в эмоциональном плане сражения также отличаются пестротой: тут и адреналиновые погони, и пугающие хоррор-бои в темных помещениях с зомби, и тактические сражения с участием сил Сопротивления, и безбашенные заезды на аэроглиссере, и многое другое.

Подводя итог Half-Life 2, хочется, опять же, отметить мастерское умение разработчиков неожиданным образом использовать свои предыдущие наработки, введение в знакомый сеттинг ощущение новизны и неизведанности, а также доведение каждого элемента игры до совершенства.

Купить

Half-Life: Source (2004)

С Half-Life: Source все просто – это официальное переиздание первой части на новом движке Source, вышедшее в 2004 году. Изменения в ней по большой части незначительные и не столь ярко выраженные, как хотелось бы. Даже визуально игра мало отличается от оригинала. Тем, кто хочет попробовать действительно преображенную Half-Life 1998 года, можно порекомендовать неофициальный ремейк Black Mesa, запущенный в 2012 году. Работы над ним все еще не завершены, однако большая часть глав игры уже готова. Предварительную версию Black Mesa можно скачать в сети.

Купить

Half-Life 2: Episode One (2006)

История Half-Life 2 осталась явно незаконченной, и сюжет самостоятельного дополнения Half-Life 2: Episode One, вышедшего в 2006 году, стал ее прямым продолжением.

Действие Episode One происходит в Сити 17, откуда Фримен и его постоянная спутница Аликс должны выбраться до того, как взорвется Цитадель Альянса.

В Episode One используется более совершенная версия Source, чем во второй части, что позволило реализовать в ней более качественную графику и различные новые эффекты. Рядом с игроком постоянно находится Аликс, и геймплей вынуждает игрока постоянно взаимодействовать с ней самым разным образом.

Купить

Half-Life 2: Episode Two (2007)

Второй из трех запланированных эпизодов для Half-Life 2, вышедший в 2007 году. Игра является прямым продолжением своих предшественниц, и содержит в себе лишь незначительные изменения: чуть более совершенную графику, не столь линейный геймплей, большое количество отрытых пространств, новые возможности для гравипушки и так далее.

Купить

Half-Life 2: Episode Three

Третий из анонсированных, но так до сих пор и не вышедший эпизод Half-Life 2. Дальнейшее его будущее, как судьба всей серии, остается тайной, которую Valve упорно не хотят раскрывать.

Half-Life 3

Ну, вот мы и добрались до завершающего и наиболее волнительного момента – обсуждения Half-Life 3. Несуществующая игра, которая, возможно, никогда и не появится, и тем не менее, сумевшая взбудоражить все игровое сообщество, став объектом бесчисленного множества мемов и фэйков.

Сегодня армия геймеров бескомпромиссно разделена на два лагеря: тех, кто уверен, что третья часть уже никогда не выйдет, и тех, кто не сомневается, что время Half-Life 3 непременно наступит. Более того, это будет новый хит от Valve, который, как и два предшествующих проекта, в очередной раз принесет в жанр приятные потрясения.

shym

Первое знакомство с видеоиграми состоялось в раннем детстве, в парке аттракционов, где был павильон с аркадными автоматами. С тех пор игры стали главным развлечением в жизни, а порой кажется, что и чем-то большим…

Комментировать