FlatOut (2004)
Студия BugBear Entertainment, основанная в 2000 году, с самого создания (и по сей день) специализируется только на гоночных играх. Выпустив раллийный симулятор Rally Trophy и симулятор гонок на монстр-траках Tough Trucks, игроделы задумались о создании проекта, который был бы одновременно реалистичным и веселым, позволял игрокам разрушать все, что они увидят на трассе, и вместе с тем действовать осторожно, чтобы не уничтожить свой автомобиль. Так появилась FlatOut.
В 2004 году в жанре аркадных гонок практически не было игр с достойной системой разрушаемости локаций и повреждения автомобилей. Толкание с соперником не имело никаких последствий для машины игрока, а вхождение в поворот «по стенке» было весьма распространенным.
FlatOut показала, что можно играть и по-другому. Учитывая, что автомобили в игре мялись и постепенно выходили из строя, если получали слишком много урона, геймерам приходилось управлять аккуратнее: следить за обстановкой на трассе, не подставляться под удары, сбрасывать скорость перед поворотами.
Хотя при этом игра задавала эдакое хулиганское настроение. Гонки без правил сами по себе подталкивают вести себя агрессивно, а еще больше к этому мотивировала возможность разбивать любые объекты на дороге и устраивать ловушки соперникам. Удачно подтолкнув вражескую машину по направлению к столбу, игрок наблюдал за тем, как ее пилот, пробив лобовое стекло, отправляется в полет. С этой же механикой было связано несколько мини-игр, где нужно было, выбросив водителя из машины, сбить максимальное количество кеглей или набрать как можно больше баллов в дартс.
Большое количество режимов, относительно достоверное управление автомобилями, красивая графика, реалистичная физика и модель повреждений, веселый, но в меру хардкорный игровой процесс – у FlatOut были все предпосылки, чтобы стать хитом. И игра им стала, получив положительные отзывы от критиков и геймеров.
FlatOut 2 (2006)
Сиквел последовал в 2006-м, и здесь BugBear учла замечания к первой части. Геймплей оригинальной игры понравился многим, но не всем пришлась по душе ее весьма высокая сложность. Поэтому игровой процесс продолжения стал более аркадным: физика и управление были упрощены, а повреждения уже значительно меньше влияли на состояние машины – другими словами, к серьезным последствиям на трассе могла привести лишь потеря колеса, да и то, нужно было хорошо постараться, чтобы довести до такого.
Также разработчики решили сосредоточиться на зрелищности и общей атмосфере гоночного шоу. Соперники теперь – не безликие болванчики, а ЛИЧНОСТИ, каждый со своей предысторией, характером и особенностями поведения на дороге. На локациях же появилось больше взрывающихся объектов, что прибавляло игре экшена и вариативности в способах устранения гонщиков.
Наконец, появилось четкое разделение автомобилей на классы: спорт, дерби, уличные гонки и трюки, с отдельными режимами для каждого из классов. Это разнообразило геймплей и заставляло привыкать к разным машинам по мере прохождения игры. Конечно же, еще в FlatOut 2 была улучшена графика, добавлен новый саундтрек (преимущественно рок) и расширен список режимов.
Главная фишка – возможность отправить водителя в полет через лобовое стекло – осталась на месте, а к ней прибавилось несколько новых мини-игр. Пресса и игроки приняли проект с восторгом, а многие издания давали ему статус лучшей гоночной игры 2006 года.
FlatOut: Ultimate Carnage (2007)
К выходу консолей седьмого поколения разработчики решили переиздать вторую часть серии с новой графикой и контентом. Так появилась FlatOut: Ultimate Carnage, которая вышла на Xbox 360 и РС. Игра расширила список водителей-соперников с 8 до 12, получила новые режимы, обновленные трассы и новый саундтрек. В остальном же контент Ultimate Carnage ничем не отличался от контента FlatOut 2, поэтому среди положительных отзывов были и отрицательные – от тех, кому хотелось не переиздания, а полноценной третьей части.
FlatOut 3: Chaos & Destruction (2011)
И она вышла, но только спустя четыре года. BugBear к тому времени покинула серию, поэтому разработку триквела отдали студии Team6, которая до этого выпустила спин-офф FlatOut для консоли Wii.
FlatOut 3: Chaos & Destruction получилась ужасной. Это была плохая игра, плохая гоночная аркада, худший представитель своей серии. Некомфортное управление и странная физика дополнялись слабым ИИ, скучными режимами и кошмарной, мыльной графикой, щедро сдобренной блюром и размытием, из-за чего изображение в динамике превращалось в какую-то кашу. Причем во многих моментах Chaos & Destruction выглядела хуже, чем вышедшая за четыре года до нее Ultimate Carnage.
Такой провал надолго похоронил франшизу. Разработчики первых двух частей, кстати, годом позже отметились гоночной игрой Ridge Racer Unbounded, неидеальной и вторичной, зато зрелищной и динамичной.
FlatOut 4: Total Insanity (2017)
Для разработки четвертой части понадобились целых шесть лет и новая студия – Kylotonn, в чьем портфолио значился раллийный симулятор WRC 5. FlatOut 4 вышла на ПК и восьмом поколении консолей – PS4 и Xbox One, и могла похвастать симпатичной картинкой с фирменной разрушаемостью, адреналиновыми заездами по асфальту и бездорожью, режимами карьеры и мультиплеера.
Конечно, на месте остались любимые поклонниками мини-игры, в которых можно было вдоволь поиграться с рэгдолл-моделью гонщика, выбрасывая ее через лобовое стекло автомобиля.
Авторы FlatOut 4: Total Insanity постарались как можно точнее воспроизвести первые две части серии, и их боязнь проколоться была настолько велика, что игра попросту не получила ничего нового – все это геймеры уже видели раньше, так что единственным отличием от прошлых выпусков стала улучшенная графика. Нельзя сказать, что это очень плохо, памятуя о провальной третьей части, но ни шедевром, ни хитом игра не стала.
Что касается дальнейшей судьбы серии, о ней пока ничего не известно. Возможно, где-то в недрах игровых студий уже куется пятая FlatOut, а может, продаж четвертой части оказалось недостаточно, чтобы издатель заказал продолжение. Время покажет.
Купить (PC) Купить (PS4) Купить (Xbox One/Series X|S)
Wreckfest (2018) Правильный FlatOut?
После второй части FlatOut студия BugBear Entertainment прекратила работу над серией, но осталась верна ей. В гоночной аркаде Wreckfest явно прослеживаются корни знаменитой гоночной линейки, да и сами разработчики не скрывают этого.
История создания Wreckfest была долгой и непростой. О разработке игры BugBear объявила еще в 2013 году. Затем последовали неудачная Kickstarter-кампания, поиски издателя (им в итоге стала компания THQ Nordic) и ранний доступ, в котором проект находился целых пять лет. Наконец, летом 2018 года гоночная игра вышла на ПК, а спустя год – на консолях PS4 и Xbox One.
Что же представляет собой Wreckfest? Это все те же гонки на выживание с разнообразными трассами, старыми развалюхами в качестве транспорта, проработанной физикой и потрясающей моделью повреждений, которая позволяет буквально сминать автомобили в гармошку. Большой выбор режимов (есть даже гонки на комбайнах и газонокосилках), внушительный автопарк, вполне современная картинка, мультиплеер – теперь, чтобы играть в FlatOut, не нужно скачивать первые игры серии.