- Разработчик: Square Enix, Toylogic Inc.
- Издатель: Square Enix
- Дата выхода: 23 апреля 2021 года
В 2010 году на консолях PlayStation 3 и Xbox 360 вышла action RPG NieR, представленная в двух версиях: первая носила название NieR (в Японии – Nier Gestalt), и рассказывала о мужчине, который пытается вылечить смертельно больную дочь, а вторая была доступна только в Японии и только на PS3, получила подзаголовок Nier Replicant и была посвящена приключениям парня, искавшего лекарство для смертельно больной сестры.
Такая разница обусловлена мнением разработчиков, которые посчитали, что западным игрокам будет более близка история отца и дочери, нежели брата и сестры. Что ж, теперь весь мир может взглянуть на события культовой игры с новой перспективы, ведь в основу ремастера легла именно Nier Replicant.
Итак, действие игры разворачивается в постапокалиптическом мире, где люди отсиживаются за стенами укрепленных поселений, а снаружи бродят опасные твари. Именно здесь протагонист приступает к поискам лекарства для своей сестры Йоны. Вскоре после начала путешествия он находит говорящую магическую книгу по имени Гримуар Вайсс, которая становится его спутником и наделяет новыми способностями.
И это не единственный компаньон главного героя. В ходе приключения к нему присоединяются удивительные персонажи – чего только стоит девушка Кайнэ, чей изящный образ сильно диссонирует с тяжелым характером и потоком ругательств, которыми она одаривает монстров.
Удались и NPC, что встретятся парню. Тут есть и статисты, единственная задача которых – выдавать герою поручения, и личности, важные для сюжета, и торговцы, предлагающие пополнить инвентарь расходниками и другими предметами. Жаль только, что некоторые детали в многочисленных (и полностью озвученных) диалогах можно упустить, если вы плохо владеете английским: NieR Replicant ver.1.22474487139… не переведена на русский язык, и, хоть сложность текстов здесь находится на уровне школьной программы, это может стать барьером для части игроков.
Впрочем, с этим еще можно смириться. А вот с ужасно раздражающим бэктрекингом (быстрое перемещение открывается далеко не сразу) и частыми загрузками – нет. Типичная ситуация в игре – получить квест в поселении-хабе, отправиться в другую локацию, выполнить его и вернуться обратно для отчета о выполнении. И все это – через несколько полупустых коридорных областей с возрождающимися монстрами и загрузочными экранами между ними. А квесты могут быть не только боевыми – иногда придется бегать туда-сюда, чтобы просто поболтать с NPC.
Конечно, в это время можно наслаждаться приятными пейзажами – и некоторые локации в NieR Replicant ver.1.22474487139… действительно живописны. Но также многие из них бедны деталями, а из индустриальных районов, вроде свалок и фабрик хочется сбежать поскорее. Графику в ремастере подтянули, но не настолько, чтобы можно было сравнивать его с современными играми. Картинка неплохая – не более того.
Однако есть кое-что, мотивирующее задержаться в отдельных областях игры – саундтрек, сменяющийся от одной территории к другой. Мне никогда не надоедали мелодии игровых локаций, и частенько хотелось остановиться и вслушаться в льющуюся из динамиков музыку, а некоторые треки прямо-таки запали в душу. Это и неудивительно: саундтрек писал Кэити Окабэ, композитор NieR: Automata, которая также могла похвастать потрясающим музыкальным сопровождением.
С Automata игру роднит и боевка – быстрая, яростная, динамичная. Это слэшер, в котором вы весело рубите врагов, чередуя слабые и сильные удары мечом и магические атаки Гримуара. Персонаж качается автоматически, новые умения осваиваются по мере роста в уровнях и сюжетного прогресса, а игрок свободен лишь в выборе оружия и использования «слов» – пассивных абилок, с помощью которых можно, например, увеличить урон или наделить меч стихийным эффектом.
Причем гибкая настройка сложности позволяет выбрать степень контроля героя. Вы можете самостоятельно решать, когда бить холодным оружием, в какой момент ставить блок и какое магическое умение применять, а можете отдать часть этих команд на откуп ИИ: на низком уровне сложности есть возможность включить автобой и задать элементы, за которые он будет отвечать: магия, рукопашный бой, блок, уклонение или даже все сразу. Если вы хотите просто насладиться сюжетом и созерцать эффектные сражения, не принимая в них участие – почему бы и нет?
Правда, в этом случае вы пропустите возможность бросить себе вызов в стычках с боссами. Каждый из них впечатляет своими размерами, постоянно меняет стратегию боя и не стоит на месте, а некоторые враги могут даже покинуть поле брани и перебраться на другую арену, заставив игрока искать путь к новому месту. Рядовые противники не доставляют особых проблем, но с боссами мне пришлось попотеть.
Если сложностью игрок управляет по своему усмотрению, то жанры игра сменяет самостоятельно, и с завидной частотой. Это не только экшен от третьего лица, но и платформер, дьяблоид, хоррор с фиксированной камерой в духе классических Resident Evil, текстовый квест и много что еще. Это типично для игр Йоко Таро – как и типичен многослойный сюжет с несколькими концовками, полностью понять который можно лишь пройдя игру на каждую из них.
NieR Replicant ver.1.22474487139… бесит и восхищает одновременно. Старомодная, затянутая, с пустыми и скучными локациями, игра заставляет продираться через себя ради хорошей истории, захватывающей боевки и великолепной музыки. Если вы знакомы с NieR Automata, то в Replicant получите примерно то же, но с новыми героями и сюжетом (а также кивками в сторону Automata), а если раньше не сталкивались со вселенной NieR, этот проект станет отличной точкой входа в нее. Но будьте готовы к определенным неудобствам и условностям.