- Разработчик: Capcom
- Издатель: Capcom
- Дата выхода: 26 марта 2021 года (Switch), 2022 год (ПК)
У Capcom явно есть продуманный план по расширению аудитории, и это не может не радовать. Вышедшая на «больших» консолях и ПК Monster Hunter World, несмотря на легкое недовольство «истинных фанатов» серии, стала настоящим триумфом, а дополнение Iceborne укрепило этот успех.
Новая Rise продолжает эту стратегию, и для покорения наших геймеров у игры есть как минимум три козыря. Во-первых, это существенно большая по сравнению с предыдущими консолями Nintendo популярность Switch. Во-вторых — отличная локализация (настолько отличная, что я пишу о ней сразу здесь). Наконец, в 2022 году запланирован релиз на ПК, что порадует хардкорных «пекабояр», которых так много на постсоветском пространстве.
Буйство и котики
Первое, что требуется от игрока в Rise – создать своего персонажа. И не одного, а сразу трех – в Камуре каждый охотник может брать с собой двух спутников, боевого и ездового пса Паламута (в мире игры животные более правильно называются Собакками, с двумя к, а Паламут – это что-то вроде профессии) и котика (Котта) Палико. И скажите, как не влюбиться в игру, где можно выбирать тембр мурчания своего котика? А потом появится еще и Ухут – милая сова, которую можно покормить и приласкать.
Сюжета в традиционном его понимании в игре практически нет. Наш герой – молодой охотник на монстров из деревни Камура, где это ремесло является традиционным. Расположилась эта деревенька где-то на отшибе в горах и явно вдохновлена средневековой Японией – природа, архитектура, имена персонажей и даже кухня однозначно указывают на Страну восходящего солнца.
В самом начале похожий на постаревшего Росомаху старейшина Фугэн рассказывает, что родной деревне угрожает страшное бедствие под названием Буйство – безудержное нападение огромной массы монстров. Кому же, как не нам, предстоит его остановить? Вот, в принципе, и все, что мы узнаем о сюжете – дальше знания о мире раскрываются по мере выполнения заданий.
За родную деревню
Краткая прогулка по деревне на фоне прекрасных видов и цветущей сакуры знакомит нас с самыми важными местами и персонажами. В своей комнате можно менять комплекты снаряжения и обстановку, в зале заданий – отправляться на квесты для нескольких охотников, в кузнице у Хамона – улучшать оружие и доспехи, торговец Кагэро продает разные нужные товары, дрессировщик Иори тренирует спутников, повар Йомоги готовит данго – хит местной кухни, повышающий характеристики перед заданием.
И это лишь некоторые из них – полное описание всей деревни заняло бы две таких статьи, к тому же, в знакомстве с ней есть отдельное удовольствие. А благодаря системе быстрого перемещения и подробному туториалу, который всегда можно освежить в памяти через меню, вы точно не потеряетесь.
После экскурсии мы отправляемся на свои первые задания. Выдают их две сестры, милые девушки виверианской расы – эдакие «японские эльфы», практически неотличимые от людей, за исключением острых ушек, по сравнению с привычными нам эльфами чуть сильнее расставленных в стороны.
Все задания делятся на две категории, задания деревни и задания зала. Задания зала от младшей из сестер, Миното, предназначены для кооператива. Это отдельная и очень важная грань геймплея, но серверы игры были закрыты, поэтому оценить их мне не удалось. Задания деревни выдает старшая сестра по имени Хиноа – именно они продвигают по сюжету и раскрывают новый контент.
У каждого задания есть уровень сложности в виде определенного количества звезд. Чтобы получить доступ к новому уровню, все квесты выполнять не обязательно – достаточно будет лишь определенного количества ключевых заданий, отмеченных специальным символом. Однако, я бы рекомендовал сначала полностью разобраться с более простыми квестами, а затем переходить к заданиям посложнее – так будет легче.
Помимо основных заданий можно брать побочные у самой Хиноа или других жителей деревни (на карте всегда видно, кто хочет с нами поговорить). Как правило, они сводятся к добыче заданного числа определенных ресурсов, хотя иногда, например, требуется сфотографировать какого-нибудь монстра.
Ловись монстр, большой и маленький
Подтвердив получение задания, мы можем одним нажатием кнопки отправиться в локацию его выполнения, при первом посещении которой нам покажут кат-сцену об этом месте. Но сначала есть возможность пробежаться по деревне, подготовить снаряжение, закупиться припасами и, конечно же, полакомиться данго.
Каждая локация, традиционно для серии Monster Hunter, представляет собой полноценную экосистему, живущую по своим законам. Монстры могут быть агрессивными и равнодушными по отношению к игроку, охотиться друг на друга и по-разному вести себя в зависимости от времени суток. Особенно радует в Rise то, что локации в игре целостные и бесшовные, как в World.
Целью задания может быть относительно безобидный сбор ресурсов, убийство заданного количества мелких монстров или охота на монстра крупного. Крупные и мелкие монстры в игре отличаются фундаментально. Именно в охоте на «крупную дичь» и раскрывается вся сущность Monster Hunter.
Если мелкие монстры – это банальные «мобы», которые ложатся с пары ударов, то крупного так просто не взять. Понадобится оптимально подбирать снаряжение (частично его придется делать самому – в игре есть крафт), мастерски владеть оружием, применять приманки и ловушки, не забывать лечиться и в целом использовать все многообразие механик, которые придумали для нас разработчики.
На любой вкус
Пожалуй, как раз в огромном разнообразии механик и кроется секрет популярности серии. «Монхан» — это не про сюжет, это про охоту. Да, это гринд, и убийство одного крупного монстра, в принципе, нужно лишь для того, чтобы получить доступ к новым материалам для снаряжения, с которым будет проще убить (или поймать живым, чтобы получить больше ресурсов) еще одного крупного монстра – и так практически до бесконечности, потому что даже при формальном «прохождении» игры игроку доступно целое море эндгейм-контента. Но как же здорово все это реализовано!
Одних только видов оружия в игре 14 (четырнадцать!), каждое – с уникальными приемами, тактикой применения и даже интерфейсом, в том числе знаковые для серии Глефа насекомых и Копьепушка, явно вдохновленная ганблейдами из восьмой «финалки». Любой сможет подобрать стиль игры в соответствии со своими предпочтениями. Весь арсенал не смог охватить даже великолепный туториал, поэтому для постижения всех тонкостей охоты придется читать о применении оружия самому и немало тренироваться – благо, для этого есть все условия.
Помимо оружия в нашем распоряжении ловушки, приманки, разнообразная местная живность с особыми свойствами и особая фишка Rise – Прутожуки. Эти невероятно полезные насекомые позволяют охотнику прыгать, как Человек-паук, бегать по стенам, выполнять особые атакки и даже седлать крупных монстров. Езда на монстре – еще одна особая механика с самым разнообразным спектром применения, от запуска жертвы с разгона в стену до сражения с одним монстром верхом на другом.
Несмотря на то, что игра числится «ролевым экшеном», прокачки как таковой в ней нет. Все снова завязано на охоту – после убийства очередного крупного монстра обновляется дерево развития оружия и список доступных для производства доспехов, и охотник получает возможность сделать из полученных с мертвого монстра материалов новое снаряжение, повышающее его характеристики.
Звучит сложно – и говоря откровенно, это действительно так. Но игра, как уже говорилось, создает все условия для вдумчивого изучения. Туториал очень хорош, но читать его нужно внимательно. Помимо обучения не стоит пренебрегать доступными из меню «Охотничьими записями», где можно освежить в памяти информацию о монстрах и приемах работы с оружием. И это я еще не писал про разные вспомогательные фишки типа разведки и рыбалки, но для полного раскрытия всех нюансов понадобится не обзор, а гайд. И наверняка не один.
Сложно, но красиво
Особой похвалы заслуживает техническая реализация игры. Игра сделана на движке Capcom RE Engine, который использовался в Resident Evil 7 и Devil May Cry – и в первые минуты игры просто не верится, что малышка Switch на такое способна.
Графика просто великолепна и выглядит достойно даже на фоне некстгена, слегка размытые текстуры видно только если очень сильно присматриваться, и все это – без бесконечно долгой загрузки и заметных просадок частоты кадров, как в доке (756p, интерфейс в 1080p), так и в портативе (540p, интерфейс 720p). Игра выдает 30 кадров в секунду, но железобетонно стабильные.
Под стать графике и саундтрек – традиционно сильная сторона японских игр, но здесь они превзошли самих себя. Играть без звука – просто преступление, мелодии погружают в мир игры и заставляют забыться, а фоновую песню Камуры (в стартовом меню игры ее поет Хиноа) хочется поставить на повтор.
В очередной раз отмечу локализацию – на русском здесь только текст и без мелких недочетов перевода не обошлось, но сделано явно с душой. Получилось даже довольно неплохо передать юмор и перевести стихи и песни в кат-сценах.
Единственным техническим недостатком игры я бы назвал управление. Это даже не вполне недостаток в традиционном понимании этого слова – просто за счет огромного количества механик и разнообразия оружия управление получилось достаточно сложным, а интерфейс – несколько перегруженным. С непривычки чувствуешь себя будто бы в кабине истребителя, но для фанатов серии это скорее «не баг, а фича». В любом случае, рассказать об этом стоит.
Вперед, на охоту!
Monster Hunter Rise попыталась вобрать в себя все лучшее, что было в серии – как основы из выходившей на Nintendo классики, так и новые идеи из World. И это вполне получилось – Rise стала достойным продолжателем франшизы и наверняка понравится как давним фанатам, так и новичкам. Разнообразие и сложность механик и управления поначалу подавляют, но если их освоение затягивает, то приносит отдельное удовольствие. Хотя это, конечно, дело вкуса.
А если говорить о Monster Hunter Rise в контексте Switch, то платформа, на мой взгляд, получила еще один system-seller, что особенно приятно в условиях нынешнего дефицита новых игр на фоне пандемии и перешедших на некстген конкурентов. В принципе, для Monster Hunter на консолях Nintendo в этом нет ничего необычного, но, как бы то ни было, Switch получила отличный эксклюзив, пусть и временный. Хотя последнее тоже в некоторой степени плюс – ПК-геймерам определенно стоит в очередной раз приобщиться к серии и расширить свой игровой кругозор.