Cubiq.ru

Обзор Humankind — Новый столп жанра 4Х

Начнем с главного: Humankind довольно сильно отличается от Civilization – настолько, что взращенному на «Циве» игроку потребуется пара-тройка партий, чтобы разобраться, как тут все устроено. Несмотря на то, что игры выполнены в одном жанре – 4Х-стратегия, ощущаются они совершенно по-разному. Какой получилась новая игра от Amplitude Studios и SEGA – рассказываем в обзоре.

  • Разработчик: Amplitude Studios
  • Издатель: SEGA
  • Дата выхода: 17 августа 2021 года

Страшно сказать, сколько часов наиграно у меня в играх серии Civilization; сначала в четвертой, затем в пятой, а после – и в шестой части, на РС и PlayStation. Все благодаря режиму hotseat, который позволяет играть вдвоем на одном компьютере, делая ходы по очереди. Humankind заинтересовала меня как альтернатива исследованной вдоль и поперек «Цивилизации», однако, как оказалось, хот-сит режима в этой игре нет. Впрочем, и без того она нашла чем меня порадовать.

Итак, перед нами стоит привычная задача – выбрать цивилизацию и провести ее через ряд эпох, написать новую историю человечества и постараться покорить остальные народы. Хотя, в начале игры «цивилизация» – пожалуй, слишком громкое слово: так, небольшое племя, которое состоит из кучки разведчиков и даже не может основать город.

Humankind

Да, в отличие от Civilization, где можно заложить столицу империи уже на первом ходу, в Humankind вам придется сначала немного разведать карту, открыть интересные места, поохотиться на живность – а уже после заложить аванпост, который через некоторое время можно улучшить до полноценного города. И так с каждым последующим поселением: вы сперва устанавливаете аванпост, а затем либо присоединяете его к ближайшему мегаполису, либо превращаете в самостоятельный город.

Территория в игре поделена на клетки-гексы, но также разбита на большие области, которые вы «столбите» при создании аванпоста. Тут не надо лихорадочно скупать близлежащие клетки после основания города, пока их не захватили предприимчивые соседи: все, что в пределах занятой области – ваше. Это избавляет от ситуаций, когда ИИ лепит «одноклеточные» города вдоль границ вашей империи, как часто бывает в Civilization VI.

Humankind

В Humankind нет поселенцев, и также нет строителей. Районы, постройки в центре города, чудеса света – все строится автоматически. Выбор большой: одних районов тут около десятка, от земледельческого до научного, а ведь еще есть вспомогательные здания, вроде городской стены, казарм или водяной мельницы. И каждая такая постройка приносит разные бонусы: без района, что производит пищу, ваш народ будет голодать и город перестанет расти; а район, который генерирует очки влияния, позволит строить больше городов и чаще принимать социальные институты.

Также нельзя забывать о производстве, торговле, религии, стабильности в государстве. Последний ресурс очень важен: недовольные жители начнут бунтовать, лояльность города снизится, и он того гляди еще и отделится от империи, пустившись в вольное плавание.

Humankind

В общем, строить придется много и часто, благо, этот процесс почти не отвлекает внимание от других, более важных дел: игра услужливо подскажет, где выгоднее разместить тот или иной специализированный район, подсветит на карте редкие ресурсы, над которыми можно установить шахты и мастерские, разметит разными цветами типы ландшафта. Вы и без подсказок поймете, что на «зеленой» клетке лучше разместить поле, а на каменистой – промышленный район.

Наконец, еще один тип построек в Humankind – чудеса света. Разработчики избавили игроков от досадных ситуаций, когда цивилизация-соперник строит чудо света раньше вас, когда вы уже потратили на него десяток-другой ходов. Тут чудеса присваиваются заранее, за определенное количество очков влияния, и вы не можете построить новое, пока не достроили предыдущее. К счастью, можно объединять усилия городов, буквально пустить все ресурсы империи на возведение чуда света, и тогда шесть десятков ходов, отведенных на строительство, сократятся до дюжины.

Humankind

Все эти районы и чудеса нужно где-то размещать, но недостатка в свободном месте не возникает. Города в игре смело растут вширь и действительно похожи на настоящие мегаполисы, занимая десятки клеток. А если потребуется еще расшириться, можно присоединить к городу территорию соседнего аванпоста вашей империи, а то и нескольких – это вызовет рост нестабильности, но даст доступ к новым клеткам и ресурсам. Позже открывается возможность объединять города, и к тому же, старую-добрую аннексию соседей никто не отменял.

И раз уж зашла речь о войне, отмечу одно из ключевых отличий Humankind от серии Civilization: в игре Amplitude Studios боевые юниты складываются в отряды, причем в отряд могут входить разные типы бойцов. К примеру, группа из восьми юнитов может состоять из конных лучников, мушкетеров и пикинеров, что сделает ее универсальной боевой единицей.

Humankind

Другая особенность – наличие автобоя и возможность разместить солдат на поле боя перед сражением. Автобой неплохо отрабатывает в атаке при численном и военном превосходстве, но пасует в обороне: иногда мои мощные отряды проигрывали более слабым отрядам оппонента. Если решите вмешаться в ход битвы, то сможете расставить бойцов с учетом их слабых и сильных сторон, а также особенностей ландшафта (например, лучников стоит разместить в тылу и на возвышенности).

Еще армии могут осаждать города, что снижает народную поддержку правителя страны-противника. А когда сочтете нужным – войска пойдут на штурм городских стен, и либо падут, либо передадут побежденный полис в ваше распоряжение.

Humankind

Вообще, война – дорогое и неблагодарное удовольствие в Humankind. В Civilization мне нравилось иногда запускать апокалиптические сценарии, в ходе которых мои танки, РСЗО и шагающие роботы уничтожали город за городом, лишая соперников надежды на спасение. Наблюдать за тем, как спесь какой-нибудь Клеопатры сменяется мольбами о пощаде и готовностью отдать все деньги, ресурсы и артефакты – бесценно.

Здесь же вам не дадут одним махом уничтожить врага. Как только военная поддержка его населения (это ресурс, который зависит от множества факторов, например, количества завоеванных городов или условий объявления войны) упадет до нуля, он сдастся, и у вас не будет иного выбора, кроме как принять капитуляцию, однако вы сможете потребовать репарации: например, отдать город, выплатить крупную сумму золота, а то и принять побежденного под свой вассалитет и управлять его внешней политикой.

Humankind

Это открывает немало перспектив, но сам процесс ведения войны истощает. ИИ в Humankind не глупит, а напротив – способен на хитрые финты: например, может отправить пару-тройку отрядов на вашу территорию, пока вы заняты сражениями возле его городов, и оттяпать несколько областей. В целом, конфликты здесь довольно непредсказуемы, и иногда невозможно угадать, куда заведет опрометчивое оскорбление оппонента.

В остальном с дипломатией в игре все хорошо: есть договоры и союзы, торговля, претензии и требования. Цивилизации по-разному относятся к вам, в зависимости от вашей славы и влияния, военной мощи, научного прогресса и других факторов. Немаловажным при этом станет фактор личностных характеристик правителя: вон тот очень завистлив, другой хочет дружить со всеми, а третий всегда держит слово и не прощает обид. Ваш аватар, как и персонажи лидеров других цивилизаций, полностью озвучен, а его внешность вы можете настроить перед началом игры.

Humankind

В Humankind очень много разных цивилизаций, и выбор одной из них на старте не значит, что она останется с вами до самого финала. Точнее, может остаться, но только если вы сами того захотите. Со сменой эпох, от древности до современности, вы сможете выбрать ту культуру, черты которой продолжат победное шествие вашего народа по земной тверди. Египтян сменяют римляне, которые уступают место японцам, а те в свою очередь освобождают территорию для поляков, австро-венгров, советских людей.

У каждой нации свои особенности: например, римляне заточены на экспансию, возводят триумфальные арки, которые укрепляют стабильность в империи, а их казармы выпускают умелых преторианцев. Франки – эстеты, предпочитают дипломатию войне, строят научные здания, но при необходимости могут постоять за себя с помощью тяжеловооруженных милитов. А поляки воинственны, полагаются на мощные крепости и стремительных крылатых гусар.

Humankind

Черты каждой культуры дополняют друг друга, переходят между эпохами, пока не заменяются другими, более совершенными особенностями. В каждой из эпох есть цели-звезды, которые даются за различные деяния – научные открытия, создание районов, рост населения и так далее. Чем больше звезд – тем ближе переход в новую эру, поэтому в Humankind важно развивать империю во всех направлениях вместо того, чтобы сосредоточиться, например, на милитаризме или экономическом благополучии.

Игра получилась не только богатой механиками, но и красивой. Карта чрезвычайно детализирована: над горячими озерами поднимается пар, в северных районах неспешно падает снег, а по дорогам мегаполиса деловито снуют автомобильчики. Если вызвать сюжетное событие (такие здесь периодически случаются в виде небольших текстовых квестов с несколькими вариантами выбора), то над домами и площадями могут вспыхнуть фейерверки, а облик каждого города зависит от цивилизации и эпохи, в которую он был построен.

Humankind

Смущает во всем этом великолепии лишь обилие визуального мусора: иногда бывает непросто разобраться в нагромождении иконок, особенно при открытых границах, когда по вашим землям снуют десятки юнитов. Да и назначение районов не всегда «читается» интуитивно.


В Humankind нужно вникать. Даже оставившему за плечами десятки партий в Civilization игроку придется потратить некоторое время на освоение всех особенностей проекта, что уж говорить о новичках, решивших начать знакомство с 4Х-стратегиями именно с этой игры. Многое пришлось оставить «за кадром», чтобы не растягивать обзор: загрязнение природы, развитие религии и ее влияние на общество, научные исследования, особенности принятия социальных институтов, атомную войну и так далее. Впрочем, куда интереснее познавать эти особенности самостоятельно, а мне остается лишь подвести итог: Humankind – еще одна хорошая стратегия, которая по достоинству займет место рядом с величайшими представителями жанра.

Рейтинг читателей3 Оценки
10
Плюсы
Множество переплетающихся культур
Интересная система захвата территорий и занятия городов
Богатая дипломатия
Красивая графика
Минусы
Чтобы разобраться в механиках, нужно немало времени
На поздних этапах игры сильно падает частота кадров
8.5
Юлия

Геймер со стажем (предпочитаю одиночные игры). Люблю истории, которые нам рассказывают видеоигры, но считаю, что геймплей должен быть выше сюжета, даже если это симулятор ходьбы. Также интересуюсь современной гик-культурой, музыкой и кино.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
В центре внимания
Следите за новостями в нашем Telegram-канале