- Разработчик: Tarsier Studios
- Издатель: BANDAI NAMCO Entertainment
- Дата выхода: 11 февраля 2021 года
Вышедшая в 2015 году Little Nightmares – без преувеличения шедевр, отличный платформер с элементами головоломки и хоррора.
Следуя приключениям маленькой девочки по имени Шестая в огромном корабле-Чреве, игроки были шокированы непредсказуемыми поворотами событий и запоминающейся развязкой. Дополнения проливали свет на тайны Чрева, но не отвечали на все вопросы относительно лора и сюжета игры.
Что ж, сиквел придерживается схожей тактики, предлагая самостоятельно додумывать детали истории. Это не плохо, и ранее подобный подход неоднократно применялся в успешных, даже культовых, проектах – например, Inside от студии Playdead. Тем не менее меня повествовательная часть Little Nightmares II несколько разочаровала. Впрочем, обо всем по порядку.
Итак, главным героем выступает мальчик Моно, который приходит в себя где-то посреди леса рядом с телевизором. Отправившись в путь, он быстро добирается до дома, в котором встречает ту самую Шестую и, объединившись с ней, направляется дальше – в город, жители которого зомбированы странной Передачей, исходящей от телевышки.
В ходе приключения персонажи преодолеют ряд характерных локаций, в каждой из которых найдется немало поводов для страхов. В глуши напарников будет преследовать злобный охотник с ружьем, в школе они столкнутся с неадекватными детишками и длинношеей учительницей, в больнице их поджидают ожившие манекены, и так далее. Сам город воздействует угнетающе, не оставляя ни одного светлого пятна, за которое можно было бы зацепиться в поисках надежды. Я не знаю, что случилось с этим миром, но четко вижу – его уже не спасти.
Разработчики умело играют с образами, и удивительно метко задевают самые чувствительные струны души. Чего не отнять у Little Nightmares II – так это зрелищности и завораживающе-отвратительного дизайна монстров: как минимум парочка из них обязательно будут являться вам во снах после прохождения игры. Чего вы боитесь? Кукол? Манекенов? Отрубленных конечностей? Больниц? Может быть, находить неестественные черты в привычных вещах? Будьте уверены: у Tarsier Studios найдутся кошмары на любой вкус.
Конечно, многие сцены, декорации и чудовища позаимствованы авторами из других хоррор-произведений – скорее всего, намеренно: перед нами эдакий сборник «страшилок», в котором скомпилированы жуткие истории и отсылки к культовым фильмам и играм. Несложно провести параллели с Resident Evil VII, первой игрой серии Silent Hill, «Сиянием», «Призраком дома на холме»; некоторые подаются прямо «в лоб», другие скрыты более изящно. И это, пожалуй, самая сильная сторона проекта – атмосфера, сравнимая с лучшими хоррорами, обеспечивающая максимально глубокое погружение в игровой мир.
К сожалению, разработчики решили остановиться на ярких образах и не раскрывать мифологию вселенной Little Nightmares. Это сборник «страшилок» в хорошем и плохом смыслах: если вы надеялись больше узнать о судьбе Шестой или выяснить мотивацию Моно – поумерьте свои ожидания.
С нагнетанием таинственности игроделы переборщили: финал приключения оставил меня в легкой фрустрации, а вопросов стало еще больше. Опять же, такой подход имеет право на жизнь, но заинтриговать мрачной, пугающей и завораживающей историей, а затем не объяснить ровным счетом ничего, на мой взгляд, не очень честно по отношению к игроку. В игре есть секретная концовка, для получения которой необходимо отыскать все призрачные фигуры, и она дает еще больше пространства для теорий.
Что касается геймплея, то тут у Little Nightmares II минимум изменений в сравнении с предыдущей частью. Несмотря на появление второго персонажа, на кооператив рассчитывать не стоит: Шестая управляется ИИ, и даже при наличии второго геймпада и сильного желания поиграть за нее не удастся.
Впрочем, искусственный интеллект и сам неплохо справляется с ролью напарника.
Девочка держится рядом с Моно, действует самостоятельно, а при необходимости оказывает помощь: подставит плечо, чтобы подсадить Моно на высокую ступеньку; отвлечет противника, пока герой подкрадывается к нему с молотком в руках; ухватится за импровизированный подъемник, чтобы перебраться через пропасть, а затем протянет ладонь навстречу прыгнувшему товарищу. Героиню можно подзывать к себе и брать за руку, но практического смысла эти механики не несут, и в геймплейных ситуациях не используются – просто милая особенность игры, не более того.
У меня не случалось проблем с «зависанием» Шестой, и, пожалуй, второй игрок только мешался бы в напряженных эпизодах – например, когда необходимо сломя голову убегать от монстра.
Перед нами снова 2,5D платформер, но свободы стало больше. Локации обрели дополнительную глубину, и часто их можно исследовать во всех направлениях: например, ведущий вглубь сцены коридор будет содержать две-три комнаты, в каждой из которых найдется что-нибудь интересное – ключевой предмет или тайник с новой шапкой для Моно.
Увы, иногда эта псевдотрехмерность мешает: несколько раз мне «удавалось» застревать в дверных проемах во время погони. По этой же причине не всегда удается точно определить направление и расстояние прыжка. Хоть чекпоинты и расставлены довольно близко, погибать из-за недочетов геймдизайна никому не захочется.
Не все гладко и с боевой системой. В первой части Шестая была беспомощна; Little Nightmares II же дает возможность дать отпор противнику. Взяв в руки трубу, молоток или какой-нибудь половник, Моно может хорошенько приложить обидчика. Для этого нужно попасть в тайминг точно в тот момент, когда враг приготовится атаковать, и это буквально доли секунды. Местами мне не удавалось вовремя среагировать, а иногда герой промахивался, не попав по нападающему, что приводило к плачевным последствиям – второго шанса игра не дает.
Впрочем, эти проблемы встречаются не очень часто, и не очень влияют на впечатления от игрового процесса. Зато радуют головоломки и испытания: они изобретательны, интересны и в меру сложны, почти не повторяются и уникальны для каждой из локаций.
Так, например, в лесу Моно и Шестой приходится прятаться и убегать от охотника, скрываться, задерживая дыхание, в болоте и укрываться за ящиками, чтобы не попасть под выстрел. В школе необходимо красться мимо учительницы, внимательно осматривать окружение на предмет заготовленных хулиганами ловушек, а однажды – даже проникнуть в стан врага, замаскировавшись под одного из них.
Тут есть испытания на реакцию, логические задачки, стелс-эпизоды и так далее; благодаря часто сменяющимся декорациям и активностям геймплей не надоедает до самого финала. Разве что боссфайтов маловато – хотелось бы больше.
Little Nightmares II можно простить многое. В конце концов, настолько атмосферных и умело использующих хоррор-штампы игр можно посчитать на пальцах одной руки. Тем более в жанре платформер. С другой стороны, выбранный разработчиками вектор повествования может вызвать не самые приятные эмоции. Будьте к этому готовы – и тогда не разочаруетесь.